схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Епитимия

Епитимия – духовное врачевство.

Цель епитимии – нравственное совершенствование

Священнику предоставляется Церковью право налагать на кающегося во вре­мя Исповеди епитимию, когда в этом есть необходимость. Епитимия в переводе с греческого (2Кор.2,6) – вразумление, определяемое за грехи, по церковным правилам, для уврачевания нравственных недугов, то есть епитимия служит духовным врачевством (4 Всел.Соб. 102 пр.) Врачевством же духовным она называется потому, что назначается по Евангельскому духовному закону и для достижения духовных целей – нравственного совершенствования христианина (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Об епитимиях. М, 2000, с.4).

В чем состоит епитимия

Епитимия, налагаемая духовником на исповедающихся, состоит в различ­ных благочестивых упражнениях и добрых делах, как-то в усиленном посте, в продолжительной молитве, в посещении больных (Там же).

Церковь употребляет епитимии для спасениясвоих чад

Право вязать и решить, данное Господом святым Апостолам и их преемникам, заключается в словах Спасителя: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18,18), «имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин.20,23).

Руководствуясь этой заповедью, Святая Церковь, как мудрая мать, заботясь о спасении чад своих, также всегда была снисходительна к кающимся греш­никам. Церковь не всегда одинаково действовала по отношению к согрешаю­щим членам своим, но иногда поступала строго, иногда снисходительно, иногда употребляла одни меры для вразумления грешников, а иногда другие, сообразуясь с временем, с обстоятельствами жизни. Впрочем, Церковь всегда имела в виду одни намерения при употреблении епитимии – спасение чад своих (Там же, с.4–5).

Епитимия не является наказанием за грехи, но побуждает грешника к раскаянию

Епитимии – эти средства врачевания – не являются наказанием за грехи, но они имеют своей целью побудить грешника к искреннему раскаянию в своих грехах. Духовник должен помнить, что епитимии – это исправитель­ные, а не карательные средства, и состоят не столько в юридическом лишении кающегося благ и прав, предоставляемых Церковью своим членам, то есть участие в церковных богослужениях, Таинствах, а в добровольном исполнении грешником, по указанию духовника, тех или иных благочестивых упражнений, которые служат вместе с тем свидетельством сердечного сокрушения в грехах со стороны кающегося и затем его нравственного исправления «Здесь не истязуют, а дают прощение во грехах» 6 (Там же, с.5–6).

Епитимия – не удовлетворение Богу за грехи, а искоренение греха. Епитимия не составляет собой удовлетворения Богу за грехи, как учит За­падная Церковь, но она является духовным врачеванием, то есть искоренением в человеке тех греховных привычек и наклонностей, которые делают его не­достойным сыном Церкви 7 (Там же, с.6).

Когда не назначается епитимия

Апостол Павел говорит: «Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10,14). Искренне раскаявшимся в своих грехах и принявшим твердое намерение более не возвращаться к прежней греховной жизни духовник может и не назначать вовсе никакой епитимии, представляя дальнейшее их исправление собственному движению их сердца и воли, без всякого ограничения, заповедуя им всегда пребывать в покаянном чувстве, по духу и учению Евангелия.

Призывая всех к покаянию, Предтеча Господень Иоанн не определял никакой епитимии каявшимся мытарям, а только внушал им поступать сообразно с предписанием закона (Лк.3,13).

В житии св.Серапиона говорится, что когда он обратил блудницу ко Христу, то привел ее в женский монастырь, не наложив на нее никакой епитимии.

Духовник может назначать епитимию и может не назначать ее, то есть смотря по тому, как кается грешник (Там же, с.6–7).

Епитимия должна быть направлена против того греха, за который она налагается

Если священник найдет нужным назначить кому-либо епитимию, то он должен обращать внимание на то, чтобы она прежде всего была в точности и прямо направлена против того греха, за который она налагается. Так например: невоздержным, сластолюбивым всего лучше назначить пост и воздержание, рассеянным и до забвения пристрастным к светским удовольствиям – продолжительную домашнюю молитву или частое посещение храма Божия и т.д. (Там же,с.7).

Епитимия должна быть соразмерна степени греха

Епитимии также должны быть назначаемы соразмерно и со степенью наклон­ности грешника ко греху. Если священник станет назначать легкие епитимии за грехи тяжелые, то они, как слабое лекарство, не принесут никакой пользы для кающегося. Поэтому не совсем как должно поступают те духовники, которые за тяжелые грехи назначают чтение одних молитв, например, один раз прочитать какую-либо молитву или положить один раз определенное число поклонов, то есть 7, 10, 12 и т.д. Исполнив такую епитимию, грешник скоро забывает о тяжести своего греховного положения и, таким образом, снова впадает в те же грехи. Только та епитимия может вполне соответствовать своему назначению, которая более или менее постоянно напоминает грешнику об опасности его греховного состояния. А поэтому правильнее будет, если духовник назначит для кающегося в качестве епитимии те же самые поклоны и молитвы, но не на один день, а на месяц или на два, или на полгода и притом с обязательным их исполнением.

Постановления Соборов и правила святых отцов Церкви повелевают священникам при наложении епитимии обращать внимание на тяжесть грехов, имея в виду число их и время, в продолжение которого грешник оставался в грехе Так, Первый Вселенский Собор (12 прав.) постановил: «Которые равно­душно понесли свое грехопадение и вид вхождения (возвращение) в Церковь возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния».

С другой стороны, опасно назначать кающимся и какие-либо особенно великие и продолжительные епитимии за грехи мелкие и незначительные. Потому что от этого вместо исправления иной может придти еще в большее уныние и даже ожесточение. В таком состоянии человек может предаться еще большим порокам и беззакониям.

Такое же действие могут производить и все те епитимии, которые практически неисполнимы. Так, например, нельзя дать кающемуся епитимию ежедневно в течение целого года сохранять строгий пост, или же каждый день в течение продолжительного времении полагать по сто поклонов и т.д. Нельзя на греш­ника кающегося налагать бремена неудобоносимые. От неразумной строгости люди легко могут придти в отчаяние и будут уклоняться от исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащего, чем большую. Лучше проявить разумную милость, чем неразумную строгость. Если Бог милосерд, то для чего быть чрезмерно строгим священнику. Нужно быть строгим к себе, а к другим более снисходительным. Малая епитимия, постоянно исполняемая с большим сокрушением и скорбью о грехах, принесет больше пользы, чем трудная, ко­торая нередко исполняется неохотно и с унынием. Как опытный врач иногда не дает сразу больному сильного лекарства, чтобы не подвергнуть слабый организм опасности, так и священник, движимый Духом Божиим, не всегда налагает наказание, соответствующее тяжести греха, но своей сострадательной любовью ободряет грешника и указывает ему путь к очищению и спасению, руководствуясь внутренним чувством пастырской душепопечительности.

Древние церковные правила об епитимиях изложены, главным образом, в Номоканоне при Большом требнике и отличаются строгостью: то есть от­лучением грешника от святого Причащения на долгое время. Так, например правила св.Василия Великого отлучают от Причастия за прелюбодейство – на 15 лет (пр.58), за блуд – на 7 лет (пр.59); клятвопреступника – на 10 лет (пр.64); кровосмесника – на 20 лет (пр.67); за воровство – на 2 года (пр.61), как меры предупредительные.

«Эта строгость в свое время была необходима ввиду того, что при языческих соблазнах и гонениях большая снисходительность могла бы подать повод к частым отпадениям от Церкви и другим грехопадениям, вредным для ее блага и целости. Но как отцы Церкви, так и древние Соборы никогда не применяли этих правил безусловно, напротив, всегда обязывали самих пастырей Церкви обращать внимание на качество греха, на душевное состояние и даже внешнее положение (Василий Великий, пр.34) согрешивших, а равно и на их жизнь пре­жде и после греха (IV Вселен., 102 пр; I Вселен., 2 пр, Анкир., 5 пр, Василий Великий, 3 пр, Карфаг, 52 пр.)»8

В настоящее время, когда религиозное воодушевление христиан охладе­ло и отлучение от Причастия для многих из них может только послужить к самооправданию и полному охлаждению, при неисполнении ими христиан­ского долга говения, применение епитимий во всей их строгости является совершенно нецелесообразным, и назначение того или другого рода епити­мии должно быть предоставлено на усмотрение духовника (И.П.Соловьев, Учебник по практическому руководству для пастырей, СПб, 1914, с.161) (Там же, с.8–12).

О продолжительности епитимии

Отцы Церкви советовали смотреть на канонические постановления о продолжительности епитимии только как «на испытание плодов покаяния», то есть исходить из рассмотрения состояния души кающегося (Василий Вели­кий, 84 пр.) и в продлении епитимии руководствоваться благоразумием. Св.Василий, изложив правила об епитимиях, сам в заключение говорит: «Все же сие пишем ради того да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния» (пр.84). А в 74 правиле он говорит: «Аще же кто, вышеупомянутыми грехами заплетшийся, добре исповеданием исправлен явится, тогда духовный отец, приемший от Божия человеколюбия власть вязати и решити, смотря на чистое исповедающегося покаяние, аще милость покажет ему умалением времени епитимии, не будет достоин порицания».

Из жития св.Василия Великого известно, что сам он, когда это было необходимо, снисходительно поступал с грешниками. Так он сподобил Св.Причащения одного юношу, отрекшегося от Христа, через 40 дней искреннего покаяния (Там же, с.12–13).

Важна не продолжительность епитимии, а произволение

Святой Григорий Нисский также говорит, что в деле исправления грешника имеет значение не время или продолжительность епитимии, а произволение, то есть характер нравственного настроения лица, состоящего под епитимией (пр.8). «Если будет истинное обращение, – замечает тот же святой отец, – то да не соблюдается число лет, но с сокрушением времени да ведется кающийся в церковь и к причастию Св.Тайн» (Прав. 5 Срав. Василия Великого, прав.84). Также в житии Марии Египетской сказано, что едва только она оставила греховную жизнь, пошла на Иордан и в церкви Предтечи причастилась Св.Тайн.

Милосердие Божие велико. Господь принял Петра, отрекшегося от Него, и не лишил его апостольского достоинства; так и каждого человека, кающегося, Он приемлет и не отвергает. Господь приемлет не только тех, которые при­несли искреннее продолжительное покаяние, но и тех, которые оставили грех и умерли с покаянным чувством, не принеся достойных плодов покаяния. Об этом свидетельствует пример из Древнего Патерика.

Одна девица устроила в своем доме гостиницу для египетских пустынников и с любовию служила им. Со временем с ней сблизились плохие люди и скло­нили ее на путь греха. Когда отцы Скита узнали об этом, они опечалились и решили послать авву Иоанна Колова, чтобы он спас погибавшую душу. Придя к падшей девице, авва своими кроткими словами настолько подействовал на нее, что она изъявила желание сразу же оставить все свое неправедное богат­ство и последовать за старцем в пустыню. На пути в пустыню в первую же ночь она умерла. В момент ее смерти авва видел как бы некий светлый путь, сходивший с неба до самой девицы, и увидел Ангелов Божиих, возносивших ее душу. Увидев это, авва повергся на лице свое, молясь Богу, и услышал он голос, сказавший, что один час ее покаяния принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих подобного покаяни9 (Там же, с.14–16).

Епитимия должна быть посильной

В слове Божием и святоотеческой литературе имеется множество таких примеров, которые свидетельствуют не о строгости, а о милости и сострадательности Божией к грешному человеку. Следовательно, и священник не должен налагать на кающегося бремена неудобоносимые, но вразумлять людей посильными епитимиями. Священник должен знать, что он не судия кающемуся, но только свидетель покаяния, определенный исключительно на то, чтобы служить спасению человеческому (2Кор.4,5), что человек согре­шающий, Единому Богу согрешает (Пс.50,6) и кающийся от Единого Бога приемлет прощение (Мк.2,7).

Священник есть только орудие, через которое действует Бог. Он должен всегда помнить, что власть его духовная, а не мирская, и состоит в служении, а не в господствовании (Мф.20, 24–28).

Власть священника распространяется и на то, что он может налагать на кающегося епитимию, состоящую в недопущении на некоторое время к Св.Тайнам. Например, если человек говорит на исповеди, что он сделал смертный грех, а искреннего покаяния не видно в нем, то духовник может посоветовать ему временно воздержаться от Святого Причащения, при том назначить ему посильное молитвенное правило, по исполнении которого допустить до Св.Чаши.

Такое временное недопущение до Св.Тайн не является явным отлучением кающегося от Святой Церкви. Власть отлучения принадлежит только епископу, и священник не имеет права, без санкции епархиального архиерея, налагать открытое запрещение, то есть запрет входа в церковь, отлучение от общения с верующими и от Св.Тайн и т.д.10

«Духовный регламент» также запрещает налагать долговременные запрещения, какие указаны в правилах святых отцов, и считает неразумными тех пастырей, которые слепо следуют этим правилам. «Понеже многие в Писании, – говорится в «Духовном Регламенте», – неискусные священники держатся за требник, как слепые, и, отлучая кающихся на многие лета, говорят, что написано, а толку не знают, и в том нерассудстве некоторых и при смерти причастия не сподобляют; извиняются тем, что без епитимии нельзя, того ради в древнем обычае время лишати причастия Святых Тайн отселе оставити и оной к тому не употребляти11.

Кратковременным запрещением и отеческой любовью можно достигнуть быстрее доброй цели, чем долголетней епитимией (Там же, с.18–20).

Нельзя налагать епитимию, которую кающийся не может исполнить

Нельзя налагать на кающихся такую епитимию, которую они не могут исполнить. Например, нельзя больному или беременной женщине назначать пост или поклоны, или требовать вообще от кающегося того, что он не в со­стоянии исполнить. Все эти крайности не могут служить к созиданию Церкви Христовой. Вышеуказанным лицам лучше назначать духовную епитимию, то есть отвержение своей воли, обуздание языка, хранение глаз и других чувств. Полезно предлагать кающемуся прочитывать в определенное время 50-й псалом с поклонами.

Не знающему псалма 50-го можно назначить чтение других молитв с поклонами, например: «Царю Небесный», «Святый Боже» и «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», молитву св. Ефрема Сирина. Но если кто не знает ни одной молитвы, тем можно предложить мытареву молитву. «Боже! милостив буди мне грешному» с поклонами. Как уже было сказано, необходимо при этом указывать точные сроки для исполнения епитимии, то есть ясно указать, когда начинать ее и когда окончить.

Если священник нашел нужным временно не допустить исповедающегося до причастия, то по окончании епитимии должна быть прочитана тем свя­щенником, который наложил епитимию, разрешительная молитва, которая помещена в Требнике, то есть молитва над разрешаемым от запрещени12. Другой священник не может разрешить не им запрещенного (I Всел.Соб., пр.13, Григорий Нисский, пр.5, Апост, пр.32), исключая те случаи, ког­да человек умирает под запрещением, такого разрешать должен всякий священник, напутствующий его при смерти. Также в том случае, когда священника перевели в другой весьма отдаленный приход, а находящийся под его епитимией не знает о его местонахождении, тогда такого человека может разрешить любой иерей, но предварительно кающийся должен ис­поведать перед ним свои грехи. Но если запрещенный обращается к другому духовнику по другим побуждениям, то другой должен поступить с ним еще строже (I Всел.Соб., пр.5, Апост., 13 и 32). Если больной, находящийся под запрещением, по причащении Святых Тайн остается в живых, то он должен по выздоровлении исполнить срок, или окончить выполнение своей епитимии (Анкир., пр.6) (Там же, с.20–22).

О неправильном наложении епитимии

Если священник неправильно наложит епитимию на кающегося, то последний имеет право обжаловать это перед епископом. И если епископ признает, что действительно священник незаконно наложил епитимию, то он может снять ее, а священника подвергнуть духовному наказанию (Там же, с.22).

Пастырь должен налагать епитимию с мудрой осторожностью

Пастырь должен с мудрой осторожностью и снисходительностью налагать епитимии на кающихся, чтобы не ставить епитимией преграду на пути к Цар­ству Небесному, а наоборот, способствовать достижению спасения (Там же).

* * *

6

Митрополит Макарий. Догматическое богословие,т.2, с.441.

7

Прот. С.В.Булгаков, с.751.

8

П.Нечаев. «Практическое руководство для священнослужителей», СПб, 1907, с.205–206.

9

Древний Патерик, М., 1914, с.41–42, №1.

10

Духовный Регламент, Прибавление о пресвитерах, гл.14.

11

Прот. С.В.Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Примечание о правиле причащения, §14, с.747

12

Свящ. Григорий Дьяченко. Вопросы на исповеди. М., 1897, с.155


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle