Источник

Беседа на Евангелие Недели Святых Отец

Молитва Иисуса Христа о своих верующих (О молитве при начатии дела), (Еще: Страдания христиан от неверующих и еретиков и т.п.)

Что читалось сегодня из Евангелия?

Прежде, нежели скажем, что сегодня читалось из Евангелия, объясним название настоящей недели «неделею Святых Отцев».

В первые же века христианства явились ложные учители, так называемые «еретики», т. е. такие из христиан, которые примешивали к учению истинной веры ложные понятия и учили других этой лжи. Так, например, явился еретик Арий – священник города Александрии. Он учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен и ниже Бога отца. А за Арием являлись и другие еретики, например, Македоний в г. Константинополе, который отвергал божество Духа Святаго, говорил, что Он сотворен и ниже Бога Отца и Бога Сына и т. п.

Против этих-то еретиков собирались так называемые «Соборы», т. е. собрания пастырей и учителей христианских, например, патриархов, епископов и др., для осуждения ересей и вместе для установления общего церковного порядка. Соборы были и «Поместные», т. е. собрание пастырей одной какой-нибудь области или некоторых немногих, и «Вселенские», когда собирались пастыри по возможности со всей вселенной. Так, на 1-м Вселенском Соборе было 318 св. отцев, между которыми были многие мученики, подвижники и чудотворцы, например, святители Николай и Спиридон. Вселенских Соборов было 7, а Поместных – 9. Определения Соборов – определения по изволению, т. е. по воле и внушению Святаго Духа. Этими-то определениями Соборов после Священного Писания и управляется наша Православная Церковь.

Настоящая, 7-я неделя по Пасхе, называется «Неделею Святых Отцев», так как в эту неделю воспоминаются и прославляются святые Отцы 1-го Вселенского, Никейского, Собора. Эта именно неделя посвящена воспоминанию святых отцев 1-го Вселенского Собора потому, что 1-й Вселенский Собор был открыт во дни Пятидесятницы и служит к славе воскресшего Господа, каковая слава преимущественно возвещается в продолжение Пятидесятницы. Евангелие Недели Св.Отцам содержит в себе произнесенную Иисусом Христом пред страданиями, по совершению Тайной Вечери, молитву к Богу Отцу о Своем прославлении чрез распространение истинного Богослужения в мире; о соблюдении верующих в единении веры и любви и об освящении их; где Господь Иисус Христос свидетельствует о Своем божестве и единосущии с Богом Отцом. Таковое Евангелие потому и положено для чтения в эту неделю, когда вспоминаются Соборы, бывшие против лжеучителей, которые разрушали единение веры и любви христианской и отвергали Божество Иисуса Христа Сына Божия (Ин. 17:1–13. Зач. 56).

...

«Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я предал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и cие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».

...

Что значат начальные слова нынешнего Евангелия: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя»?

«Пришел час», т. е. наступило время страданий Иисуса Христа, а за ними – славного Воскресения и Вознесения на Небо. «Прославь Сына Твоего», т. е. покажи неверующим божество Иисуса Христа, что Он именно таков. Почему «прославь»? Потому что совершено порученное Ему дело спасения людей. «Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную... Я... совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Далее в словах «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» Иисус Христос пояснил, в чем еще должно состоять Его прославление.

Земная жизнь Иисуса Христа была состоянием униженным. Он и молится, чтобы Бог Отец извел из сего состояния и с воспринятым человечеством возвел в вечную Его славу, которую Он имел еще до сотворения мира, т. е. от вечности. «Сын Твой прославит Тебя», т. е. Иисус Христос научит людей познавать Бога Отца как Единого истинного Бога. Далее в словах «Я прославил Тебя на земле, совершил дело,которое Ты поручил Мне исполнить» Иисус Христос говорит, что Сам Он уже и прославил Бога Отца. Чем прославил? Тем, что совершил дело, которое Он поручил Ему совершить, т. е. научил людей истинной вере, остается только пострадать на кресте за грехи их.

Что значат дальнейшие слова Евангелия: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира»?

Это Иисус Христос говорит об апостолах, которым Он открыл учение о Боге Отце и которых Бог Отец, отделив от мира, препоручил Иисусу Христу для научения их первых вере и для дела проповедания Евангелия. «И они сохранили Твое слово», т. е. и научены, и приготовлены Иисусом Христом, сколько было можно. «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня», т. е. ученики Христовы узнали, что дело искупления мира, которое Богом Отцом поручено Иисусу Христу, совершается по премудрой воле Бога Отца. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них». Хотя Иисус Христос есть искупитель всего мира, но в настоящий раз молится Он не о всем мире, а только о учениках Своих, которых Бог Отец вверил Ему. И это Он делает потому, что апостолам предстоит великое дело – обращать неверующих к вере. «О них молю, – говорит Иисус Христос, не как о чужих, т. е. не ведающих Бога Отца, но как о Его близких, – потому что они Твои». "Они Твои», – говорит Иисус Христос Богу Отцу об апостолах, потому что послушались Его, Бога Отца, оставили все и пошли за ним, Иисусом Христом. «Они – Твои потому, что, – продолжает далее Иисус Христос, – «все Мое Твое, и Твое Мое», т. е. если они близки Мне, то близки и Тебе. «Я прославился в них», т. е. прославился чрез то, что они исповедали Его учителем и Господом.

Объясним теперь остальные слова Евангелия: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдала их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».

Смысл сих слов такой: Иисус Христос говорит, что немного остается времени Ему быть видимым на земле, что Он отходит с телом на Небо к Богу Отцу, как место особенного присутствия Бога. Апостолы же остаются на земле и после отшествия Его на Небо. И остаются без видимого охранения и руководства, при соблазнах, ненависти и гонениях со стороны людей. Когда Он Сам был на земле, то хранил их, т. е. наблюдал за их верою и охранял от соблазнов, так что «никто из них не погиб, кроме сына погибели» – Иуды предателя, который погиб сам по своей вине, так как при всем попечении Иисус Христа о нем не захотел слушать Его. И о его погибели было предсказано (Пс. 108:17). Теперь же, по отхождении Своем, Иисус Христос просит Бога Отца, чтобы Он Сам Своею всесильною помощью сохранял их в единении веры и любви, подобно единению Самого Сына Божия с Богом Отцом. И просит пока Сам еще на земле, в мире. Просит при самих апостолах для того, «чтобы они имели в себе радость совершенную», т. е. чтобы они не опечалились предстоящею разлукою с Ним и были уверены в помощи Бога Отца.

Какое особенное поучение можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

Иисус Христос молился пред началом подвига страданий за грехи мира. Это пример для нас – молиться при начали всякого доброго дела: молитва дает делу успех. И у нас есть особенные молитвы при начатии, как равно и в благодарение за помощь по окончании дела. Почему же нам, братие, должно молиться при начатии дела?

1) Молитвою обыкновенно освящаются у нас все наши дела. «Все, что делаете, делайте во славу Божию», – повелевает святой Апостол (1Кор. 10:31). 2) Когда мы привыкнем начинать молитвою всякое дело, то будем удержаны от многих худых дел. Лишь захотим начать худое дело, например, отомстить обидчику – увидим, что нельзя освятить его начала молитвою, и будем принуждены сознать, что это худое дело и легко можем удержаться от самого этого дела. 3) Молитвою дается успех совершенно и окончанию дела, потому что мы очень слабы без Бога. "Без Меня вы не можете делать ничего», – говорит нам Христос (Ин. 15:5).

Однажды апостолы стали ловить рыбу. Целую ночь промучились, но не поймали ничего. К утру является к ним Господь Иисус Христос и повелевает им при Себе закинуть рыболовные сети тут же, где они ничего не могли поймать. Господи, мы здесь сколько раз закидывали без успеха, – сказал Христу апостол Петр, – но с Твоего благословения снова закинем. И что же? Откуда взялось здесь столько рыбы? Апостолы здесь столько поймали рыбы, что едва едва вытянули сети на берег (Лк. 5:5–7).

Однажды к святому Феодосию Печерскому заехал великий князь Киевский и остался обедать. За столом были самые простые кушанья, но они так понравились князю, что князь спросил: «Отче, отчего это так вкусна пища у тебя? У меня за столом и дорогие кушанья, но они никогда не казались мне так вкусными, как твоя пища?» – «Оттого, – отвечал преподобный, – что у меня пища всегда готовится с благословения и с молитвою, начнут, например, братия варить что-нибудь или печь хлебы, тогда один из них идет к игумену и берет у него благословение; после того кладет три поклона пред святым алтарем, зажигает свечу у алтаря и ею разводит огонь. А твои слуги, князь, готовя пищу, и ссорятся между собою, и бранятся часто, и дерутся. Вот почему и сладкая богатая пища ваша не бываете вкусною». – «Истинно так, отче», – согласился с преподобным и сказал князь (Жит. Св.Феод.).

Вот по каким причинам святая Церковь наша, братие, учит нас начинать все с благословения Божия. Полагается начало браку – святая Церковь благословляет у нас это начало; хотят учить дитя грамоте – полагается у нас помолиться по сему случаю; хотят строить новый дом или входят жить в новую квартиру – у нас молятся; начинают посев – молятся; наступает великий пост – читается по домам прихожан особая молитва; кончается великий пост и начинается мясоед – в Светлый день освящается скоромная пища: куличи и пасхи; поспевают к празднику Преображения плоды – их освящают для вкушения. Так поступает наша Церковь, так поступать учит она и нас, чад своих, во всех делах наших: общественных и частных, великих и малых. Да будем же мы, братие, всегда послушны ей, своей доброй матери!

Еще поучительнее к неделе Святых Отец.

Христос, наш Спаситель, вел жизнь страдальческую. От яслей рождения до гроба Он был страдальцем. Страдания для спасения души предсказал Он и нам, своим последователям: страдания и от худых, неверующих людей; страдания и от своей наклонности ко злу, в борьбе с этой наклонностью, т. е. с искушениями ко греху и с самым грехом; страдания и в борьбе с дьяволом-искусителем.

Так всегда было, есть теперь и будет до скончания века с христианами. Борьба с наклонностью ко греху и со грехом у христиан – это внутренняя борьба; она не видна, потому что совершается в душах христианских. Но борьба с людьми – борьба видимая. Лишь вознесся Христос на Небо и христианство стало распространяться более и более по земле, то начались нападения и гонения на христиан. Началась их видимая борьба. В самом начале воздвигли гонения на христиан Евреи, распявшие Христа, они убили многих из христиан. А потом за ними и язычники, или идолопоклонники. Ни тем, ни другим не нравилась новая, чистая, христианская вера. Язычники были страшными гонителями и истребителями христианства.

Но вот, через 300 лет от Рождества Христова, делается царем Римским Константин Великий. Однажды во время похода он видел на небе из солнечных лучей крест со словами: «Сим побеждай». В следующую ночь Сам Господь Иисус Христос явился ему во сне с крестом в руках, повелел изобразить кресты на воинских знаменах и щитах и обещал победу. И, действительно, Константин скоро победил своих врагов и сделался одним императором всей Римской империи. Тогда он прекратил все гонения на христиан и объявил христианскую веру господствующею. С этого времени христиане стали жить спокойно со стороны язычников.

Но за то являются новые враги христиан – враги внутренние, из самих же христиан, с которыми опять началась борьба у истинных христиан. Явились так называемые еретики – это ложные учители, т. е. такие из христиан, которые к учению истинной веры примешивали ложные понятия и учили других этой лжи. Так, например, как мы сказали выше, явился еретик Арий, священник города Александрии. Он учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен и ниже Бога Отца. А за Арием являются и другие еретики. Многие, даже цари и епископы, принимали еретическое учение. И истинные христиане страдали от еретиков не менее, чем от Евреев и язычников.

В наше, братие, время Евреи, язычники и еретики не гонят христиан, как было прежде. Но нельзя все-таки не сказать, чтобы христиане не страдали и от тех же Евреев, именно – от их хитрости, а особенно от мусульман, например, на Востоке, где недавно пролито так много крови нашим российским воинством для защиты братьев-славян от неправославных христиан – тех же еретиков: и от их лукавства, и от их насмешек над Православием.

Братие, сие бы кому из нас пришлось потерпеть то или другое оскорбление, то или другое страдание за веру – потерпимте великодушно, порадуемтесь, что потерпели за Христа, подобно Ему, Многострадавшему и Умершему за нас. Вскоре после Вознесения Господня, когда апостолы начали проповедывать веру Христову, Евреи схватили и привели их к своим начальникам. Те приказали бить их и потом отпустили. Апостолы, потерпевшие побои за Христа, вышли веселые, что приняли побои за имя Христово. Так повествуется об апостолах в Деяниях их (Деян. 5:40, 41). Будемте твердо помнить этот пример св. апостолов и при случае подражать сему примеру.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle