Несколько слов о честности и воровстве

Источник

(разговор со священником)

– Что за время такое батюшка, только и слышишь разговоры и читаешь в газетах, что там и здесь воруют и воруют; воруют и частное, и общественное, и казенное имущество? Как мало честности в наше время. – Так однажды в обществе, в разговоре о разных предметах заявил некто, обратившись к присутствующему тут священнику.

– Да, вы совершенно справедливо замечаете, – сказал при этом об этом священник, – что мало честности в наше время, а воровства, во всех его видах, и грубого, и тонкого весьма много. Уж мы не говорим о тех ворах, которые только тем и занимаются, что похищают чужое, забираясь в дома, амбары, кладовые и даже в св. храмы, и шаря по карманам, такие люди между нами довольно не редки.

Сколько мы видим среди себя воровства в более тонких формах! Например как нередко в наше время так или иначе расхищается казенное и частное имущество (намеренно лопают банки и конторы), как часто в наше время злостное банкротство, неплатежи долгов, намеренные, с целью наживы, поджоги, фальшивые монеты, кредитные билеты и прочие денежные бумаги! Возьмём, например, торговых людей своего времени; как редка, по большей части, между ними честность: взять втридорога за товар, сбыть худой товар вместо хорошего, обмерить, обвесить, обсчитать, это – дала самые обыкновенные между нашими торговыми людьми, так что сложилась у них пословица – «не обмануть – не продать»

– А ремесленники-то наши по большей части каковы? – перебил речь священника другой из общества.

– Не многие из ремесленников и рабочих людей наших, – продолжал священник, – дорожат своей честью. Худо сработать, а взять хорошую плату, взять лишнее, больше надлежащего, сбыть работу из худого товара, взяться за работу, а работать кое-как, лишь бы выиграть больше времени и получить больше платы, украсть из материала данного им для работы; – жалобы на такие нечестные дела наших ремесленников, рабочих, наёмных людей, например, подёнщиков и прислуги, слышишь повсюду в наше время. А как воруют приказчики и прислуга у своих хозяев ?!

– Да хороши некоторые и из хозяев-то, между нами, – возразил третий из общества: – дадут плату, а требуют работы вдвое против платы; или недодают из заработанной платы, или излишнее штрафуют, или вместо денег платят какими-нибудь вещами, например, товаром, домашними продуктами

– Это всё верно, – подтвердил священник, – и всё очень нечестно.

– А наши нищие!... сколько между ними тоже воров общественной собственности! – сказало еще новое лицо из общества. – Много ли найдешь между ними истинных-то нищих? Не хочется, например, крестьянину, мещанину, отставному солдату, чтобы праведным трудом кормить себя и своё семейство, и вот они берутся за легкое ремесло нищенства.

– Я думаю тоже к отсутствию честности и к пороку воровства чужой собственности можно отнести, – сказал вопросительно некто из общества, обратясь к священнику, – и то, что некоторые из наших женщин, избегая труда, попирают свою женскую честь и отдаются низкому пороку разврата?

– Да, – отвечал священник, – и это, точно, можно отнести к тонким видам воровства чужой собственности и к отсутствию честности. – Затем священник продолжал: – Как жаль, что все те, которые так или иначе страдают отсутствием честности и воруют, мало думают, а другие, пожалуй, и не знают, что за грех – не соблюдать честности, и так или иначе похищать чужое добро. Кажется, чтобы видеть великость сего греха, довольно одного и того, что прямо и ясно говорит 8-я заповедь Закона Божия: не укради, не кради, не воруй. В ветхозаветное время, за похищение чужой собственности карали обыкновенно тем, что побивали камнями (Нав. 7:25). Христос Спаситель и Его Апостолы, учат христиан быть честными и каждому довольствоваться тем, что имеется у него (Лук. 12:15, 1Тим. 6:8). В церковных правилах вот что говорится о ворах: «Тать (вор), аще (если) исповедся самохотит, едино что да не причаститься, и да платит татьбу. Аще возможно, аще ли обличен будет два лета» (61 Прав. Вас. В.). Много можно бы сказать о гнусности пороков нечестности и гибельности их и для других, и для самих, имеющих в себе эти пороки; но не станем распространяться о том: это для самого вора очень ясно. Скажем только, что в ворах совершенно нет любви ни к Богу, ни к ближнему. Если бы они любили Бога, то не стали бы нарушать Его прямой заповеди. Любовь к ближнему, повелевает христианину любить его как самого себя и беречь чужую собственность больше своей (Мф. 22:9, 1Кор. 10:24); а вор часто похищает у ближнего то, что тот приобрел большим трудом и повергает его нередко в недостатки и нужды.

Закончим наш разговор, – сказал, наконец, священник, – некоторыми рассказами о том, как святые и благочестивые люди, сами смотрели и других учили смотреть на чужую собственность, и как обыкновенно дорожили они честностью.

Авва Зинон, проходя, утомился и сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысел говорит ему: «возьми огурец и съешь ибо что в этом важного?» Но он отвечал помыслу: «воры подвергаются наказанию; так наперед испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание». Встав, он 5 дней простоял на жару и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «не могу снести наказание». Потом говорит своему помыслу: «если не можешь, не воруй и не ешь». (Достопам. сказ. о подв. св. от.). Другой старец шел со своим учеником, и ученик, увидав лежащий на дороге боб, спросил старца: «можно ли взять боб и съесть?». «А разве ты положил здесь этот боб?» – спросил ученика старец, и тот не взял боба. В жизнеописании св. препод. Василия Нового говориться, что и утаить чужое, даже без видов своегокорыстия, есть грех, и грех строго караемый. Некто Григорий, нашел во время ночлега в гостинице, довольно дорогой хозяйский пояс. По утру хозяева спрашивали постояльцев, не находил ли кто пояса. Григорий, представив себе, что потерявшие богаты, и что он продаст этот пояс и за спасение их же душ будет подавать милостыню нищем, утаил пояс. Ну и что же? Григорий сам потерял точно такой же собственный пояс, да еще и с немалым количеством денег, взятых им на дорогу. И вот, когда он очень жалел о своей потере, то явился ему св. препод. с разбитым, следовательно, ничего не стоящим горшком и говорит Григорию: «Если кто и такой горшок украдет, то с него взыщется вчетверо или в сей, или в будущей жизни: если вор богат, то отнимется вчетверо из его богатства, а если беден, вчетверо увеличится его будущее наказание». Григорий стал оправдываться, говоря, что он никогда ничего не воровал. «Как же ты не воровал, возразил преподобный, когда утаил у дочери гостинника пояс?» «Да я, Отче, не украл, а нашел». «Знай же, – заключил преподобный, – что и нашедший чужую потерю, если не возвестит о ней, а утаит, то осудится как вор; и тебе следовало бы найденное отдать, но ты не отдал, и за это сам потерял более чем вчетверо; да смотри, не потерять бы тебе еще чего больше. (26 Мар.)

– О, да какой же большой грех присваивать себе чужую собственность! – сказали в один голос все в обществе. – И мы этого не знали!... А как, в самом деле этот грех распространен у нас!..

– Да, к сожалению и стыду нашему, – сказал священник, и затем прибавил, – да подумают любители чужой собственности, что чужое не только не идёт в прок, на пользу, как гласит и наша пословица: «Чужое в прок не идёт». Но еще за собой влечёт потерю и того, что приобретено честным трудом. На это всякий из нас может указать множество примеров. Это – наказание похитителям еще в сей жизни. А какой суд ждёт их в будущей!... Жаль, что всё это не видят, об этом не думают или забывают похитители, но тверже бы они запомнили случай, приведенными нами из жизни св. Василия.

После сего разговор перешёл к другим предметам.


Источник: Несколько слов о честности и воровстве : (Разгов. со свящ.) / [Прот. И. Бухарев]. - 10-е изд. - Москва : Отд. распространения духовно-нравств. книг при Моск. о-ве любителей духов. просвещения, 1904. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle