святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Исайю

Глава 62

1–10. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис.62:1). Это, мне кажется, сказано для того, чтобы они не гордились. «И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» (Ис.62:2, 3). Т.е. она будет защищена и будет пребывать в безопасности. «И прозовешися воля Моя» (Ис.62:4) (в русском переводе этих слов нет). Но когда город назывался таким именем: «воля Божия»?

"Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.62:5). Видишь ли вновь воспламененную любовь и возбужденное желание? «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей» (Ис.62:6). Но разве не были поставлены стражи на стенах Иерусалима? Конечно, были поставлены и даже весьма часто. Какую, же они принесли пользу? Они сами подверглись мучению. Здесь стражами называются или правители, или священники.

«О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (Ис.62:6, 7). Видишь или нет, как Он всегда утверждает, что добродетели происходят от них? А для того, чтобы они не полагались на то, что было предсказано, и не вели себя так, как будто они были достойны этого, пророк сказал: «доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле». Если вы будете вести правильную жизнь, то будете радостью Иерусалима и славою земли; если же нет, то, что предсказано вашим сынам, совершится в апостолах, которые будут радостью небесного Иерусалима и славою во всей вселенной.

«Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею» (Ис.62:8). Смотри на двоякую клятву: "десницею" и «крепкою мышцею Своею». «Не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим». Но разве Он не отдавал? Конечно, отдавал. Итак, разве Он нарушил клятву? Когда говорится о наказаниях, то Он изменяет клятву: почему же Он изменяет клятву и относительно благ? Не Он изменил, но они изменили, не повинуясь Его повелениям: Он не возвратил их домой потому, что они могли совершить большие преступления.

«И сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего» (Ис.62:8, 9). Видишь ли, что все блага их – видимые. Обрати кроме того внимание на то, что когда Он обещает духовный дар, то евреям в нем отказывает.

«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли» (Ис.62:10, 11). Это мне представляется в духовном смысле. «Приготовляйте путь народу Господню». Смотри, какими именами Он называет их: называет "камнями"; именем их будет "воля Моя" (этих слов в русском переводе нет), "знаменем». Когда они (иудеи) назывались такими именами? Разве они не понимают, что этими именами Он показывает нечто совершенно иное? Он ищет скромной жизни; если таковой Он не находит в них, то это происходит от их лености.


Комментарии для сайта Cackle