протоиерей Иоанн Бухарев

Глава 4

Зач. 15. Учение Иисуса Христа о царстве небесном в притчах. Притча о сеятеле. Читается в пяток 13-ой недели по Пятидесятнице

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря.

И паки (опять И. Христос) начат учити (начал учить) при мори. Это–второй раз И. Христос учит при море (о первом чит. в 3 гл. 7 ст.). Самому влизшу в корабль, сидити в мори (Он вошел в лодку и сидел на море) – для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы удобнее было Ему учить, а народу слушать. Так Он сделал, когда и в первый раз учил при море (3 гл. 7 и 9 ст.).

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

Притчами, т. е. иносказательно, в подобиях и загадках. Чит. о притчах в объясн. 23 ст. 3 гл.

слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

Господь предлагает притчу о сеятеле. В этой притче, под образом сеяния семени на поле, Он представляет дело Своего проповедания или учения: так как между тем и другим большое сходство. 1) Как сеятель бросает семя на землю, так Он или всякий проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей. 2) Как из земли произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушателей добрые дела. 3) Семя произрастает различно–хорошо растёт на хорошо приготовленной, худо на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение, а иные слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учения. В притче о сеятеле Господь показывает, как трудно устроение царства Христова или Церкви Божией среди испорченных грехом людей.

и когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

Иное упало на каменистое мисто, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило симя, и оно не дало плода.

И иное упало на добрую землю, и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

И приплодовавше на тридесят, и на шестьдесят, и на сто (и принесло плод иное семя тридцать, иное шестьдесят, и иное сто). Это конечно зависит от того, как приготовлена и удобрена почва под посев.

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Это–слова, которые И. Христос нередко присоединял к Своему учению. Они указывают на то, чтобы слушающие особенно обратили свое внимание на известное учение. – Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе (Тр. лист.). Объяснение притчи о сеятеле И. Христос изложил Сам далее. Притча о сеятеле, как равно и объяснение ее, у еванг. Марка излагаются почти в одних и тех же словах, как и у еванг. Матфея (13 гл., 4–23 ст.).

Зач. 16. Причина учения притчами и объяснение притчи о сеятеле
Читается в понедельник 14-й недели по Пятидесятнице

Когда же остался без народа, окружающие Его вместе с двенадцатью спросили Его о притче.

Иже бяху с Ним (И. Хр. ) со обиманадесяте (окружающие Его, вместе с двенадцатью). Вероятно, это были ближайшие к И. Христу из Его последователей, сверх 12-ти, избранных Апостолов; быть может, –и те из которых Он после избрал еще 70 Апостолов. Вопросиша (спросили) о притчи, т. е. о смысле притчи о сеятеле, которую только что сказал И. Христос. Господь же в Своем ответе, прежде объяснения притчи, высказал причину, почему Он излагает перед народом учение Свое в притчах. Это Он сделал потому, что ученики спрашивали Господа не об одной только притче о сеятеле, но вместе и о том, почему Он в притчах излагает Свое учение (слич. Матф. 13, 10).

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

Тайны царствия Божия, это – истины относительно устраяемого царства Христова (о царстве чит. в объясн. 5 ст. 1 гл.), истины совершенно непостижимые для ума человеческого, или постижимые, но только сокрытые от других и известные не всем; таковы: тайна Св. Троицы, тайна воплощения Сына Божия, тайна крестной смерти Спасителя и распространения Евангелия по всему миру. Апостолам, как ближайшим ученикам Христовым, дано было от Бога, чрез просвещение их ума, знание этих тайн прямо, без объяснения их притчами, хотя пока, до сошествия на них Духа Святаго, и не совершенное знание. С другой стороны, Апостолам дано знать тайны царствия Божия потому, что они сами предназначались быть проповедниками этих тайн. Оным же (а тем) внишним, т. е. народу. У Евреев внешними назывались люди не Иудейского происхождения и также не ученые, не посвященные в тайны знания, – простой народ. В притчах вся бывают, т. е. учение о тайнах царствия Божия предлагается и должно предлагаться в притчах. Народу не дано прямое знание тайн Божиих не потому, чтобы Бог не хотел этого, но потому, что народ сам не способен был принимать эти тайны, (как это далее объясняет Господь); неспособен же потому, что он нравственно не развит, и по этой причине мысли его о царстве Мессии были грубы, напр. он думал, что это царство будет подобно земным царствам.

„Господь говорил притчами, пишет св. Златоуст для того, чтобы сделать слова свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже напечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам. Притча действует не на один ум, но и на сердце и воображение слушателя, и потому истина, в ней предлагаемая, легче удерживается в памяти. Притчи Христовы отличаются от всех других необыкновенною простотой, ясностью, чистотой и важностью. Содержание их по большей части заимствовано от предметов, занятий и обстоятельств обыденной жизни, что делает их понятными для всех. Они относятся к Самому Господу, как Спасителю мира, к Его жизни, учению, царству или церкви и указывают на отношения к Нему людей разного рода (Мих.). Касательно объяснения притчей св. Златоуст замечает следующее: „в притче не нужно все изъяснять по буквальному смыслу, но, узнав цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать» (Толк. на Матф. 20, 1), т. е. не всякую частную черту образа или подобия в притче непременно нужно объяснять, потому что не всякая частная черта в ней имеет значение.

так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Выражение: Видяще видят, и не узрят (они своими очами смотрят и не видят), слышаше слышат (своими ушами слышат), и не разумиют значит: не хотят понимать то, что говорится или делается, и еще перетолковывают по-своему. Так многие из Евреев не понимали учения и дел Христовых, хотя видели и слышали их, и при том еще перетолковывали, говоря, напр., что Он изгоняет бесов силой князя бесовского (2 ст. 3 гл.) что Он не от Бога (Иоан. 9, 16). А это все происходит от собственного развращения, как далее это говорит Господь в Евангелии. У еванг. Матфея так сказано тут: И сбывается над ними пророчество Исаии, который говорит: слухом услышите, и не разумиете, и глазами смотрить будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумиют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцилил их. (Ис. 6, 9–10). Приведённые Господом слова были сказаны пророком Исаией его современникам. 600 лет протекло со времени пророка, но Иудеи оставались и во времена Христовы и апостольские такими же нравственно испорченными, какими были тогда: сердце их было грубо от пороков (огрубило); они не хотели слушать, были глухи к слышанию божественной истины (ушами с трудом слышат) и закрывали очи своего ума (глаза свои сомкнули), чтобы не видеть необыкновенных дел или чудес Христовых. И да не обратятся, чтобы Я исцилил их, здесь, в Евангелии Марка: и прощены будут им грихи, т. е. хотя Евреи и очень закоснели во зле и по собственной воле не веруют во Христа, но если покаются (обратятся ко Христу), то будут спасены Им (Я исцилю их, прощены будут им грихи). В Священном писании грех часто представляют под образом болезни и отпущение греха под образом исцеления.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

Притча о сеятеле, по времени произнесения и по важности содержания, считается первой, она и проще, и яснее других. Господь и говорит Апостолам, что если они не поняли смысла этой притчи, основной по содержанию и более простой по изложению; то как же поймут смысл всех других притчей, между которыми могут быть и более трудные для уразумения? а между тем им, как будущим учителям вселенной, необходимо яснейшее понимание тайн царства Божия, и тем внушает Господь Апостолам, чтобы они старались вникать в смысл притчей.

Сеятель слово сеет.

Под сиятелем разумеются проповедники слова Божия или веры Христовой, во 1-х, Сам И. Христос, принесший на землю учение небесное и проповедовавший его в Иудее, а во 2-х, первые проповедники учения Христова во вселенной, т. е. Апостолы, и их преемники-пастыри и учители, и вообще всякий верующий человек, который учит других вере Христовой.

Посиянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Симя, посиянное при пути, означает таких людей, у которых слышимое ими слово Божие лежит как бы на поверхности ума и сердца, подобно тому семени, которое упало при дороге, оно не проникает в их сердце, подобно как семя на дороге не пускает корней вглубь земли, т. е. эти люди, по закоснению во грехе или по нерадению и рассеянности, не понимают, или не принимают слова Божия. Злой же дух или сатана пользуется этим и, подобно птице, похищающей семя с дороги, похищает слово Божие из сердец их. Таким образом для таких людей учение Христово остается совершенно бесполезным и бесплодным.

Подобным образом и посеянное на каменистом мисте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

Симя, которое посияно на каменистом мисти, означает таких людей, которые с радостью принимают слово, им нравится проповедуемое учение, им желательно получить спасение, и они слушают его с удовольствием, но не имиют в себи корня, т. е. слово неглубоко проникает в их сердце, подобно семени, упавшему на каменистое место, не овладевает их сердцем, и потому они оказываются непостоянными, т. е. исполняют слово в спокойное время, но лишь настанет скорбь, гонение за слово, или явится искушение, тотчас соблазняются,– изменяют своей вере и закону, – они падают подобно тому, как вянет и сохнет трава без глубокого корня, палимая солнечными лучами; их вера, как не укоренившаяся в сердце, слаба для того, чтобы перенести гонение и одолеть искушение. Таковыми напр. были отрекавшиеся от христианской веры во время гонений. Таковы слабые волей и из нас христиан, которые легко впадают во грех при искушениях.

Посеянное в тернии означает слышащих слово,

но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

Симя, упавшее в терние, означает таких людей, у которых, подобно как пшеницу заглушает сорная трава, слово заглушают (подавляют) заботы вика сего, обольщение (лесть) богатством и другия пожелания (похоти), входя в них, т. е. заботы о временных нуждах и благах, и особенно обольщение богатством и другими удовольствиями поглощают все внимание и время этих людей, и не приходится им, как следует, заботиться о душе. Св. Златоуст при объяснении этих слов замечает: „Христос не сказал „век», но забота вика, не сказал „богатство», но обольщение богатством. И так будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю, ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами». Почему Господь не сказал о других пороках, напр. о плотском вожделении, о тщеславии? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: сказав печаль вика сего и лесть богатства, Он все сказал, потому что тщеславие и всё другое есть дело века сего и лесть богатства».

А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Симя, посиянное на доброй земли, означает таких людей, которые всем сердцем принимают слово, чистое сердце их открыто для действия слова, как хорошая земля для дождя и лучей солнца: слово пускает в нем глубокие корни, – эти люди постоянно заняты мыслью о своем спасении, борются с искушениями, и таким образом у них слово приносит плоды веры и добрых дел. Приносит плод в тридцать, шестьдесят и во сто крат, т. е. различные плоды, в одних больше, в других меньше. Это зависит не от природы людей, а от их воли, и значит, что человеколюбивый Господь требует не одинаковой степени добродетели, но награждает за всякую (Злат.).

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу.

Еда свитилник приходит (для того ли приносится свеча), да под спудом положат или под одром (чтобы поставить ее под сосуд или под кровать) и пр. Эти и дальнейшие слова Христовы, по еванг. Матфею, сказаны Им при других случаях, а не вместе с притчей о сеятеле (5, 15; 10, 26). Можно думать, что Господь повторял некоторые из Своих изречений при разных случаях, чтобы ученики и слушатели Его лучше могли усвоить их. Сказанные изречения Христовы имеют следующий смысл: тайны веры, или Царствия Божия, сообщаемые Христом, напр. в притчах или прямо, не будут оставаться тайнами навсегда, вечно, но должны со временем открыться, чтобы они светили всем, подобно свече. Апостолы, приняв эти тайны от Христа, сами будут распространять их по всей вселенной. В этих же словах Господь указывает Апостолам и причину, почему Он учит народ в притчах – потому, что народ еще не способен принять и понять принесённые и возвещаемые Им истины; со временем же, когда народ сделается способнее к сему, эти истины будут предлагаться Им, или Апостолами прямо, без покрова притчи. (См. выше в объясн. 11 и 12 ст.).

Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Чит. объяснение этих слов в объясн. 9 ст.

Зач. 17. Учение Иисуса Христа о мере и притча о семени. Читается во вторник 14-й недели по Пятидесятнице

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, и прибавлено будет вам слушающим.

Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

В нюже миру (какою мерою) мирите и пр. Эти слова Господа есть и в Евангелии Матфея (7, 2). По сказанию сего евангелиста, они были произнесены Господом при другом случае, а не при том, что у еванг. Марка, –именно при учении о неосуждении других. Слова сии служили поговоркой у Евреев. У еванг. Марка приводятся они в следующем смысле: насколько будет внимательности у Апостолов к учению Христову, настолько приложится им ведения (Зигаб.). Иже бо аще имать (ибо кто имеет) и пр. И эти слова тоже есть в Евангелии Матфея (13, 12). Там они сказаны Господом при том случае, что и у Марка–при учении притчами. Они были также еврейской поговоркой, которая взята с того, что богатый, трудясь, более и более богатеет, а бедный при лености теряет и последнее. Смысл этих слов по отношению к Апостолам и народу следующий: Апостолы с дарованным им от Бога познанием тайн царствия небесного и с собственным старанием узнавать их более и более, могут понимать эти тайны полнее и совершеннее; народ же, не имея этого старания без помощи притчей потерял бы и то скудное знание, какое имел. Еще эти слова значат, что за усердие Бог дает и умножает благодатные дары, а за нерадение лишает их. Так бывает и среди нас: кто не желает слушать, тому перестают и говорить, а кто охотно слушает, тому сообщают еще большее.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

Тако есть (подобно) и царствие Божие и пр. Здесь предлагает Господь учение о Своем царстве, т. е. о Христианской Церкви (чит. объясн. 15 ст. 1 гл.), в притче о семени. В этой притче Господь указывает, как раскрывается царство Божие в целых обществах, и в каждом верующем человеке отдельно. Человик вметает (бросает) симя в землю, это значит: проповедник свет в душах целого общества или в душе отдельного человека слово Божие, т. е. преподает учение Христово. Здесь так же, как и в притче о сеятеле, под сеятелем, т. е.

проповедником, должно разуметь, во 1-х, Самого И. Христа, принесшего на землю учение небесное и проповедовавшего оное в Иудее, а во 2-х, первых проповедников учения Христова во вселенной, Апостолов и их преемников–пастырей и учителей, и вообще всякого верующего, который учит вере Христовой другого (чит. в объясн. 14 ст.).

и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он.

Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Спит и встаёт, т. е. живет, не оказывая никакого особенного влияния на произрастание семени. Этими словами Господь говорит, что, как семя дает росток, стебель, цвет и затем плод, это мы видим, но каким образом совершается все это, мы не знаем; так точно же не знаем и того, каким образом совершается в душе человека нравственное его перерождение. Само собой понятно, что из сего нельзя заключить, что будто люди не должны употреблять своих усилий для развития и утверждения в душе своей веры и добродетели; нет, Господь Сам говорит: царствие небесное силою берется, и только употребляющие усилие, восхищают его (Матф. 11, 12). И земля, хотя сама собою производит зелень и пр., но и со стороны человека требуется возделывание ее, удобрение, уход. Земля плодит прежде траву (производит сперва зелень) и пр. Таким же точно образом, и вера или вообще благочестие постепенно возрастает в душе человека, одного в частности, и в жизни целых обществ. Вера и благочестие сначала бывают слабы в людях, подобно молодому ростку (зелени) прозябающего семени; требуют забот с их стороны, влаги и лучей Божией благодати, нуждаются в защите и охранениии от холода миpa, от жара страстей, от разных житейских бурь. И уже при таких условиях – развиваются и дают плод добродетели и спасения (дает колос и полное зерно в колоси). Блаженный Феофилакт пишет: „Сначала, когда бываем младенцами, мы произращаем зелень, –показываем начаток добра; потом – колос, когда бываем уже в состоянии противостоять искушениям; затем образуются в колосе и полные зерна–это тогда, когда приносим плод совершенства».

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Время созревания плода и жатва, это – время кончины мира и суда над родом человеческим. Так в притче о семени у еванг. Матфея объяснил Сам И. Христос. Там сказано: жатва есть кончина вика, а жнецы суть Ангелы. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его всих дилающих беззаконие (эти грешные люди представлены в притче под образом плевел, т. е. сорной, негодной травы, тогда как праведники – под образом пшеницы) и ввергнут в печь огненную (т. е. в ад). Там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведницы воссияют как солнце в царстви Отца их (13 , 39–43). Под временем жатвы можно разуметь и время смерти каждого из людей, в частности. Когда плоды добродетелей человека верующего созрели и он готов для неба, то он изъемлется из среды живых, подобно тому, как срывается готовый плод (Мих.).

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

Чему уподобим и пр, Тут выражает Господь как бы раздумье, как бы более уяснить народу о царствии Божием или Своей церкви. И вот Он предлагает притчу о Своем царстве под образом горчичного зерна.

Оно как зерно горчичное, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Яко зерно горушично (оно, т. е. царствие Божие, как зерно горчичное) и пр. Эта притча читается в Евангелии Матфея почти так же, как здесь и у Марка (13, 31 и дал.). Горчичное зерно, т. е. растение, вырастающее из сего зерна, о котором говорит Господь в притче на востоке и в Палестине, где Он жил, совершенно не такое, какое известно у нас под этим названием. У нас оно относится не к деревьям, а к злакам, и бывает однолетнее и невелико. Там же оно имеет вид дерева довольно большой величины, и на нем могут укрываться птицы, как и говорит Господь: и бывает болие всих зелий и пр. Но самое зерно, из которого вырастает горчичное дерево, очень мало, так что, когда Евреи хотели обозначить какую-либо малую вещь, то обыкновенно говорили, что она с горчичное зерно. Что же значит эта притча Христова о горчичном зерне? Господь не объяснил ее, равно как не объяснил и притчи о семени. Но вот как объясняют ее свв. отцы и учители церкви. Горчичное зерно в притче означает Церковь Христову, т. е. общество христиан, а рост сего дерева означает распространение Церкви по земле. Церковь Христова, вначале малая числом христиан и для мира малоприметная, распространилась на земле так, что множество народов укрываются под сенью ее, подобно как птицы укрываются в ветвях горчичного дерева. Притча о горчичном дереве означает также состояние и действие царствия Божия, т.е. веры и благодати Божией в душе каждого человека. Вера и благодать Божия сначала бывают едва приметны в душе человека, но затем, при старании его, все более и более охватывают душу его и, наконец, проявляются в его жизни во многих добродетелях (Злат. и Мих.).

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Им, т. е. народу, слово, это – учение о царствии Божием, якоже можаху слышати (сколько могли слышать), т. е. понимать проповедуемое учение. Без притчи же не глаголаше им словесе (не говорил), т. е. не говорил в это именно время; но в другое время Господь говорил и открыто, без всяких притчей, так как Он учил не одними только притчами (Матф. 13, 34). Особь же (наедине) учеником Своим сказаше вся (изъяснял все): потому что ученики, обращаясь постоянно с Господом, были уже более способны понимать учение Его, чем простой народ–им уже дано было, как сказал им Сам Господь, знать тайны царствия Божия (Мат. 13, 11). С другой же стороны, так как Апостолы и сами скоро должны были сделаться учителями вселенной; то и необходимо было для Господа особенно приготовлять их к сему делу– объяснять им наедине то, что говорилось народу притчами.

Зач. 18. Укрощение бури на море Иисусом Христом. Читается в среду 14-й недели по Пятидесятнице

О чуде укрощения бури И. Христом повествует и еванг. Матфей (8, 23–27), только несколько короче Марка.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

Прейдем на он пол (переправимся на ту сторону), т. е. Галилейского или Геннисаретского озера, где из лодки Господь учил народ (1 ст.), –с западной стороны на восточную.

И они, отпустивши народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

Инии же корабли бяху с Ним (с ним были и другие суда). Народ, увлеченный учением Христовым, не хотел расстаться с Учителем и потому отправился на лодке вслед за Ним, чтобы продолжать слушать Его и видеть поразительные Его дела.

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Так как Галилейское озеро (о нем чит. в объясн. 16 ст. 1 гл.) окружено горами; то, при появлении ветра быстро, часто совершенно внезапно, происходили тут сильные бури: ветер, вырываясь из-за гор, производил их. Бури эти были опасны для пловцов. Волны же вливахуся в корабль (били в лодку) и пр. Рыболовная лодка, в которой плыли, была, конечно, невелика, потому волны и заливали ее.

А Он спал на корме на возглавии; Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

И би Сам на корми на возглавници спя (а Он спал на корме на возглавии). И. Христос спал, потому что и утомился, уча народ, и потому что был уже вечер, а быть может даже и самая ночь. Своим примером Господь показывал, что и во время опасности можно быть совершенно спокойным, когда совесть мирна и чиста. С другой стороны, чудом укрощения бури Господь хотел показать, как мы бессильны сами по ce6е, и как сильны, когда при нас благодать Божия. Хотел показать, что Он всегда готов остановить волны, воздымаемые против нас, –и не попустить нам искуситься паче нежели можем (Барс.).

И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

Молчи, престани (утихни). Это может сказать только Всемогущий Господь, Которому вся покорна суть. Потому тотчас улеже (утих) витр, и бысть тишина велия (настала великая тишина). В минуту дикой ярости природа узнала голос Того, Кто был ее Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему (Тр. л.).

И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Что тако страшливы есте (что вы так боязливы) и пр.? Т. е. вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как вы могли подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если Он с вами, то нечего бояться вам». Где же ваша вера?

И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?

Убояшася страхом велиим и пр. У еванг. Матфея сказано: не убоялись, а удивлялись. Буря, ночь, опасность великая, страх за жизнь, и вдруг – тишина и безопасность по одному слову Господа; посему понятны тут страх и удивление (Мих.). И глаголаху друг ко другу и пр. У еванг. Матфея сказано так: люди удивляясь, говорили: кто это и пр. Люди, т. е. те, которые плыли за И. Христом в других лодках. Они еще не знали, что Он был ожидаемый Мессия Христос, они видели в Нем обыкновенного человека, потому так и вопрошали.



Источник: Москва, Издание книжного магазина В. В. Думнова под фирмой «Наследники брат. Салаевых». 1900

Вам может быть интересно:

1. Воздвиженская школа колыбель Трудового братства – XXI. Великий пост и Праздник Пасхи Николай Николаевич Неплюев

2. Наблюдения и впечатления миссионера. Выпуск 3 Дмитрий Иванович Скворцов

3. Катихизические беседы. Часть 1. Объяснение Символа веры протоиерей Сергей Садковский

4. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

5. Восемь греческих описаний святых мест XIV, XV и XVI вв. Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

6. "То, что имеешь, держи" протопресвитер Михаил Помазанский

7. Christianity and Culture протоиерей Георгий Флоровский

8. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан профессор Николай Фомич Красносельцев

9. Простые и краткие поучения. Том 10 протоиерей Василий Бандаков

10. О воспитании детей в духе христианского благочестия архиепископ Евсевий (Орлинский)

Комментарии для сайта Cackle