Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение к поселянам на второй день Св. Пасхи

Возрадовашася ученицы, видевше Господа (Иоан. 20:20).

Так св. Евангелист Иоанн описывает радость св. Апостолов, когда они увидели Господа Иисуса после Его воскресения. Радость их в это время была поистинне великая. Да и как им было не радоваться? Иисус Христос любил их, как своих детей; с ними он жил, ел и пил, учил их истине и добру. Равным образом и они всей душой любили Иисуса Христа, как своего друга, учителя и Господа. В Нем они находили всю свою отраду и надеялись, что Сей есть хотя избавити Израиля (Лук. 24:21). И этот-то друг и учитель потерпел от немилосердых иудеев тяжкие страдания, умер на кресте и заключен во гроб. Разные непокойные думы и даже страх начали тревожить осиротевших учеников. Боясь иудеев, они даже заперлись в одном доме. Но вот чрез три дня после своей смерти Иисус Христос, как победитель ада и смерти, силою Своего Божества восстает от гроба и приходит к своим возлюбленным ученикам. Уверившись в Его воскресении, они возрадовались великою радостью. Возрадовашася ученицы, говорит св. Евангелист Иоанн, видевше Господа.

Вот и мы, братие, уже второй день радуемся и празднуем Воскресение Христово. И что сказал о радости Христовых учеников св. Иоанн, то можно и мне теперь сказать о радости вашей. И я могу сказать: возрадовашася ученицы – мои духовные дети, дождавшись великого праздника Христова Воскресения. Да и есть чему ныне нам радоваться. Если бы Иисус Христос умер и не воскрес, то не миновать бы нам вечной смерти и ада, и не было бы у нас такого радостного праздника. Но Иисус Христос умер и воскрес и своею смертью и воскресением победил врага нашего – диавола, умертвил нашу смерть и приготовил для нас пресветлый рай на небесах; и потому, что Христос умер и воскрес, и мы ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Будем же в сей нареченный и святой день радоваться и веселиться с благодарением к воскресшему Иисусу Христу.

Но, добрые мои слушатели, всем ли ныне радоваться? Ныне радовались св. ученики Христовы. Подобно св. ученикам ныне радуются и все добрые христиане. Но могут ли ныне радоваться люди злые и нераскаянные грешники? Вот об этом то я и хочу теперь побеседовать с вами.

Конечно, когда посмотрим на людей, то увидим, что все ныне радуются: радуются добрые, радуются и нечестивые; каждый по своему радуется. Но как прислушаемся к голосу матери нашей – св. Церкви, да и сами порядком поразмыслим, то поймем, что не могут ныне истинно радоваться люди нечестивые. Христос избавил нас от вечной смерти, и нечестивый делами своими сам умерщвляет свою душу; ибо он убивает ее злостью, враждою, завистью и ненавистью, обманом и неправдою, пьянством и распутством. Христос разрушил царство диавола, а нечестивый сам уготовляет себе вечный ад, сам отдает себя в плен диаволу: ибо он исполняет не Господню волю, но волю диавола. Христос приготовил для нас на небесах пресветлый рай, а нечестивый сам лишает себя райского блаженства и удаляет oт себя Иисуса Христа; злые дела его, как высокая стена, не позволяют ему войти в рай к Иисусу Христу. Не в том ли состоит его радость, что он имеет теперь возможность пить и есть, что хочет и сколько хочет? Но что за радость пить и есть до пресыщения, когда душа его томится голодом? Он не питал ее ни св. молитвами, ни Божиим словом: мысли злые и недобрые только и были в его уме. Пусть он тело свое украшает нарядною одеждою; но душа его очернена грехами, а черноту души не может покрыть никакая нарядная одежда тела. Жалко нам смотреть на тех бедняков, у которых одежда изорвана и замарана, но несравненно жалче и беднее душа нераскаянного грешника: она бедна добрыми делами; ибо поститься он не любил, в храм Божий ходить ленился, прощать обиды и оскорбления, причиненные ему ближними, и жить с ними мирно он не хотел. Одного он оклеветал, другого обманул, третьего обобрал, четвертого обругал – везде обнаруживал свои нечестивые дела; о покаянии и исправлении своей жизни не помышлял. Не в том ли еще состоит его радость, что он имеет теперь удобный случай предаваться пьянству и распутсву, всякому невоздержанию и греху! Но богопротивная радость сия, как мы уже сказали, только убивает душу и ведет к погибели вечной. Как он ни веселись, а в душе его нет христианской радости. Посмотрите на человека злого и недоброго, и вы заметите, как непокойна его душа, как тревожит его совесть. Он не может даже смотреть на вас ласково и с любовью, и говорит с вами как-то притворно, нерадостно и нехотя. А это значит то, что в душе его нет истинной христианской радости. Несть радоватися нечестивому, сказано в св. писании. И в церкви мы часто слышим: да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Значит, нет радости для нечестивого в настоящей жизни, не ожидать ему радости и в будущей жизни. Только сотворшие благая изыдут в воскрешение живота, а сотворшие злая в воскрешение суда (Иоан. 5:29). По истине слово сие грозное и строгое!

Но, бедный грешник, успокойся и не отчаивайся! Выслушай и ты для нынешнего праздника слово милостивое и радостное. Да погибнут грешники от лица Божия, но не погибнут кающиеся, всей душой обращающиеся к Иисусу Христу. Ты беден добрыми делами, и грехи твои, быть может, тяжки и велики; но Христос, богатый милостями, вещает: приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии грехами, и Аз упокою вы (Mф. 11:28). По любви своей за всех нас пролил Он на кресте свою кровь, за всех умер и воскрес, и праведным и грешным приготовил рай на небесах, ибо Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы все покаялись, исправились и живы были. О, как прекрасно обратиться к Иисусу Христу с истинным покаянием, наипаче же в тот день, в который Он разрушил царство греха и диавола, умертвил нашу смерть и даровал нам живот вечный! Как прекрасно примириться с ближними, наипаче же в тот день, в который Господь примирил нас с праведным Богом и соделал нас Божиими детьми! Принеси же для нынешнего праздника истинное покаяние во грехах, оставь злые твои дела и помыслы, и ты воскреснешь душою, возрадуешься вместе с ангелами и всем миром христианским, прославляющим ныне Воскресение Христово.

И так, и праведные, и грешники кающиеся, возрадуйтеся днесь. Радуйтеся не земною и суетною радостью, убивающею душу, но христианскою и святою, просвещающею душу. К сей то радости призывает нас ныне св. Церковь: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он (Псал. 117:24.) Не заглушайте сей радости объядением, пьянством и всяким невоздержанием. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle