протоиерей Иоанн Бухарев

Толкование на Евангелие от Луки

Глава 24

Зач. 112. Путешествие жен мироносиц ко гробу Христову.

Четвертое воскресное евангелие.

О пришествии жен мироносиц ко гробу Христову повествуют и св. Еванг. Матфей (28:1 и дал.) и Марк (16:2 и дал.). Евангел. Лука повествует об этом согласно с ними, но только с тем различием, что, опуская их подробности, вносит свои. Еванг. Матфей прежде путешествия жен мироносиц на гроб Спасителя, повествует о самом воскресении Христовом (28:1 ст. и дал.) Равным образом еще прежде повествования о воскресении, он описывает, как враги Христовы поставили стражу к Его гробу (27:62 и дал.) Еванг. же Лука, как равно и Марк, опуская эти события, прямо говорят о мироносицах.

Лк.24:1. Во еди́ну же от суббóт зелó рáно приидóша на грóб, нося́щя я́же уготóваша аромáты: и другия с ни́ми:

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;

Во едину от суббот (в первый день недели). Суббота у евреев – седьмой и последний день недели, день праздничный (4-ая запов.). Едина от суббот или первый день недели; это – первый день после субботы, в который Господь воскрес и который с того времени у нас христиан называется воскресным: этот день был третьим от Его смерти. Что Господь имел воскреснуть в третий день, это пророчески представлено было прор. Ионою, который, будучи поглощен китом, на третий день живым был извергнут им из чрева, и об этом Сам Господь неоднократно предсказывал Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в Пасхальном синаксаре: вечер четверга и день пятка – вот сутки, по еврейскому счету, ночь пятка и день субботний – другие сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром после полуночи (Амвр. Медиол.). Зело (очень) pa н o, у Матфея, на рассвете, у Марка, весьма рано. Приидоша н a гроб (пришли они), т. е. женщины, которые следовали за Господом из Галилеи и смотрели на Него распятого (23:49). Ниже (10 ст.) св. Лука указывает трех из них, но прибавляет, что с этими тремя были и другие. Носяще, яже уготоваша (приготовленные) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю иудеев, намазывали тела умерших. Масти эти составлялись из разных благовонных веществ и различно. Бывали они из одного вещества, нардового цельного мира (Марк. 3), но большею частию составлялись из смешения разных веществ (Иов. 41:22), – чистого оливкового масла и привозных веществ, особенно из мирры, нарда и ладана и др.

Лк.24:2. обретóша же кáмень отвалéн от грóба,

Лк.24:3. и вшéдшя не обретóша телесé Гóспода Иисýса.

но нашли камень отваленным от гроба.

И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

В Евангелии Матфея так говорится об отвалении камня от дверей гроба Христова: сделалос великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сшедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, т. е. тот камень, который, по сказанию того же евангелиста, Иосиф привалил ко входу в пещеру, где был погребен Господь. Землетрясение по всей вероятности, было, по словам св. Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей, и произошло ранее прибытия ко гробу жен мироносиц. Не обретоша телесе (не нашли тела) Господа Иисуса: так как Иисус Христос воскрес.

Лк.24:4. И бы́сть не домышля́ющымся и́м о сéм, и сé мýжа двá стáста пред ни́ми в ри́зах блещáщихся.

Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

Мужа два в ризах блещащихся (в одеждах блистающих.) Это были Ангелы. У евангелиста Матфея говорится об ангельской одежде, что она была бела как снег (28:3). Белый или блестящий цвет служит знаком чистоты и невинности, и Ангелы обыкновенно являются облеченными в такие одеяния (Деян. 1:10), Апок. 3:4–5 и др.). У еванг. Матфея и Марка говорится об одном Ангеле, отвалившем камень от дверей гроба и седящем на нем, а еванг. Лука говорит о двух Ангелах. «В объяснение сего надобно заметить, пишет еписк. Михаил, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные же одного внутри, потому речи Ангелов, в сущности сходные, передаются евангелистами несколько различно: одни говорили так, другие иначе, но говорили об одном и том же согласно, различаясь лишь в частных чертах». Это некоторого рода разноречие, как известно замечается и в других повествованиях и обыкновенно свидетельствует о том, что евангелисты писали Евангелие, каждый сам по себе, не сносясь друг с другом. У еванг. Марка говорится, что жены мироносицы, увидев пещеру гроба Господня открытою и находящихся тут Ангелов, ужаснулись. Понятен страх мироносиц от такого чудесного явления. Поэтому, по Евангелиям Матфея и Марка, Ангел успокаивает жен, говоря им: не бойтеся.

Лк.24:5. Пристрáшным же бы́вшым и́м и поклóншым ли́ца на зéмлю, рекóста к ни́м: чтó и́щете живáго с мéртвыми?

И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

Что ищете живого с (между) мертвыми? Это не значит, что во гробе вместе со Христом были и еще другие, погребенные мертвецы; как известно из сказания самого же Луки (23:53), там еще никто не был положен. Эти слова имеют следующий смысл: зачем вы думаете, что мертв Господь, когда на самом деле Он жив?

Лк.24:6. несть зде, но востá: помяни́те, я́коже глагóла вáм, ещé сы́й в Галилéи,

Лк.24:7. глагóля, я́ко подобáет Сы́ну человеческому прéдану бы́ти в рýце человек грешник, и пропя́ту бы́ти, и в трéтий дéнь воскрéснути.

