святитель Кирилл Александрийский

Глава 10

Зах.10:1. Просите от Господа дождя во время, ранняго и поздняго.

Как пшеница на полях не может родиться без труда и виноградник не может давать много гроздов и вина; так и в нас невозможно духовное плодородие, если Бог не ниспошлет в нашу душу и сердце наподобие дождя откровение Своих словес и не окропит нас познанием ветхого и нового Писания, то есть познанием закона и Евангелия; ибо они-то и были дождями ранним и поздним. А что познание закона и духовное созерцание не было бесполезным, напротив руководит чрез образ и тени к таинству Христа, в этом удостоверит сам Спаситель, говорящий Иудейскому народу: «не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, на неже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали убо бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:45–46); а негде и о книжниках и фарисеях, как призываемых от законного детоводительства к евангельскому, сказал: «сего ради всяк книжник научився царствию небесному подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). Итак, прося у Бога законного и евангельского знания и являя себя достойными получения его, мы непременно получим его и наполним душу сокровищами, собирая древнее и новое и производя в душе весьма великое духовное плодородие.

Зах.10:1–2. Господь сотвори привидения, и дождь зимен даст им, комуждо злак на селе. Зане провещающии глаголаша труды, и вражбителие видения ложна, и сония лжива глаголаху, суетными утешаху: сего ради изсхоша, яко не имущии дождя, и озлоблени быша, яко овцы, понеже не бе исцеления.

Прочитанное место заключает в себе некоторую сокровенную мысль, которую, думаю, необходимо прежде вполне выяснить; потому что только в таком случае любознательные могут уразуметь цель речений пророка. Ему было слово о святых, которых он называл и святыми камнями и о которых говорил, что им по преимуществу приличествует пшеница, как мужественно подвизающимся, или юношам, и «вино благоуханно» ради того, что они суть девы, то есть святые и непорочные, ибо «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми», как говорит божественный Павел (Гал.5:24); повелел им просить дождя раннего и позднего. Потом, вставив напоминание о заблуждающихся, он в этих словах как бы указывает причину, почему они не имеют ни пшеницы, ни вина и не орошаются дождями духовными, так что поэтому они не имеют в поле растения. И эта речь ведется как бы о предметах чувственных; но в них заключается умозрение очень тонкое и содержится очень много высоких мыслей; ибо когда Бог, говорит, творил привидения, то есть молнии, и изливал на землю дождь зимний, который полезен, и каждому очевидно из находящихся в полях давал знак; тогда «провещающии», то есть лжецы и обманщики и говорящие от сердца своего прорицания вводили их в заблуждение. Сии «глаголаша труды», то есть не то, что верующим им доставляет успокоение, но то, чрез что оскорбляющие и презирающие Бога неизбежно подвергаются страданиям. Лжепророки говорили и ложные сны, очевидно возвещали им приятное и увеселяли их благими надеждами, но ничего истинного не говорили, а вводили в обман и заблуждение и нисколько не указывали им на Подателя и Раздаятеля духовных благ, напротив убеждали просить благоденствия у лжеименных богов. Посему, говорит, «изсхоша яко не имущии дождя и озлоблени быша, яко овцы»; не бе злака, «не бе исцеления»; ибо среди них не было «обязывающаго сокрушеннаго», восстановляющего изверженного и утешающего озлобленного (Иез.34:4). Итак, нужно внимать не говорящим суетное, не лжецам и льстецам народной толпе и не сновидцам; но напротив – Богу, осиявающему наш ум светом истинного богопознания и изливающему духовные дожди, то есть утешения, посылаемые чрез Святого Духа, и возращающему злак в поле, то есть опять подающему нам безошибочное знание боговдохновенного Писания как бы самое роскошное пастбище. Но «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:13).Однако если он примет в свою душу познание словес божественных и будет вкушать духовную пищу, тогда он, отложив леность и руководясь в своей жизни благоразумными помыслами и возвышаясь до подобающего человеку настроения духа, опять будет в чести.

Зах.10:3. На пастырей прогневася ярость моя и на агнцы посещу.

Здесь пастырями называет, как я думаю, лжепророков и лжепрорицателей и наставников заблуждения, бывших погибелью и сетью для тех, которые, уклонившись от истинного понятия о Боге, подобающую Ему честь и служение воздавали твари и поклонялись делам рук своих, как написано (Пс.113:12).

Не противно истине – к лжепророкам присоединить и некоторых из великих людей еллинских, которые, считаясь весьма мудрыми, вводили своим красноречием в заблуждение увлекавшихся ими людей и как недобрые некие пастыри питали их терниями и многими неразумными и пустыми мыслями; ибо есть ли у них что-нибудь такое, что содействует к познанию истины? Да постигнет гнев божественный таковых, и вполне справедливо! ибо они не только погубили свои собственные души, но кроме того ввели в заблуждение и души других, как бы позлащая ложь, как я сказал, блеском своих речей и пользуясь даром слова для обмана. Посещает же агнцев, очевидно, по жалости к ним и обращая их от заблуждения к познанию истины и с путей заблуждения приводя их на путь правый. Как притеснявших их следовало подвергнуть подобающему наказанию за их неправды; так, с другой стороны, человеколюбивый суд над пострадавшими (от них) отнюдь не мог бы лишить их свойственного Богу милосердия и праведного приговора. Ведь, надлежало, непременно надлежало спасти обиженных, потому что Бог не памятозлобив и избавляет от наказания тех, которые подверглись владычеству их, может быть, и непроизвольно.

Зах.10:3–5. И посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна своего в брани. И от141 него призре, и от него учини142 лук в дусе ярости: и от него изыдет всяк изгоняяй в том. И будут яко ратницы попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, зане143 Господь с ними.

Ясно показывает, каким образом наведет на пастырей гнев свой, посетит и спасет агнцев. Избрав из Иудеев учителей вселенной, святых апостолов и евангелистов, чрез них Он победил еллинских мудрецов, агнцев же избавил от их наглых речей и, освободив их от сетей заблуждения, привел их к истинному и неукоризненному богопознанию. Итак, «посетит, говорит, стадо свое, дом Иудин» и сделает из него как бы прекрасного и весьма воинственного коня, на котором духовно как бы восседая, овладеет, как я сказал, овладеет языком Еллинов и обличит неблагообразие и бесполезность свойственной им мудрости. А что рассеявшиеся среди Еллинов божественные ученики сделались как бы некими конями, как бы издающими ржание против их пустословия и против ненавистной Богу лжи, кто может усомниться в этом, когда Христос говорит о блаженном Павле Анании: «иди, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми» (Деян.9:15). И Аввакум негде сказал как бы к Господу нашему Иисусу Христу: «яко всядеши на кони твоя, и конница твоя спасение» (Авв.3:8). Итак, говорит, «учинит и аки коня благолепна в брани, и от него призре». Как бы так говорит: как Бог, Он усмотрел способных к служению евангельской проповеди, произвел выбор из потомков Иуды и из них поставил на служение это; определил им быть исполнителями Своей воли, помощниками и служителями и как бы посредниками исходящей от Него благодати. И еще говорит, что «от него», то есть Иуды в ярости натянутый лук против врагов. Из него же опять «изыдет и изгоняяй в том»; изгоняющим же, как думаю, называет производящего опустошение и пленение.

Так поступили божественные ученики, похищая сынов еллинских и приводя их к великому царю, говорю, Христу, дабы они были в подчинении у Него и имели одинаковые с Ним настроения после того, как они наконец с трудом свергли с себя ярмо диавольского владычества. Таким образом, божественные ученики явились победителями и мудрецов еллинских, так что, казалось уже, они как бы попирают грязь, разбросанную на распутиях; ибо был с ними Господь, «творящий велия и не изследимая, славная же и изрядная, имже несть числа» (Иов.5:9). И Христос негде возгласил к уверовавшим в Него: «се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Надобно заметить, что мы говорим это, указывая на духовный смысл изъясняемых слов.

Но Иудеи не хотят понимать их так, напротив принимают их в историческом смысле и говорят, что после времени плена против них воевал Антиох, по прозванию Епифан, собравший весьма большое количество воинов из Еллинской страны и возгордившийся вспомогательными войсками других народов. Но, как они сами говорят о сем, Израиль победил и приобрел себе славу от его жестокости; ибо тогда-то и случилось, что Маккавеи, явившись мучениками, облеклись венцом славы (Мак.6:7). В подтверждение же своего мнения они приводят то, о чем нами недавно и немного прежде было сказано, а именно: «занеже напрягох тя себе чудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника: и будет Господь на них, и изыдет яко молния стрела его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения своего. Господь Вседержитель защитит их» (Зах.9:13–14).

Зах.10:5–6. И постыдятся всадницы коннии. И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я, понеже возлюбих я.

Соглашающиеся с иудейскими объяснениями говорят опять, что когда началась битва против Еллинов, всадники их погибли, а потомки Израиля одержали победу, так что они жили в стране иудейской, свободные от всякого страха, и никто уже не был переселяем, и никто не делался пленником. Мы же, желая дать изъяснение мыслей, соответствующее и родственное прежде сказанному, всадниками конными постыжденными называем не иного кого, как защитников еллинских учений и привыкших бороться за богоненавистное заблуждение. Когда они были низвергнуты, Иуда одержал победу и спасен был дом Иосифов. Этими словами указывается потомство и племя Израильское, или множество оправданных во Христе, носящие Иудея в уме и сердце, принявшие обрезание духовное и имеющие ум, созерцающий Бога; ибо так толкуется Израиль. поелику же они были возлюблены Богом, то они и были вселены, то есть, стали иметь непоколебимую привязанность ко всему прекрасному; ибо написано, что Господь «вселяет единонравные в дом» (Пс.112:9). И божественный Исаия негде сказал о проводящем превосходную жизнь: «ходяй в правде, ненавидяй беззакония и неправды, и руце отрясаяй от даров: отягчаваяй уши, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкаго» (Ис.33:15–16). Не будет противно истине сказать, что домом, данным от Бога святым, служит церковь или вышние обители, и блаженный Давид считает это достойным всякого удивления, так говоря к Спасителю всех Богу: «блажени живущии в дому твоем, во веки веков восхвалят тя» (Пс.83:5).

Зах.10:6–7. И будут аки бы144 не отвратих их: зане аз Господь Бог их, и услышу145 я, и будут яко ратницы Ефремовы.

Когда посрамлены были мудрецы еллинские, которые названы и всадниками, дает обетование, что укрепит и помилованных вселит, присовокупляя: «понеже возлюбих я». И какую они получат выгоду от того, что были возлюблены Богом, объясняет опять, говоря: и «будут аки бы не отвратих их»; ибо Я не презрел их со всем, но призрел на них, когда они подверглись бедствию; «зане аз Господь Бог их», то есть Я сделаю приятными моления их «и будут яко ратницы Ефремовы». Он как бы так говорит опять: те, которые некогда вследствие немощи ума и души были как бы расслабленными и лежащими, достигнут такой духовной крепости, что окажутся как бы равными прославившимся Ефремлянам, то есть апостолам и евангелистам из Иудеев; потому что они сделались духовными ратниками, одолевающими врагов и повергающими противников и побеждающими начала и власти и господства и духов злобы (Еф.6:12) и без труда осиливающими противников священной проповеди. И из множества язычников призванные чрез веру к познанию Христа сделались мужами святыми и исполненными духа и как бы ратниками Ефремовыми; ибо и они сделались ратниками; усвоив образ жизни апостолов и подражая их добродетели, и они мужественно подвизались против врагов истины и страстей и греха.

Зах.10:7. И возрадуется сердце их аки в вине146: и чада их увидят и возвеселятся, и возрадуется сердце их о Господе.

Ум испивших вина всегда как бы утрачивает стройность и пренебрегает заботами, ибо ничего, причиняющего скорбь, не допускает к себе, но как бы освобождается от него и господствует над всяким попечением. Итак, говорит, если они станут «яко ратницы Ефремовы», то они почувствуют в себе самих радость и как блестящие и славные возрадуются от упования будущих благ и будут иметь подражателей их превосходного образа жизни, от них рожденных сыновей, очевидно духовных. Таков был и божественный Павел, писавший призванным чрез него и говоривший: «аще и многа пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе, благовествованием аз вы родих» (1Кор.4:15). Итак, имеющие произойти от них «чада увидят и возвеселятся»; ибо родившись чрез созерцание дел Христовых и постигнув силу таинства и просветившись обильными дарами Духа, они будут жить счастливо и восприимут веселие о самом спасителе Христе и соделают Его радостью и восторгом и ликованием сердца и души. И это будет служить ясным свидетельством того, что они решились вести жизнь приятную Богу; ибо имеющие свою душу расположенною к занятиям мирскими делами, и наклонные к постыдному радуются о себе самих и себя делают предметом веселия, увеселяются плотскими удовольствиями, и, привыкнув предаваться другим наслаждениям настоящей жизни, совершенно пренебрегают божественным; те же, которые от всего сердца ищут Его и предаются созерцанию Его и устремляют к Нему умственный взор свой, таковые только в Нем одном находят удовольствие.

