Источник

Пастырство Новозаветное

Богоучрежденностъ христианского пастырства

Богоучрежденность в Церкви иерархического служения не может подлежать сомнению, настолько ясно и непререкаемо засвидетельствовано оно в Новозаветном Писании.

По свидетельству Священного Писания, Господь Иисус Христос, «Первосвященник по чину Мелхиседекову», Сам учредил в Церкви Своей особый класс людей, которым даны были обязанности быть в ней в достоинстве ее учителей (Мф.28,19–20, Деян.1,8), духовных руководителей христиан, с правом вязать и решить грехи верующих (Ин.20,22) и священнослужителей (Мф.28,19).

Из Священного Писания известно, что Сам Иисус Христос непосредствен­но из Своих учеников избрал двенадцать, которых назвал апостолами (Лк.6,13), и потом говорил к ним: «Не вы Мене избраете, но Аз избрах вас, и положих вас, да вы идете и плод принесете» (Ин.15,16). Христос Спаситель только избранным ученикам Своим дал заповедь и власть учить верующих ко спасению (Мф.28,19, Лк.22,19). Он преподал эту власть св.апостолам точно так же, как Сам принял от Отца: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин.20,21). Потом Христос Спаситель Сам же непосредственно избрал еще 70 учеников, которых послал на то же великое дело (Лк.10,1). «Жатва убо многа, – говорил Он Своим ученикам, – делателей же мало. Молите­ся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою» (Мф. 9, 37–38).

После Своего воскресения Христос Спаситель сообщил апостолам и особое дарование Святого Духа. «Рече же им Иисус паки: мир вам! якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин.20,21–23). Это говорил Господь в то время, когда беседовал с апостолами об устройстве Своей Церкви, учреждая средства к ее существованию (Деян.1,8).

Передавая власть и распоряжения св.апостолам, Господь Иисус Христос вместе с этим ясно выразил Свою волю в том, чтобы все это сохранялось и продлилось до скончания века. Спаситель обещал ученикам послать от Отца Духа Святого, Который будет пребывать с ними во век (Ин.14,16), а отно­сительно Себя: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28,20), и, кроме того, о Своей Церкви Он прямо сказал, что и «врата адова не одолеют ей» (Мф.16,18), а потому с несомненностью должно полагать, что Иисус Христос вместе с властью учительства, священнодействия и пастыр­ства передал свв.апостолам и полномочие на непрерывную передачу власти их преемникам.

Но чтобы это дело продолжалось и после них, Дух Святый по вознесении Иисуса Христа установил преемство церковных учителей. По Его внушению, собором апостольским избран новый апостол на место отпадшего Иуды и, кроме того, св.ап.Павел также соделался избранным сосудом, дабы пронести имя Христово «пред языки и царьми». Обращение и избрание ап.Павла ясно свидетельствует, что пастырское служение, на котором он паче всех потрудил­ся, не от человек принято, но ведет свое начало от Самого Учредителя веры Иисуса Христа. По воле Его ап.Павел не только сам соделался проповедни­ком и служителем Евангелия, но вместе с другими апостолами, имея дух и ум Христовы, «рукополагал пресвитеры на вся церкви», равно и епископов, возлагая на них обязанность учительства. Епископы в свою очередь получили от апостолов право устроять по городам пресвитеров, чтобы дело учительства повсюду более и более распространялось.

Так основалось, утвердилось и распространилось учительство в Церкви как особое звание, особый чин людей, на это дело избираемых, ведя свое начало от Иисуса Христа (5, с.63–64).

Христос Спаситель – основатель новозаветного пастырства

Ветхозаветное священство – прообраз благодатного пастырства

Ветхозаветное священство было только прообразом того благодатного пастырства, которое должно открыться миру с пришествием на землю Великого Первосвященника – Христа, имевшего возродить человека нравственно и указать ему то райское блаженство, о котором сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9).

Ветхозаветкое священство не могло возродить человека, поднять его на ту высоту, с которой он ниспал. Оно только побуждало человека к исполнению Моисеева закона по букве, но не по духу. Апостол Павел пишет, что оно было «тенью будущих благ» (Евр.10,1) (Там же, с.65).

Христос в Своем Лице соединил права и обязанности служения пастырского

Когда пришло назначенное время явиться Христу, Он сказал: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10,9). Христос пришел как Первосвященник, вошел во святая святых, но уже не с кровию «козлию ниже тельчию», а со Своей Кровью и искупил человека раз и навсегда. Он в Своем Лице соединил права и обязанности служения пастырского. Он пришел взыскать и спасти погибшего (Там же, с.66).

Христос – Глава Церкви, Первосвященник и Пастыреначалъник Божественный Искупитель явился именно тем любвеобильным Пастырем, Который, оставив девяносто девять овец, идет искать в горах одну заблудшую. Сообразно с приточным указанием на Себя как на Пастыря, пришедшего взыскать заблудших овец, Спаситель прямо называл Себя Пастырем, Кото­рого знают овцы и Который отверзает двери во двор овчий, чтобы сводить туда всех входящих дверьми, а не «прелазающих инуде», то есть достойно избираемых, а не самозванных. На этом основании и апостолы, признавая Спасителя Главой Церкви, Совершителем и Начальником спасения, называли Его Первосвященником и Пастыреначальником. Апостол Павел, например, говорит: «Мы имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр.4,14) (Там же).

