митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в третью неделю св. Великого поста60

Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 35).

Сии слова, думаю, не для всякого из вас, братия, удобопонятны. Как можно погубить душу, которая по существу своему неразрушима и безсмертна? Как можно спасти, погубив ее? Иисус Христос сказал сие ученикам Своим, приглашая их идти за Собою. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34). Чтобы возбудить в них ревность к самоотвержению и взятию креста, какой назначит кому Провидение, Он присовокупил: иже бо аще хощет душу свою спасти, то есть, кто хочет прожить без самоотвержения, и спасти себя от мученической смерти, которая предопределена Моим посланникам; тот погубит душу свою, лишится вечного спасения. А иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия: то есть, кто отвергнется себя и прольет кровь свою за Меня и за Мое учение, тот спасет душу свою, получит живот вечный. Первые слова означают спасение жизни во времени и погубление души в вечности; а последние – потерю жизни на земле, и спасение души на небе.

Если когда, то наипаче во времена гонений исполнились слова Христовы. Сколько было тогда отступников от веры, и сколько мучеников за веру! Отступники спасли жизнь от мучений временных, но подверглись вечным во аде. Иже хощет душу свою спасти, погубит ю. А мученики предали себя на смерть за веру, и вошли в Царствие Божие. Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю.

Относятся ли слова Христовы к нынешним Христианам, которые живут во времена владычества, торжества и славы Христовой Веры? Имеем ли мы нужду в погублении души своей ради её спасения? Правда, ныне Христианство владычествует над язычеством; но вышли ли Христиане из-под владычества греха? Мы рабы его и по телу и по душе; а мученики терпели от Иродов, Неронов, Диоклетианов только по телу. Грех лишает нас жизни и временной и вечной; а язычники лишали Христиан только одной временной жизни. Кто причиняет зла больше? Грех, или язычник? Кто из них опаснее и страшнее?

Правда, нет ныне ни укоризн, ни поношений, ни истязаний за исповедание Веры Христовой. Но свободны ли мы от искушений плоти, соблазнов мира и обольщений диавола? Это те же гонения противу чистоты и святости христианских нравов, гонения внутренние и тайные.

Есть, братия, есть и у нас спои мучители и свои враги. Чем не искушает нас плоть для совершения греха? Чем не соблазняет мир для возбуждения в нас греховных вожделений? Чем не обольщает диавол для ослабления в нас веры во Христа? Если сообразим действие наших внутренних врагов с требованиями древних внешних врагов, то увидим ясно, что в тех и других заключается одна общая цель – истребление веры во Христа и любви к Нему. Наши враги не говорят нам: отрекитесь от веры; но внушают помыслы, которые колеблют веру н благочестие. Не говорят: презирайте учение Христово; но вовлекают в нелепые изъяснения и толкования. Не говорят: не слушайтесь Церкви; но охлаждают усердие и ревность к исполнению уставов и постановлений её. Не говорят: не исповедывайтесь и не приобщайтесь; но заставляют нас откладывать спасительное употребление таинств до удобного, благоприятного времени. Скажите, к чему направлены все таковые действия наших врагов? Не ужели к умножению веры и благочестия? Язычники старались сделать Христиан язычниками; а плоть, мир и диавол хотят, чтобы мы сделались предателями Спасителя нашего. Цель самая пагубная!

Говорит, братия, говорит Иисус Христос и ныне: иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. Он не требует от нас наружного, телесного мученичества, – но хочет, чтобы мученичество совершалось внутрь нас. Иже хощет, говорит Иисус Христос и ныне, по Мне ити, да отвержется себе. Кто ж из нас, братия, не обязался идти за Христом? и следовательно, кто же не должен отвергнуться себя? Обязанность самоотвержения была и будет обязанностию всех Христиан во всякое время.

Подобное самоотвержение внушают нам Св. Апостолы. Один, Апостол Павел, называет Христовыми только тех, которые распяли плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24); а другой, Св. Евангелист Иоанн, заповедует не любить мир, ни яже в мире (1Ин. 2, 15). Изъясните же нам, Св. Апостолы, почему нужно распять плоть? Потому что сущии во плоти Богу угодити не могут (Рим. 8, 8). Почему не должно любить мир? Потому что кто любит мир, несть любви Отчей в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (Ин. 2, 16). Очевидно, плоть и мир вредят нам в деле спасения, тем более – человекоубийца диавол. Кто с ним в мире и согласии, тот погубит душу свою. Тем не менее должен погубить душу свою и тот, кто сражается со врагами спасения своего. Что это за душа? Это не та душа, которую Бог вдунул в лице человека, – ибо она есть образ Божий; но та, которую змий искуситель вдунул в человека, сказав ему: будите, яко Бози. Это наше себялюбие. Вот душа наших страстей и пороков! Трудно и тяжело погубить то, что составляет наше я, но погубить непременно надобно. Да отвержется себе.

Чтоб умертвить самолюбие, необходимо нужно познать все свое ничтожество пред Богом, и восчувствовать всю мерзость своих грехов и преступлений. Тогда вместо себялюбия проявится в нас Боголюбие; а оно-то и есть начало нашего спасения. Тогда возбудится в нас чувство смирения и уничижения; а оно-то и привлекает к нам благодать Божию. Тогда излиются горькие слезы раскаяния; а они – также благоприятная жертва Богу, как и кровь, которую мученики пролили за Христа.

Умерщвленное самолюбие есть то же, что погубленная душа. Ум и воля остаются в целости, – ибо суть черты ума и воли Божией, но не остаются те же помышления и чувствования. Ум при самолюбии кипит, а воля буйствует; а без него ум смиренномудрствует, а воля покорна воле Божией. Душа у самоотверженца Христова чиста и светла; помышления духовны, а чувствования небесны; любовь к Богу и ближнему – без лицемерия, добрые дела – без тщеславия. Весь он во Христе, а Христос в нем. Кто не назовет такого человека небожителем? Кто не пожелает быть сам таковым? Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю.

Образ погубления души для её спасения примечателен в самой природе. Все древа в свое время обнажаются, и все растения увядают, дабы после ожить с новою силою и принести сугубый плод. Даже многие из насекомых переменяют образ существования своего. Такой образ изменения в тварях не походит ли на наше самоотвержение, которое требует также изменения во уме и воле? Не на погубление ли души указывает А. Павел, говоря: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2Кор. 4, 16). Он собственным примером подтверждает необходимость погубления души для её спасения. Присно мы живии, говорит Он, в смерть предаемся, да живот Иисусов в нас явится (2Кор. 4, 11).

Нельзя, братия, получить спасения, не погубив страстей; нельзя погубить страстей, не умертвив их души – нашего самолюбия. Погубим же в себе душу плотскую, земную, змиину, и спасем в себе душу духовную, небесную, Божию. Аминь.

* * *

60

Произнесено марта 6, 1838 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Бидзин профессор Александр Павлович Лопухин

3. Sermons – Forgiveness Sunday Антоний, митрополит Су́рожский

4. Послания – Послание 268(456). Силенциарию Антиоху преподобный Феодор Студит

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодосий, Иеромонах митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Письма – 280. Быть может, лучше оставаться смиренною послушницей, нежели получить мантию с длинным хвостом преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

7. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

8. Библейская энциклопедия – Кристалл архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

10. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

Комментарии для сайта Cackle