Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 5

Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской.Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице

Повествование о чуде исцеления И. Христом бесноватого в стране Гадаринской находится и в Евангелии Матфея (8, 26–34). Но здесь у евангелиста Марка оно отличается особенными подробностями.

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Это было после укрощения бури (чит. 4 гл. 35 – 41). На другой берег моря. Море это – Галилейское (иначе Тивериадское или Геннисаретское озеро. Чит. о нем в объясн. 16 ст. 1 гл.). Другой берег, это – юго-восточный берег от Капернаума (4 гл. 1 ст.). В страну Гадаринскую. Так названа местность, где лежал город Гадара (Лук. 8, 26). У еванг. Матфея названа она Гергесинскою от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что Евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собой, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, разноречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей.

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его из гробов человек, одержимый нечистым духом,

У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, paзноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило И. Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа (Матф. 27, 44. Мар. 15, 32); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем (23, 39–43). Человик, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл.

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями;

потому что многократно был скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Иже жилище имяше (имел) во гробих и пр. Так как Палестина, где жил Иисус Христос, страна каменистая и гористая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах; иные из этих пещер были обширны. Пещеры служили для разного употребления. В них загоняли скот в ненастную погоду, –в такой из пещер родился Господь. Большая же часть пещер служила гробницами для умерших, почему они и названы здесь гробами. В такие пещеры удалялись люди, которым тяжело было жить в обществе других, каковы сумасшедшие и бесноватые, им нравились сии убежища по самой своей мрачности, которая соответствовала их характеру или мрачному душевному настроению. В пещерах также находили себе убежище воры и разбойники. Никто же можаше его связати и пр. Евангелист Матфей (8, 28) повествует, что 6есноватый был очень свирип, так что никто не мог проходить путем, лежавшим близ его жилища. Посему, для того, чтобы укротить его буйство и лишить его возможности вредить другим, а также и самому себе, потому что он бился о камни (ст. 5), многократно сковывали его оковами и ципями. И растерзатися от него ужем желизным (разрывал цепи) и пр. Т. е. все и всякие попытки укротить буйство бесноватого оказывались тщетными, потому что силой злого духа он рвал с себя цепи и разбивал оковы. Известно, что обуреваемые духами нечистыми обладают необыкновенной силой.

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

Как одичавший и очень свирепый и потому опасный для людей, бесноватый удален был из селений и жил в местах мрачных и пустынных–в горах и погребальных пещерах (ст. 2). Ви вопия и толкийся камением (кричал и бился о камни). Так дух нечистый мучил несчастного.

увидев же Иисуса издалека, при6ежал и поклонился Ему;

и вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышняго? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Прибижал (тече) и поклонился Иисусу Христу. Это – выражение покорности самого 6еca Господу, ибо, как пишет ап. Иаков, и бисы вируют и трепещут (2, 19). Что мни и теби (что Тебе до меня), Иисусе Сыне Бога Вышняго? заклинаю тебя Богом, не мучи мене. Бесы узнают в Иисусе Христе Мессию, Сына Божия и считают Его своим повелителем и врагом (ст. 10), потому что знают, что Он пришел разрушить дела их. Св. Златоуст при этом замечает: „И вот тогда, как люди почитали Иисуса Христа за человека, бесы пришли исповедать Его Божество». У евангелиста Матфея 6ес говорил Иисусу: ты пришел сюда прежде времени мучить нас (8, 29). Прежде времени, т. е. прежде страшного всеобщего суда (Матф. 25, 41). Мучить бисов, т. е. как слуг сатаны, их преследовать, изгонять и ввергать в ад на мучения (Лук. 16, 22. Апок. 14, 10). Свящ. Писание учит, что до времени страшного суда злым духам попущено искушать и иногда мучить людей; в день же суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения, и злые люди также вместе с ними (2Петр. 2, 4. Иуд.6). Бесы знают это, и потому как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, и при сем просят не делать этого с ними и не высылать их из страны (ст. 10), у евангелиста Луки (8, 31), не посылать их в бездну, т. е. в ад. Так страшны адские муки, что сами бесы трепещут их! Блаженный Феофилакт толкует, что мучением для себя бесы называют непозволение им мучить людей, так как мучение людей, по их злой природе, составляет для них удовольствие; и также – повеление идти в ад, так как они думали, что Иисус Христос, не стерпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени наказания их (Мих.).

