Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 3

Исцеление сухорукого И. Христом в субботу. Читается в субботу первой недели великого поста

Евангелист Марк повествует об исцелении сухорукого несколько отлично от ев. Матфея (12, 9–14); он частью опускает то, что говорит Матфей, и частью пополняет его сказание некоторыми подробностями.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

Опять пришел в синагогу (вниде паки в сонмище), это – в г. Капернауме. О синагоге и о Капернауме чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Человик имиющий (имый) сухую руку. У этого человека, по всей вероятности, был паралич руки, и болезнь естественная, а не то, чтобы произошедшая от действия злого духа (Чит. в объясн. 24 ст. 4 гл. у Матфея).

И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

Предания старцев покой субботы простирали до того, что запрещалось в этот день делать всякое дело, даже дело милосердия, как например, лечение больного (Чит. объясн. 23 и 24 ст. 2 гл.). Враги Христовы, фарисеи не обращали внимания и на то, что Господь исцелял больных одним словом – не то, что обыкновенные врачи, которые прибегают к лекарствам, требующим напряжения и труда. Только слепая злоба врагов Господа могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной силы, если бы и в самом законе запрещалось лечить больных в субботу (Тр. л.). И вот поэтому они наблюдали за И. Христом, не исцилит ли он сухорукого в субботу. Чтобы обвинить Его (да Нань возглаголют), т. е. пред местным судом, какие были в городах и местечках (Мат. 15, 21), обвинить в нарушении закона о субботе.

А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти или погубить? Но они молчали.

Понятно, что если человек, имея случай и возможность спасти жизнь ближнего своего, не делает этого, то он становится повинным в смерти его; или если человек, имея случай и возможность сделать другому какое-либо добро, не делает сего, то он делает тому зло. Посему при виде сухорукого Господь и спрашивает фарисеев: должно ли в субботу облегчить страдания сего несчастного – что дозволено (достоит) дилать в субботу, добро или зло? душу спасти или погубить? – или же оставить его страдать? Они же молчали (молчаху). Фарисеи, конечно, не могли не сознавать, что должно сделать добро, облегчить страдания; но так как имели извращённые понятия о субботнем покое, потому и могли думать, что это лучше сделать не в субботу (как однажды при другом случае и высказал начальник синагоги: есть шесть дней, которые должно дилать – в ти приходите исциляться, а не в день субботний (Лук.13, 14): а от этого и молчали, ничего не отвечая на вопрос Христов. У еванг. Матфея, при исцелении сухорукого, Христос указал фарисеям на то, что они сами в субботы делают благодеяния напр. своим домашним животным. Он сказал им: кто из вас, имия овцу, если она в субботу упадет в яму, не возмет ея и не вытащит (12, 11)? Т. е. если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарисеям–лицемерам: „да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найти повод упрекнуть Меня» (Тр. лист.).

И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

И воззрив на них со гнивом. Это не было возбуждение страсти гнева, но возбуждение чувства правды и истины, оскорблённого явным нарушением и лицемерием, или вообще грубостью нравственного состояния фарисеев; следовательно это был гнев праведный, а не греховный (Матф. 5, 22. Ефес. 4, 26) (Мих.). Скорбя об ожесточении (окаменении) сердец их. Фарисеи были жестоки сердцем. Жестоким, грубым или каменным называется такое сердце, которое не чувствует живо своих грехов и слабостей, не трогается несчастиями и страданиями других и т. п., вообще сердце себялюбивое. По причине этого-то жестокосердия фарисеи наблюдали за Господом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его–Благодетеля. Когда же И. Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, фарисеи составили совищание против Него, как бы погубить Его, так, что Он должен был скрыться (Чит. ниже 6 и 7 ст.). Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким загрубевшим было оно у фарисеев!

Зач. 11. Злоумышление против И. Христа и удаление Его с учениками. Читается понедельник 12-ой недели по Пятидесятнице

Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Это было после чуда исцеления И. Христом сухорукого в субботу. Фарисеи так озлобились против И. Христа за то, что Он, по их ложному учению, Сам нарушает субботу, исцеляя больных, и позволяет Своим ученикам ее нарушать, и при том еще обличает это их ложное учение (2, 23 и дал.), что решились погубить Его. О фарисеях чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. С Иродианами. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода Антипы. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и римский император назначил им царя еврейского происхождения, Ирода, тогда образовались между ними две партии. Одни утверждали, что должно быть в подчинении у кесаря и платить ему подать, и противников сего называли мятежниками, – это были Иродиане; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи – народ Божий и что у них непременно должен быть царь их собственного происхождения и их иудейской веры, и потому ненавидели римское правительство (Матф. 22, 16).

Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

Отъиде (удалился) И. Христос к морю, т. е. Галилейскому, на берегу которого лежал Капернаум, где Он исцелил сухорукого (1 ст.). Удалился вероятно в пустынные места близ Капернаума, где мог быть более безопасным от злоумышлений врагов. Время смерти Его еще не пришло, Он еще не окончил дела евангельской проповеди, потому и удаляется. Господь повелевал и ученикам своим не подвергаться опасностям без нужды, удаляться в опасных для них случаях (Матф. 10, 23). От (из) Галилеи, Иудеи. Это как известно (ст. 4, 1 гл), были области Палестины, где И. Христос жил и проповедовал. Галилея находилась в северной ее части, а Иудея в южной. (Смот. карту).

Из Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

Из (от) Иерусалима. Иерусалим находился в Иудее (15), но евангелист упоминает о нем особенно, вероятно для того, чтобы показать, что за Господом следовали жители не только сел и незначительных городов, но и столичных, каков был Иерусалим, – т. е. более образованные, богатые и сильные люди (Мих.). От (из) Идумеи. Это была особая область южнее Иудеи, населенная Едомлянами или Идумеянами. Идумея – греческий перевод слова Едом. Едомом был назван сын Исаака, брат Иакова, Исав, и народ, происшедший от него, назывался Едомлянами или Идумеянами. Во время вавилонского плена Идумеяне расселились и заняли большую часть южной Палестины около Мертвого моря, и некоторые даже перешли в Иудейскую веру. Эти-то Идумеяне, Иудейской веры, конечно, и следовали за Христом. Быть может, это были самые Иудеи, в земле Идумейской. Со онаго колу Иордана (из-за Иордана). Это были Иудеи, жившие на восточной стороне Иордана в так называемой Пepeе или Галааде (ст. 4, 1 гл.). И от Тира и Сидона (живущие в окрестностях Тира и Сидона). 3десь разумеются природные иудеи или перешедшие из язычества в иудейство, так называемые прозелиты. Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морской торговлей, города Финикии, области, соседней с Иудеей. (См. карту). Могли быть и язычники из этих мест. И они, слыша о чудесах, совершаемых И. Христом, приходили к Нему, тем более что у них было в то время, хотя и смутное, ожидание какого-то необыкновенного человека в Иудее.

И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

Ученикам Своим, т. е. ближайшим, которых Он уже призвал и которые всюду сопровождали Его, каковы напр. Петр и Андрей и др. (1, l6–20. 29; 2, 14). Да на стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Матф. 13, 2–3).

Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (Чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл.

Зач. 12. Избрание И. Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице

Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился И. Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства» от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (Чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки (6, 12), пред избранием Апостолов И. Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолиют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие–избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а дилателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал дилателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать (Иоан. 4, 35), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него–готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу. Следовательно, Ему, как Спасителю мира, необходимо избрать таких руководителей, и Он избирает их в лице Апостолов.

И поставил из них двенадцать. чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,

и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять 6есов;

И сотвори (поставил из них) дванадесять (двенадцать), т. е. из многих Своих учеников и последователей И. Христос избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Они долженствовали быть как бы патриархами новых будущих 12 колен нового Израиля (Апок. 21, 14), т. е. христиан. Впоследствии Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на всякое колено. Да будут (чтобы были) с Ним и да посылает их проповидати, т. е. чтобы эти избранные Христом ученики были свидетелями всей Его жизни, учения и чудес, были постоянными Его учениками и помогали Ему, когда Он пошлет их, в деле Евангельской проповеди и в устроении новозаветной Церкви: отчего они получили название Апостолов, что значит с греч. посланников. И имити власть цилити недуги (исцелять от болезней) и пр. Т. е. Господь дал Своим Апостолам–проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника; так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – «дабы удивляя чудесами», пишет Блаж. Феофилакт, „они приобретали внимательных своему учению слушателей»: потому что чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий.

поставил Симона нарекши ему имя Петр;

Иакова Зеведеева и Иоанна брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть, сыны громовы;

И нарече Симону имя Петр. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. Иoaн. 1 гл. 42 ст.). Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом. Апостол Петр и еванг. Матфеем (10, 2) и Лукой (6, 14) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению (Иоан. 1, 41), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос Сын Бога живаго!» он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его (Мат. 16, 15 16). „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя», отвечал Петр (Иоан. 21, 15 и дал. Еще чит. Деян. 1, 15; 2, 14; 5, 2 и дал.), Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными» и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кафа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской.

Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа (Лук. 9, 54. Мих.).

Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом (Иоан. 1, 45). Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. Фаддея. Фаддей иначе Леввей, это – Иуда Иаковлев (Лук. 6. 16), Первое его имя – Иуда; Леввеем назван он, при избрании в апостольское звание, в отличие от соимённого ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.); Фаддеем же назван при крещении. Симона Кананита. Название Кананит производят некоторые от города Каны, предполагая, что Симон происходил из этого города. Он прозывается еще Зилотом., т. е. ревнителем (Лук. 6. 15. Деян. 1, 13), потому что прежде призвания принадлежал к иудейской секте Зилотов–строгих ревнителей закона Моисеева, позволявших себе, впрочем, некоторые своевольства. Иуду Искариотскаго. Так называется Иуда предатель потому, что происходил из города Кариота. (Иис.Нaв.15, 25). „Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, И. Х). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным», замечает при этом Златоуст. –Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями.

Зач. 13. Обличение неверия фарисеев И. Христом. Читается в среду 12-ой недели по Пятидесятнице

История обличения фарисейского неверия еванг. Марк передает несколько отлично от повествования еванг. Матфея (Матф. 12 гл. 22–30).

Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

Приидоша (приходят) в дом, т. е. в г. Капернауме (2, 1). Яко не мощи (так что было невозможно) им ни хлиба ясти, – или потому, что так было тесно, что негде было устроить трапезу; или по причине множества народа, желавшего слушать учение Христово, некогда было даже и хлеба вкусить (Мих.).

И услышавши ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

Иже бяху у Него (ближние Его). Из дальнейшего повествования (ст. 31) видно, что это были Мать, Св. Дева Мария, и названные братья Христовы. Братьями И. Христа, а также и сестрами Его называются дети Иосифа, которому обручена была Матерь Божия, от умершей жены его. (Григ. Дв. Кир. Алек. и др.) Иные же толкователи называют так двоюродных Его братьев, – детей Клеопы брата Иосифа, обручника Богоматери, и Mapии, сестры Ее (Феодор. и Авг.). Изыдоша (пошли), т. е. пришли из Назарета, города, где жили, в Капернаум. Да имут (взять) Его, т. е. увести И. Христа домой, чтобы предохранить от опасности, возможной в том положении, в каком, по слухам, дошедшим до них, находился Христос, как это видно из дальнейшего повествования. Неистов есть (вышел из Себя). Выйти из себя значит или находиться в высоком религиозно- нравственном воодушевлении (2Кор. 5, 13), или быть не в здравом душевном состоянии и даже, как говорили фарисеи об И. Христе (22 ст.), иметь в себе злого духа (веельзевула). Вероятно, враги Господа распустили о Нем слух, что Он имеет в Себе веельзевула для того, чтобы повредить Ему во мнении народа, и отвлечь народ от веры в Него, как Мессию; так как некоторые из народа, при виде чудес Христовых, как передаёт еванг. Матфей (12, 23), говорили: не этот ли Христос, сын Давидов? Этот слух (об угрожавшей Христу опасности) дошел до ближних Иисусовых, и они посему пришли звать Его домой, в Назарет. Как объяснить, что Матерь и братья И. Христа могли поверить, что Он будто бы вышел из Себя? Конечно Пp. Богородица, как знавшая тайну явления Его, не могла так думать о Нем. Ее влекло в Капернаум сердце, встревоженное мыслью об угрожавшей Господу, опасности. Братья же И. Христа могли думать о Нем так, как говорили фарисеи, потому что сами еще не веровали в Него (Иоан. 7, 5), не веровали потому, что, по их понятиям, Мессия должен произойти не от 6едных и незнатных родителей, а явиться как царь в царском величии и славе.

А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себи веельзевула и что изгоняет 6есов силою бесовского князя.

Книжники, это были ученые еврейские (чит. о них 22 ст. 1 гл.). Они сами не верили в И. Христа, как Мессию, не хотели, чтобы и народ верил в Него. Но если не верить, то как же объяснить чудеса, которые творил И. Христос? И вот они придумывают объяснения, что будто бы Он творит чудеса, например, изгоняет бисов, не силою Божией, но силою князя бесовскаго (злого духа), который находится в Нем (веедьзевула имать в Себе), а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Веельзевул, собственно, значит господин нечистот, хозяин дома. Веельзевулом называется сатана, как царь царства злых духов, царства зла, греха, – ада (Мат. 12, 24, Лук. 11, 15).

И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

В притчах (притчами) глаголаше (говорил). Притча, это – речь, выраженная в каких-либо образах или предложенная иносказательно, т. е. где говорится об одном., большей частью житейском, обыденном, а нужно понимать о другом–о высшем, духовном. Притча–не то, что басня, где допускается много и неправдоподобного, напр. разговор животных, растений, это–род загадки. Притча употребляется для того, чтобы нагляднее объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет. Притчи употреблялись и древними пророками, а во времена И. Христа они были особенно в большом употреблении, и Господь И. Христос часто учил притчами, как видим в Евангелии. Он учил так потому, что учение, предложенное в притчах, и понятнее, и занимательнее – понятно и для детей, и занимательно для людей всякого возраста, пола и состояния. Для того, чтобы доказать, что нельзя изгонять сатану силой же сатаны, Господь И. Христос приводит две притчи, или уподобления.

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

Это–первая притча или уподобление: если царство и дом раздиляется (на ся) сами в себи, т. е. разделятся на части, враждебные одна другой; не могут стати (устоять), т. е. падают, пустеют. Подобным образом и аще сатана воста на ся сам (восстал на самого себя) и раздилися, не может стати, но конец имать (пришел конец его), т. е. Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силой злого духа сравнением царства бесовского с царством человеческим или семейством. Если царства и семейства разделяются на части, враждебные одна другой, то конечно они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, князь бесовский посылает бесов в людей мучить их, и в то же время помогает, напр. И. Христу, выгонять их из людей, чтобы не мучили: то значит, что он разделился сам в себе. А если так, то может ли устоять царство его, не падет ли оно? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно. (Мих.).

Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, – и тогда расхитит дом его.

Это–вторая притча, или уподобление. В отношении к И. Христу слова этой притчи имеют следующий смысл: дом сильнаго означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи (сосуды) сатаны, это –демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и самые люди, исполняющие его волю (Иоан. 8, 44). Расхищать вещи значит изгонять бесов. Посему, если Христос изгоняет бесов, то этим Он прямо удостоверяет, что победил князя 6есовскаго – значит изгоняет силой Божественной.

