Источник

Апрель

27-го апреля 1872 года

Четверг Фоминой недели.

21 мая. Воскресение. Неделя о слепом.

К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня (20 октября 1872 г.), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния.

В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей. 30 июня 72 г.

Письма в Рузу. [...].

Сколь должен быть возвышен и велик, чист душею священник, совершающий молитвы о людях пред престолом Божиими и совершающий Страшные Тайны! И сколь бедны и недостаточны мы к такому великому и превысокому делу! Как мы обнищали! Как мы мерзки и бессильны! Где дух святыни? Где дух любви нелицемерной? Где дух кротости и незлобия?.. Где сердце чистое, объемлющее любовию всех как братий, как членов своих?

О, как глубоко поругано естество мое сатаною и в моем естестве человечество! И сам я презрен в очах моих, и люди, даже высокие власти, как ту же скверну греховную носящие! Но я паче всех поруган и осквернен во глубине, и люди предо мною – ангелы! Я должен всех почитать, любить, особенно высокие и низкие власти, как благоденствию моему и Отечеству моему установляемые, ибо это орудия благости Божией, и в свое время и в своем месте каждая из них приносит великую пользу мне и Отечеству, – да приношу же и я свою долю пользы по благодати Божией. 25 августа 1872 года. Пятница.

При чтении акафиста Покрову Божией Матери я ощутил чрезвычайную грубость и черствость сердца от излишнего ядения мясной телячьей студени и фарша мясного с капустой и жирным соусом. Тысячу раз я ощутил себя дурно после пресыщения! Я был сам не свой и дома, и в церкви, и в гимназии. 30 сентября 1872 года. Одиннадцать с половиной часов ночи. Господи, помилуй!

Иметь соль в себе [Мф. 5, 13]. Соль – это есть Дух Святой, освящающий нас, и предохраняющий от грехов, и нетления сподобляющий, от тления же сохраняющий.

Похоть блудную прекращай представлением геенны огненной, в которую будут брошены все блудники непокаявшиеся.

Крепкий чай очень вреден – еще опытно дознал в девятьсотый раз. 23 мая 1873 г.

Для здоровья советуют нервным (слабонервным) вытирать по утрам тело полотенцем, намоченным в комнатной воде, и тотчас вытирать льняным грубым полотенцем. (Михайло Иванович Лихачев 23-го мая в церкви вечером, в нашем соборе.)

В Петербурге купить белой штофной материи для починки подризника и медное кадило. Творения святых отец выписать.

Апостолы постились, уготовляя себя на дело проповеди, – постись и ты, уготовляя себя на дело катехизаторства в будущем 1873 году. Это необходимо.

Прочь все предлоги, все адские крючки ко вражде с ближними, наипаче с присными4. Да прославится в нас имя Господне. Как это я мнил научить домашних деланию не словом разума и кротости, а сердитостию, угрюмостию, молчанием? Грех грехом ли исправляют? Не правдою ли?

Табакокурение – это (с опыта говорю) ловушка диавольская, сосец лукавого, это туман душ и телес, посмраждение воздуха, омрачение ума и сердца, бич и расслабление нервов, лишение благотворного сна и легкого дыхания, лишение благодати Святого Духа, привлечение духов злобы; расслабление тела, новое, нелепое изобретение многострастной плоти, бесполезное и вредное для самой плоти так же, как и для души; воспламенение плотских похотей, ежедневное и бесчисленное всесожжение диаволу, ненасыщаемая алчба, безумное сожигание денег, этих вещественных даров Божиих, данных нам для прямых, существенных потребностей; наглое похищение собственности бедных, ибо избытки, если они есть, суть достояние бедных; опасная и нередко ужасная по последствиям игра истребительным и губительным огнем, образ сатанинского жала, коим исконный враг язвит и мертвит род человеческий; образ и предтеча вечного огня, медленное самосожжение; бич для невинных, нежных созданий – детей, самопроизвольный яд, медленно действующий. – Вот что такое табак и табакокурение! Следует ли после этого курить табак? А что всё сказанное верно, в том нет никакого сомнения: сложи всё сказанное и поверь – итог покажет искомое.

[Цени историю церковную и гражданскую историю.]

