Беседы на Евангелие от Матфея

Аудио

Беседа 1

Для чего дано свящ. Писание • Когда и как даны были ветхий закон и новый завет • Почему Матфей назвал свой труд евангелием • Почему евангелие было писано четверыми • Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности • В главном и существенном евангелия вполне согласны • Различие целей написания четырех евангелий • Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной • Истина еванг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста • Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея • Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия • Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание.

Беседа 2

На Мф. I, 1. Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы • Описание небесного града • Неизъяснимость рождения Сына Божия, как небесного, так и земного • Величие воплощения • Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим • Христос соединил ветхий завет с новым • Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз • Почему Матфей назвал свое евангелие «книгою родства И. Христа» • Почему он ставит Давида раньше Авраама • Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида • Почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Увещание заниматься духовным учением • Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия • Действие слова Божия на человека • И одно только слушание Писания полезно.

Беседа 3

Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Почему евангелист не упоминает об Исаве • Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова • Фарес и Зара служат образом народа еврейского и церкви Христовой • Образом последней служат также Раав и Руфь • Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами • Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами • Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище • Исповедание грехов • лучший способ умилостивления и благодарения Бога • Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ • Образцом смиренномудрия может служить Давид.

Беседа 4

На Мф. I, 17–21. Почему родословие разделено на три части • Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки • Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? • Почему зачатие совершилось не прежде обручения • Непостижимость рождения • Христос действительно родился от Девы и имеет плоть одинаковую с нами • Добродетель и мудрость Иосифа • Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве • Каким образом Ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Св • Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара • Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, • равно и всем своим внешним поведением • Безобразие души можно видеть как в зеркале, изучая жизнь святых мужей • Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя • Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя • Истинную славу дает благочестие • Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства • Увещание творить милостыню.

Беседа 5

На Мф. I, 22–25. Слушание проповеди приносит пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома • Смысл выражения: сие же все бысть • Для чего ангел напоминает Иосифу пророчество Исаии • Почему Христос называется Эммануилом • Возражение иудеев против девства Марии опровергается переводом 70-ти, равно как не имеет опоры и в других переводах • Мария пребыла девою и после рождения • Пример братьев Христа по плоти показывает, что родство с праведником не приносит пользы, если нет собственной добродетели • Молитвы праведников не могут спасти тех, которые нерадят сами о спасении • Милостыня, подаваемая и от неправедно приобретенного имущества, умилостивляет Бога • Преступность и вред ростовщичества.

Беседа 6

На Мф. II, 1–3. Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов • Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; • четыре доказательства этого • Цель явления звезды и пришествия волхвов • Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей • Для чего евангелист указывает время и место рождения • Кто побудил волхвов к путешествию • Бог не нарушает свободного произволения • Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа • Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах • Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение • Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища • Великий вред, причиняемый зрелищами.

Беседа 7

На Мф. II, 4–10. По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину • Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии • Злоба и безумие Ирода • Для чего звезда скрылась и вновь явилась • Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского • Оно знаменовало призвание язычников • Увещание подражать волхвам чрез служение Христу • Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ • Целомудрие • долг всякого христианина.

Беседа 8

На Мф. II, 11–15. Что побуждало волхвов поклониться Младенцу • Для чего они удаляются в Персию • Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение • Для чего Христос посылается в Египет • Пророчество Осии XI, 1 получает надлежащее исполнение во Христе • Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову • Пустынножительство в Египте • Слава великого Антония • Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим.

Беседа 9

На Мф. II, 16–23. Для чего Бог попустил избиение младенцев • Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе • В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла • В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными • Почему Иосиф приходит в Назарет • Пророческие писания не все сохранены евреями • Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами • Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души.

Беседа 10

На Мф. III, 1–6. Какое время означается выражением «во дни оны» • Почему Христос крестился тридцати лет • Отличие крещения Иоаннова от данного Христом • Цель пришествия Иоанна • Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками • Образ жизни Иоанна • Увещание подражать Иоанну • Близость суда и необходимость покаяния • Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми • Почему Бог не скоро исполняет наши прошения • Польза искушений.

Беседа 11

На Мф. III, 7–12. Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну • Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние • Для покаяния не требуется продолжительного времени • Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым • Почему Иоанн говорит о даровании Духа Св., умалчивая о предшествующих делах Христа • Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь • Нужно извлекать пользу из проповеди • Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному • Польза эпитимий • Приобретение навыка в добродетели.

Беседа 12

На Мф. III, 13–17. Крещение от Иоанна не уничижало Христа • Христос крестился, чтобы исполнить весь закон • Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса • Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа • На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св • Почему Дух Св. сошел в виде голубя • Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия • Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному • Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения • Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером.

Беседа 13

На Мф. IV, 1–11. Для чего Христос терпел искушения в пустыне • Польза искушений • Не должно самому искать искушений • Пост • оружие против дьявола • Почему Христос постился 40 дней • Смысл и значение трех искушений • Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола • Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения • Не следует усиленно искать спокойной жизни • Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию • Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого.

Беседа 14

На Мф. IV, 12–24. Для чего Христос удаляется в Галилею • Что такое Галилея • Почему Христос начинает проповедь после Иоанна • Призвание Петра и Андрея • Пример послушания Христу, показанный ими • Почему Христос в начале проповеди творил чудеса • Христос и ныне исцеляет болезни душевные • источник болезней телесных • Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи • Нераскаянность больше всего прогневляет Бога • По смерти нельзя грешнику получить прощение.

Беседа 15

На Мф. V, 1–16. Своим примером Христос научает не делать ничего на показ • Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям • Кто разумеется под нищими духом. Смирение • начало всякого благочестия • Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному • Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все • Под землею, обещанною кротким, разумеются и чувственные блага • Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда • Не всякие поношения делают людей блаженными • Царство небесное обещается не одним нищим духом • Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам • Терпеть злословие • больший подвиг, чем переносить опасности • Заповеди пролагают путь одна другой • Что значат выражения: „вы соль земли» и „свет мира» • Сила проповеди показывает могущество Христово • Добродетель не может укрыться • Она одна делает счастливым • Злословящие внутренно хвалят добродетель • Жизнь христианина должна оправдывать учение • Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды.

Беседа 16

На Мф. V, 17–26. Для чего Христос говорит, что Он не разрушает закона • Почему Он иное говорит и делает со властью, иное со смирением и с молитвою к Богу • Как Христос исполнил закон и пророков • Заповеди, восполнявшие ветхий закон, даны уже в предшествующих заповедях блаженства • Почему свои заповеди Христос называет малыми • Собственные дела должны предшествовать учению • Ветхозаветная правда сродна с новозаветной • Почему в новом завете требуются большие подвиги • Заповеди Христовы утверждают и восполняют заповеди ветхозаветные • Ветхозаветный закон свидетельствует о благости Законодателя • Законодатель ветхого и нового завета один • Не всякий гнев запрещается Христом • Почему за оскорбления словом Христос угрожает геенной • Примирение с братом есть истинная жертва Богу • Почему повелевается мириться с соперником скоро • Медлительность в совершении добрых дел бывает причиною больших зол • Побуждением к добродетели должна служить мысль, что мы все делаем для Бога • Помощь Божия все делает легким • Добродетель кажется трудной для человека, пока только он пребывает в грехах.

Беседа 17

На Мф. V, 27–37. Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии • Какое пожелание запрещает Христос • Почему запрещается самое воззрение на женщину • Обличение женщин, любящих наряды • Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей • Почему закон дозволял давать разводную • Почему запрещается брак с отпущенной • Ограничение свободы развода • Запрещение клятвы • Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве • Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете • Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим • От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом • Как можно отстать от привычки клясться.

Беседа 18

На Мф. V, 38–48. Для чего дан был закон око за око • Что значит не противиться злому • Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии • Зло побеждается терпением • Заповеди о непротивлении легкоисполнимы • Исполнение их приносит пользу и обижающим • Должно терпеть без сопротивления даже страдания • Девять степеней незлобия • Высшая степень добродетели • молитва за врагов • Образец незлобия, данный Христом • Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение • для Бога.

Беседа 19

Изъяснение VI, 1–15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели • Бог смотрит на намерение творящего добрые дела • Как должно творить милостыню и молитву • Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви • В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность • От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение • Постоянство в молитве • Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды • Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели • Изъяснение молитвы Господней • Прощение обид преимущественно заповедуется Христом • Оно более всего уподобляет человека Богу • Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога • Памятование собственных грехов • лучший способ научиться прощению обид.

Беседа 20

На Мф. VI, 16–23. Притворяющиеся постящимися заслуживают особенного осуждения • Обман лицемера изобличается и в настоящей жизни, и в будущей • Добродетель должно почитать ради нее самой • Христос постепенно истребляет страсть корыстолюбия • Двоякое побуждение к подаянию милостыни • Богатство порабощает душу • Что глаз для тела, то ум для души • Богатство не доставляет того, чего человек от него ожидает • Оно делает его неспособным ни на что истинно полезное • Как можно истребить вожделение богатства • Отдаленность воздаяния не должна служить препятствием к собиранию сокровищ на небе.

Беседа 21

На Мф. VI, 24–27. Двоякий вред богатства • Можно быть богатым, но не служить мамоне • Почему богатство названо мамоной • Христос запрещает заботу о житейских нуждах • Удобоисполнимость заповеди • Почему эта заповедь кажется невыполнимой • Щедрая милостыня • путь к полному нестяжанию.

Беседа 22

На Мф. VI, 28–34. Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию • Промышление Божие о человеке • Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу • Вера в Промысл освобождает от бесполезных забот и малодушия • Искание благ небесных дает и блага земные • Все, что мы ни делаем, делаем помощью Бога. -Что означает выражение довлеет дневи злоба его • Искреннее желание делает легкоисполнимою всякую заповедь • Нет греха, который не изглаждался бы покаянием • Бог не спасает человека против воли • Усиленная молитва всегда бывает услышана • Бог не может быть врагом человека • Молитва всегда благовременна и угодна Богу.

Беседа 23

На Мф. VII, 1–20. Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить • Должно с любовью исправлять согрешающих • Не исправивший себя, не должен осуждать другого • Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять • Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве • Не должно отчаиваться в получении просимого • О чем следует молиться • Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь • Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким • Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели • Лицемер может быть легко узнан по делам его • Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны • Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре • Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный • более, чем пользующийся славой.

Беседа 24

На Мф. VII, 21–27. Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели • Благодать часто действует в недостойных для блага других • Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни • Праведнику никто не может причинить вред • Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным • Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока • Порок бессилен против добродетели • Жизнь порочного исполнена печалей и страха.

Беседа 25

На Мф. VII, 28-VIII, 4. Сила учения Христова • Почему за учением следует совершение чудес • Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки • Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии • Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает • Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере • Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение • Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим • Всякий дар Божий велик • Бог благодетельствует часто против воли самого человека • Смирение делает благодарным Богу.

Беседа 26

На Мф. VIII, 5–13. Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение • Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга • Высота веры и добродетели сотника • Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников • Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного исправление • Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование, и как легко восстать после падения.

Беседа 27

На Мф. VIII, 14–22. С какою быстротою совершались Христом исцеления • Болезни телесные суть следствия грехов • Христос ничего не делал из тщеславия • Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида • Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению • Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному • Живущие во грехах хуже мертвецов.

Беседа 28

На Мф. VIII, 23–34. Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами • Различие между чудом Христовым и чудом Моисея • Бесы исповедуют божество Христа • Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых • Почему бесноватые жили в гробах • Душа, исшедшая из тела, не остается на земле • Бог промышляет о каждом человеке • Для чего Христос позволил бесам потопить свиней • Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые • Изображение сребролюбца • Сребролюбие вредит самому приобретению богатства.

Беседа 29

На Мф. IX, 1–8. Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных • Христос подтверждает свое божественное достоинство и равночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного • Врагов истины должно исправлять с кротостью.

Беседа 30

На Мф. IX, 9–17. Почему Матфей призывается после других • Могущество Христа и послушание Матфея • Достоверность евангелий • Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками • Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам • Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями • В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего • Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться.

Беседа 31

На Мф. IX, 18–26. Просьба начальника синагоги об исцелении дочери • Почему кровоточивая тайно приступила ко Христу, и для чего Он обнаружил ее • Превосходство кровоточивой пред начальником синагоги • Христос научает не страшиться смерти • Истинность воскрешений, совершенных Христом, удостоверяется предшествующими и последующими обстоятельствами • Вера в воскресение и будущую блаженную жизнь запрещает плач об умерших • Плач об умерших происходит от превратной любви к ним • Смерть освобождает от земных бедствий.

Беседа 32

На Мф. IX, 27-X, 15. Почему Христос требует от исцеляемых исповедания веры, • и запрещает рассказывать об исцелении • Действия Христа противоположны действиям дьявола • Благотворящий для Бога должен на злословие отвечать благодеяниями • Образ и цель посольства учеников • Мир, обещанный Христом, дается в церкви чрез предстоятелей • Отвергающим этот мир угрожает тяжкое наказание. Увещание соблюдать благоговение в церкви и оказывать любовь и проповеднику и друг другу • Не должно требовать от проповедника чудес • Добродетель выше чудес и больше приносит пользы.

Беседа 33

На Мф. X, 16–22. Новый закон брани, данный апостолам • Кроткие побеждают силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие • Что разумеется под мудростью змииной • Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером апостолов • Послушание апостолов Христу • Дело апостолов, как по условиям совершения, так и величием своим, безмерно превосходит дела языческих философов и знаменитых мужей • Причина успеха их проповеди • Пример апостолов лишает извинения падающих и изнемогающих в мирное время • К подвигам должно приучаться прежде их наступления • Пример Иова.