Зах.10:8–9. Возвещу147 им, и прииму я, зане искуплю их, и умножатся, якоже бяху мнози, и всею я в людех, и дальнии помянут мя, и воспитают чада своя и обратятся.

Опять припоминает о любви к Иудеям и обещает собрать их из рассеяния и из всех стран свести в Иудею, так что никто уже не будет в изгнании. А потом указывает, каким образом совершится это собрание. Говорят, что пчеловоды делают какие-то знаки, или свистя, или делая нечто другое, обыкновенно таким образом собирают рои пчел, оставивших ульи. Нечто подобное сказано и устами Исаии: «и будет в той день позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей» (Ис.7:18). Другие же говорят, что если во время войны случится, что воины рассеются или преследуя других, или сами подвергаясь преследованию; то военачальниками на возвышенном месте ставится какой-либо знак, глядя на который они и собираются и возвращаются в одно место. На нечто подобное указывает и сказанное у пророка Исаии: «и будет аки щогла на горе, и яко знамя носяй на холме» (Ис.30:17). Итак, подобие берет из того, что обыкновенно бывает. «Возвещу, говорит им, и прииму я»; ибо для нас воздвигнуто знамение великое и славное – крест Спасителя, чрез который мы сделались приятными Богу и Отцу и искуплены и уверовавши возросли в неисчислимое множество. поелику же он присовокупил: «и всею я в людех и дальнии от них приидут и помянут мя»; то мы скажем опять следующее, не удаляясь от цели пророчества, (ибо это имеет большую вероятность). Божественные ученики и проповедники святого Евангелия как бы посеяны были среди многих народов и во всякой стране и городе и бывшие весьма далеко от Бога вследствие произведшего разделение греха и заблуждения вспомнили о Нем и восприняли в душу свою Спасителя и Творца всяческих, хотя некогда воздавали поклонение твари и лишены были общения с Богом. Посему божественный Павел о призванных чрез него к познанию Христа сказал, говоря: «ныне вы бывшии иногда далече близ бысте» (Еф.2:13). Итак вспомнив о Боге придут. На нечто подобное намекает и блаженный пророк Иеремия, говоря Израилю: «иже издалече помяните Господа, и Иерусалим да взыдет на сердце ваше» (Иер.51:50). Когда же они вспомнят о Том, Кто по природе Бог, тогда-то и достигнут такой духовной крепости, что соделаются отцами чад и воспитают собственных чад словами благочестия и будут величаться этим самым. И божественный Павел негде пишет своим воспитанникам и достигшим «в мужа совершенна и пришедшим в меру возраста Христова» (Еф.4:13), говоря им, то: «радосте и венец мой» (Флп.4:1), то: свидетельствуюсь «нашею148 похвалою, юже имам о Христе Иисусе» (1Кор.15:31); ибо «венец старых чада чад, похвали же чадом отцы их», по написанному (Притч.17:6).

Зах.10:10. И возвращу я от земли Египетския, и от Ассириан прииму я, и в Галаадит и в Ливан введу я, и не имать остати от них ни един.

Когда Навуходоносор покорил своей власти Иудею и сожжен был божественный храм и самый Иерусалим, тогда подвергся бедствию и весь Израиль; ибо одни из них пленными были отведены к Ассириянам и Мидянам, другие, избегшие их жестокости и нашедшие возможность убежать, боясь и трепеща подвергнуться таким же бедствиям, по собственной воле ушли к Египтянам и у них подверглись невольному и насильственно наложенному на них игу рабства. Итак, когда Он обещал собрать их отовсюду, то упомянул и о местах, в которые они были отведены: одни, как я сказал, сделались пленниками, другие невыносимым страхом доведены до неожиданной для них участи.

Поелику же людям, преданным Богу и духовным, следует прибегать к духовному толкованию, то мы говорим, что Он обещает избавить их из страны или из руки невидимых врагов и освободить от всякого страха, и находившихся в плену и подчиненных другим как бы преобразовать в свободных. Или же и другим образом, говорит, будут освобождены от тьмы и смешения; ибо Египет толкуется тьма, а Вавилон смешение. Очень часто Писание не различает Ассириян и Вавилонян, считая их за один народ ради того, что они находились под одною властью и составляли одно царство. Итак, избавленных из руки притеснителей обещает ввести в Галаадит (это была часть страны Иудейской весьма изобильная и плодоносная) и в Ливан (а это была изобильная лесом и большая гора, лежавшая на границах земли Иудейской и Финикийской). Тем и другим указывается, думаю, на следующее. Освободив нас как бы из Египта и Ассирии, от жестокого владычества пленивших нас (а это лукавые и нечестивые демоны), Господь наш Иисус Христос ввел нас как бы в землю богатую лесом и плодоносную – в Церковь, в которой мног плод весьма славных людей, неисчислимы главы святых, высоко вознесшиеся добродетелью и возросшие наподобие кедра; о них весьма справедливо словами Давида можно сказать к Богу всяческих: «кедри ливанстии, ихже еси насидил» (Пс.103:16); ибо и божественный Павел оправданных верою ясно называл Божией нивою (1Кор.3:9).

Зах.10:11–12. И пройдут морем узким, и поразят в мори волны, и изсякнут вся глубины речныя и отъимется всяко досаждение Ассирийско, и скиптр Египетск отъимется. И укреплю я о Господе Бозе их, и о имени Его восхвалятся, глаголет Господь.

Здесь как бы по подобию того, что даровано древним, дается обетование помощи уверовавшим во Христа. Как Израиль перешел через Чермное море, одолев волны в нем (ибо воды стояли как стена, потому что Бог совершил это чудо), и как они, пешие, перешли чрез Иордан; так, говорит, призванные чрез Моисея к подножию Христа и тайноводством святых апостолов спасенные перейдут как бы чрез некоторое море, воздымающее свирепые волны настоящей жизни, и избавившись мирского смятения будут беспрепятственно служить действительному Богу, и пройдут чрез искушения, как бы чрез некие волнующиеся реки, так что радуясь этому самому, говорят: «аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны: убо вода потопила бы нас, поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную» (Пс.123:2–5). Потом: как Израиль, говорит, бывший в плену и отведенный к Ассириянам и Мидянам, избежал гордости или жестокости тех, которые всегда любили и приобрели привычку воевать против них; так точно, говорит, и избавленные Христом будут побеждать врагов, очевидно, видимых и невидимых, которые как бы насильственно подчиняли их нежеланному рабству и как пленников держали их в узах вследствие собственного их неразумия. Но и сих они победят и избегнут надменности и владычества тех, потому что укрепляет их Бог, о котором они «и восхвалятся»; ибо мы хвалимся о Христе и Его соделали крепостию своею: о Нем мы дерзаем и на Него возлагаем упование в продолжении всей жизни своей, ибо «не ходатай, не ангел, но Сам Господь спасе» нас (Ис.63:9), и, как говорит блаженный песнопевец: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» (Пс.45:2).

* * *

141

εξ αυτου, как Алекс. и др., но Ват: απ αυτου, Слав.: от него.

142

Так одни, Слав. приб.: от него, Ват. и др.

143

διοτι, как одни, но Слав: яко – οτι, как др.

144

Греч. ον τροπον.

145

Греч. επακουσομαι.

146

ως ἐν ὀινω – Ват. Син. Ал. др. мн., но нек. Слав.: ἀπὸ οινου – от вина.

147

Греч.: σημανῶ – покажу.

148

Так Ал. код. и мног. мин. также Ориген; но славян. и русск.: вашею, как Син. Ват. большинство древних, также Злат., Амвр. Мед. и др. мн.



Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Захарии – Глава 6 святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Захарию – Глава 10 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXVI святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на книгу Святого пророка Софонии – Глава 3 епископ Палладий (Пьянков)

5. Книга пророка Иеремии – Глава 45 преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на пророка Захарию блаженный Иероним Стридонский

7. Книга пророка Иеремии – Глава 40 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила профессор Фёдор Герасимович Елеонский

9. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава IV митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные – Изречения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого и иных отцов и учителей Церкви о чтении и разумении Священного Писания профессор Аким Алексеевич Олесницкий

Комментарии для сайта Cackle