Мы не замечаем, что в нас, в наших душах христиан православных течет духовная кровь наших святых отцов и наставников: апостолов, иерархов, мучеников, преподобных, как прославленных, так еще и не прославленных, но руководствующих нас здесь своими писаниями, наставлениями, примером. Своего у нас ничего нет: живем их достоянием, их мудростию, примерами. А в гражданском мире?.. Тоже жизнь законодательная, политическая ведет свое существование историческое сложным историческим путем.

Да не похвалится, Господи, сатана еже отторгнути мя от Твоея руки или ограды5 (Церкви); отторгает нас враг от Господа чрез страсти житейские, чрез ереси и расколы. Горе предавшимся всей душей страстям, горе еретикам и раскольникам!

Видев брата, ты видел Господа, говорят святые отцы (святой авва Дорофей).

27-го апреля

Благодарю Господа, не престающего долготерпеть мне и миловать меня, кающегося. Непрестанно согрешаю, окаянный. Злоба живет и не умирает во мне, ветхий человек свирепствует во мне.

Соборовал сегодня старушку 98-ми лет Евдокию Краюшкину. Крайне тяжело было при соборовании (золотуха пред дождем во внутренностях): невоздержание в пище и питье и нарушение в среду поста, особенно же питье чаю и кофе поутру со сливками и ядение очень масляного московского кулича, наказало меня: в боках моих и в ноге моей левой были точно острейшие, жгучие терны, болен был душой и телом; читал молитвы с трудом крайним; некоторых слов (Пресвятую, Пречистую и других) не мог договорить. Наказан был еще и за то, что с гневом прогнал из своей квартиры одного нищего отрока лет семнадцати. Каюсь пред Богом и прошу прощения.

Пример поразительной простоты и смирения показали [дети] пред соборованием матери их святым елеем: все падали к ней в ноги, прося со слезами прощения. Так все должны смиряться пред своими родителями. А так ли у людей нынешнего века?.. Многие, многие не почитают и обязанностию чтить и питать своих родителей.

Борьба со страстию любостяжания: напутствие Святыми Тайнами было вместе с соборованием, а в случае соединения деньги за труды обращаются в пользу напутствующего священника и дьячка. Молил Господа отъять от меня Иудино сребролюбие, столь пагубное для души, особенно в священнике. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша; бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия!6 Не может быть искреннего благоговения к Богу и искренней любви к ближнему у того, у кого в сердце есть любовь к деньгам: Богу работати истинно и вместе мамоне – невозможно: или единого возлюбит, а другого возненавидит [Мф. 6. 24]. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его [Мф. 6, 33]: искренно люби всех пасомых и искренно молись за них, как за свою душу, – а всё прочее, земное, приложится тебе. Приблизилось Царство Небесное [Мф. 4, 17] – царство земной суеты должно удалиться.

Сень креста – сень Христа. Крест прообразован был чудным жезлом Моисея. Жезл обратился в живого змия в знамение того, что Крест Христов будет живой и животворящий и что он умертвит умертвителя нашего.

Благодаря неядению с вечера, ночь спал спокойно и встал очень легко. И впредь не надо на ночь есть, да и поутру также. 28 апреля. Утро. Пятница Фоминой недели.

28 апреля

Пятница. Благодарю Господа, паки7 оживившего мя причащением животворящих Своих Таин и исцелившего мои немощи душевные и телесные, – ибо Тело и Кровь Господа моего есть жизнь присносущная.

Благодарю Господа, погасившего в сердце моем неприязненное расположение и чувство к сестре моей Анне Константиновне за ее излишнюю требовательность услуг со стороны жены моей и за слишком покойное и бездейственное поведение ее (Анны Константиновны). Благодарю Господа, погашающего и отъемлющего находы страстей, ибо я бываю часто и против воли, и по воле своей и зол, и завистлив, и своенравен, и блуден, и сребролюбив: мгновенный повод, мгновенное увлечение помыслом страстным – [и пошел] писать злое, и адский огонь и насилие зла.

