Трактат «Увещевание к язычникам» (12 глав) – это первая часть «Большой трилогии» Климента Александрийского, в которой язычники призываются к истинной вере и разъясняется причина превосходства христианства над язычеством. Сочинение написано около 195 г. и его задача – обнаружить перед язычниками всю несостоятельность их религиозных верований и убедить их к принятию христианской веры. Основная мысль произведения состоит в том, что божественное слово превосходнее эллинской философии, поэзии и музыки и произвело истинную культуру, тогда как языческая религия неразумна и безнравственна.
Главы 1–7 посвящены критике язычества. Климент подвергает критике оракулы, мистерии, мифологию, жертвы, религиозные доктрины философов и поэтов. В философии, по его учению, только часть истины, полная же истина открыта пророками, через которых говорил Святой Дух.
Главы 8–12 посвящены призыву ко Христу. После явления на землю Самого Логоса нигде не надо искать истины, только у Него, так как Он – Слово Истины. Климент на основании Священного Писания изображает благость и милосердие Божие как мотив к обращению, приводит свидетельства языческих писателей в пользу монотеизма, увещает слушать Христа, бегать от языческой жизни и жить в почитании Бога и общении с Ним.
В своем сочинении Климент Александрийский кратко затрагивает многие важные вопросы христианского богословия: в нем развивается учение о Боге как Творце всего и Промыслителе; затрагиваются вопросы триадологии и христологии, в том числе излагается учение о Логосе, Сыне и Слове Бога, подчеркивается Его связь с Отцом и утверждается Его божество; предлагаются элементы учения о творении, антропологии и сотериологии.
Глава восьмая
Истина в писаниях пророков
§ LXXVII. Обращение к Сивилле
Теперь, после того как мы по порядку рассмотрели все остальное, пришло время обратиться к пророческим писаниям. Ведь предсказания, открыто побуждая нас к богопочитанию, утверждают истину. Божественные же Писания и мудрые государственные установления являются кратчайшими путями, ведущими к спасению, будучи безыскусными, лишенными словесных изысков и потоков красноречия, чуждыми лести, поднимают удушаемого пороком человека. Презирая переменчивость жизни, поддерживая многое одним и тем же словом, они отвращают нас от гибельного заблуждения и явно склоняют к верному спасению. Итак, пусть первой споет спасительную песнь пророчица Сивилла:
Он неподвижным, Он ясным для всех пребывает: придите,
Люди, к Нему и оставьте тьму ночи и мрак беспросветный.
Вот солнца сладостный свет льется с неба и все озаряет.
К мудрости вы, в вашем сердце ее утвердив, приобщитесь!
Бог есть один, посылающий дождь, ветер, землетрясение,
Молнии, голод, страданье, чуму, неизбывное горе,
Снег, лед, – да есть ли нужда говорить обо всем по порядку?
Небом Он правит, владеет землей; Он – воистину Сущий.
По вдохновенью уподобляя заблуждение мраку, а познание – солнцу и Божьему свету, она учит, сопоставляя то и другое, выбору: ведь ложь рассеивается не простым сравнением с истиной, но изгоняется, подавленная использованием истины.
§ LXXVIII. Обращение к Иеремии и Исаии
Велемудрый пророк Иеремия, вернее – Святой Дух, действующий в Иеремии, показывает Бога: «Я есть Бог близкий, – говорит, – «а не Бог далекий; если человек сделает что-либо втайне, разве Я не увижу его? Разве Я не наполняю небо и землю?» (Иер.23:23–24) – говорит Господь. И опять, уже через Исаию: «Кто измерит небо пядями и всю землю – горстями?» (Ис.40:12). Воззри на величие Божие и приди в изумление. Поклонимся Тому, о Ком говорит пророк: «От лица Твоего растают горы, как от лица огня плавится воск» (Пс.96:5). Тот, утверждает пророк, является Богом, чей престол – небо, а подножие – земля, если Он отворит небо, тебя охватит трепет. Хочешь услышать, что говорит сей пророк об идолах и о тех, кто им служит? «Будут выставлены на посмеяние перед солнцем, и будут трупы их пищей птицам небесным и зверям полевым. И будут гнить под солнцем и под луною, которых они возлюбили и которым служили. И будет сожжен город их». Предсказывает, что погибнут и стихии, и вся вселенная вместе с ними: земля обветшает, и небо прейдет, слово же Господа пребывает в веках.
§ LXXIX. Обращение к Моисею и другим пророкам
А что откроет Бог, когда Ему будет благоугодно снова показать Себя через Моисея? «Смотрите, смотрите: это Я, и нет бога, кроме Меня. Я убью и оживотворю, поражу и исцелю, и нет того, кто избавит от рук Моих» (Втор.32:39). Хочешь послушать и другого пророка? Имеешь весь сонм пророков – сотоварищей Моисея. Что возвещает им Святой Дух через Осию? Не замедлю сказать. «Вот, Я усиливаю гром и творю ветер». Руки Его основали воинство небесное. И еще через Исаию (и его слова напомню тебе): «Я есть, Я есть Господь, изрекающий справедливость и провозглашающий истину. Соберитесь и придите, держите совет между собою, уцелевшие из народов! Не познали истину те, кто воздвигает столбы в качестве своих идолов и молит богов, которые не спасут» (Ис.45:19–20). Затем: «Я – Бог, и нет, кроме Меня, справедливого и нет спасителя, кроме Меня. Обратитесь ко Мне и спасется все от края земли. Я есть Бог и нет другого, Мною клянусь». На идолослужителей же гневается, говоря: «Кому вы уподобили Господа? или какое подобие нашли Ему? Не сделал ли плотник заготовку, а золотых дел мастер, расплавив золото, не покрыл ли им изваяние?» (Ис.40:18–19). И так далее. Неужели вы все еще остаетесь идолослужителями? Устрашитесь угроз, по крайней мере, сейчас: ибо возопят резные, рукотворные изображения, но еще больше те, кто полагается на них, ведь материя бесчувственна. Еще говорит: «Господь потрясет населенные города и схватит рукою весь мир, как гнездо».
§ LXXX. Обращение к Притчам Соломона и другим ветхозаветным текстам
Зачем возвещать тебе таинственные речения мудрости, записанные просветленным ею еврейским пророком? «Господь сотворил Меня началом путей Своих и для дел Своих» (Притч.8:22), Господь дает мудрость, и от лица Его – познание и разумение. «Доколе, медлительный, ты будешь лежать, когда пробудишься от сна?» Если будешь деятельным, придет к тебе, словно источник, жатва твоя, отеческое слово, благой светильник, Господь, дающий свет, веру и спасение всем. Ибо «Господь, сотворивший землю в силе Своей, – как говорит Иеремия, – в мудрости Своей основал вселенную». Ведь нас, впавших в идолопоклонство, мудрость, т.е. Слово Божие, поднимает к истине. И она же является первым преодолением заблуждения. Поэтому боговдохновенный Моисей, отвращая от всякого идолослужения, прекрасно воскликнул: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой, Господь один есть» и «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор.6:4, 13). А теперь, о люди, проникнитесь словами блаженного псалмопевца Давида: «Примите учение, чтобы Господь никогда не гневался на вас, и чтобы вы не погибли, сойдя с пути праведного, когда возгорится вскоре гнев Его. Блаженны все, уповающие на Него».
§ LXXXI. О суетности и лжи язычников
Жалея, Господь дарует нам спасительную песню, словно походный марш: «Сыны человеческие, доколе вы будете жестокосердными? Почему вы любите суетность и ищете ложь?» В чем заключается эта суетность и эта ложь? Святой апостол Господа, обвиняя эллинов, ответит тебе: в том, что, «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но стали суетными в своих рассуждениях и... изменили славу Божию в образ, подобный тленному человеку, ...и стали служить твари вместо Творца» (Рим.1:21, 23, 25). Действительно, речь идет о Боге, Который «сотворил в начале небо и землю» (Быт.1:1); ты же Бога не знаешь, а небу поклоняешься, – разве ты не богохульствуешь? Вновь послушай пророка, говорящего: «Солнце потухнет, и небо померкнет, Вседержитель же будет светить в веках. И силы небесные поколеблются, и небеса будут свиты, как кожа, растянутые и стянутые» (таковы слова пророка), «и земля убежит от лица Господа».