святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Исайю

Глава 61

1. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис.61:1): такова, может быть, причина помазания Его. В ином месте показывается иная причина, когда говорится: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Видишь ли: здесь пророк сказал без члена: «Дух Господа Бога на Мне»; так же мы читаем в другом месте: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим.8:9). Ясно, что Иисус принял Святого Духа не потому, что Он в Нем нуждался, но только во свидетельство, – никто ведь не получает того, что есть его. Как Своим божеством Он показывает силу, так и Своим Духом, являя, что Дух есть той же природы, какой Он Сам. Он сказал: «совершилось!» (Ин.19:30). Где – иудеи, где – еретики? Когда Бог говорит: «совершилось», то никто не может противоречить. Здесь говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня», а в другом месте: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса» (Деян.10:38). Сказано: Бог, – не человек; не елеем, но Духом Святым и силою. Если бы Он помазан был людьми елеем, то Он не был бы выше остальных помазанников. Подобно тому, как Он был крещен, не нуждаясь в крещении, так как Дух в Нем пребывал до крещения, по сказанному: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35), таким же образом во время крещения на Него сошел Святый Дух не ради освящения, потому что Он был свят и есть Освятитель всех, и не для того, чтобы совершить дивное, что Он мог совершить Своим божеством, но только для того, чтобы представить свидетельство, почему Иоанн и говорил: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Для того, чтобы показать, что явление Святого Духа было только для свидетельства, а не потому, что Он не имел Его, Иоанн сказал: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:34). Ясно, что Сын Божий есть Бог, так как Отец Сам представил свидетельство, говоря: «cей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте» (Мк.9:7); потом Сам Христос говорил: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф.12:28), а также в ином месте: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф.4:1). Этими словами Он выражает одну и ту же волю и свое равенство с Духом Святым, даже во плоти. Мы исследуем: говорил ли Он о благодати, или о Святом Духе? Сказано: «Дух Господа Бога на Мне», а не благодать Господня. Но удивительно то, что Дух Господень явился над Богом. Было необходимо, чтобы Святый Дух явился над воплощением Бога, чтобы благодать Духа чрез плоть Его, Христа, утвердилась в нас. Как над Ним Дух явился во свидетельство, не потому, что Он в Нем нуждался, так над нами Он является не во свидетельство, но для отнятия нашей скудости, по написанному: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:16). Он показывает нам, что Сын по божеству есть одной и той же природы с Отцом; а нас, хотя мы и не сыны по природе, Он освящает и делает сынами по благодати. «Благовествовать нищим послал». Здесь послание есть то же, что и откровение. Откуда и куда посылается Тот, Который по божеству Своею природою пребывает во всех? "Нищим", говорит. Разве не нищими были князья, начальники и богачи, которым Ему нужно было возвещать? Конечно, говорит, были поистине нищие: они были великими в этой жизни, но нищими для будущей жизни. Потом, иным образом, пророк называет нищими людей, которые первые получили благовестие.

«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем», – тех, сердца которых часто оскудевали по причине грехов. Иудеи и прочие, которые приняли благовестие, были недостойными. Сам Господь наш в нагорной проповеди в начале говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Нищим открыта дверь небесная; смирение – причина всех благ, а гордость – причина всех зол.

Помазал Меня Духом, т.е. дал свидетельство. Для того, чтобы того Помазанника не считали подобным прочим пророкам, не считали посланным только для благовествования, пророк прибавляет: «исцелять сокрушенных сердцем», или по причине грехов, или по причине печали. А для того чтобы показать, что исцеление принадлежит собственно Ему, и что Он не есть слабый пророк, который дарует иным то, что прежде получил сам, Он в Евангелии говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Говоря: "Я", Он объявляет о Своей безусловной и высшей свободе. Видишь ли: прежние благодеяния были видимы, а настоящие невидимы, те – телесны, а эти обновляют души. В данном случае говорится не о настоящем и земном, но о будущем и небесном. Справедливо Он называет их нищими, потому что они лишились таких благ. Он также показывает, что недостаточно только нам принять благовестие, но что следует нам и согласиться с принятым благовестием.

«Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем». Некоторые были сокрушенными по причине скорбей, иные по причине грехов, иные по причине того и другого, – подобно тому, как Господь наш сказал расслабленному: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Ин.5:14). Иные сокрушаются по причине праведности или грехов; по причине праведности, как написано: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19); по причине грехов, как написано: «изцели сокрушение ея, яко подвижеся» (Пс.59:4). Некоторые сокрушаются по причине диавола, как согбенная женщина, по причине грехов, как написано: «Яко беззакония моя превзыдоша главу мою... Возсмердеша и согниша раны моя» (Пс.37:5–6), потому что, когда мы не обращаем внимания на то, что гниет, то происходит смрад. Потом говорится: «опустошение и гибель на стезях их» (Ис.59:7). Не так телесные скорби уменьшают силу тела, как грехи разрушают силу духа. Потом пророк показывает иное благодеяние для души: «проповедовать пленным освобождение», т.е. тем, души которых были в плену. Откуда это ясно? Из того, что Он сказал не: «даровать», но: проповедать отпущение, показывая этим, что благодеяние зависит от воли принимающих. Он пришел для благовестия, для того, чтобы желание добра было им приятно. «И слепым прозрение» (в русском переводе: «и узникам открытие темницы»). Какие слепцы вышли из Вавилона? Хотя они были слепыми, прежде чем пришли, однако они не были таковыми после возвращения.

2–9. «Проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис.61:2). Акила и Симмах говорят: «год приятный». «И день воздаяния Богу нашему» (в русском переводе: «и день мщения Бога нашего»). Справедливо говорит: «день воздаяния», чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов!

«Утешить всех сетующих», – как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: «утешить». «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда» (Ис.61:3). Другие говорят: «вместо духа притупления». Видишь ли Бога радости, пришедшего для отъятия печали? Не человек является между людьми и не ангел между ангелами; здесь нет ничего телесного, но все духовное. «И назовут их», – говорит, – сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Итак, смотри, это было насаждение Господа, а не человека. На ком же это совершится: на нас ли, или на других? Ясно, что насаждение Господне в славу есть Церковь.

«И застроят пустыни вековые» (Ис.61:4). Поистине, пустынны были города, не потому, что были разрушены стены, и не потому, что были пустыми дома, но потому, что они были лишены людей, которые должны были знать Господа и однако не знали Его. Теперь же восстановлены города, в которых действительно обретаются люди, ведящие Господа. Итак, хорошо сказано: «пустыни вековые».

«Восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями» (Ис.61:4, 5). Удивляться должно тому, что пророк открыто говорит о правителях Церкви, в словах: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис.61:6). Называя их царством священников и Своим народом святым, Бог говорит это о всех христианах. Видишь ли: все это совершается в источнике спасительной купели и все там помазуются. «Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое» (Ис.61:6, 7). Посмотрим, где исполняются эти слова и в какое время «вам будет вдвое». Они тогда (по возвращении из плена) владели вторично, но это не исполнилось. Пророк, однако, здесь говорит: «За посрамление вам будет вдвое». Ясно, что будет другой народ, который наследит землю вторицею. Это открывается из последующих слов: «потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них». Когда веселие вечное было у евреев в их земле? «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом» (Ис.61:8, 9). Это совершилось на апостолах, с которыми он вступил в вечный союз; сыны их известны даже и среди языков. «Все видящие их познают». Какой народ не знает их? «Все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Радостью буду радоваться о Господе» (Ис.61:9, 10), – вследствие множества учеников и будущих даров.

10–11. «Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня». Не видишь ли ты, что здесь пророк сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: «возвеселится душа моя о Боге моем». Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, затем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апостолы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Эта радость непреходяща и бессмертна. Если кто радуется о благах, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому, как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенное со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным; любовь постоянно обновляется, желание возжигается, никогда не дряхлеет и не стареет. Тот, кто любим тобою, всегда нов, желателен и достоин любви. Если же ты скажешь, что ты не видишь Его, то посмотри на небеса: как они прекрасны, как величественны! Как небо приятно, усладительно для зрения и полезно для всего! А это небо есть дело Того, Которого ты любишь, тонкое и нежное дело перст Его. Отсюда ты уразумеешь красоту Его Самого, насколько это возможно. Разве ты не видишь Его? Если желаешь, то ты Его узришь, – очисти только ум, очисти сердце, потому что говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8) 120.

«Облек меня в ризы спасения». О какой ризе говорит пророк? Та риза, в которую мы облекаемся, не есть риза спасения. Но я знаю, что вам, ведящим таинство, это известно. Однако, пусть говорит Павел: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: "ризу», – потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти – совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: "облек", так чтобы одежда всегда пребывала с нами. «Одеждою правды одел меня». Есть здоровье, которого мы можем достигнуть после болезней, благодаря врачам и наставлениям советников; это же здоровье приобретается вместе с радостью и величайшими благами и никогда не подвергает нас бесчестию. «Как на жениха возложил венец». Акила говорит: «как жениху, украшенному венцом». «И, как невесту, украсил убранством». Митра – это венец, украшенный ожерельями и драгоценными камнями, который женихи надевают себе на голову во время бракосочетания. «И, как невесту, – говорит, – украсил убранством». Поистине, было брачное торжество, но только духовное, в котором души сделались причастницами Бога. Смотри на бедность невесты, которая получает от жениха одежду и украшение; никто другой не мог украсить ее этими одеждами. Подобно тому, как какой-либо муж – царь, когда желает взять себе в жены понравившуюся служанку, не имеющую одежды, достойной брачного торжества, и не имеющую средств самой от себя приготовить таковые одежды, дарит ей все это и украшает, – таким же образом и Христос даровал все украшения Церкви и украсил ее. «Ибо, как земля производит растения свои» (Ис.61:11). Этими словами показывается многочисленный плод добродетели. «Так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами». Справедливо сказано: «пред всеми народами», чтобы видели, свидетельствовали и подражали ей.

* * *

120

Следующая затем строка, вследствие поврежденности текста в армянском кодексе, оставлена без перевода.


Комментарии для сайта Cackle