Беседа 34

На Мф. X, 23–33. Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди • Презрение смерти избавляет от истинной смерти • Для исповедания Христа нужна помощь благодати • Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание • Не должно бояться смерти • Должно радоваться, что тело истлевает • Сколько худых последствий имело бы неистление тел • Красота души сообщает благообразие телу • Должно любить и искать красоты душевной.

Беседа 35

На Мф. X, 34–42. Единомыслие не всегда полезно • Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая • Единство и согласие ветхого и нового заветов • Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию • Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть • Награда принимающим апостолов • Должно принимать всякого нуждающегося в помощи • Не должно упрекать просящего милостыни • Нужда извиняет бесстыдство просящего • Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство • Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости.

Беседа 36

На Мф. XI, 1–6. Цель посольства Иоаннова ко Христу • Ответ Христа ученикам Иоанна • Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде • Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами • Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией.

Беседа 37

На Мф. XI, 7–24. Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа • Почему Иоанн назван большим пророка • Христос не может быть сравниваем с Иоанном • Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия • Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели • Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания • Увещание к странноприимству • Против срамных песен и рассказов • Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами • Где нужно искать чистых удовольствий.

Беседа 38

На Мф. XI, 25–30. Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях • Смирение делает человека достойным откровения • Единосущие Сына с Отцом • Невозможность полного познания Отца и Сына • Смирение • мать всякого любомудрия • Иго порока тяжелее ига добродетели • Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых.

Беседа 39

На Мф. XII, 1–8. Христос не нарушал субботы без причины • Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы • Цель ветхозаветного закона о субботе • Бесполезность его в новом завете • Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла • Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание.

Беседа 40

На Мф. XII, 9–24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев • Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев • Зависть • худшее из зол • Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть.

Беседа 41

На Мф. XII, 25–32. Опровержение клеветы фарисеев и цель его • В каком смысле хула на Духа Св. не прощается • Самоосуждение и сердечное сокрушение • путь к совершенству и избавлению от наказаний.

Беседа 42

На Мф. XII, 33–37. Цель обличения фарисеев • Почему Христос называет их порождениями ехидн • Выражаемое словами, • худое ли, доброе ли, • есть только избыток внутреннего • Всякий будет судим по собственным словам • Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры • Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных • Должно заниматься испытанием собственной совести • Время и место для такого испытания • Беспечность и леность • причина недоступности добродетелей.

Беседа 43

На Мф. XII, 38–45. Для чего фарисеи просили знамения • Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев • Действительность смерти Христовой • Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа • Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее, подвергается более тяжкому наказанию • Сильные страдания не облегчаются видом страданий других • Польза напоминания о геенне • Увещание к исправлению жизни. Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели.

Беседа 44

На Мф. XII, 46-XIII, 9. Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям • Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного • Изъяснение притчи о сеятеле • Семя погибает не по вине сеющего • Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего • Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели • Вред, причиняемый телу и душе пресыщением.

Беседа 45

На Мф. XIII, 10–23. Благоразумие учеников • Благодать не уничтожает свободы • Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова • Христос хотел их обращения и спасения • Грех не есть дело природы или необходимости • Многообразие путей спасения • Увещание к милостыне и сострадательности к бедным.

Беседа 46

На Мф. ХIII, 24–33. Отличие притчи от предыдущей • Дьявол придает заблуждению подобие истины • Необходимость постоянного бодрствования • Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди • Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых • Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других • В чем состоит истинно добрая жизнь.

Беседа 47

На Мф. ХIII, 34–52. Для чего Христос учил в притчах • Не должно понимать притчей буквально • Важность и многоценность проповеди • Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение • Одной веры не довольно для спасения. -Вред нерадения о чтении Писания • Глава и члены добродетели • Ев. Матфей, как пример добродетели • Без милостыни невозможно спасение • Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого.

Беседа 48

На Мф. ХIII, 53-XIV, 11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению • Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе • Преступление Иродиады и Ирода • В чем состоял закон, нарушенный Иродом • Вред пляски и пиршеств • Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду • Распутство бывает причиною многих преступлений • Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием • Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних • Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев • Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам.

Беседа 49

На Мф. ХIV, 13–32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню • Привязанность народа ко Христу • Несовершенство веры учеников • Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца • Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого • Способ совершения чуда и цель его • Не должно искать людской славы • Духовные блага должно предпочитать чувственным • Милосердие превосходнее всех искусств • Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого • Против роскоши в обуви и одежде.

Беседа 50

На Мф. ХIV, 23–36. Для чего Христос попускает ученикам обуреваться волнами и страхом • Бог посылает сильнейшее испытание, когда хочет избавить от опасностей • Сила любви Петра ко Христу; его маловерие • Действие чуда на учеников и народ • Христос и ныне предлагает Себя всем в евхаристии • Евхаристия ничем не отличается от вечери, совершенной Самим Христом • Евхаристия требует совершенной чистоты от приступающего к ней • Милостыня угоднее Богу, чем богатые приношения во храм.

Беседа 51

На Мф. ХV, 1–20. Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим • Почему ученики Христа ели неумытыми руками • Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона • Христос отвергает постановления о пище и • прикровенно • все другие обрядовые предписания • Христос не порицает закона • Человека оскверняет нечистота сердца • Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева • Не должно молиться против врагов • Обижающий причиняет вред только самому себе.

Беседа 52

На Мф. XV, 21–31. Христос отверзает дверь язычникам • Сила веры и смирения хананеянки • Почему Христос медлил исполнением ее просьбы • Милостыня ценится не по количеству подаваемого, а по силе расположения • Превосходство милостыни пред всеми другими искусствами • Наклонность к милосердию положена в самой природе • Милосердие • отличительный признак человека • Хищник не может получить плода милостыни.

Беседа 53

На Мф. XV, 32-XVI, 12. Несомненность чудесного насыщения • Несовершенство веры учеников • Их любомудрие • Почему Христос не дал знамения просившим иудеям • Малые по видимости чудеса Христовы по своей силе превосходили великие • Строгость бывает так же полезна, как и снисходительность • Настоящая жизнь есть смена радостей и печалей • Ничто не доставляет большей радости, как добродетель • Память добрых дел служит великим утешением в час смерти.

Беседа 54

На Мф. ХVI, 13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем • В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим • Единосущие Христа с Отцом • Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос • Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам • Не должно стыдиться креста Христова • С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста • Сила креста • Христианин не должен иметь ничего общего с землею • Легкоисполнимость заповедей.

Беседа 55

На Мф. XVI, 24–27. По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть • Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою • Что значит отвергнуться самого себя • До чего должно простираться самоотвержение • Не всякое страдание является последованием Христу • В чем истинное спасение и истинная погибель души • Равночестие и единосущие Сына с Отцом • Похвала жизни иноков • Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи • Увещание подражать образу жизни иноков.

Беседа 56

На Мф. ХVI, 28-XVII, 9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями • Почему являются при преображении Моисей и Илия • От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия • Любовь Петра ко Христу • Равенство Сына с Отцом • Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий • Слава будущего пришествия Христова • Добродетель легка, порок тягостен • Против ростовщичества.

Беседа 57

На Мф. XVII, 10–21. Двоякое пришествие Христа • Илия • предтеча второго пришествия • Почему Иоанн называется Илиею • Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца • Маловерие отца бесноватого отрока • Почему бесноватые называются лунатиками • Апостолы не всегда были одинаково совершенны • Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою • Роскошь и пьянство источник всех зол • Должно осуждать не вино, а пьянство • Пагубные следствия пьянства.

Беседа 58

На Мф. XVII, 22-XVIII, 6. Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам • Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа • Христос • истинный Сын Божий и владыка вселенной • Страсть тщеславия не чужда была ученикам • Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию • Великость награды и наказания презирающим людей смиренных • Высокомерие делает человека безумным • Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества • Богатство лишает благородства и свободы • Почести не приносят пользы телу и вредят душе.

Беседа 59

На Мф. XVIII, 7–14. Для чего говорит Христос о пришествии соблазнов • Непреложность пророчества не уничтожает свободы воли • Погибель не зависит от соблазнов • Польза соблазнов • Всякий бывает добродетелен или порочен по своей воле • Зло не совечное Богу начало • Зло есть неповинение Богу, происходящее от беспечности • Путь для избежания соблазнов, указанный Христом • Должно заботиться о спасении ближних • Одно благочестие должно утверждать узы дружества • В заботе о спасении ближних должно быть терпеливым • Для спасения не достаточно одной собственной добродетели • Увещание заботиться о надлежащем воспитании юношей.

Беседа 60

На Мф. XVIII, 15–20. Как должно обличать согрешающих • Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому • Цель обличения • Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана • Любовь к ближним должна иметь основанием Христа • Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа.

Беседа 61

На Мф. ХVIII, 21–35. Прощение обид • всегдашняя наша обязанность • Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека • Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога • Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев • Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике • Польза безропотного перенесения обид • Должно скорбеть о причиняющих нам зло.

Беседа 62

На Мф. XIX, 1–15. Злоба и коварство фарисеев • Нерасторжимость брака • Христос научает предпочитать девство браку • Отсечение членов- дело дьявольское • Необходимость благодатной помощи для избирающих девство • Должно уподобляться по душевным свойствам детям • Незлобивый сильнее злого • Примеры Давида и Саула • Страсти причиняют вред обладаемым ими в настоящей жизни.

Беседа 63

На Мф. XIX, 16–26. Намерение вопрошавшего юноши • Смысл и цель ответа Христа • Приращение богатства усиливает страсть к нему • Нужна особая помощь благодати, чтобы при богатстве жить благочестиво • Христос не усвояет дела спасения одному Богу • Как должно ослаблять страсть к богатству • Богатство бывает причиною бедствий в здешней жизни • Размышление о бедствиях и опасностях, соединенных с богатством, предохраняет от обольщения им.

Беседа 64

На Мф. XIX, 27-XX, 16. Бедность не препятствует быть совершенным • Обетования Божии условны • В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами • Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях • Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу • Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь • Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели • Милосердие делает душу непобедимою для дьявола • Не должно соблазняться примером ленивых.

Беседа 65

На Мф. XX, 17–28. Почему Христос о своих страданиях говорит ученикам наедине • Апостолы не имели ясного знания о тайне страдания и воскресении • Чего и с каким намерением просили сыновья Зеведеевы • Как Христос исправляет их просьбу • Степень прославления обусловливается достоинством дел • Степень совершенства апостолов до и после сошествия Св. Духа • Смирение умножает славу • Нет ничего выше смирения и ниже гордости • Доказательство превосходства смиренного над гордым.

Беседа 66

На Мф. XX, 29-XXI, 11. Настойчивая молитва преклоняет Бога • Милосердие Христа простиралось только на достойных • Чему научает событие беспрекословного отдания ослицы • Жизнь Христа должна быть примером для нас • Прообразовательное значение входа Христа на осляти • Увещание к милостыне • Недостаточность подаваемой милостыни сравнительно с богатством города (Антиохии) • Неизвинительность предлогов для отказа в милостыни • Милостыня есть лучшее приобретение.

Беседа 67

На Мф. XXI, 12–32. Ожесточение иудеев • Значение хвалы отроков • Для чего проклята смоковница • Почему Христос не говорит иудеям о праве Своей власти • Христос заставляет их осудить самих себя • Для чего представляет им в пример блудниц и мытарей • Никакой грешник не должен отчаиваться в исправлении, равно как добродетельный не должен предаваться беспечности • Превосходство труда для добродетели пред мирскими трудами.

Беседа 68

На Мф. XXI, 33–46. Толкование притчи о винограднике • Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников • Иудеи сами виновны в своей погибели • Блага будущие должно предпочитать настоящим • Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни • Описание образа жизни монахов • Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем • Увещание поучаться жизни среди монахов.

Беседа 69

На Мф. XXII, 1–14. Сходство и различие притчей о винограднике и о брачном пире • Почему царство небесное называется браком • Три вины иудеев • Попечение Божие об иудеях и их непризнательность • Отвержение иудеев и призвание язычников • Призвание бывает по благодати; должно соответствовать благодати послушанием • Должно заботиться об одеянии души, не тела • Указание на пример пустынников • Простота жилища и трапезы монахов • Безмятежность их жизни • Презрение земных достоинств и отличий.

Беседа 70

На Мф. XXII, 15–33. Намерение иудеев уличить Христа в возмутительстве против власти • Как обличает их Христос • Кто были саддукеи • Вымышленность их рассказа о жене, имевшей семь мужей • Свойства и действительность будущего воскресения • Изображение брани, подвигов и побед пустынников над пьянством и чревоугодием • Сравнение трапезы сластолюбцев и пустынников.

Беседа 71

На Мф. XXII, 34–46. Связь заповедей о любви к Богу и ближнему • За что Христос похвалял вопрошавшего законника • Христос утверждает учение о Своем Божестве • Тщеславие обращает в свою пищу и добрые и худые дела • Против тщеславящихся раздаянием милостыни • Милостыня должна быть тайной • Ищущий славы чрез милостыню навлекает на себя осуждение и бесславие.

Беседа 72

На Мф. XXIII, 1–13. Согласие Христа с Отцом • Должно слушать учителей, хотя бы развращенных • Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения • Жестокость и тщеславие фарисеев • Что такое хранилища и воскрылия • Учитель во всем должен являться образцом • Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение • Пример смиренномудрия показывают отшельники • Образ жизни пустынников удаляет их от гордости • Общественная жизнь не может служить извинением гордости.

Беседа 73

На Мф. XXIII, 14–28. Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания • Фарисеи были губителями желавших спасения • Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях • Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина • Против не заботящихся о душевной чистоте • Против высматривающих в храме красивых женщин • Сравнение нравов апостольского времени с современными • Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок.

Беседа 74

На Мф. XXIII, 29 –39. Почему Христос осуждает фарисеев за устроение гробниц пророков • Фарисеи притворно осуждали своих отцов и превосходили их нечестием • Невразумляющиеся наказанием других несут тягчайшее наказание • Любовь Христа к иудеям и казнь за отвержение ее • Позднее раскаяние иудеев не принесет им пользы • Увещание заботиться о душе и лечить душевные недуги • в частности сребролюбие • у врачей духовных.

Беседа 75

На Мф. ХХIV, 1–15. Исполнение пророчества о разрушении храма • Пророчество о бедствиях иудеев и искушениях апостолов • Христос исправляет мнение учеников о времени конца мира • Почему разрушение Иерусалима совершилось после распространения проповеди Евангелия • Доказательством силы Христовой служит то, при каких тяжких условиях совершилась победа проповеди • Против учения о круговращении времен и влиянии звезд на судьбу человека • Доброе неведение лучше худого знания • Тяжесть греха уменьшается или увеличивается в зависимости от обстоятельств и лица согрешающего.

Беседа 76

На Мф. ХХIV, 16–31. Тяжесть бедствий иудеев по пророчеству Христа и по свидетельству Иосифа (Флавия) • Причина бедствий • О каких избранных говорит Христос • Время и образ второго пришествия • Для чего явится крест • Должно добровольно ради Христа делать то, что бывает с нами по необходимости • Во Христе удовлетворение всех наших желаний и нужд • Суетность и гибельность житейских попечений • Необходимость будущего суда и наказаний.

Беседа 77

На Мф. ХХIV, 32–51. Для чего Христос приводит пример смоковницы • В каком смысле употреблено выражение род сей • Истинность пророчеств Христа • Христос знал день кончины мира • Внезапность второго пришествия • Почему оставлен в неизвестности день суда и смерти каждого человека • Примеры выражений Христа и Бога Отца, показывающих Их неведение • Для чего Бог говорит таким образом • Для надлежащего пользования даром потребны благоразумие и верность • Польза неизвестности дня суда • О надлежащем употреблении богатства • Должно преимущественно заботиться о добродетелях, приносящих пользу ближним • Молитва, пост и девство заимствуют силу от милостыни • Забота о спасении ближних неразлучна от заботы о собственном спасении.

Беседа 78

На Мф. ХХV, 1–30. Отличие притчи о девах от других подобных притч • Девство, лишенное дел милосердия, осуждается наравне с прелюбодейством • Кроме собственных дел ничто не может спасти нас • Исправление по смерти не приносит пользы • Отличие притчи о талантах, излагаемой у Матфея, от излагаемой у Луки • Изъяснение притчи • Все дары Божии должно употреблять на пользу ближним • О надлежащем употреблении языка • Увещание подражать в пользовании языком примеру Христа.

Беседа 79

На Мф. XXV, 31-ХХVI, 5. Описание страшного суда • Смерть Христа есть торжество и избавление вселенной от зол • Сколько было первосвященников • Человеколюбие Христа • Увещание подражать Его примеру • О прощении обид • Памятозлобие запрещается в ветхом завете • Человек добрый не может потерпеть никакого вреда от обид.

Беседа 80

На Мф. ХХVI, 6–16. Три евангелиста говорят об иной жене, чем Иоанн • Для чего упоминается о проказе Симона и называется имя города • Чего искала жена • Почему Христос допустил помазание миром • От людей немощных не должно требовать высоких дел с самого начала • Истиннолюбие евангелистов • Злоба Иуды • Сребролюбие • ужаснейшая из страстей • Изображение сребролюбца • Добродетельному никто не может причинить зла • Бедность обогащает душу, богатство делает бедною.

Беседа 81

На Мф. ХХVI, 17–25. Что разумеется под первым днем опресночным • Для чего Христос посылает к неизвестному человеку • Образ и дело обличения Иуды • Иуда не был служителем домостроительства спасения • Для чего Бог попускает родиться злым • Не рождение, а беспечность делает злым • Сколь велико зло сребролюбия • Иудино бегство • Сребролюбцы причиняют себе и другим более вреда, чем бесноватые • Не освободившийся от сребролюбия не может победить и других страстей • В каждом возрасте должно подавлять соответствующие страсти.

