Сочинение прп. Исаака Сирина «Слова подвижнические» представляет собой собрание наставлений, размышлений и аскетических поучений, обращенных к монашествующим и всем, стремящимся к духовному совершенству. Книга основана на личном опыте автора, проведшего годы в уединении и молитве.
Текст состоит из 91-го «Слова» (главы), каждое из которых посвящено различным аспектам духовной жизни: молитве, покаянию, борьбе со страстями, безмолвию, смирению и любви к Богу.
Основные темы произведения:
- путь монашеского подвига. Прп. Исаак Сирин раскрывает суть отречения от мира, послушания, поста и молитвы как средств стяжания благодати;
- борьба со страстями и помыслами. Автор описывает начало страстей, их проявление и способы преодоления через трезвение, смирение и покаяние;
- молитва и безмолвие (исихия). Молитва рассматривается не просто как формальное прошение, но как живое общение с Богом, способствующее преображению человека. Особое внимание уделено внутренней молитве, умному деланию и необходимости уединения;
- смирение и покаяние. Автор подчеркивает, что без истинного смирения и непрестанного покаяния духовный рост невозможен;
- любовь к Богу и ближнему. Высшая ступень духовной жизни, по учению прп. Исаака, есть совершенная любовь, которая побеждает страх и делает человека подобным Богу;
- мистические озарения и Божественные откровения. Автор описывает опыт созерцания Бога и состояния благодатного света.
В настоящей публикации представлен русский перевод творений прп. Исаака Сирина, изданный в 1854 г. Московской Духовной академией и отредактированный в начале XX в. профессором С.И. Соболевским. Перевод был выполнен не с сирийского языка, на котором писал прп. Исаак, а с греческого.
Слово 74. О видах добродетелей
Подвижничество есть матерь святости, от которой рождается первое изведание ощущения тайн Божиих, что называется первою степенью духовного познания. Никто да не прельщает сам себя и да не мечтает о предугадывания588. Ибо душа оскверненная не входит в чистое Царство и не сочетавается с духами святых.
Доброту целомудрия твоего угладь слезами, постами и внутренним безмолвием. Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби, потому что добровольная скорбь дает доказательство веры любовью; а дело покоя бывает следствием пресыщения сознания589. Поэтому святые, из любви Христовой, показали себя благоискусными в скорбях, а не в покое, потому что совершаемое без труда есть правда людей мирских, которые творят милостыню из внешнего, сами же в себе ничего не приобретают590. Но ты, подвижник и подражатель страданиям Христовым, подвизайся сам в себе, чтобы сподобиться тебе вкусить славы Христовой. Ибо если с Христом страждем, то с Ним и прославимся (см. Рим.8:17). Ум не спрославится с Иисусом, если тело не страждет за Христа. Поэтому кто небрежет о славе человеческой, тот сподобляется славы Божией, и вместе с душою прославляется и тело его. Ибо слава тела есть целомудренная покорность Богу, а слава ума есть истинное созерцание Бога591. Истинная покорность двояка: в делах и в поношении. Посему, когда страждет тело, состраждет с ним и сердце. Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему. Не возможешь возлюбить Бога, если не узришь Его. А видение Бога есть следствие познания Его, потому что видение Его не предшествует знанию Его.
Сподоби меня, Господи, познать и возлюбить Тебя не тем ведением, какое приобретается чрез обучение с расточением ума, но сподоби меня того ведения, в котором ум, созерцая Тебя, прославляет естество Твое в созерцании, тайно похищающем у мысли ощущение мира. Сподоби меня возвыситься над зрением воли, порождающей мечтания, и узреть Тебя, связуемого крестными узами, в этой второй части распятия ума, который, свободно от влияния на него помышлений, упокоевается в непрестанном, преестественном созерцании Тебя. Соделай, чтобы возрастала во мне любовь к Тебе, дабы, идя вослед любви Твоей, оставить мне мир сей. Возбуди во мне разумение смирения Твоего, с которым пожил Ты в мире, в этой обители, в которую облекся Ты от членов наших, при посредстве Святой Девы, чтобы я в непрестанном и незабвенном сем памятовании со сладостью приял смирение естества своего.
Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела, а другой – вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй – следствием действенности дел духа. Ум не покоряется, если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела: и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму. Трудно что-либо высокое преподать еще новоначальному и младенцу возрастом. «Горе тебе, граде, в немже царь твой юн» (Еккл.10:16). Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы покорилось ему все. Кто познал себя, тому дается ведение всего, потому что познать себя есть полнота ведения о всем; и вследствие подчинения592 души твоей подчинится тебе все. В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя. Подлинно, Господи, если не смиримся, Ты не престаешь смирять нас. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений.
* * *
Примечания
В сирийском тексте: «никто да не обманывает сам себя и не дается в обман видениям», т. е. пусть не думает, что без предварительного очищения своей души можно достигнуть духовного познания.
В сирийском тексте: «а дело, совершенное в покое, исходит из пресыщенного настроения» (т. е.от душевной скуки).
В сирийском тексте: «...которые стараются оправдаться посредством своего (имущества), а сами не стремятся к совершенству».
В сирийском тексте: «возвеличение тела есть смиренное подчинение (его) Богу, а возвеличение духа – созерцание истины о Боге».
Богу.