Библиотеке требуются волонтёры

преподобный Иустин (Попович), Челийский

Часть 2, Глава 1Часть 2, Глава 3

Часть шестая. БОГОЧЕЛОВЕК КАК СУДИЯ. ЭСХАТОЛОГИЯ

Смерть тела и бессмертие души

Смертью называется таинственное отделение души от тела, временное разлучение души с телом. При этом тело утрачивает жизненную силу и подвергается тлению и разложению, а душа остается жить сама в своем бесплотном существе. Поэтому в Священном Писании смерть именуется: исшествием души из тела (2Тим.4:6; Флп.1:23; Иов.10:21), сном тела (Ин.11:12; Лк.8:52; Мф.9:24; Мк.5:39; Деян.20:10), возвращением тела в землю и бессмертного духа к Богу (Еккл.12:7; см. Быт.2:7, 3:19).

В Откровении ясно и понятно засвидетельствованы и смертность человеческого тела, и бессмертие человеческой души. Человеческая душа бессмертна, потому что богообразна, то есть создана по образу бессмертного Бога (Быт.1:26; Прем.2:23). Получив дух от Бога, каждый человек бессмертен душой (Прем.12:1). Будучи бессмертным, дух по смерти человеческого тела возвращается к давшему его Богу (Еккл.12:7; Ин.5:24, 3:16, 7:37–39, 14:19, 6:40, 3:36, 6:54, 20:31; 1Тим.6:12; 2Кор.4:18).

В силу своего бессмертия человеческая душа – это единственная абсолютная ценность в человеческом мире; на ней и созидается всё Богочеловеческое домостроительство Божественной истины и спасения. Ведь если бы человек был смертен душой, то весь подвиг Спасителя был бы утопией и фикцией, а христиане оказались бы самыми несчастными людьми, так как их жизнь на земле – это непрестанное страдание ради вечной жизни на небе (см. 1Кор.15:19, 30–32; 2Кор.4:16–18). Если душа смертна, то нет воскресения мертвых; если же нет воскресения мертвых, то бессмыслен и Христос, и вера в Него (см. 1Кор.15:13–14). Именно на бессмертии человеческой души Спаситель основывает и возможность, и самую реальность воскресения мертвых, так как душу убить нельзя (см. Мф.10:28). Душа живет в бренном теле, чтобы по смерти выйти из него и вступить в мир небесный, где царствует вечность (2Кор.5:1). В Своей притче о богатом и Лазаре Спаситель показывает, что бессмертна не только праведная душа Лазаря, но точно так же и грешная душа богатого (Лк.16:22–31).


Источник: Собрания творений преподобного Иустина (Поповича) Т. 4 Под общ. ред. проф. Моск. Духовн. Акад., д-ра церк. истор. А. И. Сидорова, пер. С. П. Фонова — М.: «Паломник», 2007.

Комментарии для сайта Cackle