Пастырь – посредник между людьми, ищущими святости, и Богом, Источником святости

При сем своем делании пастырь стоит у святыни Ежедневно предстоя престолу, он является посредником между людьми, ищущими святости, и Богом, Источником святости. Всякое священнодействие, совершаемое священником, есть дерзновенное прошение у Бога чуда. И при каждом священнодействии это чудо происходит, независимо даже от личных достоинств иерея, его ума, внеш­ности, способностей. Вода освящается, грехи прощаются, Евхаристические Дары прелагаются в Тело и Кровь, освящаются иконы, кресты, облачения, дома и вообще «всякая вещь». Все обычное и привычное по молитве его становится освященным, необычным и неприкосновенным для непосвященного.

Все это проистекает из самой сущности священнослужения. Священник молится, ходатайствует, призывает, а благодать Духа Святого все восполняет, врачует, прелагает, освящает.

И как некогда диавол приступил ко Господу с требованием показать чудо, броситься вниз с кровли храма, так и к священнику в какую-то минуту его жизни приступает искуситель и соблазняет его той же самой мыслью о чуде. Здесь лукавый голос начинает искушать священника, внушая ему, что он сам по себе, в силу своих совершенств и дарований, уже достиг особой силы и степени святости и может стать чудотворцем. Иерей прекрасно понимает, что освящающая сила принадлежит Святому Духу, но возможность достигнуть освящающего действия он может приписывать себе, своим духовным досто­инствам, своему подвигу.

В жизни священник на каждом шагу встречается с такими обстоятельствами, которые, при известных условиях, могут особенно благоприятствовать раз­витию в нем страсти гордости. Паства очень часто оказывает самое высокое уважение своему священнику и каждое слово его считает непререкаемой ис­тиной. Его все называют «батюшкой», «отцом святым» и другими лестными словами. А если он хорошо проповедует, и заботится о благолепии храма, и совершает со страхом Божиим службу, то прихожане преклоняются пред ним. Все это вместе взятое может погубить священника, если только он не будет приписывать все Богу, помогающему ему в этом служении 61.

Следует отметить еще одну сторону в жизни пастыря на приходе, которая очень часто ввергает его в пропасть искушений. В окружении всякого пастыря иногда находятся такие экзальтированные (восторженные) личности, которые всегда стремятся кого-то обожать, кому-то служить, перед кем-то преклоняться. Они легко и быстро находят себе предмет обожания в любом мало-мальски незаурядном пастыре. Каждое его слово ловится на лету, голос его приводит в трепет и волнение, каждый шаг и жест толкуется в особом смысле. Такой па­стырь уже не может по их мнению ошибаться, каждое его слово – жемчужина мудрости, каждая его проповедь затмевает Златоуста, его молитвенность – огонь пред Богом. В приходе начинают распространяться особые слухи «наш-то батюшка святой», «он ведь не от мира сего», «он себя замаривает», «он ночи напролет Богу молится» и т.д.

Хуже всего, если неопытный в духовной борьбе пастырь сам начинает легко поддаваться таким обольщениям, начинает сам верить в свои мнимые дарова­ния, незаметно для себя входить в роль такого «целителя», «молитвенника», «святого». Вместо того, чтобы с первого же момента решительно, может быть, даже и резко – ибо резкость в таком случае и полезна и оправданна – отвер­гнуть и отсечь подобного рода лжеумиления и преклонения, пастырь увлека­ется этим, впадает в это ложное настроение и тем губит других и себя.

Нужно сказать, что ни один из истинных подвижников не заявлял о своей святости и не стремился обратить на себя внимание окружающего мира. Об этом говорит Священное Писание и житийная литература. Совершенно дру­гое замечается у пастыря, который вначале не отверг это искушение мнимой святости.

Но как же преодолеть пастырю это искушение? Пастырь, прежде всего, должен обратить внимание на пример Самого Спасителя, так как Он победил это искушение. Диавол, искушая Господа, предлагал Ему броситься с кровли храма, чтобы совершилось чудо. Вслед за этим ненужным чудом последова­ла бы рабская привязанность людей ко Христу, которые бы, таким образом, никогда не создали Царства Божия на основах любви, смирения, духовной радости и в духе мира 62. Господь, отвергнув это искушение, отверг тем самым и рабскую привязанность людей к Себе. Он этим также показал, что для спа­сения нужна живая вера, а не чудо. (Правда, Спаситель совершал чудеса, но не по повелению диавола.) Поэтому и пастырь должен отвергнуть искушение – рабски привязать к себе верующих. Он должен отвергнуть уже самую мысль, что достиг своего нравственного совершенства.

Священник должен возгревать в себе все священное, духовное, небесное; сам все более и более должен укореняться в атмосфере молитвенности и священнодействия. Он ничего не должен приписывать своим личным дарованиям, не считать себя никаким особым молитвенником и избранником, а, наоборот, смирять себя в своих собственных глазах и в глазах паствы.

Пастырь также должен отвергнуть мысль о своевольном мученичестве, которое основывается не на любви ко Христу и к пастве, а только на тщеславии. Конечно, преодолеть это искушение пастырь может только тогда, когда он будет вести богоугодную жизнь, непрестанно очищать свое сердце от страстей. Это единственный путь, по которому он должен идти, чтобы быть истинным продолжателем дела Христова.

Когда пастырь будет жить во Христе, тогда он утвердится в истинной святости, будет истинным мучеником, распинаясь со Христом ради паствы, тогда и будет достойным носителем благодати Христовой.

Из всего сказанного можно заключить, что самой удобной почвой для этого искушения, как и для прочих, является гордость. Нужно сказать, что не чужды ее и старые пастыри, если они не ведут постоянной борьбы с этим злом. Па­стырь, который не стремится к преодолению этого искушения, честолюбиво возвышается над своими собратиями, часто подчеркивая свою образован­ность, культуру, академическое знание и другие свои мнимые превосходства. Отсюда и происходит частое «осуждение, непослушание, насмешки, раздоры, свары, хвастовство» 63 среди пастырей, что им как раз не подходит. Конечно, горделивый пастырь не достигает своей цели. Тогда и появляется на почве ошибок и неудач упадок необходимой пастырю энергии, даже веры и любви. Оскорбленное чувство самолюбия вызывает у пастыря подозрения к собра­тьям и верующим, которые, по его мнению, устраивают ему какие-то козни. Пастырское служение такого священника сводится к чиновничьему требоисправлению. Он начинает все рассматривать только с точки зрения своего «я» и подчинять своей эгоистической цели.

Но как же освободиться пастырю от этого искушения? Прежде всего, следует горделивому самолюбию противопоставить смирение и исполнять заповедь Спасителя, Который говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк.10, 43–44). Эту заповедь должен пастырь исполнять именно потому, что он является продолжателем дела Спасителя, а «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10,45).

Пастырю следует стремиться к утверждению в ангелоподобной жизни и не забывать, что он является служителем Бога. Св.Димитрий Ростовский, поучая пастырей, говорит: «Если ты служитель Божий, если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочен, как Ангел Божий. Возвещая слово Божие, не делай дел демонских»64.

Епископ Неофит, разбирая этот вопрос в своем курсе Пастырского богословия, говорит, что степень смирения и братской услужливости ярко выражает подготовленность пастыря к ответственному пастырскому служению, как и является оценкой самого этого служения 65. Не гордость, а смирение украшает пастыря. Смирением же пастырь стяжает благодать Божию, необходимую в пастырском служении.

Чтобы приобрести смирение, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари; когда укоряют в чем-либо, то молчи; кротко объясняй истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения – вот истинный путь к смирению 66.

Победить эту страсть [гордость] можно, если пастырь будет постоянно поучаться в слове Божием и проводить свою жизнь согласно его требо­ванию, подражая во всем Пастыреначальнику, Который был кроток и смирен сердцем (Мф.11,29).

Готовящийся к священству еще заранее должен приучить себя к мысли, что если всякое звание дает человеку не только права, но и возлагает на него известного рода обязанности, то тем большие обязанности возлагает на него звание служителя Христова. Пастырь должен помнить, что дело служения спасению людей есть не столько дело самого пастыря, сколько дело Божие, и, следова­тельно, ему нечем гордиться и величаться. Служителю алтаря нужно знать, что рано или поздно гордость откроется пред всеми, потому что она противна Богу и людям.

В борьбе с искушениями пастырь обязан возводить ум «горе», чтобы думать «о том, что Божие» (Мф.16,23), а не мыслить по-плотскому, ибо «помышления плотские суть смерть, суть вражда против Бога. Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8, 6–8) (5, с.76–80).

Пример Христа Спасителя в преодолении пастырских искушений

Пастырь является продолжателем дела Христова, вследствие чего он, подобно Спасителю, должен пройти путь искушений. Ему необходимо стремиться к их преодо­лению, быть и оставаться всегда в Боге. «Священник, – пишет о.Иоанн Сергиев, – как Ангел Господа Вседержителя, должен быть выше всех страстей и возмущений духа, всех пристрастий мирских или суетных страхов, наводимых от бесов; он должен быть весь в Боге, Его одного любить и бояться. Боязнь человеческая означает, что он не прилепился к Богу всецело»67. Таким образом, только непрестанная борьба с ис­кушениями и жизнь, проводимая в непрестанном Богообщении, есть единственный путь пастыря. Пастырь, проводящий такую жизнь, будет «неодолим и неуязвим, как некогда слабое растение купины»68. Следует отметить, что грехом ограничена свобода духа человека, вследствие чего борьба с искушениями связана с борьбой за свободу духа. Поэтому пастырь обязан часто, лучше ежедневно, испытывать свое духовное состояние. Следует не забывать, что нападения на пастыря со стороны диавола происходят особенно после минут молитвенного и религиозного подъема. После согласия пастыря на любое диавольское искушение происходит не только раз­рушение его пастырской настроенности, но полагается начало разрушению самого дела пастыря. Правда, диавол, подвергая пастыря искушению, употребляет такие формы, что часто бывает очень трудно открыть замысел диавольского внушения. Иногда он даже «преобразуется в ангела светла» (2Кор.11,14). И искушения, пред­ставленные диаволом под видом добра, могут иметь для пастыря и его дела худые последствия, если он, узнав сущность этих искушений, не пресечет их дальнейших действий.

