Библиотеке требуются волонтёры
Н.М. Гальковский

Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Том 1

Источник

Том 2

Содержание

Предисловие

Глава I. Языческая религия русских славян §1. В основе религиозных верований русских славян был культ природы и культ предков § 2. Идолы. Требища §3. Боги §4. Дий и Троян §5. Сварог и Сварожич §6. Перун §7. Хорс §8. Дажьбог §9. Волос §10. Стрибог §11. Симаргл §12. Мокошь. Переплут. Позвизд. Ладо. Леле и Полеле §13. Див §14. Вилы и вил §15. Купало §16. Ярило. Кострома. Весна §17. Авсен. Дид. Буякиня §18. Взгляд на природу и обоготворение ее §19. Поклонение светилам, воде и деревьям §20. Почитание камней §21. Почитание растений §22. Почитание земли §23. Русалки §24. Берегини. Упыри §25. Домовой §26. Культ предков §27. Похоронные обряды §28. Загробная жизнь души §29. Языческие праздники русских славян. Коляда §30. Масленица. Сороки §31. Красная горка. Радуница. Первый выгон скота в поле. Семик. Зеленые святки §32. Купало §33. Дни недели Глава II. §34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая. §35. Уставы князей. Соборные постановления §36. Сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами §37. Борьба словом убеждения §38. Отношение светской власти в связи с общим историческим очерком борьбы с язычеством Глава III. Борьба с идолопоклонством §39. Уничтожение идолов кн. Владимиром §40. Вера в богов приходила в забвение постепенно; двоеверие и обличение его §41. Обличение язычества в памятниках XVI–XVII в. направлено не против русских, а новокрещенных финнов и инородцев Сибири §42. Заключение Глава IV. Борьба язычества с христианством. Волхвы §43. Отношение язычества к христианству. Волхвы. §44. Кто были волхвы, о которых говорит летопись? §45. Мордовская и малорусская легенды о миротворении §46. Дуалистические легенды финнов, сербов и малороссов восходят к богомильским сказаниям §47. Пассивное сопротивление язычества христианству Глава V. Брак §48. Брак у русских во времена язычества. Отношение к брачному вопросу гражданской власти §49. Мероприятия духовной власти, направленные против уклонений от чистоты брака §50. Низкий уровень нравственности в 16 в. в русском обществе и среди новообращенных инородцев §51. Противоестественные пороки §52. Вывод Глава VI. Род и рожаницы. Астрологические верования §53. Сложность вопроса о родопочитании. Древность родопочитания §54. Обличение родопочитания в кормчих §55. Обличение в Паремейниках §56. Обличение в безыменных словах и поучениях. Параллели Артемид и Артемида – род и рожаницы. Сближение почитание упырей и берегинь с культом рода и рожаниц §57. Обличение рожаничной трапезы в честь Богородицы §58. Праздник «полог Богородицы» §59. Возникновение обычая на трапезах исполнять христианские молитвословия §60. Потемнение культа рожаниц. Исповедные вопросы §61. Род. Родопочитание у южных славян. Доля – счастье §62. Астрологические верования. Звезда – душа. Род и рожаницы, γένεσις. звезды. Рожаницы – планеты §63. Обличение астрологических верований. Судьба их Глава VII. Жели §64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза. §65. Плач – жели §66. Борьба церкви с обычаем лишать погребения умерших насильственною смертью §67. Обличение остатков языческого культа мертвых. Бани, трапезы и огни для покойников §68. Живучесть культа мертвых Глава VIII. Ведовство и Колдовство §69. Колдовство. Главные свойства колдуна: умение делать залом и оборотничество §70. Различие между ведовством и колдовством. Исторические свидетельства веры в волшебство §71. Исторические свидетельства веры в волшебство §72. Прием и способ волшебства по памятникам §73. Канонические мероприятия против волшебства. Меры русской церкви. Исповедные вопросы §74. Безыменные обличительные слова и поучения против волшебства. Св. Никита патрон не обращающихся к волхвам §75. Отношение государства к волшебству §76. Иноземное влияние: финское, татарское, западноевропейское. Колдовство в Западной Европе §77. Заключение Глава IХ. Суеверия §78. Язычество, как миросозерцание. Перелом, внесенный христианством §79. Суеверие и легковерие §80. Отреченная греческая литература. Суеверность греков §81. Апокрифы §82. Индексы отреченных книг §83. Психологические основы суеверий. Предзнаменования §84. Сны §85. Приметы §86. Гадания §87. Предохранительные и целебные средства. Верование в силу растений. §88. Зелейники и Травники §89. Сила, присущая камням §90. Приворотные средства §91. Наузы §92. Заговор. Заклятие §93. Отношение Церкви к суевериям. Исповедь §94. Тождество многих русских суеверий с греческими §95. Обличение суеверий в безыменных словах и поучениях §96. Обличение Симеона Полоцкого §97. Суеверия в настоящее время. Суеверия у других народов. Русские не суеверные других Глава Х. Игры и пляски §98. Игры и пляски на Руси в древности §99. Скоморохи §100. Обличение духовной власти против игр и плясок §101. Исповедные вопросы и сказания, направленные против развлечений §102. Слова и поучения против развлечений §103. Непосещение храма в праздничные дни §104. Развлечения, как остаток язычества §105. Обличения под влиянием Ефрема Сирина §106. Эпизод из жития св. Нифонта §107. Отношение светской власти §108. Перемена во взглядах, начиная с Петра В. §109. Заключение Глава ХI. Перечни грехов §110. Как смотреть на перечни грехов? §111. Перечни грехов в Библии. Исповедные вопросы §112. Перечни грехов в поновлении – перифраз грехов по мытарствам §113. Перечни грехов – переделка или перевод с греческого §114. Перечни грехов в русских памятниках случайны §115. Перечни грехов – литературная традиция Заключение  

 
Предисловие

Миросозерцание наших предков в историческую эпоху, начиная с XI века, слагалось из двух главных элементов: остатков древнерусского язычества и христианства. Проследить историю и способы борьбы христианства с остатками язычества и является задачей настоящего труда. К сожалению, мы мало осведомлены относительно языческих верований доисторической Руси. Наши древние книжники не имели побуждений останавливаться на этом предмете: занятые положительной стороной жизни, стремясь уяснить и укрепить в сознании русского общества христианское вероучение, древние писатели, по большей части лица духовного сана, только мимоходом, при обличениях пороков, упоминали о древнем язычестве, и то только о внешних его проявлениях.

В большинстве случаев наши писатели и общественные деятели, заботясь о чистоте народной жизни и обличая пороки, не замечали, что в основе обличаемого ими нестроения лежат древние языческие верования. Создав огромную учительную (в основе переводную) литературу, древняя Русь оставила незначительное количество произведений, направленных против древнего язычества. Ниже мы увидим, что выступления против язычества бывали не систематичны и по большей части случайны – в зависимости от обстоятельств и, вероятно, от личности обличителя. Решительно отвергнутое гражданской властью при св. Владимире, язычество почти не делало попытки реабилитировать себя, оно запряталось «по украинам», по глухим селам и деревням, по избам и овинам. Найти его там и искоренить было дело нелегкое, да и надлежащих средств для борьбы не было: древняя Русь не имела науки и не могла воспользоваться этим могущественнейшим средством в борьбе с невежеством и суеверием.

А потому в борьбе с остатками язычества не было системы и плана, чем и объясняется относительный успех борьбы. Эта бессистемность борьбы весьма затрудняла исследователя.

Есть другая трудность, проистекающая из свойства исследуемого предмета.

Конечно, всякий научный труд предполагает систематичность изложения. Но создать стройную систему не легко. При исследовании борьбы христианства с остатками язычества речь идет о смене одного миросозерцания другим, о замене одних принципов другими. Миросозерцание – это явление в высшей степени сложное, тем более миросозерцание целого народа. Верования, принципы, традиции – все это в сознании каждого человека переплетается в нечто целое, где бессознательного часто больше, чем сознательного; где одно верование переплетается с другими. Вот это и затрудняет исследователя, который, заговорив об одном предмете, в силу необходимости принужден допускать некоторые повторения или не доводить до конца исследование известного вопроса. Так, начав говорить о волшебстве, мы в тоже время касаемся вопроса о суевериях; последние соприкасаются с вопросом об астрологических верованиях, которые в свою очередь переплетаются с древним верованием в род и рожениц. Эта сложность, взаимная, так сказать, сцепленность верований, весьма затрудняет исследование: живая жизнь не всегда легко укладывается в теоретические рамки.

В нашем труде мы касаемся вопроса о заимствовании верований. Это явление весьма обычное в истории народов. Вопрос только в том, в силу каких причин один народ заимствовал у других верования: вследствие причин внешних и механических, или же здесь должны быть еще иные, внутренние причины. Мы держимся взгляда, что заимствование возможно только при наличности встречного течения, аналогичного с воспринимаемым: «Теория заимствования вызывает теорию основ, и обратно»1.

В нашу задачу входит проследить историю борьбы с древним язычеством в до-петровской Руси. Фактически же мы обыкновенно не останавливались на этом, отмечая, сохранилось ли до наших дней известное верование. Такой прием мы применяем для того, чтобы определить степень успешности борьбы.

Скажем о плане нашего труда. Настоящее исследование распадается на главы, которые часто не имеют между собой формальной связи, но имеют связь логическую. В нашу задачу входит указать, как древне-русское общество из языческого стало христианским, какие меры к тому были применяемы, и какие результаты дала борьба христианства с язычеством. Жизнь – сложное явление. Христианство стремилось влиять и влияло на все стороны сознательной жизни человека. Но прежде всего необходимо выяснить, против чего же боролось христианство. Конечно, оно боролось против древнего русского язычества: против языческих верований, обычаев, суеверий и проч. Против всего этого боролись и церковь, и государство. Для правильности исследования необходимо точно установить, против чего же боролось христианство. И здесь же начинаются затруднения, так как мы не имеем возможности точно определить, каковы были верования наших предков в доисторическую эпоху.

В древности у нас науки не было. Никто не интересовался нашим язычеством, никаких записей на этот счет не было сделано. Кто писал о язычестве, тот стремился не к сохранению, а к его искоренению. Таким образом, письменные сведенья отрывочны и случайны.

В помощь современному исследователю служат поверья, обряды, легенды и проч., – обширное наследие седой старины. Без этого материала письменные сведения о нашем язычестве были бы в большинстве случаев мертвым материалом. В этом случае мы исходим из положения, что миросозерцание нашего отдаленного предка и современного простолюдина имеет не мало точек соприкосновения и во всяком случае развивалось на основании одних и тех же законов2. Первая глава нашего труда имеет целью выяснить сущность нашего древнего язычества. Какие средства и способы были употребляемы церковью и государством в борьбе с остатками язычества в народе – об этом мы говорим во второй главе и при этом делаем общий краткий исторический очерк борьбы. После этого мы приступаем к изложению борьбы христианства с язычеством в собственном смысле, говорим о ниспровержении внешнего языческого культа (глава 3). Следовало бы ожидать, что язычество не останется пассивным к своему уничтожению и попытается бороться с христианством. Нечто подобное у нас было, но весьма в слабой форме (глава 4). Далее мы приступаем к исследованию борьбы христианства против остатков язычества в различных сторонах жизни, каковы брак, языческий культ предков и прочее. Дальнейшее понятно. Некоторое недоумение может возбудить последняя глава – «перечни грехов», – зачем речь об этих перечнях? Собственно, эта глава является самостоятельным исследованием, но стоит в логической связи с вопросом о миросозерцании и мировоззрении древней Руси: наша древняя безыменная литература изобилует обличениями и перечнями грехов, приписываемых русскому обществу. Получается впечатление, что древняя Русь погрязала в грехах и пороках, если о ней судить по этим перечням. Мы поставили себе целью дать надлежащую оценку этим перечням грехов.

В заключение отметим, что в 1914 году появилось исследование Е.В. Аничкова «Язычество и древняя Русь», трактующее почти о той же теме, которую разрабатывали и мы. Наш настоящий труд был написан раньше книги Аничкова, хотя и появляется в печати позже, будучи напечатан в журнале «Вера и Разум» за 1915 г. Впрочем второй том настоящего труда, содержащий «Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе», приложение к первому тому, был издан в 1913 г. в Записках Императорского Московского Археологического Института. т. XVIII.

Борьба христиан с остатками язычества

в древней Руси

* * *

1

Веселовский. Розыск. XI. Сборн. 2 отдел. Акад. Наук №46, стр.115

2

«Мы конструировали религиозное миросозерцание первобытного человека, не спросив близкого к нам опыта, объектом которого служить наше простонародье, служим мы сам» Веселовский. Из введения в историческую поэтику. Ж. М. Н. П. 1894 г. Май, стр. 23.


Источник: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. - Харьков: Епархіальная типографія, 1916. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle