святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Исайю

Глава 63

1–2. «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора?..» (Ис.63:1). Пророк, говоря о дивных вещах, обыкновенно употребляет форму вопроса, показывая, что не только он, но и другие объяты удивлением. Выше он сказал: «Кто это летят, как облака?..» (Ис.60:8). А когда Господь уготовляет веру Своим откровениям, то Он не только показывает пророкам то, что должно совершиться, но старается показать это и новым способом, – подобно тому, как Амос говорил о Боге: «видех Господа, стояща на стене адамантовой» (ср. Амос.7:7); Даниил – иным способом; Михей говорил: «я вижу всех Израильтян, рассеянных» (3Цар.22:17). Смотри здесь: «Кто это идет от Едома?» Пророк говорит о тех, которые должны были подвергнуться избиению, и о тех, которые намеревались сильно мучить народ Его.

Я увидел человека в оскверненной одежде, препоясанного поясом, как бы мужа, топчущего в точиле, в красных одеждах, из Босры. Он виден был в этом месте, чтобы тем самым показать мучения, которым Он подвергся, подобно тому, как в ином месте говорится: «вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера» (Иер.1:13); подобно тому, как и Захария видел также коней. «Столь величественный в Своей одежде». Каким образом может быть прекрасен тот, кто облечен в оскверненные одежды? Одежда поистине бывает прекрасна тогда, когда она выкрашена в цвет. Однако, удивительно то, что если бы тот не был таковым, то пророк не был бы объят удивлением. Когда Бог творит дивное, то непозволительно требовать от Него причины.

«Выступающий в полноте силы Своей», т.е.: Он крепок и скромен; таков именно был образ лица Его. Теперь Он отвечает вопрошающему, говоря: «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать», т.е. творю. Говоря: «изрекающий», Он показывает самое дело: «могуществен исполнитель слова Его» (Иоиль 2:11), говорит Иоиль. «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис.63:2). У нее не был цвет вина или крови, но среднее между тем и другим. Образ топчущего точило означает легкость битвы; а цвет крови показывает, что здесь речь идет не о вине, но о крови. Он топтал точило, не порожнее внутри, но наполненное, и был забрызган не мало, но замаран совершенно.

3–10. «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис.63:3), т.е.: Я не нуждался ни в чьей помощи и не требовал никого в помощники. Здесь говорится не о телесном точиле, и это ясно из последующих слов: «и из народов никого не было со Мною».

«И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей». Почему же? «Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал» (Ис.63:4). Относительно их Он применил воздаяние, и спас тех, которые были ими мучимы. Видишь ли: они были причиною наказания для самих себя. Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные движения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд, и утверждает, что Он отдалил время Своего наказания: «день мщения». Для того, чтобы показать, что он говорит здесь о наказаниях иудеев, пророк прибавляет: «год Моих искупленных настал». Подобно тому, как во время суда открываются обиды врагов и вместе с тем наши права, таким же образом и тогда некоторых Он наказывал, а иных спасал, чтобы они познали, что Он может совершать то и другое; а не так, как говорят греческие лжемудрецы, будто есть демоны, из которых некоторые не совершают зла, а только добро, иные же совершают только зло, а не добро, так что у тех и у других нет цельной власти, а только наполовину, да и той лишены. «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей». Справедливо сказано: «во гневе Моем и попирал их в ярости Моей». Он показывает тот гнев, которым преследовал евреев, и это было самое полезное для увещания их, как говорит и апостол: «не гордись, но бойся» (Рим.11:20), чтобы они, вследствие чужих бедствий, пришли к покаянию. Блага обыкновенно делают беспечными тех, которые пользуются ими, и приводят к беспорядочной жизни. Бедствия ближних Он наложил на уста их, как бы некую узду, так как эти бедствия отвращают от зла тех, которые живут богато. Вообще здесь сказано следующее: видя бедствия ближних, ты бойся.

Обратим теперь внимание на то, что здесь сказано аллегорически. «Кто это идет от Едома?» Это пророчество двояко: Христос явился им обагренный кровью, потому что Он говорит: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф.12:29); и потом: «но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33); а в другом месте: «проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение» (Лк.4:18; ср. Ис.61:1); в другом же месте: «потому что Он сокрушил врата медяная и сломил вереи железныя» (ср. Ис.45:2), – и иное подобного рода, что указывает на Его победу, и объясняет, что Он был обагрен кровью, как и Иаков пророчески говорит: «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт.49:11); а также Симеон, великий священник, указывает на многие битвы следующими словами: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк.2:34). Здесь Он кажется пришедшим от Эдома после умерщвления многих, Вифлеем же был расположен в стране идумеев. Кроме того, Давид показывает Его как бы снабженным оружием: «Препояши меч твой по бедре твоей, сильне» (Пс.44:4). Это говорит затем, чтобы ты не считал Его слабым, – подобно тому, как выше сказал пророк: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:3). Он открывался всем не одним и тем же образом: одним образом явился иудеям, иным – апостолам, иным – пророкам, иным – на горе бывшим с Иаковом, иным – бывшим с Клеопою, иным – союзникам Петра, когда Иоанн сказал: «это Господь» (Ин.21:7), иным – Фоме, иным – Марии до и после воскресения, потому что она то считала Его вертоградарем, то называла «рабби», а Он сказал: «не прикасайся ко Мне» (Ин.20:17). Каждому Он уделял по мере веры. Подобно тому, как и Отец Его являлся то в огне, то под видом старца, применительно к обстоятельствам, не изменяя Своей природы, – избави Бог, – но всегда оставаясь тем же. Вид же Господа не всегда являлся под одним и тем же образом. Точно так и здесь Он менял Свой образ, применительно к расположениям верующих. «Столь величественный в Своей одежде». Мы можем сказать, что эта утварь есть Церковь, которая по Его благодати стала прекрасною, по написанному: «всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста» (Ис.49:18). Мы – утварь Его, а Он – наша. Он не считает достаточным одного примера, но желает, чтобы то, что принадлежит Ему, было также и нашим, подобно тому, как Он желает, чтобы мы стали Его. «Я есть одежда ваша, – говорит, – а вы Моя» (ср. Иерем.13:11). Я, говорит, облачу вас, подобно тому, кто препоясан по чреслам поясом. Потом говорит: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес.5:30). Я, говорит, глава, а вы – члены. В другом месте сказано: «Я есть дом ваш, а, вы – храм Мой» (ср. 1Кор.3:16, 6:19). Опять: «кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56); Я вкушаю вас, а вы вкушаете Меня. Еще: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34), и: «Он и ходатайствует за нас» (Римл.8:34).

«Выступающий в полноте силы Своей»: пророк здесь обозначает не насилие, но крепость. Этими словами он открывает правильный порядок вещей. Если кто взвешивает эти слова, то он открывает некоторую силу. Но крепость совершающего никоим образом не должно назвать насилие.

«Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Но кто это таков, – пророк не сказал. Да постыдятся еретики, исследующие сущность. "Я", – говорит, – изрекающий правду», показывая этими словами непостижимость существа. «Я – изрекающий правду», т. е. Я сужу судом спасительным. Суд Его не для осуждения, а для спасения. Грешников, говорит, Я делаю праведными; суд некоторых направляется к спасению, а суд других к осуждению.

«Отчего же одеяние Твое красно?» "Я топтал, – говорит, – точило". Вы, которые научились таинству, знаете это совершенно. "Я топтал, – говорит, – точило один». И поистине, только Бог один мог совершить это, а не кто другой, не человек и не ангел. «В ярости Моей», говорит. Ярость Его простирается на врагов, – на сатану и на смерть. Теперь смотри на пророка, как он радуется при наказании врагов, которого они были достойны, и молится о том, чтобы наказание было отъято от народа, подобно тому, как делали Иеремия, Даниил и все другие.

«Воспомяну милости Господни», говорит (Ис.63:7). Ужели пророк забыл? Нисколько; но он приводит на ум то, что они забыли, утверждая, что настоящее было в связи с прошедшим. Таким образом поступают всегда пророки, напоминая людям о древних и новых благодеяниях. Он, говорит, дал мне способность и силу поведать о чудесах Его. «Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву». Ужели только судья благой? Не только благой, но также обладающий и другими дарами. Это пророк говорит затем, чтобы показать тот дар прежде остальных, потому что, пользуясь им, Он часто судит по Своему милосердию, воздает нам по милости Своей и по любви Своей наводит добро и зло, не по причине злобы, но то и другое по причине Своего милосердия. Как в раю является милосердие, так и в аду: куда ты ни обращаешься с исследованием, везде находишь милосердие Господне. Как тебе кажется, – разве не по милосердию Он сотворил Адама, даровал ему рай, сделал его достойным того, что говорил с ним? И не в этом только сияет милосердие Божие; но даже и тогда, когда Он отверг его и изгнал из рая, Он показал Свое милосердие. Хотя эти вещи кажутся весьма несогласными между собою, однако то и другое (милосердие) независимы относительно своего конца. Не только возвращение иудеев из плена, но и отправление их туда произошло по Его милосердию. Мы бываем то добры, то злы, так что, подверженные изменениям, мы не все совершаем правильно. Он же всегда бывает благодетелен, потому что милосердие происходит от Его природы, так что, как наказывая, так и даруя награды, Он всегда являет одно и то же благоволение. Если когда-либо происходят противоположные действия, то это бывает не от Его благоволения, но от супротивников, которые делают себя недостойными его. Подобно тому, как солнце увеселяет своим светом многих, а больным глазами причиняет мучения, подобно тому, как огонь влажное и мягкое вещество делает и жестким и сплоченным, таким образом одно делает жестким, иное сплоченным, иное размягчает, золото расплавляет, а глину делает жесткою, но то и другое производит своим жаром, – точно так же и Господь единым Своим милосердием сотворил рай и ад. Что я говорю? Легче огню лишиться своего жара, чем Богу Своей благости. О всех творениях мы можем рассуждать при Божием попечении, но о божественных свойствах не можем этого, – ни словом, ни даже умом. А потому истинно сказано: "Я Тот же" (ср. Ис.41:4, 43:10), где Он говорит не относительно Своей природы, но относительно милосердия и промышления. С чем должно сравнить эту любовь? "Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5). Сравнить ли ее с любовью отца и матери? Такое сравнение невозможно: «вы, – говорит, – плоть от плоти Моей, и кость от костей Моих» (Быт. 2:23).

«Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут"" (Ис.63:8). А другие говорят: «не отвергну», т.е.: как чада, они могли ожидать от Меня благ, пока не отвергали Меня. Я не говорю, что они не получили от Меня благ; но так как они чада, то им неприлично было оставлять отца. «Во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис.63:9). Он не отнимает наказания в половину, и не попускает его в половину. Когда соединены сила и желание, то ничто не может противостоять (им). Теперь же смотри, каким образом Он напоминает им о Своей любви: «Не ходатай (какой-либо) ниже ангел, но Сам Господь спасе я» (в русском переводе: «и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их»). Великое дело охранять, но еще больше, когда Он Сам хранит, как и Павел говорит: «не довольно сего, но и хвалимся Богом» (Рим. 5:11). Не один Павел, но и Моисей также сказал: «если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда» (Исх.33:15). Но если Он обещал всем спасение, то однако не славу. Смотри, какой славы Он сделал достойными их: "Он, – говорит, – искупил их»; а потом приводит и причину: «по любви Своей и благосердию Своему». Чтобы показать, что они были недостойны этого, Он говорит: «сам избави их и восприят их и вознесе» (этих слов в русском переводе нет). Не только избавил, что указывает на милосердие, но и "вознесе", т.е. прославил их во все дни века.

Что же сделали те, которым и без всего этого надлежало, как сынам, почитать Отца? «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его» (Ис.63:10). Говорит ли он о Духе Святом, или о каком-либо служителе, как кощунствуют еретики? По справедливости пророк называет Святого Духа, так как все совершено святым Духом; об Нем говорят пророки и Моисей. «Поэтому Он обратился в неприятеля их». Видишь ли, что они сами были причиною вражды? "Сам Господь воевал против них». Это служит знаком любви и великого милосердия: Он их щадил, когда они были злы, для того, чтобы они достигли лучшего плода. Если же бы Он не щадил, то они давно уже превратились бы в ничто. Отсюда ясно, что Бог враждебен к ним в том смысле, что Он преследовал их любовью для их спасения. Он был врагом, чтобы не быть врагом навсегда: Он удалил, чтобы воспринять.

«Тогда народ Его вспомнил древние дни» (Ис.63:11). Днями древними он называет дни Моисея и своего народа. В последующих словах он особенно вызывает их на вражду и битву. Именно: где благодеяния, бывшие отцам вашим и вам самим? «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего», т.е. в Моисея и в семьдесят старейшин? Этими словами пророк также обозначает те духовные чудеса, которые они совершили в народе. Справедливо говорит: «с пастырем», так как чрез него он извел всех; а так как тот, во время бегства, ушел в Мадиамскую землю, то Бог говорит, что Он извел его оттуда. Но так как они веровали, что Моисей, а не Бог, извел их, потому что говорили: «где есть Моисей, изведший нас из Египта" (ср. Исх.32:23)? то для того, чтобы они не оставались при своем мнении, полагая, что Моисей вывел их из Египта, а Иисус Иоседеков из Вавилона, пророк показывает только, что не Моисей извел их из Египта, так как сам Моисей изведен был оттуда только силою Божиею. «Вложил в сердце его Святаго Духа Своего»: мы знаем, что им не было возвещено о Духе Святом; но в них Он был, так как был в их вождях – Моисее и в семидесяти старейшинах... 121 «Который вел Моисея за правую руку» (Ис.63:12). Не напрасно Он повторяет, что Моисей был изведен, но для того, чтобы удержать нечестивые слова их, постоянно говорит: «Я извел их». Повествует (пророк) также и о том, что было совершено в пустыне. «Разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?.. Дух Господень вел их к покою» (Ис.63:12–14). Он говорит о Моисее, как бы о духе. «Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя». Хотя они были недостойны, однако, говорит, Я ради тебя совершу это (ср. Исх.33:17). Они поистине были спасены чрез него (Моисея). «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей» (Ис.63:15). Мы обращаемся не к храму, приходим не на место откровения, но призываем Тебя с неба, потому что это Твой храм, это Твое обиталище. Пророки говорили о небе, чтобы показать, что земной храм не может обнимать Бога. «Где ревность Твоя и могущество Твое?» То же самое говорил и Давид: «Где... милости Твои древние, Господи" (Пс.88:50), – чтобы они прибегали не к своим добродетелям, но к милости Божией. Но нужно знать: хотя велика милость Господня, однако, в ней присутствует избрание... 122. Я терпел доселе, но теперь не попущу; доселе Я попускал, но вы пренебрегли. Во время благоприятно «милости Твои ко мне удержаны», но мы не получили от этого никакого плода. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими» (Ис.63:16). Видишь ли, как полезно было им славиться не собою, а родом своим? Мы происходим, говорит, от того (Авраама), но он не знал нас. «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш"", – подобно тому, как раб, купленный кем-либо, называется именем своего господина. Пророк не сказал: имя Твое призываем, но: «имя Твое: «Искупитель наш"". А это и было причиною наказания их, потому что, хотя на них было имя Божие, однако они Им пренебрегали.

«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис.63:17). Они, по словам пророка, говорили это или потому, что несколько сомневались относительно этого предмета, или по причине наказаний, как они утверждали в ином месте: «уклонил... стези наши от пути Твоего» (Пс.43:19), т.е.: Ты отогнал нас, оставил нас в чужой земле, исключил нас от законов и полезных повелений, ни во что вменил служение наше, и пренебрег послушания наши. «Обратись ради рабов Твоих», т.е. ради праведных и смиренных. «Короткое время владел им народ святыни Твоей» (Ис.63:18). Смотри: место Его, Иерусалим, так близко сердцу их, что если они не могли удержать всей земли, то старались по крайней мере овладеть частью ее.

«Враги наши попрали святилище Твое». Хотя мы не достойны, однако, яви милосердие по причине гордости их. «Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое» (Ис.63:19). Они говорят это не только по причине грехов, но и потому, что были оставлены.

* * *

121

здесь одна строка осталась без перевода, вследствие повреждения в армянском кодексе.

122

две строки оставлены без перевода, по причине повреждения текста в армянском кодексе.


Комментарии для сайта Cackle