Все искушения диавола были решительно отражены Искупителем. Так и кандидату священства должно одерживать, по возможности непрестанно по­беду в борьбе с похотью плоти, похотью очес и гордостью житейскою. В этой борьбе ему необходимо закалить свой характер, чтобы затем уже с чистым духом и незазорною совестью приступить к великому делу, не боясь новых искушений. Только к победившему все искушения приступит Ангел Господень и к утомленному борьбой снизойдет небесная помощь, утешающая и обо­дряющая. Правда, не совсем еще отступит от него искуситель, много еще и в самом пастырстве ждет его борьбы, муки и тяготы душевной, как имели они место во время общественного служения и Пастыреначальника.

Господь Иисус Христос отражал диавольские искушения, как повествует нам Св.Евангелие, словом Божиим, молитвой и постом. Пастыри Церкви Христовой в борьбе с искушениями должны следовать примеру своего Пастыреначальника (Там же, с.85–86).

Молитва и пост

Сам Христос Спаситель заповедал свв.апостолам, а в лице их и всем пастырям, побеждать силу вражию молитвой и постом (Мф.17,21). Молитва и пост – это как бы два крыла, которые возносят пастыря от земли в небесные области. Истинный пастырь всегда, а особенно при нахождении искушений, пребывает в молитве. Молитва носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага (5, с.86).

Молитва – подкрепляющая сила в одиночестве пастыря

Наиболее действенна подкрепляющая сила молитвы в пастырском одиночестве, которое ему нередко приходится испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению – носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали еще ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис.11,14–15). Таков же смысл слов пророка Илии (3Цар.19,10) и Иеремии (15, 17–20). Жалуется на одиночество свое и ап.Павел (2Тим.4,16–17). Указывает на тяжесть одиночества и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час пре­дания: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь и Меня оставите одного, но Я не один, ибо Отец со Мною» (Ин.16,32). Для человека замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозит отчаянием, если он не употребляет против такого недуга духовного врачевства и противоядия, каковым и является молитва, переносящая пастыря в Торжествующую Церковь, которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей. Христианин, пребывающий в молитве, приближается к со­стоянию такого же прозрения, как пророк Елисей, который при нападении сириян на Дофаим говорит слуге своему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4Цар.6,16–17). Так и всякий истинный пастырь, возносящийся в молитве душою в мир небесный, постоянно сознает себя окруженным обще­ством святых и бывает менее одинок в своем уединении.

Св.Григорий Богослов в молитве находил полноту жизни и утешение в одиночестве, когда был вынужден удалиться в изгнание. Он писал: «Поставьте над собою другого, который будет угоден народу, а мне отдайте пустыню, сельскую жизнь – и Бога. Ему одному угожу даже простотою жизни. Нет, нет, не буду говорить приятнаго слуху, председательствуя в священных местах или один, или в совокупном собраний многих; не отрину глаголов Духа из заботливости снискать любовь у народа, не стану тешиться рукоплесканиями, ликовать на зрелищах. Владей всем этим, кому угодно и кто хитр. А я безтрепетно буду исполняться Христом. Вот, я – дышащий мертвец, вот, я – побежденный и вместе (не чудо ли?) увенчанный, взамен престола и пустой внешности стяжавший себе Бога и божественных друзей! Стану с Ангелами. Какова ни будет моя жизнь, никто не причинит ей вреда, но никто не принесет и пользы. Сосредоточусь в Боге69.

Если высоконравственная жизнь требует от пастыря напряжения его духовных сил, то молитва способствует укреплению этих сил на пути нравственного совершенствования. Молитва не только укрепляет, но и освящает и просвещает духовные силы пастыря. «Как хлеб служит пищею телу, а добродетель душе, так духовная молитва есть пища ума» 70. Св.Иоанн Златоуст указывает на про­свещающее свойство молитвы: «Как при появлении солнечного света убегают все звери и скрываются в ложах своих, так и молитва, как луч некий, появится из уст наших и нашего языка, тогда ум просвещается, все же неразумные и зверовидные страсти отступают, разбегаются и прячутся в свои норы, только бы мы молились как следует, с душою бодренною и трезвенною мыслию». Только молитва делает пастыря способным к истинному общению с Богом, оживотворяет его душу и дает все новые и новые благодатные силы для его нравственного преуспеяния.

Молитва вводит пастыря в атмосферу небесной жизни, дает силу его духу. Она соединяет его с членами Торжествующей Небесной Церкви и тем спасает его от одиночества и уныния даже в тех случаях, когда на земле иногда все покидают его (Там же, с.86–88).

Общественная и частная молитва

Молитва является носительницей особых благодатных даров и состояний, она является первым и сильнодействующим средством, оружием против стра­стей и врагов нашего спасения. Силою молитвы христианин легко врачует свои духовные язвы. «Молитва прелагает гнев, похоть ли жгла – она погашает, за­висть ли точила – она прогоняется с великим удобством», – говорит святой Иоанн Златоуст 71.

Молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым. Святой Григорий Синаит говорит: «Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы» 72.

Молитва пастыря условно может быть разделена на общественную и частную. Совершение общественного богослужения – служебный долг пастыря, дающий ему возможность вводить своих пасомых в атмосферу религиозной жизни, низводить на них благодать Божию, как бы реально соединять их с не­бом. Небрежность пастыря в исполнении этого долга – тяжкий грех. Но и частная ежедневная молитва является обязательной для каждого пастыря. Это согласно утверждают все пасторалисты. Пастырь, совершающий ее с долж­ным вниманием, настроенностью и серьезностью, ежедневно исполняется новой ревностью и воодушевлением к исполнению своего служения, все более и более вводится в дух своего дела. Молитва не позволяет ему коснеть во грехах, при­носит ему истинное утешение, наполняет его сердце радостью и душу миром.

Пастырю вообще, а тем более обуреваемому искушениями, нужно молиться постоянно, везде и всегда, в каких бы обстоятельствах он ни находился и каким бы делом ни был занят. «Постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное из всех дел, – говорит св.Макарий Великий, – надлежит ему пребывать в великом подвиге и неослабном напряжении; потому что встретит много препятствий, поставляемых злобой прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабление и про­чие начинания злобы, а потом скорби и восстания самих лукавых духов, упорно воюющих с нами, и противоборствующих нам, и не допускающих приблизиться ко Христу душе, которая поистине непрестанно взыскует Бога» 73.

От упражнения в непрестанной молитве пастырь приобретает молитвенный опыт, опыт борьбы с врагом и его искушениями (5, с.88–89).

Пост – основание добродетелей

Самую тесную связь с молитвой имеет пост. По учению многих святых отцов, глава добродетелей – молитва, а их основание – пост. «Пост, – гово­рит св.Василий Великий, – предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе» 74. Молитва бессильна, если она не основана на посте. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями. Если пастырь будет сеять семена молитвы, не истончив плоти, то не победит искушений. Каждый пастырь, по примеру Христа Спасителя, свв.апостолов и всех подвижников, должен соблюдать благоразумный пост, соединяя его с молитвой.

Кроме того, пост укрепляет и охраняет молитву, он имеет самостоятель­ное действие на духов злобы во время искушений пастыря. Причина этого действия заключается в том, что укрощенное постом тело доставляет духу пастыря свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. «Пост, – пишет св.Исаак Сирианин, – исцеляет болезни, прогоняет диавола, удаляет злые помыслы, просветляет ум, очищает тело, возносит к Престолу Божию» 75 (Там же, с.89).

Чтение Священного Писания и творений святых отцов

Чтобы пастырь мог преодолевать все встречающиеся в жизни искушения, ему необходимо тщательно изучать Св.Писание, особенно же Св.Евангелие. «О пастырь, – говорит святитель Тихон Задонский, – тебе наипаче подобает быть умудренным в слове Божием ... наипаче препоясаться мечом глагола Божия и облещися во всеоружие и бодрствовать, и опасно поступать на брани сей, на которой супостат тебя наипаче уязвить и низложить тщится, и тако себе и прочих тебе порученных хранить. От руки твоей все христианские души взыщутся. Помни сие, возлюбленне, и вложи в сердце твое, и не дремли, стоя на стражи Господни»76.

Евангелие есть основа духовной жизни христианина и особенно каждого пастыря. Им должен он проверять правильность своей духовной жизни, свое­го шествия по лествице духовного совершенствования. Изучая Священное Писание, пастырь духовно развивается и становится способным преподать верующим чистые религиозно-нравственные понятия и убеждения. В связи с этим св.Иоанн Златоуст говорит: «Не ожидай, есть у тебя слово Божие, никто не научит тебя так, как оно» 77.

Без глубоких знаний Священного Писания пастырю нельзя быть истинным служителем Христовым. Поэтому пастырь должен иметь слово Божие всегда перед собою, изучать и носить его в своем уме и сердце, чтобы оно, как све­тильник, освещало его путь, исполненный трудов, скорбей и искушений.

Заблуждения в роде человеческом никогда не умирают. Диавол, этот исконный отец лжи, никогда не перестает сеять эти семена на нивах сердец человеческих. Не перечесть всех видов заблуждений людей, и от всех их пастырю Церкви нужно уметь защищать истинную Православную веру и обращать заблуждающихся на путь спасения. Это он может сделать только силой слова Божия. «Я владею, – говорит св Иоанн Златоуст, – Священ­ным Писанием. Это мой жезл, это моя опора, это моя безмятежная пристань. Я содержу Божественные Писания, я читаю их, эти письмена – моя стена и безопасность» 78. «Напротив, от незнания Писания – всякое зло, – душа делается «робкой и боязливой», неспособной к выполнению трудных обязан­ностей пастырского служения». Нерадение в изучении Священного Писания и христианского вероучения приводит к лености, которая зарождает и питает в сердце служителя различные грехи. «Остроптеваяй же учитися, – говорит Премудрый, – впадает в злая» (Притч.17,16). «Ничто так не бесполезно для предстоятельства церковного, – пишет св.Иоанн Златоуст, – как эта празд­ность и беспечность» 79. «Такой священник, – замечает Святитель в другом месте, – сам пребывает во мраке и на вверенный ему народ навлекает множе­ство зол» 80. Враг приходит сеять плевелы посреди пшеницы именно тогда, когда рабы домовладыки спят (Мф.13,25). Поэтому, когда пастырь, предавшийся праздности, не обрабатывает с постоянным старанием пшеницы, тогда быстро размножаются вредные растения. Когда он не делает добра, тогда зло растет быстро и укореняется глубоко.

За все это пастырь навлекает на себя наказание Божие, о котором говорит пророк Осия: «Яко ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне: и забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя» (Ос. 4,6). В связи с этим св.Григорий Богослов замечает, что «не знающим ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить» 81.

При этом необходимо учесть следующее Образование, особенно семинарское и богословско-академическое, имеет большое значение; оно расширяет взгляды человека на зло, на добро и на мир в целом. Но оно таит в себе опас­ность подмены знания реального знанием отвлеченным. Отвлеченным знанием истин Церкви многие заградили себе вход в Царствие Божие и мешали другим войти в него.

Изучая глубочайшие истины, пастырь должен воспринимать их не только умом, но и сердцем. Священное Писание также говорит: «В законе Его поу­чится день и нощь» (Пс.1,2). «Я не могу жить без чтения (Св.Писания), – говорит прот.Иоанн, – сколько тут содержания. Сколько открыто законов жизни души человеческой. Сколько человек, стремящийся к духовному об­новлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго»82.

Если вообще так необходимо чтение и изучение слова Божия, то еще более должен искать в нем укрепляющую силу и поддержку не только в борьбе с искушениями, но и во всей своей деятельности пастырь Церкви Христовой.

Священное Писание пастырю Церкви особенно полезно читать, когда дух его находится в усыплении и сердце загрубело от беспечности и разленения, во время изнеможения духа от сильных искушений, скорбей и бедствий, от страстей и борьбы с помыслами, надо читать слово Божие для успокоения духа и собирания мыслей, пред тем как приступить к совершению молитвы (Там же, с.90–92, 93).

Как читать Евангелие

Пастырю необходимо знать, с какими чувствами нужно читать Евангелие, чтобы извлечь из этого чтения назидание для своей души. «Раскрыв для чтения книгу – святое Евангелие, – пишет еп.Игнатий (Брянчанинов), – вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни83.

Приступая к чтению Книги Жизни, нужно предварительно вознести мо­литву ко Господу, чтобы Он Сам открыл наш ум к пониманию Его Закона, при этом нужно смирить свой гордый ум и успокоить все свои мятущиеся чувства, ибо Евангелие, по словам епископа Игнатия, «допускает к себе одних смиренных» 84.

Читать Евангелие нужно вдумчиво, с благоговением и вниманием, потому что «каждая йота его испускает луч жизни, а пренебрежение жизнью ведет к смерти» 85. При чтении Евангелия нельзя искать наслаждений, восторгов или блестящих мыслей, это может привести к ложному пути.

Читать Евангелие нужно постоянно, и не просто читать, а благоговейно изучать его.

Каждый пастырь должен усвоить Евангелие настолько, чтобы ум человека, по образному выражению епископа Игнатия (Брянчанинова), «плавал в нем, жил в нем» 86 (5, с.93).

Как открывать Евангельские истины инакомыслящим

Пастырю Церкви Христовой необходимо также знать, как он должен раскрывать Евангельские истины при встрече с людьми инакомыслящими. С его стороны пусть всегда в этих встречах исходит благожелательство к человеку, кем бы этот человек ни был.

Пастырь должен быть уверен, что истину Церкви Христовой нечего защищать, ее надо лишь открывать. Защищать же надо душу человеческую – от ее ошибок, вольных и невольных. Свет в мире не защищают, его зажигают ... Слепого не убеждают, его исцеляют.

Многие читают святое Евангелие, но воспринять его слова каждый может в соответствии со своим внутренним миром; поэтому для правильного пони­мания Евангелия христианину непременно нужно читать и творения святых отцов.

Всегда, особенно во время искушений, пастырю необходимо, кроме слова Божия, изучать и творения святых отцов.

Писания свв.отцов и подвижников благочестия – это неисчерпаемая сокровищница духовного опыта истинно христианской жизни. Свв.отцы и подвижники не теоретически только, а опытом познали человеческую природу, все ее немощи, страсти, пороки, причины грехов, все хитрости и наветы духов злобы, средства побеждать их, глубоко постигли путь благочестия и спасения. И этот свой опыт они оставили нам в своих писаниях для полезного и душе­спасительного назидания и руководства к благочестивой, добродетельной жизни.

Наши отечественные подвижники чтению писаний святых отцов придавали очень большое значение в деле духовного роста пастыря. Но, зная склонность человека (особенно молодых) к увлечению прочитанным, они предостерегали новоначальных от чтения книг, не соответствующих их духовным понятиям. «Книги святых отцов должно читать с большой осмотрительностью», ибо «замечено, что новоначальный никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги»87. Если книга написана для безмолвников и живописует об обилии духовных плодов, доставляемых безмолвием, то в молодом пастыре она может возбудить желание оставить свой приход и где-либо в уединённом месте предаться безмолвию. Если же книга написана для общежительных монахов и говорит о том со­вершенстве, которого может достигнуть инок под руководством старца, то у пастыря может возгореться желание строжайшего жительства в полном повиновении старцу. Но «Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств»88.

Находясь под сильным влиянием прочитанной книги и не находя в окружающей его действительности того, о чем пастырь прочитал, он может, с большим ущербом для своей духовной жизни, оставить свой повседневный пастырский труд.

Весьма полезно читать пастырские и нравоучительные труды св.Иоанна Златоуста, св.Василия Великого и св.Григория Богослова, наших отечествен­ных святителей и святых: Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, преп.Серафима Саровского, Оптинских старцев, епископа Феофана, прот.Иоанна Сергиева, аскетов и подвижников: Иоанна Лествичника, Варсонофия Великого и Иоанна, Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Исаака Сирина и др.

Святоотеческие творения рекомендуется читать, положив себе за правило: не увлекаться направлением книги, не читать книги поспешно и соблюдать постепенность – начиная с творений более простых, постепенно переходя к более углубленным.

Не меньшую назидательность имеют примеры жизни святых и подвиж­ников благочестия. Пример жизни других людей имеет сильное влияние на наше сердце и волю. Пример же жизни святых возбуждает в нас ревность ко спасению, стремление к добродетели и духовной жизни, научает нас, каким образом исполнять заповеди Божии.

Молитва, пост, чтение Священного Писания и творений свв.отцов делают пастыря опытным в духовной жизни и способным преодолевать все искушения, встречающиеся в его многотрудной деятельности (Там же, с.94–96).

Исповедь

Наиболее ценным средством в борьбе с диавольскими искушениями в жизни пастыря является исповедь. Пастырь должен как можно чаще исповедоваться, чтоб быть достойным совершителем Таинств, чтоб восходить от силы в силу (Пс.83,8) в своей пастырской деятельности.

Как часто исповедовались святые пастыри древних времен, из жизнеописаний их не видно, это была сокровенная сторона их жизни. Но христианская исповедь есть лекарство. Следовательно, она более необходима для больных, чем для здоровых. Таким образом, мы, нынешние пастыри, как не имеющие чистоты жизни древних пастырей, больше нуждаемся в частом врачевании себя исповедью. Главное, что должно побуждать нас чаще исповедоваться, это – наша Литургия. Как мы можем приступать к совершению Бескровной Жертвы, если совесть наша упрекает нас в каком-либо тяжком грехе? Не со смущением ли духа мы возьмем тогда в свои руки Тело Христово, когда будем возглашать с ним. «Святая святым»? Если вообще от приступающих требуется «святость», то есть отчужденность всякой страсти и украшение себя добрыми делами, то не тем ли более необходимо сложить с себя тяжкие грехи пастырю?

Если пастырь в известный промежуток времени даже не имел тяжких и смертных грехов, зато не много ли раз в году он согрешал одними и теми же грехами человеческой немощи? И как же, ощущая на себе целое бремя таких грехов, может он без смущения совести продолжать служение Божественных литургий? (Особенно как он приступит к Литургии в великие праздники, когда по торжественности дня хочется и службу совершить с более светлой и успокоенной душой?)

Пастырь, сознавая, что он обязан исповедать грехи свои, уже одной этой мыслью сдерживается от повторения прежних согрешений.

Иерей Божий должен чаще прибегать к Таинству Исповеди, этому великому средству очищения своих грехов. Таинство Исповеди решительно очищает все согрешения, соделанные словом, делом, помышлением.

Пастырь обязан располагать прихожан к частому говению. Но как будет он рас­полагать их к этому, когда сам редко слышит высокотаинственные слова от своего духовника: «Да простит тя (брате) вся согрешения твоя прощаю и разрешаю ти от всех грехов твоих», когда сам редко испытывает и, следовательно, мало ценит радостное состояние духа после разрешения от грехов? А если священник будет очищать себя исповедью, то и для себя самого найдет более душевного покоя, и для народа станет священнослужителем с трезвенным духом и телом. Словом, тогда дух христианской и пастырской ревности постоянно будет в нем поддерживаться и воистину он будет духовным пастырем!

Исповедь – огромное средство в деле духовного совершенствования и достойного предстояния пастыря пред престолом Божиим. Пренебрежение этим средством, кроме вреда пастырскому делу и Церкви, ничего другого принести не может. Скажем прямо – для верующих оно не может не быть со­блазнительным, а для самого священника – неразумным, вредным и опасным. Без частой исповеди пастырь может духовно уснуть, и нужны бывают большие потрясения, чтобы разбудить его от этого сна.

Пастырь должен открыть свое сердце пред духовником, не скрывая от него ни единого греха. Но если кто утаивает грехи и не говорит их на исповеди, то хоть и слышит от духовника «прощаю и разрешаю», но Дух Святой, как Сердце­ведец, не простит и не разрешит его. Св.Ефрем Сирин говорит: «Если какой человек сделает что-либо недозволенное и держит в себе это скрытно, то скрыт­ностью своей более радует внушившего сие беса, нежели самим делом» 89.

Пастырю Церкви необходимо также знать самому и разъяснять пасомым чрезвычайную важность Таинства Исповеди при смущении помыслов. Ино­гда случаются помышления неверные и хульные на Бога, или на Пресвятую Богородицу, на святых, на Святые Тайны, на иконы и т.д. Такие помыслы могут неожиданно возникнуть в любое время, даже во время молитвы или бо­гослужения. Такие злые помышления, возникающие помимо нашего желания, есть внушение врага рода человеческого – диавола. Их надо презирать, как бы их и нет. Не допускать смущения и скорби, ибо этого добивается диавол, но следует открыть их духовнику на исповеди.

Исповедь облегчает душу не только от хульных помыслов, но и от всего, что ее тяготит, от всего, чем пастырь мог согрешить в своей жизни. За утаенные грехи пастырь еще здесь на земле, во время предсмертной болезни, мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит мучению во аде. Об этом есть много сказаний у свв.отцов (5, с.96–98).

Роль искушений в жизни пастыря

Причина искушений заключается в том, что, во-первых, враг рода человеческого стремится воспрепятствовать пастырю в устроении Царства Божия на земле; во-вторых, пастырь, как и каждый христианин, должен вести борьбу за свободу духа от страстей. И пастырю не следует смущаться искушениями, ибо посредством их, как железо в огне, он испытывается в вере, любви и смирении. Св.апостол Иаков пишет: «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна. Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв приимет венец жизни» (Иак.1,2,12). Поэтому искушения имеют большое значение для духовного возрастания пастыря, если только он ведет борьбу с ними, ибо «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2Кор.4,16).

Если же пастырь сребролюбив, самонадеян и т.д., то лишь только потому, что он не ведет борьбы с искушениями. Каждое искушение, прежде чем оно выразится во внешней жизни пастыря, начинается с греховного помысла. Па­стырю, который по своему положению в этом мире обязан быть беспорочным, более всего необходимо быть внимательным к своим помыслам, чтобы не дать им претворяться в дела, а затем в пороки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5,8). «Не будем спать, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Сол.5,6). Сам Спаситель указал на необходимость борьбы с помыслами, когда сказал, что блуд совершается даже тогда, когда кто «смотрит с вожделением» (Мф.5,28), то есть наслаждается блудными помыслами.

Постоянно бодрствуя, пастырь избежит многих падений (а он обязан хранить себя от падений, чтобы не быть соблазном для пасомых), если будет вести борьбу с искушениями и прежде всего с греховными помыслами. Пастырь должен хранить себя и от рассеянности, потому что рассеянность ума дает повод к возникновению греховных помыслов.

Имея целью своей жизни и деятельности спасение душ человеческих, искоренение из них всякого зла и приближение их к Богу, пастырь делает все возможное, чтобы устранить препятствия для них на пути к Царству Небесно­му. Но истинным руководителем и пастырем может стать только тот, кто сам научился преодолевать эти препятствия, то есть искушения, кто в борьбе с ними постоянно нравственно совершенствуется. Архиепископ Антоний (Храповиц­кий), раскрывая значение духовного подвига пастыря для воздействия его на пасомых, приводит в своем труде слова одного старца, который, благословляя молодого иеромонаха на общественную деятельность, сказал: «Поезжай, ра­ботай, но духовной жизни не оставляй и помни, что никогда ты не сделаешь добра ни больше, ни меньше, чем сколько будет его в тебе самом» 90.

Напротив, нежелание преодолевать искушения отрицательно влияет на паству и разрушительно действует на все дело устроения Царства Божия на зем­ле. Таким образом, пастырь, преодолевая искушения, примером своей жизни приводит ко спасению и пасомых. Об этом высоком значении жизни пастыря говорит св.Иоанн Златоуст: «О, какая требуется от пастыря высота жизни! Как она одна сильна для того, чтобы вести нас в Царство Небесное!»91. Поэто­му пастырь всеми силами должен стараться поддерживать в себе мужество и дерзновение против бесплотного врага, непрестанно искушающего его. Тогда он только может быть обличителем пороков людских, истинным служителем Всевышнего Бога и продолжателем дела Христова (Там же, с.99–100).

* * *

61

Прот. Евгений Попов. Письма по Пастырскому богословию. Пермь, 1847, ч.III, с.88.

62

См. «Из чтений по Пастырскому богословию». РФЕФ, с.165.

63

Епископ Горазд. «Православный катихизис». Прага, 1954, с.183.

64

Св.Димитрий Ростовский. Творения. Изд. Сойкина, 1910, т.I, с.930.

65

Епископ Неофит Велички. «Пастырское Богословие с каноническо право». София, 1910, с.211.

66

Маргарит. М, 1892, с.168.

67

Прот.Иоанн Сергиев. Полное собрание сочинений. т.V, СПб, 1899, с.175.

68

Преп.Феогност. Добротолюбие. т.III, 1900, с.321.

69

Цит. по Архиеп.Антоний (Храповицкий). Собрание лекций и статей по Пастырскому Богословию. М, 1909, с.93.

70

Преп.Нил Синайский. Слово о молитве. Добротолюбие. т.II, с.214.

71

Святоотеческие наставления о молитве. с.42.

72

Добротолюбие. т.V, гл.114, с.205.

73

Преп.Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. с.500.

74

Св.Василий Великий. Творения. М, 1846, т.8, ч.4, с.9.

75

Цит. по В.Черкесов. В защиту поста. М, 1906, с.10.

76

Св.Тихон Задонский. Сокровище духовное от мира собираемое. ч.I, СПб, 1893, с.73.

77

Св.Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1905, т.ИИ, с.432.

78

Цит. по статье В.Гладкий. Учение св.Иоанна Златоустого о пастырском служении // Право­славный Собеседник. 1897, ч.2, 1898, Январь.

79

Св.Иоанн Златоуст. Творения. т.I, с.474.

80

Там же, с.430.

81

Св.Григорий Богослов. Творения. т.1, с.41.

82

Еп.Дамиан. Цит. соч., с.127.

83

Еп.Игнатий. Цит.соч., т.1, с.108.

84

Там же, с.113.

85

Еп.Игнатий. Цит.соч., т.1, с.109.

86

Там же, с.129–130.

87

Епископ Игнатий. Цит.соч., т.V, с.53.

88

Там же, с.53.

89

Прп.Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1912, т.III, с.406.

90

Архиеп Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М, 1906, с.86.

91

Св.Иоанн Златоуст. Творения. т.XII, М, 1901, с.20.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle