схимонах Иосиф Ватопедский

О кончине века и антихристе

 Глава 3Глава 4Глава 5 

ТЕМА АНТИХРИСТА В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТВОРЕНИЯХ

«УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ»

«В последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать и предавать, и тогда явится мировой обманщик, словно Сын Божий, и сотворит знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет [он] творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся... И тогда явятся знамения истины: сперва знамение, распростертое на небе, затем знамение гласа трубного и, в-третьих, воскресение мертвых; не всех, однако, но как сказано: «Придет Господь и все святые с Ним3. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...»4.

Этот фрагмент «Учения двенадцати апостолов» – анонимного сочинения, запечатлевшего апостольское предание и современного Откровению Иоанна Богослова (оба текста относятся к концу I века Р. X.), рисует сходную в главных чертах картину последних дней. За отступлением человечества от Бога последует безмерное умножение зла, которое есть корень и главное условие появления антихриста. Выдавая себя за спасителя мира и обольстив все народы, он принесет остатку верных страшные испытания, конец которых – Второе Пришествие Христово.

ТВОРЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИППОЛИТА, ЕПИСКОПА РИМСКОГО

Наследие этого святого мужа включает обширные тексты по нашей теме, которые представляются во всем согласными с Преданием Церкви и творениями других богоносных ее отцов. Важнейшее значение в этом смысле принадлежит одному из них, где обличается лукавое подражание антихриста Господу Иисусу Христу:

«Как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его Царской и славной природы был предвозвещен как лев, подобно этому... Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильственной природы. В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос – лев, лев и антихрист. Христос – Царь небесного и земного, царем же [но только] на земле будет и антихрист. Явлен Спаситель как агнец – и тот предстанет как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель – и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам – и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец – и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный Крест – и тот подобным же образом даст знамение свое. В образе человеческом явился Господь – и тот... придет во образе человека. Из среды евреев произошел Христос – и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть как храм и восставил ее на третий день – и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме»5.

Это сопоставление священномученик Ипполит подробно обосновывает свидетельствами Священного Писания, раскрывающими как истинную сущность «сына погибели», так и грядущие испытания для всех, кто откажется признать его власть.

Показывая, сколь отлично пришествие в мир «сына погибели» от Пришествия Христова, святой напоминает об укоризненных словах Спасителя иудеям, отвергавшим Его проповедь: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). Но этот «другой», которого иудеи примут как исполнителя их многовекового чаяния, есть, без сомнения, грядущий антихрист. И если происхождение Господа Иисуса по плоти от колена Иудова предвозвещено праотцем Иаковом, назвавшим Иуду «чаянием языков» (ср. Быт. 49, 10), то о происхождении «сына беззакония» из евреев, но от колена Данова предсказание того же праотца гласит: «и да будет Дан змий на пути... угрызая пяту конску» (Быт. 49, 17). «Змеем же кто был, – толкует это пророчество святой, – как не обольститель от начала... который обольстил Еву и запнул Адама?»6. Приводит он и другие пророчества о Дане – Моисея («Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33, 22)) и Иеремии («От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания... потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем» (Иер. 8, 16)), – откуда видно, что отпрыск этого колена принесет народам опустошение и гибель.

Развивая тему Дана, святой предлагает и четвертое пророчество о нем, не встречающееся в Священном Писании, но, по-видимому, слывшее в его время авторитетным: «Соберет всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, пойдут вместе с ним; он сделает море белым от парусов его кораблей и сделает черным поле от огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падет мечом»7.

При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвертого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7, 1–28), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времен, и не мы ли, напротив, – прямые ее свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.

Попутно заметим, что в загадочном Павловом тексте об «удерживающем» (2Фес. 2, 7: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь)» он склонен видеть намек на «четвертого зверя» – державу римлян8, которая, как мы говорили выше, дожила до нашего времени в лице западноевропейского мира.

Ипполит Римский внимательно исследует предсказание Спасителя о «мерзости запустения... на святом месте» (ср. Мф. 24, 15), подразумевающее Даниилово пророчество (см. Дан. 9:27, 12и др.), и различает «мерзость погибели» и «мерзость запустения». Первая «мерзость» – это осквернение и разорение главной святыни евреев, Иерусалимского храма, греко-сирийским царем Антиохом IV Епифаном; вторая – воздаяние в нем Божеских почестей антихристу, о чем говорит и двадцать седьмой стих девятой главы книги Даниила: «И утвердит завет мнозем седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилища мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение». Но седмина (семилетие), разделенная пополам, – это и есть «время, времена и полвремени» Иоанна Богослова и составляет сорок два месяца, то есть тысячу двести шестьдесят дней, или три с половиной года, в течение которых будет попущено действовать антихристу. В первой половине седмины явятся два свидетеля истины – Енох и Илия, о чем говорит и пророк Малахия: «И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну» (Мал. 4, 5–6). Оба пророчества святой Ипполит связывает с предсказанием Иоанна Богослова о двух свидетелях Божиих, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11, 3), и о том, что по окончании их свидетельства «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11, 7).

Описывая личность и деятельность антихриста, святой подчеркивает его духовное родство с сатаной, под влиянием которого он и будет действовать как не боящийся ни Бога, ни людей. Выходец из иудеев, этот всесветный лжец к ним первым обратится за поддержкой и, как сведущий в Писании, при всемерном содействии сатаны постарается убедить их, что в нем одном – исполнение всех ветхозаветных предсказаний об избавителе-мессии. Поэтому и пришествие его будет во всем по видимости напоминать Пришествие Господне. «Спаситель мира... родился от непорочной и девственной Марии чистой... также и диавол родится в обольщении от девицы... И как Христос избрал апостолов, так и он изберет себе целый народ в качестве учеников, которые будут подобны его злодеянию... Вместе со всем... совершит знамения и страшные чудеса, но не истинные, а ложные, для того, чтобы обольстить подобных ему нечестивцев... А на первых порах он будет милостивым, любвеобильным... миротворцем; будет с ненавистью преследовать несправедливость и гнушаться даров»9.

Появлению антихриста предшествует небывалый духовно-нравственный упадок, сопровождаемый нарушением природного порядка вещей, что изображается святым мужем с выдающейся силой и убедительностью:

«Все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей; жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведет жену свою, как виновную, на судилище; господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги к господам будут питать дух неповиновения; никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть; храмы Божии будут обращены в обыкновенные дома, и всюду последует разрушение церквей; Писания будут в пренебрежении, а песни врага всюду будут распеваться; блудодеяния, прелюбодеяния и клятвонарушения наполнят землю, и чародеяния, волшебства и прорицания... за ними. Вообще, со стороны тех, которые будут только казаться христианами, будут воздвигнуты лжепророки, лжеапостолы, колдуны, губители, злодеи, обманывающие друг друга, прелюбодеи, блудники, хищники, корыстолюбцы, клятвопреступники, клеветники, ненавидящие друг друга. Пастыри будут как волки. Священники будут любить ложь. Монахи будут иметь пристрастие к мирскому... Судьи лишат праведного правды и, ослепляемые дарами, будут склоняться на сторону несправедливости. Да и что говорить о людях, когда и сами стихии утратят свой обычный порядок: землетрясения во всяком городе; голод во всякой стране; необычайные громы и страшные молнии... порывистые ветры, колеблющие безмерно и землю и море... знамения на солнце, знамения на луне; уклонения звезд, возмущения народов... выпадения града по всему лицу земли; беспорядочные зимы, невыносимые морозы; нестерпимые зной... неожиданные пожары и, одним словом, плач и рыдание всей земли, лишенной утешения»10.

Все, что божественный отец провидел восемнадцать столетий назад, сходно с происходящим у нас на глазах, и мы воспроизводим его слова, во-первых, как свидетельство о пророческом видении нашей Церкви и, во-вторых, как ответ недоумевающим, в чем же причина столь великой силы и власти сатаны. Ибо ничто так не открывает древнему супостату доступ к человеческой душе, как неверие и беззаконие: «Вот почему и в последний день кончины опять должны будут восстать лжехристы... которые будут говорить: «я Христос». И многих они введут в заблуждение... Но, проникнутые ложною мыслью и... думающие только о неправом, они будут искать имени и в то же время не будут иметь возможности найти его»11.

Знаменательно, что среди провозвестников Второго Пришествия Господня и обличителей антихриста священномученик Ипполит, кроме Еноха и Илии, называет и Иоанна Богослова. «И вот, половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всем мире о пришествии антихриста... Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы хоть этим способом склонить людей к покаянию ввиду чрезвычайно усилившегося беззакония и нечестия их... И когда возвестят это, они падут от меча, будучи убиты диаволом»12. Это суждение об участии апостола Иоанна в последней миссии пророков Божиих разделяют и другие отцы, основываясь на словах воскресшего Господа Петру: «хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21, 22) и на засвидетельствованном самим апостолом повелении ему от Ангела: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10, 11).

И вот что говорит святой о правлении антихриста, этого вдохновляемого сатаной зверя:

«Смотрите же, боголюбцы, какая скорбь будет в те дни – такая, какой не было от сложения мира, никогда не может быть, а будет только в те дни. Тогда-то... беззаконник, возгордившись сердцем, соберет своих демонов в образе человеческом, и отвратится от тех, которые призвали его на царство, и осквернит много душ. В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всем будет суровым, жестоким, гневливым, лютым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным... А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он преумножит ложные знамения. В самом деле, когда все народы будут вне себя от радости ввиду его наваждений, он могучим голосом воззовет столь сильно, что поколеблется место, где будут предстоять ему толпы народа: «Познайте, народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства! Какой властелин так могуществен? Какой бог велик, кроме меня? Кто может воспротивиться моей власти?». И действительно, он будет переставлять горы пред очами зрителей, переходить море, не замочив ног, низводить огонь с неба, превращать день во мрак и ночь в день... вообще, силою своего наваждения покажет... что все стихии земли и моря послушны ему...

Затем, после всего этого, небо не даст росы своей, земля откажется от плодов своих, море наполнится зловонием, реки пересохнут, морские рыбы перемрут, люди от голода и жажды погибнут; отец, обнявши сына, а мать – дочь, вместе умрут. И не окажется никого, кто бы похоронил их. Вследствие этого вся земля наполнится зловонием от мертвых тел, разбросанных всюду... Тогда будет свирепствовать по всей земле язва; тогда наступит рыдание, лишенное всякого утешения; тогда будет раздаваться безмерный вопль; тогда не будут прекращаться стоны; тогда люди будут считать блаженными ранее умерших и обращаться к ним со словами: «Отверзите ваши гробы и примите нас, несчастных... Блаженны вы, что не созерцали нынешних дней!»... Потом нечистый разошлет приказы по всякой области при помощи демонов и людей; все они будут говорить: «Появился великий царь на земле: идите все лицезреть могущество силы его. Вот, он доставит вам хлеб и одарит вас вином, богатством многоценным и почестями великими!»... И вот, по недостатку пищи, все придут к нему и поклонятся ему, а он сделает им надписание на правой руке и на челе с той целью, чтобы никто не мог изобразить Честного Креста... Печать же его на челе и на правой руке составляет число шестьсот шестьдесят шесть»13.

Допуская, что число это может иметь не одно значение, святой наиболее вероятным чтением надписания признает все же APNOYME – усеченную форму от dQVOU, aai, «отрекаюсь». «И с того времени, – продолжает он, – подобный человек... не будет иметь возможности знаменать какой-либо из своих членов, но подчинится льстецу и ему будет служить – и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» .

И как в первые века Церкви верные претерпевали гонения и вынуждены были выбирать между отречением и мученической смертью, так будет и в дни антихриста, что явствует из самого назначения и смысла его печати:

«Таково будет (надписание) и печать во времена этого ненавистника добра: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу), и присоединяюсь к тебе, и в тебя верую»... Он пошлет, наконец, целые полчища демонов в горы, пещеры и расселины земные... чтобы отыскать скрывшихся от взоров его и привести их на поклонение ему. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям и всевозможным ухищрениям, каких никогда не было, какие никогда не достигали человеческого слуха и каких никогда не видели взоры смертных... Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля, оплачет и море, и воздух, оплачет и солнце, оплачут и дикие звери вместе с птицами, оплачут горы, и холмы, и полевые деревья – и все это за то, что все отклонились от Святого Бога и уверовали в обольстителя, принявши начертание этого нечестивца и врага Божия вместо животворящего Креста Спасителя. Будут оплакивать и церкви скорбь великую. Ведь тогда не будет совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу... не будет возноситься в те дни и честное Тело и Кровь Христовы... и наступит мрак для людей и рыдание для рыданий и стоны для стонов»14.

Описав бедствия и нестерпимые тяготы антихристова царствования, святой Ипполит ободряет и воодушевляет христиан, напоминая, что «милосердный и человеколюбивый Бог не оставит тогда род человеческий лишенным утешения и сократит те дни... ради остатка тех, которые укроются в горах и пещерах... чтобы не уничтожилась и фаланга этих святых»15.

Завершатся эти лютые времена славным Пришествием Господним, когда наступит конец торжеству века сего и каждый получит воздаяние по делам своим. Блаженны те, кто сохранил совесть свою и обещание верности Богу; кто не дал увлечь себя многовидной ложью и обольщениями суетного мира и не изменил доброму исповеданию. Но много блаженнее те, кто в последние и наиболее тяжкие дни исповедал свою веру, не страшась вражиих угроз, пыток и самой «мерзости запустения», кто сражался не с орудиями и порождениями древнего человекоубийцы, а с самим источником «всякого» зла. Блаженны те избранные агнцы, благоуханные сердца, небесные прозябения, большие всех мучеников, до конца возлюбившие закланного Агнца Христа, наша похвала и утверждение. Не щадя немощной плоти и подвизаясь до крови, они не склонили главу перед мощью древнего змея, но пронесли имя Господа нашего сквозь разжженную печь испытаний.

Тогда, в Пришествие Христово, которого мы чаем, воссияет упование последних святых. И об этом слово Спасителя: «Когда же начнет это сбываться, – говорит Спаситель, – тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28). «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27).

Исполнением этого обетования будет и воскрешение убиенных за имя Христово. «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 31). Это согласуется с тем, что сказано об общем воскресении у пророков: Даниила («И мнози от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное» (Дан. 12, 2)) и Исайи («Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли; роса бо, яже от Тебе, изцеление им есть» (Ис. 26, 19)). И опять, как говорит Сам Господь: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25, 31–33).

Итак, на основе Священного Писания отцы Церкви утверждают, что антихрист будет средоточием всей силы, злобы и лукавства сатаны, а господство его – огненным испытанием для верных. И то, что в лице его совершится пришествие и воплощение исконного врага человеческого рода, отнюдь не метафора, а доподлинный факт. Но владычество антихриста есть вместе с тем время окончательного разделения людей на сынов Божиих и сынов погибели. И если в самые мрачные и мучительные дни остаток верных не предаст богооткровенную истину, как оправдаются пред Богом те, кто был безразличен к ней в нынешние, сравнительно мирные времена? Признавая, что поведение людей частично зависит от обстоятельств, мы не должны забывать, что человеческий дух и воля способны возвыситься над любыми внешними обстоятельствами и так называемыми требованиями жизни. В каждую эпоху, при любых исторических потрясениях всегда находились герои, не склонявшиеся перед идолами необходимости и целесообразности, в твердом убеждении, что «все возможно верующему» (Мк. 9, 23) и укрепляемому Божией благодатью.

Проповедь богопросвещенных отцов о последних временах кроме слова Божия питалась и благодатными озарениями, в которых Святой Дух скреплял Своим действием все, о чем извещало их Священное Писание. Мы не вдаемся сейчас в рассуждения о пророческой силе веры, но твердо веруем в равноангельную жизнь и пророческое дарование отцов как мужей облагодатствованных и уже в земной жизни друзей Божиих и сынов Царствия. Бог открывает Свои повеления верным рабам не только «во время оно», но и во все времена, по Его же слову: «и прорекут сынове ваши и дщери ваша» (Иоил. 2, 28). Сосуды благодати, отцы имели преестественные дары по мере, какую каждому уделил Бог: одни – дар учительства, другие – дар исцелений, третьи – дар помощи обуреваемым от невидимого врага и так далее. Дары прозорливости и проречения, как и все вышеперечисленные, не были достоянием лишь «отеческой эпохи», но встречаются в Церкви во все времена, ибо она просвещена Духом Святым и Господь пребывает в ней «до скончания века» (Мф. 28, 20).

Этим напоминанием мы предваряем раздел, где собраны пророчества более поздней эпохи, часть которых уже исполнилась, остальные – несомненно исполнятся в дальнейшем, в чем убеждают и непрерывно умножающиеся знамения. А нам следует помнить и чаще применять к себе упрек Господа иудеям: «различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16, 3).

* * *

3

Учение двенадцати апостолов. XVI, 1–8 Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 59–62.

4

Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее – Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 68.

5

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 39.

6

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 17.

7

См.: Там же. Выпуск 1: Толкование на книгу пророка Даниила. С. 131; Выпуск 2. С. 43–44.

8

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 70–71.

9

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 60–61.

10

Там же. С. 62.

11

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 69.

12

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 73–75.

13

Там же. С. 75.

14

Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 74–76, 78.

15

Там же. С. 79.


 Глава 3Глава 4Глава 5