Увы мне: доселе я еще не начал восстановлять в себе черты образа Божия, Который есть единственное, бесценное и вечное мое сокровище, вечное богатство. Доселе я еще не восстановил в себе Божественной кротости и смирения, незлобия, правды и святости, чистоты и целомудрия, воздержания и нестяжания, послушания и всецелой преданности воле Божией; доселе я еще самолюбив, горд и зол, не стремлюсь всеми силами к правде и святости во всем житии, ленив и косен на добрые дела; доселе имею нечистое сердце, лукавое, лицезрительное, раболепное миру, корыстолюбивое, завистливое, сластолюбивое, жадное, скупое, блудное, нетерпеливое, ропотливое, хульное, ленивое, непокорное. Чьи это во мне черты? Противника, диавола и сатаны. О Господи, Господи! Даждь мне возлюбить хотя на конец правду Твою и возненавидеть беззаконие. Даждь мне черту за чертою восстановлять в душе моей Божественные черты образа Твоего, искаженного и оскверненного во мне грехами моими. Даждь мне, Господи, черты этого образа любить паче всякого тленного сокровища мира сего, наипаче же дай мне самоотверженную любовь, которая есть исполнение закона [Рим. 13, 10] и совокупность совершенства [Кол. 3, 14], которая долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует не ищет зла, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся уповает, вся терпит, покрывает, всему веру имеет и никогда не отпадает [1Кор. 13, 4 – 8]. Она есть живая вода, текущая в живот вечный. Она есть правда, мир, свобода, радость во Святом Духе [Рим. 14, 17], без ней я ничто и вся жизнь моя – ничто, все дела мои. 29 апреля 1872 года.

Посмотри на дела свои: ты не жалеешь для своего блеску, роскоши, украшения, услаждения, не говоря об обыкновенных одеждах и обыкновенной пище, жилище, десятков и сотен, иногда тысяч рублей, а бедному или бедным жалеешь копеек или двух-трех, пяти или десяти рублей. Говоришь: каждый день многие просят, все почти одни и те же, а работать не работают – даром не хочу давать. Но ты сам сто раз уверился, что они желали бы работать, но у них нет работы или не в чем работать. Не осуждай их, а дай им на хлеб, на ночлег, одежду; та для них и беда, что они здоровы, а работы нет, что все их осуждают в праздности и лености, бранят их, презирают их, а о приискании им дела не позаботятся. Богатый человек всегда прав, бедный всегда виноват – первый потому, что хищнически захватил в свои руки достояние бедных, ибо неподачи милостыни богатым человеком есть похищение собственности бедного (для него Бог наполняет недра богатых), и потому, что не делающий бедный всегда кажется ему тунеядцем и ленивцем; бедный виноват потому, что кроток, смирен и молчалив, не смея много говорить с надменным богатым, который готов тотчас зажать ему рот и не дозволить ему говорить в защиту себя. В самом деле, как нищему оправдать себя? Он нищий – и этого довольно, чтобы без всяких доказательств и оправданий обвинить его, между тем как и богатство и бедность от Бога: Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает [1Цар. 2, 7]. Невольно припоминаешь слова избранных, смиренных и нищих Божиих, жалующихся у Псалмопевца на притеснения богатых: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых [слав.: поношения гобзующих и уничижения гордых] [Пс. 122, 3 – 4]. Я первый из этих гобзующих и гордых поносителей нищих, хотя и подаю с давних пор ежедневную милостыню, но часто со скорбию и принуждением, а не в простоте и с добрым изволением. Вот вина моя! Но дай, Господи, не быти впредь таковым и подавать милостыню с охотою и добровольно, в простоте сердца. Правда, крайне много нищих, но да подаю по силе.

Как только подошел к тебе нищий, ты уже лукаво, с дурным предубеждением, с презрением и злобою сердца смотришь на него, считая его тунеядцем, лентяем, обманщиком, недоброжелателем своим. Как же ты при таком образе мыслей будешь охотно подавать милостыню. как с любовию и уважением к его личности как человека и христианина? А без этих условий милостыня не будет милостыней и не примется Богом, Которого вся земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней [Пс. 23, 1]. Сам ты и лукав, и горд, и зол, и тунеядец, и лентяй, и блудник, и пьяница: что же себя самого не судишь и не ставишь хуже всякого нищего, а судишь только других строго? Должную осмотрительность и рассудительность, конечно, должно иметь при подаянии милостыни, но с кротостию и снисхождением должно обращаться с бедными, памятуя свою душевную бедность всякой добродетелию и свое неисчетное богатство грехов. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы [Мф. 7, 1 – 2]. Мы все исполнены немощей и все нуждаемся в Помощнике и Враче: будем же снисходительны друг ко другу.

Как вы думаете: нищие и бедные не сыны и не дщери Божии, что они терпят недостаток во всем необходимом, что они презрены в этом мире у богатых и знатных? Не думаете ли уж, что они псы и хуже псов или что они не сыны и не дщери Божии, что они терпят недостаток во всем необходимом, что они презрены в этом мире у богатых и знатных? Не думаете ли уж, что они псы и хуже псов или что они не законные сыны, а вы, напротив, роскошествующие, пресыщающиеся, упивающиеся, вечно играющие, преукрашенные, как подобие храма, златом и сребром, – вы сыны и дщери Божии любимые? Не думаете ли, что вас Божество лелеет и, как мать на коленах, утешает за то, что вы богаты и знатны, что вы живете в богатстве и удовольствии всякого рода и умеете жить в мудрости плоти, что презираете свою братию и оставляете ее голодать и мерзнуть и прозябать без дела? О, если бы Божество так же мыслило, как мы, ослепшие и растленные в начинаниях и во всех предприятиях грешники, то, конечно, можно было бы так думать о богатых и бедных. Но взор Божественный и суд Божественный не то, что наш взор и наши кривые суды. Как отстоит небо от земли, так отстоят пути наши от путей Божиих, и мысли наши от мыслей Божиих [Ис. 55, 9]. Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? [Иак. 2, 5]. Любимцы счастия – большею частию не суть любимцы Божии; эти последние живут большею частию в бедности, в скорбях, болезнях, поношении, изгнании, они несут всегдашний крест в мире сем, они идут путем тесным и входят вратами узкими! Поэтому вы, любимцы счастия, этого слепого счастия, не мечтайте о себе, а вразумитесь и смиритесь. Мир прелюбодейный и грешный награждает своих любимцев за любовь их к нему, а не любящих его преследует и гонит. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек [1Ин. 2, 17]. Вечное же, конечно, лучше преходящего; поревнуем же достигать непреходящих и совершенных благ, преходящие презирая и разделяя их с неимущими, паче же с присными.

Взирая на образ Господа, пригвожденного ко кресту, помяни, что ты, человек, пригвоздился к миру, и в этом пригвождении жалостно весь погибаешь; что для угождения Богу, твоему жизнодавцу, и для спасения твоей многогрешной души ты должен отрешиться от мира и прилепиться, как бы пригвоздиться, к Богу умом и сердцем всеми чувствами твоими. (Благодарю Господа за благую мысль).

Какой многоглавый зверь, какое стоглавое чудовище злое живет во мне? – Это грех, это ветхий мой человек, непрестанно ищущий убить меня и предать меня в руки диаволу. Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Близок ко дну адову Капернаум до небес вознесыйся [Мф. 11, 23]. Этот Капернаум – я, потому что, как и он, я Сына Божия приял в себя чрез крещение и причащение и не радею о покаянии, исполненном плодов благих дел. Увы мне!

А Я говорю вам, говорит Господь, – не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую [Мф. 5, 39]. Зачем же я противлюсь злу сестры моей Анны Константиновны, которое было, но которого, может быть, теперь уже нет в ней в отношении ко мне? Зачем злопамятствую? Зачем тайно кипит во мне дух вражды и мести к ней и злорадства в ее напасти? О, поистине, это дьявольская во мне закваска. Да забуду всё и буду как агнец незлобивый, не помнящий зла. Да молюсь об ней, как о себе, с нежностию брата и отца. Да даст Господь. О, как запинает меня враг злобою! Она уже двадцать раз меня пожалела, а я ни разу не пожалел – жестокое сердце! Господи! Отыми от меня сердце каменное! Такое ли сердце иметь научился я из Евангелия, от причастия животворящего Таинства единения и любви, Тела и Крови Христовой? Так ли я помню слова Господа моего Иисуса Христа: Сие заповедаю вам, да любите друг друга [Ин. 15, 17]? Так и Отец Мой Небесный поступит с вами (предаст мучителям, Дóндеже8 воздадите весь долг свой), если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Матф. 18, 35.

Взять в гимназии книгу о святителе Филарете митрополите9.

Скорбна и тяжка была литургия, та единственная литургия, которую служил Господь Иисус Христос пред лицем Отца Небесного в саду Гефсиманском, у [первосвященников иудейских], у Пилата и Ирода и на Голгофе, – скорбно и тяжко служение литургии и тех священников Иисуса Христа, которые, стараясь жить по образу Его, во образе Его служат литургию, особенно при множестве народа грешного. Потому не удивляйся и не унывай от тех тягостей, теснот и скорбей, которые возвергает на тебя Велиар во время служения литургии или утрени. Ты несешь крест Христов, тебя Господь спрославит во Царствии Своем. 29 апреля. Около 6 часов вечера.

Из-за пресыщения и многопития бывают все немощи, смущения, преткновения на службе.

Я не хочу по самолюбию и гордости сознаться, что отец Матфей во всем лучше меня, а он действительно лучше; я в этом должен сердечно убедиться, да и всех я хуже, и все лучше меня. Аминь.

Всем избыточествую в Господе: зачем же я завидую братии?

Никакой дом человеческий не достоин был принять к себе Богомладенца Иисуса Христа – ясли бессловесных благоволил Он Себе избрать местом Своего рождения, потому что бессловесные кротче словесных людей. И от кого прежде всех принял Бог воплотившийся поклонение и поздравление? – От смиренной и бедной Своей Матери, древодела Иосифа [...], от смиренных и бедных пастырей, как и Сам обнищавший нашего ради спасения. Да не гордятся же никакие палаты человеческие тем, что они приняли в себя Богомладенца. Да не возносится суета человеческая, что она вместила в свои чертоги Господа славы: чертоги для царей и князей да для надменных богачей. Много на них убито денег, много пролито пота и крови и, может быть, горьких слез при постройстве их, много из-за них обижено бедных.

Грех льстит нашему самолюбию, приманивая к себе наслаждением греховным. Но кто знает подслащенный яд смертельный, тот и будет молить Бога, чтобы Он подкрепил душу его в борьбе с грехом.

Сладостна для всякого жизнь, и кто не хочет жить – жить долго, счастливо, блаженно, во всяком довольстве и без забот и без трудов изнурительных, жить без конца? Это предмет желаний всякого. И вот такая-то жизнь ожидает всех, делающих заповеди Божии. Соблюди же заповеди – и войдешь в живот [Мф. 19, 17], потому что здешняя кратковременная, приготовительная, обучительная, греховная жизнь, собственно, не есть еще жизнь, а преддверие жизни.

Для многих имен, слов и речений, молитв, равно как и для целых молитв, часто употребляемых, или для слов Священного Писания, которые должны бы животворить нашу душу, сердце наше как бы умирает, делается бессмысленным и бесчувственным, и эти имена, слова и речения, молитвы как бы умирают для нас, так что для оживления их в нашей мысли и сердце, для воздействия их на душу, для того, чтобы они были животворным началом обновления и деятельности, требуется борьба внутренняя с духами злобы, похищающими от нас жизненность этих благодатных слов, борьба с боязнию, страхом бесовским. Внемли крепко, да не умирает твое сердце постепенно ни для одного слова, влагаемого Церковью в уста твои. Что делает нас хладными, бесчувственными, бессмысленными, мертвыми для живых струй Писания и церковных молитв и песнопений? – Чревоугодие, частое пресыщение, сребролюбие, вообще страсти и пристрастия житейские. Невозможно работать двум господам: для одного будешь жив, а для другого мертв, одному будешь усердствовать, а о другом нерадеть [Мф. 6, 24]. 30 апреля. Воскресение.

Человек так стал грешен, блазнителен, так извратил себя грехом, что и богозданная лепота членов человеческого тела или другого какого создания, лепота чистая, неблазненная делается нечистою и блазнительною для нечистого его сердца, зараженного ядом страстей. Без соблазна человек часто не может и взирать на красоту женскую или мужскую. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [Мф. 5, 28]. Так сласти воюют в наших членах! А между тем мы подливаем сами эти сласти, их отраву, любя наслаждение пищи и питья или услаждения плоти – пение, чтение, зрение.

Господь заповедал нам любовь и общение: как мы сохраняем это завещание нашего сладчайшего Спасителя? Мы разделились все, пять во едином дому разделены, два на три и три на два, дщи на матерь свою и невестка на свекровь свою [Лк. 12, 51 – 53]; одна церковь на другую или одно христианское общество на несколько, не говоря о каждом почти доме.

Во глубине сердца моего кроющиеся страсти смущают, теснят, запинают меня при священнослужении: их надо из глубины сердца с корнем вырвать благодатию Божиею.

Что делает в наших душах ад? Ужасные силы злобы воздвигает против нас, ища заживо поглотить нас. Бодрствуйте, братия, над собою, мужайтесь, крепитесь.

Христианину необходимы нежность, тонкость, чистота чувства, ясность и острота мысли, чтобы сознавать и чувствовать истину, величие и благотворность христианской веры, евангельской истины, христианского богослужения и всю глубину повреждения человеческой природы, ее немощь и мерзость грехов. А для этого необходимо нужны воздержание, молитва, чтение Писания, размышление и углубление в себя. До обедни в воскресение. (Неделя о мироносицах.)

Обедню раннюю служил в крайней тесноте и смущении от коварства злых духов и от действия страстей моих. С вечера я выпил полрюмки водки, стакан большой молока, кушал сыр, желток яйца печеного, пил чай, а не надо было вовсе есть и пить. Поделом вору мука. Теснота в боках крайняя не только за обедней, но и весь день, на всех требах. Точно засорены легкие или дыхательное горло: говорю с крайним трудом, смущением, нервическим раздражением. (Вечером.) Причастился неосужденно по милости Божией. Слава благости бесконечной и долготерпению Господа! За пресыщение я страдаю. Семена заключил в себе: они мучат меня, это лишняя икра моя.

Постоянное курение табаку без чая, кофе и вина производит неестественный жар и остроту в крови и во всем теле, а с чаем, кофе и вином и тем более, а с неестественным жаром в крови и во всем теле возбуждает и усиливает действие страстей. Поэтому курение табаку вредно не только в физическом, но и в нравственном отношении, и христианину курить табак не следует: курение есть по меньшей мере прихоть, и прихоть вредная. Если намащаться благовониями по суду Божию есть грех, то тем более курить табак, и притом постоянно или часто. За каждый глоток дыма дадим ответ Богу. Для дыхания Бог дал тебе воздух, а не дым, а ты дым сделал своею стихиею. Всё излишнее христианин должен отсекать, чтобы излишествами плотскими не отщетить10 своей души, чтобы не сделать ее неспособною к духовной деятельности: к посту, молитве, чтению Писания.

Возрождение духовное человека совершается по премудрому и благостному устроению Божию посредством скорби, тесноты и страдания. Потому не унывай и не упадай духом, испытывая частые скорби и тесноты на пути жизни. Кто дорожит своим спасением и вечною жизнею, тот с благодарностию принимает от руки Господней все скорби и страдания как врачевства. 30 апреля, 12 часов ночи. Священник Иоанн Сергиев, Божиею милостию.

Согрешил пред Богом и ближними тем, что, быв сам виноват в нарушении чести и спокойствия ближнего (например, домашних), сам лишенный спокойствия, винил в том его, а не себя, оправдывая себя и пред другими (посторонними), обвинял его, выставляя его злобу и задор.

Благослови, Господи, жену мою Елисавету и сестру мою Анну Константиновну и мужа ее, иерея Григория.

* * *

4

Присный (церк.-слав.) – всегда близкий, родной.

5

Молитва «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе...» из последования утренних молитв.

6

Собиратель богатств, смотри на удавившегося из-за них! Избегай жадности: вот что она дерзнула сделать с Учителем. Во Святой и Великий Четверток на утрени тропарь, глас 8-й.

7

Паки (церк.-слав.) – опять, вновь.

8

Дондеже (церк.-слав.) – до тех пор, пока.

9

Филарет (Дроздов; 1783 – 1867), святитель, митрополит Московский. Выдающийся церковный и политический деятель. Родился в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской семинарии, а с 1800 года – в философском классе Троицкой семинарии; с особым усердием изучал древнегреческий и древнееврейский языки. В 1808 году принял монашеский постриг. С того же года – инспектор, а с 1812 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии; профессор философии и богословских наук. С 1817 года епископ, с 1826 года и до дня кончины – митрополит Московский. Выдающийся проповедник, его богословие выразилось в первую очередь именно в проповеди, утверждающей идеалы не столько внешне, сколько внутренне деятельного христианства, всецело следующего авторитету Священного Писания и святых отцов. Его перу принадлежит несколько историко-богословских трудов. Едва ли не важнейшим делом жизни святителя, равно как и важнейшим вкладом в отечественную словесность, явился его многолетний труд по переводу Библии на русский язык. Автор «Катехизиса», книги о православной вере, выдержавшей бесчисленное количество переизданий. В 1994 году причислен к лику святых. Память его Святая Церковь совершает 19 ноября (2 декабря).

10

Отщетить (церк.-слав) – сделать тщетным (пустым), лишить чего-либо, оставить ни с чем.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle