Николай Василиадис

Библия и археология

Изучая Священное Писание, мы чувствуем потребность узнать как можно больше о тех лицах и событиях, о которых поведали богодухновенные авторы, чтобы отдать должное их добродетели и понять, какое значение все это может иметь для нашего времени.

Жизнь и деятельность патриарха Авраама, например, проходила в языческом мире, уклад которого существенно отличался от нашего. Открывая этот мир, археология позволяет более высоко оценить великую веру патриарха и поразиться ей.

Библия не вдается в подробности жизни людей, о которых повествует, не описывает условий, в которых они жили: в ней говорится только о том, что служит святой цели и замыслу Божественного домостроительства в отношении нашего спасения.

Археологические изыскания существенно восполняют картину тогдашнего мира.

Содержание

  • Что дает археология в деле изучения Священного Писания

Часть I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

  • Сотворение мира и человека
  • Ветхозаветная суббота
  • Города, музыкальные инструменты, металлы
  • Всемирный потоп
  • Вавилонская башня
  • Долголетие первых людей
  • Авраам и город Ур
  • Народы, жившие во времена Авраама
  • Законы, нравы и обычаи эпохи ветхозаветных патриархов
  • Странствия Авраама
  • Первая война в Священном Писании
  • Другие подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета
  • Разрушение Содома и Гоморры
  • Авраам и филистимляне
  • Иосиф и израильтяне в Египте
  • Израильтяне в земле Гесем
  • Города Пифом и Раамсес
  • Имя «Моисей». Плинфоделание. Фараон книги Исход
  • Десять казней
  • Из Египта на Синай
  • Таблички с изображениями сцен времен Ветхого Завета
  • Закон Ветхого Завета
  • Ханаан – страна железа и меди
  • Свет в «темных» местах Ветхого Завета
  • Скиния свидения
  • Светильник с семью лампадами. Запрет поклонения идолам
  • Сведения соглядатаев Моисея
  • Завоевание Ханаана
  • Книга Судей и археология
  • Израиль и филистимляне
  • Израиль и хананеи
  • Израиль, арамеи и мадианитяне
  • Ковчег в храме Дагона. Разрушение Силома
  • Царь Саул и музыкант Давид
  • Ужасная смерть Саула
  • Царствование Соломона и его взаимоотношения с финикийцами
  • Города-крепости и военные базы Соломона
  • Храм Соломона
  • Флот Соломона
  • Царица Савская
  • Ассирийцы и Священное Писание
  • Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса
  • Царь Амврий
  • Ахав и Иезавель
  • Династия Ииуя и Иоаса
  • Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония
  • Ассирийские цари и их взаимоотношения с Израильским царством
  • Падение Самарии
  • Царство Иуды
  • Царь Езекия
  • Царствование и деяния Иосии
  • Царь Иехония в изгнании
  • Седекия и падение Иерусалима
  • Ниневия, город великий
  • Местонахождение иудеев в Вавилонии во время плена
  • Выселения, ставшие началом плена
  • Пророк Иезекииль
  • Пророк Иеремия в Египте
  • Навуходоносор и его преемники
  • Книга пророка Даниила
  • Указы Кира об освобождении иудеев
  • Возвращение из плена
  • Восстановление Иерусалимского храма
  • Строительство стен Иерусалима
  • Попытки сорвать строительство стен Иерусалима
  • Виды керамики и монет
  • Иудеи за пределами Палестины в V в. до Р. X.
  • Разрушение Тира
  • Книга Есфири
  • Птолемеи. Перевод Ветхого Завета на греческий язык
  • Селевкиды и Маккавеи
  • Находки из Вефсура, Газера, Мареши и Самарии
  • Находки из Сихема, Вефиля и Иоппии. Монеты времен Асмонеев
  • Рукописи Кумрана, или Мертвого моря

Часть II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

  • Огромное и постоянно возрастающее значение археологии Нового Завета
  • Хронология книг Нового Завета
  • «Во дни Ирода царя»
  • Ирод Архелай. Ирод Антипа
  • Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I
  • Монеты эпохи Нового Завета
  • Надписи и пометки
  • Палестинские гробницы римской эпохи
  • Понтий Пилат и Тит
  • Иерусалим Ирода
  • Города в Палестине и Сирии в I веке
  • Евангелие от Матфея и Луки
  • Деяния апостолов
  • Евангелие от Иоанна
  • Апокалипсис Иоанна Богослова
  • Находки, касающиеся Посланий апостола Павла
  • Папирусы и черепки проливают свет на содержание Нового Завета
  • Апологетическая ценность библейской археологии
  • Об авторе

Введение

Стремительное развитие науки, которое мы наблюдаем в последнее время, стимулировало также и развитие исследований Священного Писания. В особен­ности быстро продвигались археологические изыскания, связанные с людьми, странами, городами и событиями, описанными в Ветхом и Новом Завете.

Библейская археология существует около 200 лет. Ее цель – доказать исто­рическую достоверность событий, о которых повествует Священное Писание. Кроме того, перед учеными стоит задача ознакомить читателя Слова Божия с культурой народов, упоминающихся на страницах богодухновенных текстов. Поэтому библейская археология пытается реконструировать культуру библей­ских народов, их быт, религию, нравы и обычаи; с помощью изучения орудий, которые они использовали, восстановить торговые, политические, культурные и социальные связи, существовавшие между ними.

Кроме Священного Писания, богатым источником информации является для нас древняя история; впрочем, ее данными мы главным образом и пользова­лись до последнего времени. Однако, вдобавок к тому, что определенные сведе­ния древней истории недостаточно достоверны, ученые оставляют много лакун или не занимаются всеми событиями изучаемого времени – так, чтобы дать цельную картину того, что происходило в данную эпоху.

С другой стороны, так называемая «отрицательная критика» (то есть неве­рующие теологи и рационалисты), которая так долго несправедливо называла Священное Писание собранием мифов, часто была основана именно на данных древней истории. Однако находки библейской археологии опровергли атеисти­ческие теории как несостоятельные.

Раскопки, связанные со Священным Писанием, ведутся не частными лица­ми, а серьезными университетами, музеями и научными институтами. Приведем несколько названий. Команда Гарвардского университета (США) произвела раскопки в Самарии; колледж Bryn Mawr – в Тарсе, на родине апостола Павла; Востоковедческий институт (Oriental Institute) Чикагского университета про­вел серию раскопок в палестинском городе Мегиддо, иранском Персеполе, ирак­ском Иармо (Jarmo) и в Египте. Британский археологический факультет провел раскопки в Иерихоне; американские факультеты восточных исследований, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учреждениями, работали в Эцион-Гевере, государстве Соломона, которое впоследствии погибло. Что каса­ется музеев, то, например, Филадельфийский университетский музей (США), произвел раскопки в Беф-Сане (Скифополь); Британский музей – в Ниневии, а Страсбургский – в древнем Унгарите (современный Рас-Шамра). В последние годы археологические исследования проводят и правительства Египта, Израиля, Ирана, Иордании и др. – каждое в своей стране.

Существуют места, в которых произвести раскопки достаточно легко. Одна­ко кое-где это требует больших усилий, и именно эти места являются наиболее интересными с точки зрения библейской археологии. Обычно это огромные вы­сокие холмы, в толще которых погребены великие культуры – не одного города определенной эпохи, а многих городов различных эпох, отстоящих друг от друга на многие тысячи лет. Современным людям это кажется достаточно странным. Но в древности, как правило, строили новый город на месте старого. Когда укре­пленный стенами город разрушался вследствие пожара, нашествия врагов или землетрясения, жители селились не на новом месте. Они собирали то, что можно было использовать как строительный материал, выравнивали почву и строили свои дома поверх старых.

Таким образом большая часть руин была скрыта и как бы запечатана новым городом. Из этого следует, что общая картина расположе­ния домов и улиц оставалась погребенной под новыми постройками вместе с множеством различных предметов: домашней утварью, оружием, одеждой, над­писями и т. д. Самые известные города, упомянутые в Священном Писании, – это Вефиль, Иерихон, Самария, Иерусалим, Мегиддо, Беф-Сан (Скифополь), Вефсамис (Город солнца), Давир, Газер и т. д. В некоторых из этих городов нахо­дят десять, двенадцать, а то и двадцать слоев, оставшихся от погибших городов. И у каждого слоя – своя история.

Библейская археология использует достижения других наук для исследова­ния своих находок. Так, химик, анализируя найденную золу, расскажет о мате­риалах, из которых строили дома, одежде или пище древних; антрополог опреде­лит возраст и пол людей, чьи скелеты были обнаружены при раскопках; зоолог поможет узнать, держали ли представители того или иного народа овец, коров, лошадей, верблюдов и т. д. Археолог изучает географические, геологические и климатические факторы, источники богатства народа, систему управления и т. п. А другие ученые обобщают данные археологии и дают нам цельную картину жизни народа.

Об этих поистине огромных возможностях археологии, которые использу­ются для исследования богодухновенных текстов, и пойдет речь в этой книге. С помощью археологических находок мы пытаемся пролить свет на жизнь древних людей и на те события, которые враги Церкви еще вчера называли мифом, тем самым несправедливо обвиняя в отсутствии исторической достоверности бого- духновенное и спасительное слово Священного Писания.

Н. П. Василиадис

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf.