Учеба. Преподавание
Родился 20 июня 1855 года в селе Кой Тверской губернии в семье священника. Учился в Бежецком духовном училище и Тверской духовной семинарии. Как лучший ученик был направлен в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1881 году со степенью кандидата богословия. С 1881 года был преподавателем Вятской духовной семинарии. В 1883 году направлен в Костромскую духовную семинарию, где преподавал Священное Писание и древнееврейский язык вплоть до закрытия семинарии большевиками.
Научные и публицистические труды
В Костроме наиболее полно раскрылся талант Баженова как ученого-богослова и историка, духовного писателя, краеведа и публициста. Начиная с 1887 года, он постоянный автор неофициального отдела газеты «Костромские епархиальные ведомости» и журнала «Костромская старина». В них впервые увидели свет многие фрагменты его трудов, позднее вышедших отдельными книгами и завоевавших внимание широкого круга читателей: «Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь. Исторический очерк» (1895), «Костромской кремль. Исторический очерк (1905), «Костромской Ипатьевский монастырь. Исторический очерк» (1909) и другие. Он сотрудничает с многими столичными и костромскими изданиями той поры: «Вестник археологии и истории», «Церковные ведомости», «Всероссийский церковно-общественный вестник», журналами: «Русская старина», «Русский паломник», «Воскресный день», «Приходское чтение» и другими. В 18 изданиях были опубликованы 302 статьи. Именно благодаря Баженову впервые увидело свет полное издание «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Печаталось оно по древней рукописи диакона Петра Попова, хранившейся в фондах Богоявленского монастыря. Баженов подготовил это издание и снабдил его своими комментариями.
Современников поражали его необыкновенное трудолюбие и эрудиция. «Учено-литературная плодовитость его была поистине изумительна: скажу без преувеличения, не выпускалось в последние годы существования журнала “Русский паломник” ни одного номера, где бы отсутствовала подпись этого высоко ценившегося редакцией и читателями сотрудника… Местные ценители старины и приезжие ученые, нередко сами профессора, которым были нужны те или иные справки по истории нашего края, — все шли за разъяснениями к Ивану Васильевичу и не уходили от него без ученого удовлетворения. Можно видеть отсюда, как обширна и многостороння была его эрудиция», — так вспоминал о нем член совета Губернской ученой архивной комиссии И. Студицкий.
Основным предметом научного интереса И. В. Баженова являлась история монастырей и храмов Костромы, как сохранившихся, так и безвозвратно утраченных. «К сожалению, — отмечает Баженов, — первоначало почти всех церквей нашего города скрывается в непроницаемом мраке отдаленных времен. Единственное средство несколько ознакомиться хотя уже не с превоначалом, но сравнительно древним состоянием церквей представляют доселе уцелевшие Костромские писцовые книги за 1628–1630 годы».
Исследование 4-го Евангелия
Свыше 20 лет Баженов работал над магистерской диссертацией «Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия» Этот труд представляет собой серьезное научное исследование Нового Завета. Расхождения Евангелия от Иоанна с прочими Евангелиями доказывают, по мысли Баженова, что его автор знал их и сознательно хотел дополнить. «Общий характер языка и стиля Евангелия, — заключает Баженов, — при их особенности, показывают, что писатель его был, несомненно, природный иудей палестинский, притом конца I века, а не образованный эллин II века». Работа Баженова носит апологетический характер, он старался защитить древнее предание Церкви о принадлежности 4-го Евангелия святому апостолу Иоанну, в противовес протестантской гипотезе о том, что его написал неизвестный грек II века. Ддиссертация И. В. Баженова, вскоре после ее блестящей защиты в 1907 году в Казанской духовной академии, приобрела широкую известность и удостоилась лестных отзывов видных представителей богословской науки, как в России, так и за границей.
Сохранение памятников старины
Научную деятельность Баженов сочетал с практической работой по сохранению памятников церковной старины Костромской губернии. Он состоял членом Костромской губернской комиссии, с 1909 года — членом-сотрудником Санкт-Петербургского Археологического института.
В год празднования 300-летия Дома Романовых, архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский) благословил Баженова читать доклад в Дворянском собрании на торжествах, посвященных этой дате. Иван Васильевич блестяще выступил с докладом на тему «Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол».
В мае 1913 года Костромское Церковно-Историческое общество, инициатором создания и бессменным председателем которого являлся Баженов, открыло в Ипатьевском монастыре Церковно-археологический музей. Он добился того, чтобы ни один памятник церковной старины не подлежал продаже или списанию без ведома Общества.
Кончина. Почитание
Иван Васильевич Баженов умер 9 февраля 1920 года вскоре после закрытия в 1918 году Костромской духовной семинарии, а в 1919 году и Церковно-Исторического общества. Его отпевание совершил епископ Севастиан (Вести). Ученый был погребен на Новом Федоровском кладбище в Костроме (кладбище уничтожено в 1980 году).
В 1996 году по инициативе Костромской епархии, на доме, где жил Баженов в 1887–1920 годах, была установлена мемориальная доска.
К 150-летию со дня рождения И. В. Баженова Костромской епархией подготовлено репринтное издание его труда «Костромской Богоявленско-Анастасьин женский монастырь» (2005). В декабре 2005 года в Дворянском собрании состоялась конференция памяти И. В. Баженова. На ней архиепископом Костромским и Галичским Александром был отмечен большой вклад Ивана Васильевича в дело развития церковно-исторической науки как Костромы, так и всей России. Было подчеркнуто, что важной особенностью ученых занятий и творчества И. В. Баженова было стремление работать не столько ради науки, сколько ради пользы духовно-нравственного просвещения. «По сути, —– отметил владыка, — он (Баженов), создал церковно-историческое движение в общественной жизни края».