Беседа 82

На Мф. ХХVI, 26–35. Ослепление предателя • Для чего Христос совершил таинство Евхаристии во время пасхи • Значение таинства • Для чего Христос ел и пил по воскресении • Своим примером Христос научает начинать и кончать трапезу молитвой • Страх и бегство учеников служат доказательством смерти Спасителя • Почему Христос попустил падение Петра • Для спасения необходимы как благодатная помощь, так и собственное старание • Как должно смотреть на таинство • В Евхаристии дается вкушение Христа • Величие благодеяний таинства требует соответствующего расположения от приступающих • Увещание служителям таинства испытывать достоинство причащающихся.

Беседа 83

На Мф. ХХVI, 36–50. Образ и цель молитвы Спасителя • Страдание Христа не следствие Его вины или необходимости, а дело божественного промышления • Снисхождение и кротость Христа усиливает вину предателя • Сребролюбие подвергает опасностям и скорбям, лишает удовольствий и усиливает недуги телесные и душевные • В чем состоит истинное украшение и истинное безобразие дома.

Беседа 84

На Мф. ХХVI, 51–66. Для чего Христос повелел ученикам иметь мечи и мех • Почему Он воспретил ученикам защищаться • Доказательства добровольного предания • Беззаконность суда над Христом • Почему хотели предать Христа публичной смерти • Коварство само себя обличает • Не всегда должно искать победы • Истинная победа дается терпением • Пример Иосифа.

Беседа 85

На Мф. ХХVI, 67 – ХХVII, 10. Безмерность преступления ругавшихся над Христом • Страдания Спасителя • наша похвала • Причина отречения Петра • Согласие повествований Матфея и Марка об этом событии • Бесполезность раскаяния Иуды • Сознание преступления лишает оправдания осудивших Христа • Преступление осудивших обличается их собственными действиями • Против милости, приносимой от прибытков любостяжания • Скорбь проповедника о необходимости заниматься служителям церкви мирскими попечениями ради дел милосердия.

Беседа 86

На Мф. XXVII, 11–26. В каком смысле Христос исповедует Себя царем • Почему Он не отвечал на клеветы обвинителей • Виновность Пилата и народа • Пороки нужно искоренять в самом начале • Малые грехи требуют больше труда и тщания, чем большие • Отчаяние губит более греха • Грех прикрывает себя иногда личиной благочестия • Знание Писания • средство для ограждения от путей погибели.

Беседа 87

На Мф. ХХVII, 27–44. Тяжесть оскорблений, понесенных Христом • Польза всенародного и частного чтения истории страданий Христа • Старание иудеев опорочить славу Христа и его безуспешность • Примером своих страданий Христос научает долготерпению • Польза, получаемая от оскорблений • Как можно научиться спокойному перенесению обид • Должно не гневаться на обижающих, а скорбеть о них • Уважающий самого себя никем не может быть обесчещен.

Беседа 88

На Мф. XXVII, 45–61. Величие небесного знамения, явленного при кресте • Мрак при распятии не был следствием обычного затмения • Почему это чудо не оказало действия на язычников • Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти • Мужество жен и Иосифа • Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу • Почему проповедник часто беседует о милостыне • Почему не говорит о борьбе против врагов веры • Добродетели христиан • лучше оружия против неверующих • Против производящих шум и разговор в церкви.

Беседа 89

На Мф. XXVII, 62-XXVIII, 10. Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения • Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения • Почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней • Обстоятельства, сопровождавшие воскресение • Явление Воскресшего женам • Увещания подражать мироносицам • Против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям • Украшения • повод к бесчестию и скорбям • Должно избегать ношения украшений особенно в церкви • Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей.

Беседа 90

На Мф. XXVIII, 11–20. Невероятность похищения тела Христа доказывается присутствием стражи при гробе, боязливостью учеников и оставшимся в гробе платом • Истина воскресения подтверждается свидетельством врагов о пустом гробе • Явление Воскресшего в Галилее • Смысл данного Христом обетования • Легкоисполнимость заповедей Христовых • Распространенность и тяжесть недуга сребролюбия • Богатство не дает безопасности • Бедность не есть зло • Превосходство бедности над богатством • Не чудеса, а презрение богатства доставляют славу.

Отрывок из беседы 4.

Решается вопрос, почему св. Матфей считает от Давида до плена вавилонского и от плена до Христа по четырнадцати родов, тогда как их было в первом случае семнадцать, во втором • двенадцать.

 

 

Евангелие от Матфея – первое по порядку каноническое Евангелие. Оно делится на 28 глав и построено как связный рассказ, в который вставлено несколько (5 или, по другим оценкам, 7) больших речей Господа. Хронологические рамки Евангелия от Матфея – от Рождества до последнего явления Воскресшего в Галилее. Автор в тексте о самом себе прямо ничего не сообщает.

Комментарии для сайта Cackle