Зач. 14. Хула против Духа Святого и учение о том, кто Мать и братья Христовы. Читается в четверток 13-ой недели по Пятидесятнице

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

Хуления т. е. поругание священных предметов. Всякие грехи и хуления отпустятся (будут прощены), –само собой понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле (Ис. 1, 18. Иoaн. 1, 7), если же не раскается, то и не получит прощения.

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

Хула на Духа Святаго, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7, 51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда напр. самые видимые действия Духа Св., хотя в изгнании бесов И. Христом, приписываются злому духу – сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. 22 ст.); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Св. фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силой Духа Святого, и объяснявшие их силой злого духа (ст. 22 и 30). Так же разумеется совершенное неверие, отрицание невидимого, духовного. Не имать опущения (не будет прощения) в этом грехе во вик, – не будет прощения не потому, чтобы Бог не хотел или не мог их простить, а потому, что нравственное состояние людей, имеющих этот грех таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов, они гонят от себя прочь благодать Духа Святого (Быт. 6, 3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие же не сознают и нужды в покаянии. В вик, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Повинен (подлежит) вичному суду (осуждению), т. е. осуждению на нескончаемые мучения в аду. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так равно и мучения грешных, будут вечны. „Тщетно некоторые–пишет митрополит Филарет–для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо, и уклонение от Него – единое бесконечное зло?» Духа нечистаго имать (в Нем нечистый дух). Нечистый дух – тоже, что и веельзевул, сатана, злой дух, в противоположность Духу Святому (ст. 22 29). У еванг. Матфея здесь приведены еще следующие слова Христовы: Иже аще речет слово на Сына Человическаго, отпустится ему. На Сына человеческого, т. е. против Самого И. Христа (Чит. объясн. 10 ст. 2 гл.). Это значит: если кто будет говорить что-нибудь против И. Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как напр. Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи (Иоан. 1 46; 7, 52) и уничиженною жизнью, напр„ что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это – грех заблуждения, недоразумения и неведения, и в нем легко раскаяться; так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верой.

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя,

Это событие описывается у еванг. Марка совершенно сходно с описанием еванг. Матфея, (12, 46–50). О братьях И. Христа чит. в объясн. ст. 21. Вни стояще, т. е. вне дома, где находился И. Христос. Что побудило Матерь Господа, и братьев Его прийти к Нему в Капернаум, где Он теперь был, из Назарета, где они жили? Митроп. Филарет так говорит об этом: „ Они предприняли путешествие по доброму побуждению, потому что почитали Его находящимся в опасности, так как враги Его оглашали Его то неистовым–вышедшим из себя, то действующим чрез князя бесовского, и умышляли погубить Его. (Чит. выше объясн. 20–21 ст.)

И отвечал им: кто матерь Моя и братья мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь.

Кто есть Мати Моя и братия Моя и пр? В этих словах нельзя видеть того, чтобы Господь отказывался от родства Своего с Пресв. Богородицею и названными братьями Своими; потому что известно, что Он всегда питал к Своей Матери нежное сыновнее чувство, – вися уже на кресте, позаботился о Ней, поручив Ее возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову (Иоан. 19, 25–27). Но тут Господь говорит, что духовная связь теснее, чем плотская, и что тесное отношение к Нему зависит не от плотских, но от духовно-нравственных связей. Нечто подобное сказал Господь, когда из слушавших Его учение, женщина прославила Пресвятую Богородицу, воскликнув: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, – сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лук. 11, 27–28). Кроме того тут Господь на Самом Себе показал, как должно исполнять высказанное Им учение: Кто любит отца или мать болие, нежели Меня, недостоин Меня (Мат. 10, 37) и т. п., т. е. –что любовь к родителям должно приносить в жертву любви к Богу. «Если бы в указанном случае Господь покорился воле своих сродников, замечает митрополит Филарет, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его, как доказательство клеветы, употребили бы взятие Его сродниками, как будто имеющего нужду в их попечении».


Источник: Москва, Издание книжного магазина В. В. Думнова под фирмой «Наследники брат. Салаевых». 1900

Комментарии для сайта Cackle