Лк.24:8. И помянýша глагóлы егó:

Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,

сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

И вспомнили они слова Его;

Эти предсказания были: первое, при исповедании Петровом, когда Господь спрашивал Апостолов, за кого они почитают Его (9:20–22)? второе при входе в Иерусалим (18:31–33). У еванг. же Матфея (28:7) и Марка (16:7) передается это обстоятельство несколько иначе, – по их сказанию, Ангел напоминает женам мироносицам о обещании Господа предварить, по воскресении Своем, учеников в Галилее. Но тут одна подробность не исключает другой, и евангелисты не становятся в разногласие между собою (Мих.).

Лк.24:9. и возврáщшяся от грóба, возвести́ша вся́ сия́ единомунáдесяте и всем прóчым.

Лк.24:10. Бя́ше же Магдали́на Мариа и Иоáнна и Мариа Иáковля, и прóчыя с ни́ми, я́же глагóлаху ко апóстолом сия́.

Лк.24:11. И яви́шася пред ни́ми я́ко лжá глагóлы и́х, и не вероваху и́м.

и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

Мария Магдалина и Иоанна. О них чит. в объясн. ст. 2, 8 гл. Мария Иаковля. Полагают, что это была Сама Пресв. Матерь Господа (чит. 49 ст. 23 гл.), или жена Алфея или Клеопы, одного из 70-ти апостолов, сестра Богоматери. Явишася пред ними, яко лжа, глаголы их (показались Апостолам слова мироносиц пустыми), и не вероваху (не поверили) им. Это значит, что с одной стороны Апостолы были еще все слабоверующими, а с другой, что с большою осторожностию принимали они весть о воскресении, боялись, вдаться в обман или ошибку, и если потом поверили, то уже после того когда, как нельзя более наглядно, убедились в истине. А это и доказываете, что сказания их о воскресении Христовом имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств и истины сего события.

Зач. 113. Путешествие ко гробу Христа Апостола Петра и явление Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус.

Читается во вторник Светлой седмицы и пятое воскресное евангелие на утрени.

О путешествии ко гробу Христову ап. Петра, не одного, но вместе с Иоанном Богословом, подробно передается в Евангелии самого Иоанна (20:1–10); св. Лука лишь кратко упоминает о нем. О явлении же Господа Еммаусским путешественникам подробно, и только один повествует св. Лука, а кратко упоминает о нем евангелист Марк (16:12–13).

Лк.24:12. Пéтр же востáв течé ко грóбу, и прини́к ви́де ри́зы еди́ны лежáщя: и отъи́де, в себе дивя́ся бы́вшему.

Лк.24:13. И сé двá от ни́х беста идýща в тóйже дéнь в вéсь, отстоя́щу стáдий шестьдеся́т от Иерусали́ма, éйже и́мя Еммаýс:

Лк.24:14. и тá беседоваста к себе о всех си́х приклю́чшихся.

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.

Это было тотчас же, когда жены мироносицы, ходившие ко гробу Христову, возвратились оттуда и возвестили Апостолам, что там видели и что от Ангелов слышали (99.) Об этом путешествии, как замечено, подробно повествует еванг. Иоанн (20:1–10). Два от (из) них, т. е. из числа Апостолов. Это были из числа 70 Апостолов и прочих верующих (ст. 9). Один из них далее называется Клеопою (ст. 18). По всей вероятности, это был тот Клеопа, о жене которого – двоюродной сестре Богоматери, Марии упоминается в Евангелиях и в преданиях (Мат. 1:24; 12:46–47); другой же, по преданию, был сам Лука. Это видно из того, что он так подробно описывает событие. Не называет же он себя по смирению. В той же день, т. е. в самый день воскресения Христова, в который утром жены мироносицы и Апостолы Петр и Иоанн ходили ко гробу (Иоан. 20:1–12). В весь Еммаус. Полагают, что это было селение на запад от Иерусалима по дороге в Иоппию или Яффу. Стадий шестьдесят, – приблизительно 10–12 верст. «Идут из Иерусалима, замечает митр. Филарет, в недальнее селение Еммаус, не знаем, по какой надобности, но конечно, не без надобности, в такой день, в который оставаться в Иерусалиме было бы любопытно, хотя не для всех безопасно.» Беседоваста к себе (разговаривали между собой) и пр., т. е. говорили о событиях последних дней земной жизни своего Господа и Учителя И. Христа, – о Его страданиях, распятии и т. д. или о событиях текущего дня, которые описаны св. Лукою пред повествованием о Еммаусских путешественниках, именно о путешествии на гроб Христов мироносиц и Апостолов Петра и Иоанна (1–12 ст.). Эти события такое произвели действие на Еммаусских путешественников, что они не знали, что думать о них, и оттого, как ниже сказано, были печальны (еста дряхла, ст. 17). «Идут и разговаривают, пишет еще свят. Филарет о Еммаусских путешественниках. О чем разговаривают? О надобности ли, для которой идут, или о разных предметах, попадающих на ум и на язык? Нет, их разговор не легкомысленный, не празднословный: та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. Они беседовали о страданиях И. Христа, о Его распятии, погребении, иаконец о Его воскресении, которому любящее Его сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их боялось еще верить. Сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов Его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемого Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити израиля.»

Лк.24:15. И бы́сть беседующема и́ма и совопрошáющемася, и сáм Иисýс прибли́жився идя́ше с ни́ма:

Лк.24:16. óчи же ею́ держáстеся, да егó не познáета.

И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Приближився, идяше (пошел) с ними, т. е. догнал их и пошел с ними, как спутник, которому нужно идти дальше тою же дорогою. Глаза их были удержаны (очи же ею держастеся (так, что они не узнали Господа (да Его не познаета). У еван. Марка прямо сказано, что Господь явился не в Своем обыкновенном виде, а в ином (16:12). Вот причина, почему не узнали Его Апостолы. Блаж. Феофилакт так рассуждает о том, почему Господу угодно было, чтобы Его не узнали Апостолы: «Чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану, и потом уже приняли лекарство; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло оно тоже самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит; что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного и есть не человеческий, а божественный». Также говорит митр. Филарет: «Сперва показался Господь Апостолам Луке и Клеопе неизвестным путешественником, и не дал им узнать Себя, без сомнения, по предусмотрению, что внезапность открытого чудесного явления, поразила бы их душевные и телесные силы, и сделала бы их неспособными принять наставление, которое Он намерен был преподать им».

Лк.24:17. Речé же к ни́ма: чтó сýть словесá сия́, о ни́хже стязáетася к себе идýща, и естá дря́хла?

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

Что суть словеса (о чем рассуждаете) и пр. Господь, как всеведущий, знал, о чем беседовали Еммаусские путешественники, но, по словам блаж. Феофилакта, желал, чтобы они сами раскрыли пред Ним болезнь своей души. Он подобным же образом спрашивал Марию Магдалину: что плачешь? кого ищешь? когда явился ей при Своем гробе, тоже на время скрывая от нее Себя Самого (Иоан 20:15). Еста дряхла (отчего вы печальны? Это значит, что Еммаусские путешественники еще не верили воскресению Христову, о чем возвестили им жены мироносицы, бывшие у гроба Его и слышавшие о воскресении от Ангелов (см. выше), потому и были еще в тяжелом недоумении относительно всего, случившегося с их Господом, – вера в воскресение их Учителя еще не осветила их и не обрадовала их сердца.

Лк.24:18. Отвещáв же еди́н, емýже и́мя клеóпа, речé к немý: ты́ ли еди́н пришлéц еси́ во Иерусали́м, и не уведел еси́ бы́вших в нéм во дни́ сия́?

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

Клеопа удивляется, как это новый спутник его ничего не знает о случившемся на днях в Иерусалиме, и потому принимает Господа за пришельца, т. е. еврея, который пришел в Иерусалим на праздник Пасхи из какой-либо другой страны, каковых пришельцев обыкновенно стекалось весьма много. Он уверен, что не только жители Иерусалима, но даже и все, пришедшие в него из других мест Палестины, знают о распятии Господа, потому и говорит: ты ли един пришлец (ты один из пришедших).

Лк.24:19. И речé и́ма: киих? О́на же реста емý: я́же о Иисýсе назаряни́не, и́же бы́сть мýж прорóк, си́лен делом и слóвом пред Бóгом и всеми людьми́:

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

Яже о Иисусе Назарянине (что было с Иисусом Назарянином) и пр. Апостолы Лука и Клеопа уже не называют Господа Христом или Мессиею, потому что свои надежды относительно царства считают не сбывшимися; а называют Иисусом Назарянином, предполагая, что Его знают все и с этим именем. Иже бысть муж пророк, т. е. особенный посланник Божий, в роде древних пророков, которых давно уже не было у еврейского народа, кроме Иоанна Крестителя. Силен делом и словом, т. е. творил великие чудеса, которые прямо показывали, что Он послан от Бога и проповедывал такое учение, которое Он принял от Самого Бога. Таким образом Еммаусские путешественники, несмотря на то, что Иисус Христос был предан позорной смерти на кресте вместе с разбойниками, выражают пред незнакомцем свою веру в Господа, как истинного пророка и посланника Божия.

Лк.24:20. кáко предáша егó архиерéи и кня́зи нáши на осуждéние смéрти, и распя́ша егó:

Лк.24:21. мы́ же надеяхомся, я́ко сéй éсть хотя́ избáвити Изрáиля: но и над всеми си́ми, трéтий сéй дéнь éсть днéсь, отнéлиже сия́ бы́ша.

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

Апостолы говорят, что хотя их народные начальники предали И. Христа на позорную смерть, как злодея; но они как сами, Еммаусские путешественники, так и все прочие ученики Христовы, надеялис, что Он есть тот, который должен (хотя) избавить Израиля. «Какого рода были сии надежды, толкует еписк. Михаил, и какого избавления Израиля они ожидали, они не говорят. Но каковы бы ни были эти их надежды и ожидания, имели ли они более политическое или более религиозное направление, они, как полагают путники, не сбылись, или по крайней мере они не понимают, что делается». Но и над всеми сими (со всем тем) третий сей день есть и пр. «Господь не раз говорил ученикам о Своем воскресении в третий день, но они не понимали тогда слов Его; впрочем, как кажется, ожидали в это время чего-то необыкновенного, что и случилось действительно, но они не понимают, что это такое». (Мих.) «Мне кажется, рассуждает по сему поводу Блаж. Феофилакт, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком верили, ни слишком не верили. Ибо слова: мы надеялись, что Он избавит Израиля обнаруживают неверие; а слова: ныне уже третий день показывают, что они уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: в третий день воскресну.. Рассматриваемые же в совокупности, слова сии по истине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностию воскресения приведены даже в состояние недоумения и в затруднительное положение.»

Лк.24:22. Но и жены́ некия от нáс ужаси́ша ны́, бы́вшыя рáно у грóба:

Лк.24:23. и не обретшя телесé егó, приидóша, глагóлющя, я́ко и явлéние áнгел ви́деша, и́же глагóлют егó жи́ва.

Лк.24:24. И идóша нецыи от нáс ко грóбу, и обретóша тáко, я́коже и жены́ реша: самагó же не ви́деша.

Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

Это еще – слова Еммаусских путешественников явившемуся им Господу. Жены некия от нас (некоторые женщины из наших), т. е. ученицы Христовы из общества Его последователей. Ужасиша ны (изумили нас), т. е. привели в такое состояние духа, что мы не знаем, что и думать обо всем, что случилось с Господом. Они были рано у гроба Его, чтобы помазать тело Его миром, но тела Его не нашли, т. е. не нашли того, чего искали, – тело погребенного Своего Учителя, а видели то, чего не искали, и слышали то, чего не ожидали, – видели явление Ангелов, которые говорят, что Христос жив – воскрес из мертвых. Идоша (пошли) нецыи от нас (некоторые из наших), т. е. из учеников. Выше еванг. Лука говорит, что приходил ко гробу один ап. Петр (ст. 12). Евангел. же Иоанн говорит, что приходил не один Петр, но с ним был ученик, которого любил Иисус (20:2–3), т. е. он Иоанн. Эти слова: некоторые из наших показывают, что и по сказанию св. Луки значит, не один Петр был у гроба Христова. Сии Апостолы ходили ко гробу и нашли (обретоша) именно так (тако), как и женщины говорили (якоже и жены реша), т. е. что тела во гробе не оказалось. Но Самого Его не видели, как равно не видели и Ангелов, благовествовавших женам о воскресении Христовом. «Что все это значит? Это-то все и ставит нас в недоумение и печалит», как бы так закончили свою речь Еммаусские путники, – Известно, что после явления Ангелов мироносицам и Сам Господь явился сначала одной Марии Магдалине (Иоан. 20:14–18 и Марк. 16:9), а затем ей вместе с другой Мариею (Матф. 28:9–10). Почему же Еммаусские путники не говорят Господу об этих обстоятельствах? Или потому, толкует еписк. Михаил, что ушли из Иерусалима еще до возвращения мироносиц после того, как явился им воскресший Господь, или потому, что ученики не поверили им, как замечено евангел. Марком (16:11).

Лк.24:25. И тóй речé к ни́ма: о несмы́сленная и кóсная сéрдцем, éже веровати о всех, я́же глагóлаша прорóцы:

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

О несмысленная и косная (медлительные) сердцем и пр. Когда Еммаусские путешественники высказали Господу обстоятельства, вследствие которых находятся они в недоумении, тогда Он еще не открывается им, но как бы какой, искусный в Писании, еврейский учитель объясняет, что они сами виновны в том, что не понимают случившегося, а оттого и находятся в недоумении и даже в скорби: они веруют не всему, что предсказано пророками. При этом Господь еще даже упрекает их, называя медлительными в вере предсказаниям пророческим. Надобно веровать всему, что предсказано, и тогда для них будет понятно совершившееся на их глазах с их Учителем, и – они уверуют Его воскресению, как бы такое заключение выводит Господь.

Лк.24:26. не сия́ ли подобáше пострадáти Христý и вни́ти в слáву свою́?

Лк.24:27. И начéн от Моисéа и от всех прорóк, сказáше и́ма от всех писáний я́же о нéм.

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Укорив Апостолов в неверии, Господь обьясняет, что то, что соблазняло их, т. е. страдания и смерть Его – Искупителя, по планам Божественного домостроительства спасения рода человеческого, было неизбежно: не так ли надлежало пострадать Христу? – т. е. если бы Апостолы вполне верили предсказаниям пророков и правильно понимали их, то их не соблазняли бы страдания и смерть Господа. Внити в славу Свою, т. е. после уничиженного состояния на кресте и во гробе, чрез воскресение снова приять Свой славный Божественный вид. Таким образом, по планам Божественного домостроительства, то, что казалось Апостолам несовместимым со славою Мессии, т. е. Его страдание и смерть, было неизбежным путем к Его славе. Разумеется слава не земного царя, как представляли евреи, а вместе и Апостолы, до сошествия на них Св. Духа, но слава Царя духовного царства на земле и на небе, – церкви Христовой на земле и райского блаженства на небе. А чтобы убедить Апостолов в истине Своих слов, Иисус Христос во время пути объяснил им предсказания о Мессии всех ветхозаветных пророков, начиная с Моисея, который первый из сих пророков оставил Писания. «Как счастливы были путники Еммаусские, которые удостоились слышать из уст Самого Господа изъяснение пророчеств о Нем!» замечает еписк. Михаил.

Лк.24:28. И прибли́жишася в вéсь, в ню́же идя́ста: и тóй творя́шеся далечáйше ити́.

Лк.24:29. И нýждаста егó, глагóлюща: обля́зи с нáма, я́ко к вéчеру éсть, и приклони́лся éсть дéнь. И вни́де с ни́ма облещи́.

И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

Той творяшеся далечайше, Он, Иисус Христос показывал вид, что хочет далее идти, т. е. по всей вероятности, начал произносить те или другие обычные приветствия при расставании путников. А между тем, «показывая такой вид, замечает еписк. Михаил, Господь хотел вызвать добрые чувства путников Своих, чтобы затем произвесть сильнейшее впечатление на их душу.» Нуждаста (апостолы Клеопа и Лука удерживали) Его и пр. Из дальнейших слов Еммауских путешественников видно, что причиною того, что они удерживали с собою Господа, было не одно то, что путешествовать одному ночью не совсем удобно, да и небезопасно, но и то, что им очень понравилась Его беседа: не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и пр. Вниде с нима облещи (вошел и остался с ними), – конечно не по той причине, что наступала ночь, но для того, чтобы открыть им Свое воскресение. Можно думать, что кто-нибудь из путников имел дом в Еммауссе, где уже и был приготовлен ужин (/вечеря) для них после дневного пути.

Лк.24:30. И бы́сть я́ко возлежé с ни́ма, (и) прии́м хлеб благослови́, и преломи́в дая́ше и́ма:

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

Возлеже (возлежал за вечернею трапезою) с нима. Возлежал, т. е. сидел (Чит. в объясн. 29 ст. 5 гл.). Приим (взял) хлеб, благослови и преломив и пр. Благословение и преломление хлеба за трапезою у евреев обыкновенно совершалось хозяином дома. Но путники, может быть, из уважения к столь усладившему Своим учением их душу, Господу, которого они, приняли за одного из своих раввинов, предложили Ему эту честь, или, быть может, Сам Он, намереваясь теперь открыться именно в преломлении хлеба, взял на Себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их (Мих.).

Лк.24:31. óнема же отверзóстеся óчи, и познáста егó: и тóй неви́дим бы́сть и́ма.

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

Отверзостеся очи (открылись глаза). По особенному намерению и действию Божию, глаза Апостолов были удержаны, чтобы они до времени не узнали Господа; и теперь, по тому же самому намерению и действию, они открылись. И познаста (узнали) Его. Тут Апостолы поняли, что и благословение хлеба, и молитва именно были совершены так, как не раз делал это Господь пред трапезою. Быть может они приметили при этом и знаки язв на руках Господа. И той (Он) невидим бысть (стал) има. Это сокрытие Господа тоже было чудесное: тело Господа, по Его воскресении, было уже прославленное и потому могло вдруг являться, и вдруг быть невидимым, могло являться в доме и при затворенных дверях и т. п. Почему же Господь, открывшись ученикам, скрылся мгновенно? Потому что, как объясняет святитель Филарет (Моск.), уже совершилось действие, благопотребное и благотворное для тех, которые от них услышат о бывшем видении.»

Лк.24:32. И рекóста к себе: не сéрдце ли нáю горя́ бе в нáю, егдá глагóлаше нáма на пути́ и егдá скáзоваше нáма писáния?

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

Не сердце ли наю горя бе в наю (не горело ли сердце наше в нас) и пр. В этих словах Еммаусские путники выражают, что самое сердце их, во время беседы с Господом, особенно при объяснении Писания, своим особенным чувством (горением) говорило им о том, что шел с ними не другой кто, а Сам воскресший Господь. Блажен. Феофилакт таким образом рассуждает об этом горении сердца Апостолов Луки и Клеопы: «оно горело или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом Писаний они внутренно разогревались и соглашались с Его речами, как истинными; или когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: сей самый, который изъясняет нам, есть Господь.»

Лк.24:33. И востáвша в тóй чáс, возврати́стася во Иерусали́м, и обретоста совокýпленных единонáдесяте и и́же бя́ху с ни́ми,

Лк.24:34. глагóлющих, я́ко вои́стинну востá Госпóдь и яви́ся Си́мону.

Лк.24:35. И тá поведаста, я́же бы́ша на пути́, и я́ко познáся и́ма в преломлéнии хлеба.

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

В той (в тот же) час. По всей вероятности, апостолы Лука и Клеопа и не коснулись приготовленной вечери, но поспешили в Иерусалим, чтобы сообщить радостную весть прочим Апостолам. Поспешили, несмотря на то, что уже наступала ночь. «Еммаусские путешественники, замечает святит. Филарет, сделали прекрасное дело: не довольствуясь своим счастием одни, они поспешили разделить оное с другими учениками Христовыми, которых вера в начале сего дня также боролась с недоумениями. Смотрите, продолжает святитель, как и Апостолы проводили великий, не вдруг разгаданный ими, день. Двери собрания их были заперты страха ради иудейского (Иоан. 20:19); но не страх собрал их: страх рассеял бы их по разным для каждого тайным местам, а не повел бы в одно место, всем им известное, и по сему самому не довольно скрытое и от других. Это была, по всей вероятности, та Сионская горница, в которой Господь совершил с ними тайную вечерю пред Своими страданиями. Какая же сила собрала их в одно место, и притом не вполне безопасное? Конечно, еще не умершая вера и особенно живая, сильная любовь к распятому Господу, которая в общении с любящими Его искала облегчения скорби и подкрепления веры и, по укреплении сей веры, сия неотпадающая любовь учеников Христовых так же награждена в Иерусалиме, как и в Еммауссе: Сам Иисус ста посреде их и глагола им: мир вам!»

Между тем, когда Еммаусские путешественники шли в Иерусалим, чтобы поделиться радостною вестию с прочими Апостолами, в это время сии последние уже услышали о воскресении Христовом от ап. Петра, которому Воскресший явился, и когда они возвестили своим братиям о воскресшем Господе, о Его явлении им, сии в свою очередь сказали им: воистину воста (воскрес) Господь и явися (явился) Симону, – ап. Петру, и рассказали о самом этом явлении. Явление Господа ап. Петру не описано ни одним из евангелистов, кроме этого краткого указания св. Лукою. Это, замечает еписк. Михаил, – доказательство на то, что евангелисты описали не все, что знали об Иисусе Христе, как об этом замечает один из них, ап. Иоанн Богослов (21:25). На явление ап. Петру указывает ап. Павел в своих посланиях (1Кор. 15:5). Самые же обстоятельства этого явления остались неизвестными.

Зачало 114. О явлении И. Христа Апостолам и о Его вознесении.

Шестое воскресное евангелие и на литургии в день Вознесения.

Это явление – то же, о котором повествует и еванг. Марк (16:14 и дал.). Еванг. Лука в своей книге «Деяний Апостольских» говорит, что Иисус Христос в продолжении 40 дней по Своем воскресении являлся ученикам, поучая их тайнам Царствия Божия (1:3); но из всех этих явлений он повествует только об одном, – всем ученикам, и потому сосредоточивает здесь все наставления Господа, какие нашел нужным сообщить: так что нельзя решить положительно, все ли, что здесь сообщается им, было сказано Господом при этом явлении, или не все, а нечто из сего относится и к последующим дням и явлениям (Мих.). Тем более еще, что если принять это явление за одно, то пришлось бы признать, что и вознесение Господне (50, и 51 ст.) произошло в первый день воскресения.

Лк.24:36. Сия́ же и́м глагóлющым, [и] сáм Иисýс стá посреде и́х, и глагóла и́м: ми́р вáм.

Лк.24:37. Убоя́вшеся же и пристрáшни бы́вше, мня́ху дýх ви́дети:

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

Мир вам. Это – обычное взаимное приветствие у евреев. Мир оставляю вам, мир даю вам, говорил Иисус Христос Апостолам в прощальной Своей речи (Иоан. 14:27). И в настоящее время особенно необходим был мир для Апостолов, когда они боялись и иудеев (Иоан. 20:19), и смущены были и повествованием жен мироносиц, испугались от внезапного при запертых дверях явления Своего Господа. Увидев Господа, они подумали, что это – дух, отрешенный от тела, или тень, имеющая призрачное тело, – словом, мертвец явился им (Мих.).

Лк.24:38. и речé и́м: чтó смущéни естé? и почтó помышлéния вхóдят в сердцá вáша?

Лк.24:39. ви́дите рýце мои́ и нóзе мои́, я́ко сáм áз éсмь: осяжи́те мя́ и ви́дите: я́ко дýх плóти и кóсти не и́мать, я́коже менé ви́дите имýща.

Лк.24:40. И сиé рéк, показá и́м рýце и нóзе.

Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

И, сказав это, показал им руки и ноги.

Господь, как всеведущий, увидев смущающие Апостолов мысли, старается успокоить их, – Он говорит, что это Он Сам, воскресший – живой стоит пред ними и не в призрачном, но в настоящем, а только прославленном, теле. Видите (посмотрите на) руце? мои и нозе мои и пр. Для полного уверения Господь указывает им на руки и ноги Свои, на которых видны раны от гвоздей; предлагает осязать Себя и рассмотреть, так как дух, отрешенный от тела, и тень с призрачным телом, т. е. мертвец не имеет тела и костей. Если Он и прошел сквозь затворенные двери, то потому, что у Него уже тело измененное с воскресением и прославленное, и потому незатрудняемое никакими вещественными преградами: Господь даже показал им Свои руки и ноги, и Апостолы, по всей вероятности, осязали их для своего удостоверения. Не на это ли осязание указывает св. Иоанн, когда говорит в одном из своих посланий: что мы рассматривали и что руки наши осязали? (1Иоан. 1:1)

Лк.24:41. Ещé же неве́рующым и́м от рáдости и чудя́щымся, речé и́м: и́мате ли чтó снедно зде?

Лк.24:42. Они́ же дáша емý ры́бы печéны чáсть и от пчéл сóт.

Лк.24:43. И взéм пред ни́ми ядé,

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

И, взяв, ел пред ними.

Неверующим им от радости. «Глубоко верное психологическое замечание евангелиста, пишет еписк. Михаил. Радость Апостолов была так велика теперь, что не верилось им, что все это так, все это правда, все это не сон, не видение, не мечта.» Тогда Господь, чтобы уверить их, что это Он Сам, а не дух, не тень, спросил у них пищи и вкусил поданных ими части печеной рыбы и сотового меда, чего не могут делать ни дух, ни тень, ни мертвец. Вкусил, замечает блаж. Феофилакт, «потребляя ядомое некоторою божественною силою». По всей вероятности, это явление Христово произошло после вечери, когда Апостолы, после нея еще возлежа, продолжали разговаривать обо всем случившимся. После сего, большего уверения Апостолы уже не могли желать, и потому несомненно уверились теперь в истине воскресения своего Учителя и Господа.

Лк.24:44. речé же и́м: сия́ сýть словесá, я́же глагóлах к вáм ещé сы́й с вáми, я́ко подобáет скончáтися всем напи́санным в закóне Моисéове и прорóцех и псалмех о мне.

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Сия суть словеса и пр. Явившись Апостолам и уверив их в том, что Он Сам, воскресший из мертвых, а не дух, или тень, Господь Иисус Христос начал говорить им как бы так: «вот теперь вы видели и видите на самом деле исполнение того, о чем Я говорил (яже глаголах) вам прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я еще был (сый) с вами неразлучно, а не так, как теперь – являясь только по временам.» Здесь Господь указывает на Свои собственные предсказания о Своих страданиях, смерти и воскресении во исполнение предречений древних пророков, о чем Он нередко говорил им (68, 34 и в др. мест.). В законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне. У евреев Свящ. книги разделялись на 3 разряда: 1-й, называемый Законом, это – 5 книг их законодателя Моисея; 2-й, называемый Проками, это – почти все прочие книги, кроме псалтири; и 3-й, псалмы (псалтирь), царепророка Давида так как в них весьма много пророчеств о И. Христе. Так Господь Сам сказал, что весь Ветхий Завет наполнен пророчествами о Нем.

Лк.24:45. Тогдá отвéрзе и́м ýм разумети писáния

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

Прежде, когда говорил Господь Апостолам на основании ветхозаветных Писаний о Своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (сл. 18:34 и др. мест.), – не понимали этих Писаний, теперь же Он озарил их ум к сему уразумению. А затем, когда Господь в продолжении 40 дней, до Своего вознесения на небо, являлся Апостолам и учил их истинам царствия Божия (Деян. 1:3); то, несомненно, что Он помогал этому разумению и Своим собственным разъяснением и наставлением. И теперь во время этого же самого явления, еще Он указывает им, что так было написано – предсказано заранее, и что так Ему надлежало пострадать и проч. (ст. 46).

Лк.24:46. и речé и́м, я́ко тáко пи́сано éсть, и тáко подобáше пострадáти Христý и воскрéснути от мéртвых в трéтий дéнь,

Лк.24:47. и проповедатися во и́мя егó покая́нию и отпущéнию грехóв во всех язы́цех, начéнше от Иерусали́ма:

Лк.24:48. вы́ же естé свидетелие си́м:

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Вы же свидетели сему.

Тако писано есть (так написано). Господь повторяет, что все, что совершилось и что еще имеет совершиться с Ним, все это написано в Свящ. книгах ветхого завета, а потому есть непреложная истина Подобаше (надлежало) пострадати Христу и пр. Иисус Христос не раз говорил Апостолам, что Он будет убит и в третий день воскреснет (18:33 и в др. мест.), потому что, как Спаситель мира, Своими страданиями имел искупить род человеческий от грехов и вечной погибели за грехи (Ис. 53:5. Иоан. 3:14–17), и затем, как Бог и в доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны, воскреснуть (Иоан. 2:1. Матф. 12:40).

Проповедатися (быть проповедану), – чрез избранных учеников Христовых, названных по делу послания на проповедь Апостолами, с греческого, посланниками. Господь предварительно посылал Апостолов проповедывать о Своем явлении в мир, и затем, по воскресении, торжественно дал им повеление идти в мир и учить все народы (Матф. 28:19. Марк. 16:15). Во имя Его, Христа, – т. е. на основании совершенного Им дела искупления. Покаянию. Покайтесь, т. е. сознайтесь, что вы своими грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените жизнь, исправьтесь, учил Иоанн Предтеча Христов, приготовляя своих слушателей к принятию Спасителя (Матф. 3:2). Покайтесь, этим словом начал Свою проповедь и Сам Христос Спаситель (4:17). Покаяние, это – необходимое условие для вступления в новоустроенное царство Христово на земле. Отпущению (прощению) грехов – по силе крестных страданий Господа, за искреннее раскаяние. Во всех языцех (народах): потому что Господь есть Спаситель всего мира, всех людей (Мат. 28:19–20. Мар. 16:15 и дал.). Наченше (начиная) от Иерусалима. Так как в Иерусалиме Господь совершил дело искупления рода человеческого, то отсюда должна начаться и проповедь о спасении. (Иоан. 4:22). Вы же свидетели (есте свидетелие) сему, т. е. Апостолы были свидетелями всего дела искупления мира Господом, свидетелями всей Его жизни, учения, страданий, смерти и воскресения. Господь для того и сделал их свидетелями всей Своей жизни, чтобы все, слышащие от них повествование о сем, могли и должны скорее верить их проповеди об Искупителе и искуплении.

Лк.24:49. и сé, áз послю́ обетовáние Отцá моегó на вы́: вы́ же седи́те во грáде Иерусали́мсте, дóндеже облечéтеся си́лою свы́ше.

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

Послю обетование Отца Моего на (вы) вас. Это – обетование послать на Апостолов Духа Святого для помощи им в деле всемирной проповеди. Без сей помощи они не могли совершить сего великого дела. Об этом излиянии или сошествии Духа Святого на Апостолов, как равно и на всех верующих в И. Христа, было предсказано одним из пророков, Иоилем: Излию от Духа Моего на всяку плоть (2:28, Деян. 2:17 и дал.). Оно было обещано Апостолам от Господа (Матф. 10:19. Иоан. 14:16 и дал.). Вы же седите (оставайтесь) во граде Иерусалимсте, т. е. не расходитесь из Иерусалима на всемирную проповедь, пока не исполнится обетование об излиянии Духа Святого, – пока (дондеже) не облечетеся силою свыше. Эта сила Духа Святого укрепит вас, даст силы и поможет вам исполнить свое назначение – проповедывать Евангелие во всем мире. Обещанное Господом сошествие Св. Духа на Апостолов и совершилось в еврейский праздник Пятидесятницы, и описано Евангелистом Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских (1гл.).

Лк.24:50. Извéд же и́х вóн до Вифáнии и воздви́г рýце свои́, (и) благослови́ и́х.

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

Это было в день последнего явления И. Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении (Деян. 1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. 10:38 ). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь (Деян. 1:12). Евангел. Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколъко дней будете крещены Духом Святым.. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим (1:4–12). В книге Деянии не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его (9:22). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник (Евр. 7:25). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва. Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века (28:20). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище (Иоан. 16:7), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

Лк.24:51. И бы́сть егдá благословля́ше и́х, отступи́ от ни́х и возношáшеся на нéбо.

И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Отступи (стал отдаляться) от них и возношашеся на небо. С воскресением Господа, как уже говорили, тело Его изменилось – одухотворилось, – быстро могло проходить двери дома, переноситься с одного места на другое и подниматься кверху (см. объясн. 36 ст. ). На небо, т. е. в духовный мир, где по преимуществу являет Свое присутствие Бог и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи – Ангелы и святые человеки. В ветхозаветное время был взят – вознесся на небо Илия пророк. Но он вознесся на огненной колеснице, – значит, при помощи Ангелов; Господь же вознесся Своею Божественною силою. У еванг. Марка прибавлено: и воссел одесную Бога. Это означает, что Господь И. Христос, по вознесении на небо, и по человечеству принял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцем: так как сидеть по правую сторону кого-либо великого означает равенство или близость сидящего с этим лицом (Цар. 20:25. Псал. 109:1). Сам Господь сказал о Себе, что Он седит одесную силы Божией (Марк. 14:62. Матф. 26:64).

Лк.24:52. И тии поклони́шася емý (и) возврати́шася во Иерусали́м с рáдостию вели́кою:

Лк.24:53. и бя́ху вы́ну в цéркви, хвáляще и благословя́ще Бóга. Ами́нь.

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Тии поклонишася Ему (они, Апостолы, поклонились возносившемуся И. Христу), т. е. в знак прощания с Ним и в знак должного почтения к Нему. Возвратишася (возвратились) в Иерусалим с великою радостию. Прежде, когда Господь только говорил Апостолам о предстоящей разлуке, сердца их исполнились печалию (Ион. 16:5–9); теперь же, видя Его, оставляющего их и возносящегося от них на небо, они радуются – радуются потому, что за время пребывания с ними Господа в продолжении 40 дней, – от Его воскресения до вознесения, – произошла великая духовная перемена в них. Апостолы радуются теперь, что Господь как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим выход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него. Радуются, что Господь входит в Свою славу, о чем Он так недавно говорил Еммаусским путешественникам (26 ст.), и сами они будут ожидать исполнения обещенного Им Господом сошествия на них Духа Святого. В церкви (в храме), – по преданию, в той самой горнице, где совершена была Господом с Апостолами Тайная вечеря и которая так теперь живо напоминала им о Нем. Выну (всегда), – т. е. до дня сошествия на них Святого Духа, в продолжение 10 дней со времени вознесения. Хваляще и благословляще Бога, т. е. за все Его милости как ко всему человеческому роду, так и лично в отношении к ним самим.

Спросит ли кто: почему Господь Иисус Христос не явился, по воскресении Своем, иудеям? Св. Златоуст так отвечает на этот вопрос: «Если бы Господь мог обратить их к вере, то не преминул бы явиться. Но Господь предвидел, что этого не могло быть. Сему научает Он нас чрез Лазаря. Ибо, когда воскресил Он сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего; когда, по гласу Его, сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал пред лицем всех: то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя, так что они совещались убить и Его Самого, и Лазаря (Иоанн. 12:10). С другой стороны, иудеи подверглись бы более жестокому наказанию, если бы Господь явился им по воскресении, и они не уверовали в Него. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время, для обращения их, открывался в знамениях и чудесах. Так, слышат Петра, говорящего: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян. 3:6) не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. Когда воскресший Христос явился ученикам, то и между ними нашелся один неверующий – Фома, который для уверения своего требовал вложить персты свои в язвы гвоздинные, осязать ребра Христовы. Если же ученик оный, который три года жил со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, и при всем том не прежде поверил, как когда узрел самые язвы гвоздей и копий; то, скажи мне, как уверовал бы в Него весь мир потому только, что все видели Его в то время воскресшим? Кто дерзнет утверждать сие?»


Комментарии для сайта Cackle