преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Слово 88. Об изменении света и тьмы, какое бывает в душе во всякое время, и об уклонении ее к десным или шуим

Взглянем, возлюбленные, в душу свою во время молитвы: есть ли в нас созерцание при чтении стихов, содержащих поучение и молитву? Оно бывает следствием истинного безмолвия. И в то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особливо если не в нас тому причина. Приписывай же эт680 Промыслу Божию, действующему по причинам, известным Единому Богу. Ибо в иное время душа наша томится и бывает как бы среди волн – и читает ли человек Писание, или совершает службу, и во всяком деле, за какое ни примется, приемлет омрачение за омрачением. Таковый удаляется (от мирного устроения), и часто не попускается ему даже приблизиться к оному; и вовсе не верит, что получит изменение (к лучшему) и что будет (опять) в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души; и вся она всецело исполняется сомнения и страха.

Претерпевшие искушение в этой волне часа сего по опыту знают, какое изменение последует при окончании его. Но Бог не оставляет души в таком состоянии на целый день, потому что она утратила бы надежду христианскую; напротив того, скоро творит ей "избытие" (1Кор. 10, 13). Если же тревожное состояние этого омрачения продолжается более, то вскоре ожидай изменения жизни от среды ее681.

А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть собою и пасть на лицо свое в молитве, то облеки голову свою мантией твоею и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей храмины. Сему искушению подвергаются наипаче желающие проводить житие умное и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим с силою хула, а иногда приходит на человека сомнение в воскресении и иное нечто, о чем и не должно нам и говорить. Все это многократно дознавали мы опытом и, к утешению многих, описали борьбу сию.

Пребывающие в делах телесных совершенно свободны от сих искушений. На них приходит иное уныние, известное всякому, и оно по своему действию отлично от сих и подобных сим искушений. Здравие и уврачевание (страждущего им) источается безмолвием. Вот утешение для него! В общении же с другими никогда не приемлет он света утешения, и уныние сие беседами человеческими не врачуется, но усыпляется на время, а после сего восстает на человека с большею силою. И ему необходимо нужен человек просвещенный, имеющий опытность в этом, который бы просвещал его и укреплял при всяком случае во время нужды, но не всегда. Блажен, кто претерпит это, не выходя за двер682. Ибо после этого, как говорят отцы, достигнет он великого покоя и силы.

Впрочем, не в один час и не скоро оканчивается борьба сия, и благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно, и от нее рождается первое683: временем искушение и временем утешение; и в таком состоянии человек пребывает до исхода своего. А чтоб совершенно стать чуждым сего и совершенно утешиться, не будем на это и надеяться здесь. Ибо Бог благоизволил, чтобы так устроялась жизнь наша здесь и чтобы шествующие путем сим пребывали в это684. Тому слава во веки веков! Аминь.

* * *

680

Помрачение.

681

Т. е. смерти.

682

Келлии.

683

Т. е. утешение.

684

Т. е. то в искушении, то в утешении.


Вам может быть интересно:

1. О божественных тайнах и о духовной жизни – Беседа 16. Его же. Об «осенении». преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Творения – Слово о внушениях ненавистника добру демона преподобный Ефрем Сирин

3. Слова – Слово 25 преподобный Симеон Новый Богослов

4. Его же другие главы преподобный Григорий Синаит

5. Духовный мир преподобного Исаака Сирина – Глава VII. На вершинах Богообщения митрополит Иларион (Алфеев)

6. Духовные беседы – Беседа 12: Богопознание через подвиг истощания и плача преподобный Софроний (Сахаров)

7. Слово подвижническое преподобный Нил Синайский

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Смирение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 14. О благоразумии святитель Василий Великий

10. Творения – 4. Поучение о послушании в Боге почившего отца нашего схимонаха и пустынножителя Зосимы Верховского предавшимся ему по Богу в духовное... преподобный Зосима (Верховский)

Комментарии для сайта Cackle