Источник

Глава 13

Зач. 58. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира.

Читается в пяток 33-й недели по Пятидесятнице.

Эта беседа Господа передается у еванг. Марка более в сокращенном виде, чем у св. Матфея (Мф.24), но с некоторыми, немногими дополнительными частными чертами. Учение о кончине миpa и втором пришествии Христовом для всемирного суда было последним учением Господа Спасителя, окончанием дела просвещения людей: что нужно было возвестить людям для спасения, Он уже возвестил, оставалось теперь Ему, для примирения грешных людей с правосудием Божиим, принести Себя в жертву на кресте. И это скоро совершилось.

Мк.13:1. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

По еванг. Матфею, Иисус Христос после обличительной Своей речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него, – Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (Мф.23:38). Услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Его, проходя горой Елеонской, откуда очень хорошо был виден храм со всеми при нем зданиями: притворами, дворами и пр., указали Ему на красоту храма, недоумевая, как может быть оставлена в запустении такая святыня, такая красота и такая драгоценность. Им казалось, что это будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа. У евангелиста Матфея говорится, что вообще ученики указали Господу на красоту зданий храма, Марк же говорит, что сначала один из них указал Ему на здание храма, а потом, когда Господь изрек пророчество о разрушении храма, четверо из Апостолов Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спросили Его о времени сего разрушения и тем вызвали Его на целую беседу о разрушении храма и Иерусалима и кончине мира. Но в этом нет противоречия, а только один из евангелистов определенно рассказывает о том, о чем другой упоминает только в общих чертах. Учитель, посмотри (виждь), какие камни и какие здания! Какие камни. Камни, из которых были построены здания храма, действительно были замечательны. По свидетельству еврейского историка Флавия, они были громадные: около 25 локтей в длину, 12 в ширину и в 8 в толщину. (Локоть мера в 11,5 вершков). Казалось, что такой постройке и веку не будет.

Мк.13:2. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Не имать остати (не останется) зде камень на камени, иже не разорится (все это будет разрушено), т.е. не останется и следов этого великолепного храма. Так действительно и совершилось чрез 36 лет после произнесения сего пророчества и в 70 году после Рождества Христова. В это время Иудеи возмутились против Римлян, и Римляне, взяв Иерусалим, разрушили и сожгли храм. Предводитель Римлян Тит желал было сохранить храм, как особенную драгоценность, но воля человеческая была не в силах нарушить определение Божие: Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских воинов, вопреки приказанию начальства, бросил горящую головню чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем и сгорел. Впоследствии, при императоре Траяне, были уничтожены и самые следы храма. В 4-м столетии римский император Юлиан – отступник от веры Христовой, вздумал было посмеяться над пророчеством Христовым, – пытался восстановить иерусалимский храм; но – с великим посрамлением для себя принужден был оставить это дело: огонь, спадавший с неба и вырывавшийся клубами из земли, мешал делу работавших.

Мк.13:3. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

Мк.13:4. скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все cиe должно совершиться?

На горе Елеонстей. О сей горе чит. в объясн. 1 ст., 11 гл. Когда это (сия) будет и какой признак (какое знамение), когда все cиe должно совершиться (егда имут вся скончатися)? У еванг. Матфея вопросы поставлены раздельнее, и на основании их можно думать, что первый из этих вопросов: когда это будет? относится собственно к разрушению Иерусалима, а второй: когда все cиe должно совершиться? – ко второму пришествию Христову и кончине мира, и именно спрашивается о признаке (какой признак), по которому можно было бы угадывать, когда все сие должно случиться. Апостолы думали, что вместе с разрушением Иерусалима последует конец мира. Сообразно сему Господь и ответы на эти два вопроса дает слитно, так что в них соединяется вместе то, что относится к разрушению Иepyсалима, когда кончится судьба церкви ветхозаветной, и ко второму пришествию Господа, когда завершится судьба церкви новозаветной. По сей причине эта речь Христова о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии одна из самых затруднительных для объяснения, и не все, даже древние, толкователи одинаково объясняют некоторые места ее. Эта речь пророческая, а в пророческих речах обыкновенно события близкие и отдаленные как бы сливаются, особенно если одно, ближайшее, служит прообразом другого, отдаленнейшего (Мих.). Так напр., у пр.Исаии (Ис.40–66) изображаются события избавления Евреев из плена вавилонского и избавления всего человечества Мессией из плена диавола и греха, из коих первое служит образом второго (Мих). А здесь, в словах Господа, суд над Иудеями изображает собой суд над всем миром.

Мк.13:5. Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас.

Мк.13:6. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: это Я; и многих прельстят.

Блюдитеся, да не кто вас прельстит (берегитесь, чтобы кто не прельстил вас и пр.) Здесь Господь указывает на первый признак разрушения Иерусалима, это – на появление обольстителей, т.е. таких людей, которые будут отклонять от веры во Христа и склонять к другой вере, которых прежде всего беречься Господь и заповедует Своим ученикам. Мнози бо приидут во имя Мое и пр. По вознесении Господнем скоро оправдалось это предречение – явилось много лжемессий-обольстителей. Таковы были: Досифей Самарянин, прямо называвший себя сыном Божиим и др. (Деян.5:36, 21:38).

Мк.13:7. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, но это еще не конец.

Мк.13:8. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.

Второй признак разрушения Иерусалима и бедствий при сем, это – войны и военные слухи. И по смерти римского императора Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно было много войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи. Тут разумеются отдалённые войны, о которых только слухи будут доходить до Иудеи. Но не у кончина (но это еще не конец), т.е. конец не века или миpa, а Иерусалима. Востанет бо язык на язык (народ на народ) и царство на царство. Так, в это время Евреи и Сирияне вооружились друг против друга из-за обладания городом Кесарией; в Галилее Иоанн Фискал хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили публичную казну, умерщвляли лучших соотечественников и призвали Идумеев в город для усиления своей партии (Воскр. Чт.). И будут труси (землетрясения) по местом и глади и смятения (мятежи). Пророк Агав, как пишется в Деяниях Апостольских (Деян.11:28), предсказал голод в Иудее, и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Х. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как то: Лаодикию, Иераполь и Колоссы и др. (Мих.). Мятежи, смятения, т.е. неустройства в царстве, каковые и были около времени разрушения Иерусалима. Святитель Филарет при этом замечает: „ум пытливый может сказать: каким образом подобает быть и таким событиям, как брани, бедствия и страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения?“ и, между прочим, так отвечает на этот вопрос: „Можешь ли сомневаться, что Христос есть самая премудрость, правда и благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, подобает быти, то непременно бывает и будет сообразно с премудростью, правдой и благостью. Можешь усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком“. У еванг. Матфея здесь прибавлено: Все же это начало болезней рождения, т.е. начало тех бедствий, которые будут пред разрушением Иерусалима и храма, а самые бедствия еще впереди. Бедствия эти Господь сравнивает с болезнями рождения по их тягости и чувствительности.

Зач. 59. Беседа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, о втором Его пришествии и кончине миpa (продолжение).

Читается в понедельник 34-й недели по Пятидесятнице.

Мк.13:9. Но вы смотрите за собою; ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и пред правителями и царями и поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними.

В этих и особенно в дальнейших словах Господь продолжает указывать признаки времени кары над Иудеями за отвержение Его. Смотрите за собою (блюдитеся), т.е. будьте внимательны к своему положению, не поддайтесь обольщениям, страху и малодушию среди гонений, которым придется вам подвергнуться. Предадят бо вы в сонмища (в судилища) и на соборищах (в синагогах) биени будете и пр. Так Иудеи три раза воздвигали гонение на Апостолов и верующих во Христа, мучили, били и убивали их. Так убиты были в это время свв. апостолы: архидиакон Стефан, Иаков Зеведеев и Иаков, брат Божий. Император же Нерон, воздвигнув гонение на христиан, умертвил свв. апостолов Петра и Павла. Оттого так преследовали христиан, что ненавидели их. А ненавидели потому, что учение их религии было совершенно противоположно языческому учению. Например, христианская религия проповедовала, вместо языческого себялюбия, любовь к другим, как к самим себе; вместо гордости и мщения – смирение и прощение; вместо роскоши и сластолюбия – скромность и воздержание и т. п. Кроме того, простой народ, видя, что христиане не участвуют в приношении языческих жертв, называл их безбожниками. Случались ли какие общественные бедствия: засуха, болезни, винили в них христиан, будто эти бедствия происходили в наказание за непочитание ими языческих богов. Философы, или ученые люди, по своей гордости, почитали суеверием веру в Распятого на кресте.

Мк.13:10. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Т.е. прежде, чем настанет конец Иерусалима, Евангелие Христово будет уже проповедано и другим народам кроме Иудеев. Так, по свидетельству одного из Апостолов (Рим.10:18), действительно еще до времени разрушения Иерусалима и гибели Иудейского царства, апостолы пронесли евангелие по всей земле, возвестили его всей твари поднебесной (Кол.1:23). Ап. Павел сам в таких словах говорит об этом: по всей земли прошел голос их (апостолов) и до пределов вселенной слова их (Рим.10:18). И это обстоятельство, т.е. что проповедь евангелия Христова распространилась повсюду еще прежде разрушения Иерусалима, послужило к большому осуждению Иудеев, замечает блаж. Феофилакт. Ибо, видя, что проповедь cия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были бы признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились, потому и подвергнутся большему осуждению.

Мк.13:11. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде, – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстоят им во время проповеди. Теперь Господь повторил сии изречения, и еванг. Матфей, изложивший их прежде (Мф.10:19–22), опускает их в сем случае, а св. Марк, опустивший там, удерживает здесь. Не прежде пецытеся (не заботьтесь наперед), что возглаголете (что вам говорить), ни поучайтеся (и не обдумывайте). Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, по сему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом потому, что дастся (дано будет) вам в той (тот) час, се глаголите (то и говорите). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Святой, т.е. Сам Бог, Дух Святой – третье лицо Св. Троицы, у еванг. Матфея прибавлено: глаголяй (будет говорить) в вас (Мф.10:20). Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам, подобно сему, по сказанию еванг. Луки (Лк.21:15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. Апостолов, т.е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Св. Духа.

Мк.13:12. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их.

Мк.13:13. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей, и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает своим последователям: будете ненавидими всеми, т.е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Претерпевый, т.е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т.е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, с свв. Апостолами и мучениками.

Зач. 60. Беседа Господа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине миpa (продолжение).

Читается во вторник 34-й недели по Пятидесятнице.

Мк.13:14. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно (читающий да разумеет), тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

Мерзость запустения или омерзительное запустение, это, по толкованию св. Златоуста, – римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма, (см. Лк.21:20). Известно, что, когда Римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили здесь им жертвы. Чтый (читающий) да разумеет. Это – слова, которыми обращается особенное внимание на таинственный смысл сказанного, а именно на слова прор. Даниила и самого Евангелия. Тогда, т.е. при разрушении Иерусалима, сущии (находящиеся) во Иудеи, т.е. все, не только Иудеи, но и христиане, да бежат на горы – бегут от войны, ища себе безопасного убежища, в горы , так как в ровных местах нельзя будет найти убежища от множества неприятельского войска. Известно, что Палестина – страна гористая, и в горах ее было много пещер и глухих мест, где можно было укрыться. Так, Давид укрывался от преследования Саула в горах и пещерах.

Мк.13:15. а кто на кровле, тот не сходи в дом, и не входи взять что-нибудь из дома своего,

Мк.13:16. и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

На востоке кровли домов устраиваются не так, как у нас, а плоские, и с кровли идут лестницы внутрь домов и на улицу. Слова: иже на кровле и пр. значат, что во время разрушения Иерусалима должно скорее бежать, так что если случится быть на кровле дома или на поле, не заходить и в дом за чем-нибудь, хотя бы и очень необходимым, напр., за одеждой: иначе можно погибнуть. Церк. историк Евсевий пишет, что христиане Иерусалимские и Палестинские, зная сии слова Господа, оставили города и селения и убежали в безопасные места на восточной стороне Иордана, так что неизвестно ни одного примера, чтобы кто-либо из них погиб при разрушении Иерусалима.

Мк.13:17. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

Особенно худо будет во дни разрушения Иерусалима женщинам, которые беременны и кормят грудью детей, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: первым потому, что они, отягощаемые беременностью, по немощи не могут бежать; а последним потому, что они связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собой питающихся сосцами (Злат.).

Мк.13:18. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

Молитесь, т.е. просите, чтобы Господь облегчил тяжесть бедствия Своей, чтобы напр. не случилось (не будет) бегство ваше зимою (в зиме), когда обыкновенно бывают дожди и непогода, которые могут увеличить страдания спасающихся бегством. У еванг. Матфея прибавлено: или в субботу, так как закон запрещал Иудеям дальний путь в этот день, даже и в крайних случаях (Исх.16:29).

Мк.13:19. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне и не будет.

Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель Иосиф Флавий свидетельствует, что тогда погибло Иудеев более миллиона. Такое, по-видимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим Евреев до 2-х миллионов, кроме женщин и детей. Римские воины, ворвавшись в город, умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и беспощадно жгли дома с их жителями. А иные дома они находили уже полными трупов умерших от голода. От голода Иудеи ели то, к чему отказывались прикасаться неразборчивые на пищу животные, ели и трупы умерших людей. Иерусалим до такой степени наполнен был кровью, что во многих местах пламя пожара потухало от нее. Множество Иудеев было распято на крестах, так что недоставало места около Иерусалима для постановления крестов. Многие умирали еще от открывшейся в городе язвы. Затем Иудеи, лишенные отечества, рассеяны были по всему свету. Так исполнилось высказанное Иудеями заклятие: кровь Его (Иисус Христос) на нас и на детях наших (Мф.27:25). Так наказан был народ Иудейский за отвержение Мессии! Так погиб их славный город Иерусалим с великолепным храмом в нем. Но что же теперь Иудеи? Они доселе тщетно продолжают устремлять свой взор к Иерусалиму и ждать обетованного Мессии…

Мк.13:20. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

Если бы Господь не сократил дней тех, т.е. дней бедствий при разрушении Иерусалима. Здесь Господь говорит о будущем, как бы о прошедшем, исполнившимся. Так нередко говорили в своих предсказаниях пророки, и это обыкновенно указывало на то, что предрекаемое непременно совершится. Не спаслась бы никакая плоть, – все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. Ради избранных, т.е. христиан. Христиане называются избранными потому, что из среды всех людей они избраны Богом быть членами царства Христова (1Пет.1:1–2; Рим.1:7 и т. п.). Нет сомнения, что в Иерусалиме и окрестностях его было немало Иудеев, уверовавших во Христа; ради их-то, т.е. для того, чтобы сохранить христиан от бедствий и погибели, и были сокращены дни бедствий. Из истории разрушения Иерусалима известно, что осаждавший его, Тит сначала имел намерение принудить Иудеев к сдаче города голодом, для чего окружил город новой стеной. Но дела римской империи принудили его ускорить осаду и взять город приступом.

Мк.13:21. Тогда, если кто вам скажет: вот здесь Христос, или: вот, там, – не верьте.

Св. Златоуст и другие толкователи полагают, что с этих слов Христовых начинается ответ Его ученикам на вопрос их о времени кончины мира и второго его пришествия на всемирный суд. Нельзя опускать из вида и того, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, и потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другие к другому событию (Мих,). Тогда, т.е. в то время, когда должны совершиться те события, о которых пойдет речь ниже.

Мк.13:22. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

В этих словах Господь указывает, что пред вторым пришествием Его явятся такие люди, которые будут выдавать себя за Мессию и пророков, каковые и являлись пред разрушением Иерусалима (ст. 6). Дадут знамения и чудеса. Эти знамения и чудеса будут ложные, совершаемые силой злых духов, каковы были например, действия египетских волхвов, подражавших чудесам Моисея (2Фес.2:9). Еже (чтобы) прельстити, аще (если) возможно, и избранные. Избранные, это – хриcтиане (ст. 20). Ложные чудеса лжехристов и лжепророков будут таковы, что могут обмануться ими и истинные христиане, если не будут внимательны. Таковыми пред кончиной мира будут антихрист и те, которые будут служить ему (Злат.), как говорит об антихристе и ап. Павел в своем послании к Солунянам (2Фес.2:9–10) и ап. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе (Откр.13). К таковым лжеучителям можно причислить и лжеучителей наших времен, из которых некоторые богохульно называют себя христами, напр., у хлыстов, скопцов и других, отторгающихся от единства веры православной. „Господь и Спаситель наш, устроив на земле св. церковь, так поучает Феофан Затворник, благоволит пребывать в ней, и в другой какой церкви нет Его. И не ищи, не найдешь. Посему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, т.е. истинная вера, не ими веры. Если услышишь от кого: у нас апостольская община, и у нас Христос, не ими веры. Апостолами основанная церковь на земле, – это православная церковь. И здесь Христос. А та, вчера (т.е. недавно), устроенная, община не может быть апостольской, и в ней нет Христа. Если услышишь кого говорящего: во мне говорит Христос, а между тем церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается, – не верь ему: в нем не имя Христа, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от св. Его церкви“.

Мк.13:23. Вы же берегитесь; вот, я наперед сказал вам все.

Это – предостережение со стороны Господа ученикам, чтобы они были бдительными и осторожными.

Зач. 61. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира (продолжение).

Читается в среду 34 недели по Пятидесятнице.

Мк.1324:. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

Мк.13:25. и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

В тыя (те) дни, т.е. пред вторым пришествием Христовым и кончиной мира, после скорби той, т.е. скорби с пришествием антихриста и лжепророков (Злат.), солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба и силы небесные (яже на небесех) поколеблются (подвижутся). Эти слова означают изменение законов природы, новое устройство мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом (Мих.). Солнце померкнет, луна не даст света своего, т. е. не уничтожатся они, а будут побеждены светом пришествия Христова; звезды спадут с небесе, т.е. не будут видны, ибо не будет тьмы, ночи. Силы небесные, т.е. ангелы, подвигнутся (поколеблются). „Ибо если они удивились и ужаснулись, когда сотворены были звезды (Иов.38:7), уясняет Златоуст; то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все преобразуются, сослужители их (люди) испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу, и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях“?

Мк.13:26. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

Сын Человеческий, это – Господь Иисус Христос, как Он Сам любил называть Себя. Чит. объясн. 28 ст. 2 гл. Узрят Сына человеческого, – Господа и Судью мира, грядущего на облаках с силою многою и славою. Сила Христова проявится тогда в Его славных действиях: Он произведет истребление земли огнем (2Пет.3:7), воскресит всех мертвых (Ин.5:29–30), изменит живых во образ воскресших (1Фес.4:17) и произведет суд над всеми живыми и мертвыми (Мф.25:34–46. Мих.). Слава же Христова явится тогда в величии Его пришествия, в сопровождении множества Ангелов (Мф.25:31). У еванг. Матфея сказано, что пред явлением Самого Господа явится знамение Его, т.е. крест – орудие, на котором Он совершил спасение рода человеческого. Для чего при втором пришествии Христовом явится крест? „Для того, говорит блаж. Феофилакт, чтобы совершенно посрамить бесстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть“. Крест назван знамением Господа, потому что он служит победным и царским знамением Его. У евангелиста же Матфея тут прибавлено: Тогда восплачутся вся колена земная, – восплачутся от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу – Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте, восплачутся и все, которые, хотя были и христианами, но мудрствовали земная, т.е. жили не так, как требовала Христова вера (Феоф.).

Мк.13:27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Послет Ангелы Своя, по Евангелию Матфея, с трубою громогласною (Мф.24:31). 3десь под трубой разумеется не труба в собственном смысле, а некое таинственное действие Божие, по которому Ангелы соберут всех людей для суда. Спаситель уподобляет это Свое действие гласу трубы, потому что у Иудеев обыкновенно были в употреблении трубы для созывания народа в собрания (Лев.25:9; Суд.3:27). Апост. Павел в своих посланиях говорит о таковой же трубе (1Кор.15:52; 1Фес.4:16). Соберет избранных, т.е. истинных христиан, достойных царства небесного, для наследия его (Чит. объясн. 20 ст.). Ангелы соберут всех людей не только избранных, но и творивших беззакония – сих последних, для вечного мучения в аду (Мф.13:41–42). От четырех ветров, т.е. от четырех стран света: востока, запада, севера и юга. У Иудеев страны света иногда назывались четырьмя ветрами (Иез.37:9). От конца (края) земли до конца (края) неба, т.е. со всего земного шара, со всей вселенной (Пс.18:1–7),

Мк.13:28. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

В этих и дальнейших словах Господь подтверждает, что все, предсказанное Им о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии, непременно сбудется. Он, указав им на одну из смоковниц, которые росли во множестве по склонам горы Елеонской, сказал: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки (егда уже ветвие ее будет младо) и изращает лествие, видите (то знаете), яко близ есть жатва (что близко лето). Св. Златоуст так объясняет это место: „Господь привел в пример смоковницу для подтверждения того, что Его предсказание непременно исполнится. Ибо как необходимо быть первому, т.е. оживлению смоковницы, так равно и последнему, т.е. лету“.

Мк.13:29. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

Мк.13:30. Истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все это будет.

Мк.13:31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Когда увидите то сбывающимся. То, т. е. все предзнаменования пришествия Христова на суд с Иерусалимом и второго пришествия на суд всего мира, о которых евангелист говорил выше. Близко (близ есть), при дверях, т. е. за предзнаменованиями скоро последуют и самые события: разрушение Иерусалима и второе пришествие Христово. Не имать прейти (не прейдет) род сей, дóндеже вся сия будут (как все cиe сбудется). Все cиe, т.е. войны, голод, мор, землетрясения, появление лжехристов и лжепророков, распространение Евангелия, мятежи, раздоры, – все, что, по предсказанию Христову, должно случиться при разрушении Иерусалима и втором Его пришествии (5–23 ст.). Не прейдет род сей и пр. В отношении к разрушению Иерусалима слова сии значат, что еще не умрет живущее в то время поколение, как последует разрушение; как то и было чрез 36 лет после произнесения сего пророчества и в 70 г. от Рождества Христова. В отношении же второго пришествия Христова их толкуют так: все предсказанное случится, а род верных, т.е. христиан, пребудет и не прервется ни от одного из означенных бедствий (Злат. и Феофил.). „Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть Иудеев, говорит св. Златоуст, но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки... ни другие подобные искушения“. Т.е. скорее разрушится небо и земля, столь твёрдые и неподвижные, нежели прейдет, – останется неисполнившимся одно Христово слово. Небо и земля прейдет, т.е. будут иметь конец. Это – утверждение непреложности всего предсказанного Иисусом Христом. (См. Мф.5:18.).

Зач. 62. Беседа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине миpa (окончание). Умысел против Господа врагов Его.

Читается в четверг 34 недели по Пятидесятнице.

Мк.13:32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

Мк.13:33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.

О дни же том или часе. Здесь разумеется время второго пришествия Христова, а также и разрушения Иерусалима. Христос Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это но только бесполезно, но даже и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий: „Христос умолчал о времени суда потому только, что неполезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии“. В другой же раз Господь прямо заметил апостолам: не ваше дело знать времена или сроки (Деян.1:7). Ни ангелы небесные (иже суть на небесех). Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что не открыто им (Мих.). Ни Сын. Как Бог и Сын Божий, Иисус Христос все знал; но слова: не знает ни Сын нужно понимать относительно Его человечества. Возможно ли, чтобы Сам Господь Иисус Христос не знал о времени Своего второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Невозможно это и предположить, когда Он, как Сын Божий, и Бог Отец суть одно (Ин.10:30). Да и как не знать Ему, когда Он вместе с Отцем сотворил самое время, веки (Евр.1:2)? „Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, пишет св. Григорий Богослов, приписывает же Себе незнание, как человек“. Блаж. Феофилакт замечает при сем: „Если бы Господь сказал апостолам: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни ангелы, ни Я не знаю, Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему“.

Молитесь. В молитве Господь указывает самое действительное средство к поддержанию духовного бодрствования и готовности встретить наступление великого и страшного времени – второго пришествия и суда Его над родом человеческим.

Мк.13:34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

Мк.13:35. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

Мк.13:36. чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими.

Мк.13:37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Пришествие Господа-Судии последует неожиданно, подобно тому, как неожиданно для домочадцев бывает возвращение домохозяина, отправившегося в путь. В этом приточном изречении Господь-Спаситель и Судия изображается домохозяином. Домохозяин оставляет на время свой дом, отходя в путь, – это означает, что Иисус Христос возносится на небо к Отцу Своему и в сонм ангелов и святых, и оставляет на земле Свою церковь. Дав рабом своим власть и пр. Христос каждому из Своих верных служителей, т.е. апостолов и верующих, дал Свое дело, которое они должны исполнять, – дело устроения Церкви вообще и спасения каждого из членов ее. Отошел, не сказав точно о времени возвращения Своего, т.е. Господь сокрыл время второго пришествия Своего на суд. Посему все верующие должны бодрствовать (бдите убо и пр.), чтобы быть готовыми встретить Господа-Судию во всякое время и отдать отчет в исполнении порученного им дела спасения, и чтобы не оказаться спящими, т.е. беспечными о своем спасении, и духовно-мертвыми, т.е. неверующими или нераскаянными грешниками (Мих). Вечер или полунощи, или петоглашение, или утро, это – деление древними ночи на четыре части, – на так называемые стражи по смене сторожевых воинов: первая стража, вечер, – с 6-ти до 9 часов; вторая полночь,–до 12 час. ; третья, пение петухов, – до 4 часов; четвертая стража, утро, – до 6-ти часов утра (Чит. Мф.14:25). Говорю (глаголю) всем, т.е. всем верующим, в какое бы время они ни жили: так как время второго пришествия Христова и суда Его весьма важно для всякого верующего.


Источник: Толкование на Евангелие от Марка / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с.

Комментарии для сайта Cackle