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Что ти есть (как тебе) имя? Господь спрашивает самого 6есноватого о его имени, но отвечает его языком дух нечистый и говорит о себе. Легион, собственно, означает часть римского войска (дивизию), в количестве около 6000 человек; вообще же означает множество, как это и видно из дальнейших слов бесноватого: нас много.

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Чем же так нравилось бесам находиться в стране Гадаринской? Тем, что тут жили Евреи с язычниками вместе, и как те, так и другие отличались дурными нравами (Мих.).

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Иудеям запрещено было есть мясо свиней, как нечистых животных, как равно и держать самых свиней. Поэтому можно думать, что это стадо принадлежало не Иудеям, а язычникам, жившим тут в одном городе с Иудеями, или Иудеям, которые вопреки своему закону держали свиней, хотя и не для самих себя, а для продажи язычникам.

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи вышедши вошли в стадо свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

Посли ны (нас) во свиния. Просятся бесы в стадо свиное, толкует блаж. Феофилакт для того, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против Христа. Так сначала и случилось (17 ст.). Но впоследствии эта уступка Христова бесам послужила к лучшему; потому что, как видим далее (ст. 18, 19), Иисус Христос повелел самому исцеленному рассказывать о своем исцелении, и затем когда, как повествует евангелист Лука, Господь снова пришел в землю Гадаринскую, то жители сей земли приняли Его с радостью, и многие из них уверовали в Него (8, 40). Между тем лишением гадаринцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному нерадят о душе. Наконец, обстоятельством погубления свиней бесами Господь поучал саддукеев (особую секту у Евреев), которые не верили в бытие злых духов (о саддукеях чит. в объясн. 18 ст. 12 гл.), что они заблуждаются: бесы заставили свиней броситься в море.

Приходят к Иисусу, и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, и устрашились.

Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Видиша (видят) бисновашогося, сидяща и оболчена и смысляща (что бесноватый сидит одет и в здравом уме). Вероятно он, рвавший на себе цепи и оковы, рвал и одежду и, как безумный, ходил нагим. И убояшася (устрашились). Страх этот происходил от сознания своей беззаконной жизни, так как вообще глубоко нравственно падшие чувствуют страх пред всяким проявлением святого (Мих.); с другой стороны, гадаринцы боялись, чтобы Иисус Христос не наказал их и еще чем большим или – они были очень ослеплены привязанностью к своим стяжаниям и поэтому не хотели, чтобы лишивший их части этих стяжаний оставался с ними (Мих.). Таким образом укрощением бури (4, 37–41) Иисус Христос показал Свою Божественную власть над видимой природой, а изгнанием бесов из бесноватого явил эту власть над невидимой силой злых духов.

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Дабы был с ним. Несомненно, чувство благодарности побуждало исцелённого просить И. Христа об этом, чтобы послужить Ему в чем-либо. Могло быть и то, что исцеленный боялся, чтобы снова не вошли в него нечистые духи и не начали опять мучить его (Зигаб.).

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Иди в дом твой ко твоим (т. е. родным и знакомым) и возвисти, елика ти (что с тобою) Господь сотвори. Так повелевает Господь исцеленному потому, что тот мог расположить многих в своей полуязыческой стране к вере в Него своим рассказом об исцелении. Сотворил Господь, т. е. Бог. Иисус Христос не говорит, что Он Сам, как Сын Божий, Своей Божеской силой сотворил чудо, по всей вероятности потому, что для жителей той стороны – полуязычников невместимо еще было учение о Нем, как об истинном Сыне Божием (Мих.). Господь не запретил исцеленному проповедовать о чуде, как иногда Он делал (Матф. 8, З и дал.), но повелел, потому что видел, что проповедь Его может быть полезной, как это и было на самом деле, по словам Евангелиста Луки (см. объясн. 12 и 14 ст.). Помиловал тебя. Исцеленный был наказан беснованием за грехи, и потому освобождение его от мучений злых духов было ничем другим, как явлением милости Божией к нему.

И пошел, и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились.

В десяти градих (в Десятиградии), т. е. не в одном своем городе, но и во всей Гадаринской стране. Десятиградием называлась одна из местностей в Палестине. Такое название дано было местности от находившихся в ней десяти известных городов, напр., Скифополь, Гадара, Гергеса и др. Эти все города во времена Христовы были населены большей частью язычниками.

Зач. 20. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой.Читается в пяток 14-й недели по Пятидесятнице

Повествование о воскрешении дочери Иаира и вместе с тем об исцелении кровоточивой есть и в Евангелии Матфея (9, 18 и дал.), только там оно короче, чем здесь у Марка.

Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря

На он пол (на другой берег), т. е. из Гадаринской земли из Переи, где Господь исцелил бесноватого (ст. 1), в свой город Капернаум (Мат. 9, 1), Евангелист Матфей повествует, что Иаир пришел к И. Христу с просьбой об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезой (9, 19), а Евангелист Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом. Это видимое разноречие происходит оттого, что Марк опускает несколько событий, о которых повествует Матфей, как-то: исцеление расслабленного, призвание Матфея и ответ ученикам Иоанновым о посте (9, 1 17. Мих.)

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди, и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

Един от архисинагог (один из начальников синагоги) в Каперпауме. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Может быть Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к И. Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбой исцелить его слугу (Мат. 8, Лук. 7 гл.).

Дщи (дочь) моя на кончини есть (при смерти) и пр. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу Иисуса Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих служит знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Иисус Христос возлагал руки на детей, благословляя их (Мат. 19, 13); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святаго на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства (Деян. 6, 1–6; 12, 8–17).

Иисус пошел с ним; за Ним следовало множество народа, и теснили Его.

С ним, т. е. с Иаиром, начальником синагоги. Исцеление кровоточивой совершилось на пути, когда Иисус Христос шел воскресить дочь Иаира (чит. ст. 22–25), и послужило к укреплению веры в Него.

Зач. 21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира.(Окончание)

Читается в понедельник 15-й недели по Пятидесятнице

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

Женщина эта, по преданию, называлась Вероникой и была язычницей. Впоследствии она пострадала за Христа и сделалась св. мученицей (память ее 12-го июля).

много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние;

Все искусство врачей, к которым обращалась больная и на которых истратила все свое имущество, оказалось бессильным к ее излечению, напротив, еще ухудшилась ее болезнь.

услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его;

ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

Слышавши о Иисуси и пр. Женщина стыдилась прямо просить Господа об исцелении, тем более что болезнь кровотечения, по закону Моисееву (Лев. 15, 25), считалась нечистой, и потому решилась только прикоснуться к краю одежды Его. Между тем имела такую веру во Христа, что говорила: если хотя к одежди Его прикоснусь, то исцилюсь. У Евангелиста Матфея говорится, что она прикоснулась воскрилию (краю) одежды Христовой. Край одежды, это – кисти на краях одежды, какие Иудеи, по закону Моисееву (Чис. 15, 38), должны были иметь для постоянного напоминания о законе Божием. Так мы христиане, с верой прикасаясь к чудотворным иконам и мощам угодников Божиих, или приступая к таинствам церкви, исцеляемся. „Для нас чувственных, говорит святит. Феофил Затворник, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Так Господь и устроил в Своей св. церкви (Тр. лист.). Посему заблуждаются те христиане, которые отвергают все чувственное в церкви и хотят держаться одного духовного. Чествование нами святыни не есть ее обоготворение, а– выражение живого чувства веры, надежды на милость и любви к Богу.

В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся ко Мне?

Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

Иисус разуми в себи силу, исшедшую от Него (почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила). Так наглядно изображает Евангелист действие чудотворной силы в И. Христе; он представляет, как будто сила веры страдавшей женщины, сама собой, без ведома и против воли Господа, похищает из Него часть силы исцеляющей (Мих.). Кто прикоснуся (прикоснулся) ризам Моим (к одежде Моей)? Господь, конечно, знал, кто прикоснулся к Его одежде, но спрашивал, даже смотрел вокруг (ст. 32) для того, чтобы обнаружить пред всеми веру женщины, дабы и другие соревновали ей. Св. Златоуст указывает и еще причины сего: 1) чтобы женщина, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении; 2) чтобы показать, что напрасно она думала укрыться; 3) чтобы Господу обнаружить пред всеми, бывшими здесь, Свое всеведение и наконец, 4) чтобы подкрепить веру и надежду Иаира.

Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мир и здорова от болезни твоей.

Женщина при самом прикосновении к одежде Христовой уже почувствовала выздоровление, но Господь говорит ей: будь здорова (буди цела), чтобы показать, что болезнь ее уже не возвратится к ней.

Когда Он еще говорил cиe, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

От архисинагога (от начальника синагоги), т. е. из дома его и пр. Не бойся, токмо (только) вируй, что она будет жива, хотя и умерла. Что еще утруждаешь (движеши) Учителя? Т. е. что уже теперь поздно подать помощь больной, когда она умерла. А что Господь может воскресить и умершую, этому говорившие не верили, и чуда воскрешения Он еще ни одного раза не совершал. Чудо воскрешения дочери Иаира было первое.

И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна брата Иакова.

Петр, Иаков и Иоанн. Это были ближайшие и довереннейшие ученики Христовы, которых Он и после не раз удостаивал быть свидетелями особенно великих событий, напр. Своего преображения (Мат. 17, 1) и др.

Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих, и вопиющих громко.

У евангелиста Матфея сказано: увидил свирильщиков (сопцы, 9, 23). На востоке, при оплакивании умерших, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаниями. Мало этого, приглашали, иногда нанимали особых плакальщиков и плакальщиц, для которых дело плача было ремеслом (Иез. 24, 17. Иер. 9, 17, 20. Ам. 5, 16); при причитаниях обыкновенно восхваляли качества умершего лица. И все это сопровождалось игрой на каком-либо одном или нескольких музыкальных инструментах, напр., на флейтах или свирелях.

И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

И смеялись над Ним. Но Он,

выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

Не умерла, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как Он делал и в других случаях. напр., при смерти Лазаря (Иоан. 11, 11). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими (Деян. 7, 60. 1Сол. 4, 13–14 и др.). Смерть они называли сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут–как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силой Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. И ругахуся ему (смеялись над Ним), т. е. когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит.

Изгна вся (выслал всех), – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов.

И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань.

И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видившие пришли в великое изумление.

И ужасошася ужасом велиим (видевшие пришли в великое изумление). Воскрешение дочери Иаира было еще первым чудом воскрешения умерших Иисусом Христом. Посему неудивительно, если свидетели воскрешения пришли в великий ужас от необычайности сего чуда.

И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

И. Христос запрещал разглашать о Своих чудесах по разным причинам (чит. объясн. 44 ст. 1 гл.). Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертью. Дадите ей ясти. Повелел Иисус Христос дать есть воскресшей дочери Иаира для полнейшего удостоверения, что она действительно воскресла и для подкрепления ее сил.


Источник: Москва, Издание книжного магазина В. В. Думнова под фирмой «Наследники брат. Салаевых». 1900

Комментарии для сайта Cackle