Библейская археология

Источник

Содержание

Об авторе

Библиография основных трудов проф. И. Г. Троицкого

Предисловие

Введение § 1. Предмет библейской археологии § 2. Отличие библейской археологии от библейской истории и еврейской археологии § 3. Условия, под влиянием которых сложился древнееврейский теократический быт § 4. Источники библейской археологии. Достоверность св. писания, как источника библейской археологии § 5. Источники литературные. Сочинения Иосифа Флавия. § 6. Сочинения Филона Александрийского. § 7. Таргумы. § 8. Талмуд. § 9. Мидраши. § 10. Произведения святоотеческой и раввинской литературы. § 11. Источники монументальные. Памятники палестинские §12. Надписи. § 13 б) Монеты. § 14. Остатки сооружений на площади харам – эш-шериф. § 15. Древние источники, водовместилища и водопроводы. § 16. Остатки древних некрополей и гробниц. § 17. Остатки древнееврейских сооружений на месте древних Самарии, Гезера и за Иорданом. § 18. Предметы древности, имеющие непосредственное отношение к храму § 19. Мегалитические памятники в Палестине. Памятник царя Меши § 20. Памятники внепалестинские: § 21. Ассиро-вавилонские памятники. § 22. Финикийские памятники. § 23. Арамейские памятники. § 24. Хеттейские памятники. § 25. Руководства и пособия по б. археологии § 26. Разделение б. археологии, как системы. Часть I. Индивидуально-естественный (частный) быт Глава I. Страна, где жили древние евреи и ее природа. § 27. Название страны, где жили др. евреи. § 28. Границы Палестины § 29. Географическое положение Палестины § 30. Устройство поверхности Палестины § 31. Водная система Палестины § 32. Климат Палестины § 33. Растительность Палестины §34. Животные Палестины. Глава II. Жилища, пища и одежда древних евреев. § 35. Жилища древних евреев; их устройство и принадлежности. § 36. Пища и напитки у древних евреев § 37. Одежда и украшения у древних евреев § 38. Содержание своего тела у древних евреев Глава III. Занятия древних евреев. § 39. Скотоводство § 40. Птицеводство, пчеловодство, охота и рыбная ловля § 41. Земледелие § 42. Ремесла § 43. Торговля Глава IV. Научные сведения и искусства у древних евреев. § 44. Общий характер научных сведений и искусств у древних евреев. § 45. Измерение времени § 46. Измерение пространства § 47. Измерение веса § 48. Обозначение ценности § 49. Космографические представления древних евреев § 50. Географические представления древних евреев § 51. Естественноисторические представления древних евреев § 52. Медицина у древних евреев § 53. Письменное искусство § 54. Литературное творчество § 55. Литературный язык у евреев § 56. Музыка и пение у евреев § 57. Музыкальные инструменты § 58. Зодчество и связанные с ним изобразительные искусства Часть II. Общественный быт. Глава I. Семья и ее устройство § 59. Семья, как основа еврейского общества § 60. Общий характер законодательства относительно семейной жизни § 61. Недозволенные браки § 62. Совершение законного брака § 63. Левиратный брак § 64. Многоженство § 65. Развод § 66. Рождение и воспитание детей Глава II. Общество Израилево и его устройство § 67. Право на включение в общество. Пришельцы § 68. Основные законы, определявшие быт общества израилева § 69. Положение рабов § 70. Положение рабынь-наложниц § 71. Мщение за кровь убитого и города убежища § 72. Ограждение личной безопасности § 73. Ограждение прав собственности § 74. Осуществление права наследования § 75. Право первородства § 76. Ограждение чистоты нравов общества израилева § 77. Устроение общественных отношений по началам справедливости и милосердия § 78. Соблюдение санитарных условий жизни § 79. Соблюдение правил общественного приличия § 80. Погребение умерших. Содержание кладбища Глава III. Государство израилево и его устройство § 81. Основные начала государственного устройства израильтян и их неодинаковое выражение в разные периоды еврейской истории § 82. Государственное устройство в древний период – до избрания царя § 83. Государственное устройство во время царей § 84. Государственное устройство после вавилонского плена до разрушения Иерусалимского храма § 85. Суд и право в государстве израильском. Синедрион § 86. Судопроизводство у израильтян § 87. Наказания за уголовные преступления § 88. Распятие на кресте § 89. Наказания за преступления не уголовные § 90. Государственные повинности § 91. Организация военного дела Часть III. Религиозный быт Отдел I. Богослужение § 92. Богослужение в патриархальный период Глава I. Место богослужения в подзаконный период § 93. Единство места богослужения § 94. Скиния Моисеева и ее устройство § 95. Деревянный остов скинии § 96. Покровы скинии и их расположение § 97 Деление скинии и находившиеся в ней предметы § 98 Ковчег завета и скрижали § 99. Стол для хлебов предложения § 100. Светильник § 102. Алтарь кадильный § 102. Жертвенник всесожжения § 103. Умывальница § 104. Двор скинии и расположение на нем скинии § 105. Храм Соломона § 106. Принадлежности храма Соломонова § 107. Храм Зоровавеля § 108. Храм Ирода § 109. Синагоги Глава II. Лица, совершавшие общественное богослужение § 110. Выделение колена Левиина для общественного богослужения § 111. Обязанности священников и левитов § 112. Священные облачения, средства содержания священников и левитов § 113. Первосвященник: его права и обязанности, содержание и облачения. (Урим и туммим). Саган и священнический совет § 114. Лица, совершавшие богослужение в синагоге Глава III. Составные части богослужения § 115. Жертвы. Их виды § 116. Обряды при совершении жертв § 117. Священническое благословение § 118. Каждение § 119. Пение псалмов § 120. Молитва § 121. Составные части синагогального богослужения Отдел 2. Посвящение Глава IV. Посвящение людей § 122. Обрезание § 123. Выкуп первенцев § 124. Поставление на служение. Помазание § 125. Священные обеты. Назорейство Глава V. Посвящение животных, произведений земли и драгоценностей § 126. Перворожденные и начатки § 127. Десятины и подать на храм § 128. Дары по обету и их выкуп § 129. Посвящение военной добычи (херем) Глава VI. Посвящение времени § 130. Время ежедневного богослужения § 131. Суббота § 132. Новомесячия и Новый год § 133. Пасха § 134. Праздник Опресноков § 135. Пятидесятница § 136. Праздник Кущей § 137. День Очищения и посты § 138. Праздники, установленные после плена § 139. Субботний и юбилейный годы Отдел III. Ритуальное очищение. Глава VII. Смысл и виды ритуального очищения и очистительные действия § 140. Смысл ритуального очищения и поводы к нему § 141. Очищение от осквернения мертвым телом § 142. Очистительный пепел рыжей телицы § 143. Очищение после проказы § 144. Очищение родильницы § 145. Очищение семяточивых и кровоточивых § 146. Жертва ревнования и вода обличения § 147. Очищение от невинно пролитой крови Заключение  

 
Об авторе

Иван Гаврилович Троицкий (1858–1929) – выдающийся русский православный библеист. Родился в Пензенской губернии. После окончания в 1882 году СПбДА был преподавателем Курской духовной семинарии. В 1883 году перешел в СПбДА, где стал преемником Хвольсона по кафедре еврейского языка.

В 1886 году защитил магистерскую работу по библейской истории эпохи судей («Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей». СПб., 1886). В 1904 году был удостоен степени доктора богословия за работу «Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений» (СПб., 1904).

С 1910 – заслуженный ординарный, с 1912 – сверхштатный профессор СПбДА.

После революции заведовал Восточным отделом Государственной публичной библиотеки в Ленинграде и ее Еврейским отделением.

Предлагаемый читателю труд И. Г. Троицкого является его лучшей и наиболее известной работой. Устарев в немалой степени фактологически, эта монография и сто лет сохраняет свое методологическое значение. Ценность подхода И. Г. Троицкого заключается в доверии к Священному Писанию как надежному письменному источнику, который он кладет в основу библейской археологии. Археологические данные, таким образом, выступают как тот материал, который позволяет восстановить исторический контекст библейского повествования.

Библиография основных трудов проф. И. Г. Троицкого

1. Библейская археология. СПб., 1913;

2. Вновь открытая Гезерская надпись // ХЧ, 1899, №27;

3. Грамматика еврейского языка. СПб., 1908;

4. Евреи // ПБЭ, т. 5;

5. Еврейский язык // ПБЭ, т. 5;

6. Значение древнееврейского языка в научном отношении // Христианское чтение (ХЧ), 1884, № 1;

7. Иератическое письмо // ПБЭ, т. 6;

8. Иуда «Святой» Рабби // ПБЭ, т.7;

9. Каббала // ПБЭ, т. 7;

10. Квадратный шрифт // ПБЭ, т. 9, с. 303–06;

11. Книга судей: комментарий // ТБ, т. 2;

12. Критический обзор главнейших систем по дешифрованию и объяснению хеттских надписей // ХЧ, 1893, № 1;

13. 0 Талмуде: его происхождении, составе и употреблении у совр. Иудеев. СПб., 1901;

14. Применение сравнительного метода в истории ветхозаветных евреев // ХЧ, 1885, № 1;

15. Психологические и исторические условия сохранения священного Предания у древних евреев // ХЧ, 1885, т.1;

16. Результаты исследований о хеттейских памятниках // ХЧ, 1887, т.1;

17. Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. СПб., 1886;

18. Силоамская надпись // ХЧ, 1887, № 2;

19. Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений СПб., 1904;

20. [совм.. с Ф.Г. Елеонским и Якимовым] Толкование на книгу святого пророка Исайи, ч. 1–3. СПб, 1883–95.

21. Ученая деятельность прот. Г. П. Павского // ХЧ, 1887, т. 1.

Предисловие.

Издаваемая система библейской археологии составлена применительно к примерной программе чтений по библейской археологии, предложенной советами духовных академий в 1895 г.

В содержание этой системы вошли отдельные курсы по библейской археологии, читанные студентам Императорской С.-Петербургской дух. академии в 1883–1912 годах.

При построении системы библ. археологии, автор старался строго держаться того объема научных понятий, какой определяется анализом самого названия этой науки, а посему не считал возможным вносить в содержание ее такой материал, какой уместен только в системе библ. истории или еврейской археологии вообще. Руководясь этим соображением, автор не считал нужным в своей книге говорить о таких явлениях в духовной жизни ветхозаветного еврейства, каковы – пророчество, еврейские секты, идолопоклонство, суеверия и некоторые другие.

Во-вторых, строго следуя принятому в археологической науке методу, автор полагал задачу своего труда в систематизации и описании тех бытовых форм, изучение которых составляет предмет библейской археологии, выясняя происхождение и значение их с точки зрения ветхозаветной теократии и археологии народов востока, в частности семитов. Что касается выяснения символического или типологического значения этих форм, что встречается в некоторых системах библ. археологии (напр., Кейля, Шегга и др.), то таковое автор не считал нужным вводить в изложение составленной им системы.

При изучении и освещении предмета, автор стремился обосновывать свои суждения на данных первоисточников, следуя прямому непосредственному смыслу их свидетельств.

В цитации мест Св. Писания автор держался русско-синодального перевода. В тех случаях, когда требовалось держаться еврейско-масоретского текста или какого-либо перевода, отличного от русско-синодального, автором делались соответственные обозначения этого при самой цитации библейских мест.

Что касается встречающихся в книге еврейских названий и терминов, то, в интересах большего удобства их печатания и чтения, автор нашел возможным в большей части случаев писать их русским шрифтом, сохраняя еврейскую транскрипцию лишь в тех случаях, когда таковая требовалась самым существом дела или порядком изложения, – при первоначальном обозначении таковых названий или терминов, например, в отделе о талмуде и раввинской письменности.

При обозначении литературы вопроса, автор большею частью ограничивался указанием тех сочинений, на основании которых утверждается то или иное положение его книги. Что касается других сочинений, которых по большей части вопросов в западно- европейской литературе имеется большое количество, то частичное и последовательное указание таковых автор признал излишним в виду того, что таковое указание читатели книги могут найти в названных в начале книги системах библ. археологии на немецком языке, в частности – в системах Де-Ветте, Кейля, Бенцингера, Новака и других, которыми автор пользовался при составлении своей системы и ссылки на которые делаются в разных местах его книги.

Автор


Источник: Библейская археология / Проф. И.Г. Троицкий. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1913. – VI, [2], 477 с., 1 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle