Источник

К Коринфянам второе послание Апостола Павла

Писано, вероятно, в бытность Апостола из Македонии, в третьем его путешествии около 55 г. по Р. Х.

В краткий период времени между двумя известными посланиями к Коринфянам, Апостол по-видимому посетил Коринф вторично (2Кор.12–14; 13–1). Вернувшись в Ефес, Апостол писал еще послание в Коринф, не дошедшее до нас. Но вскоре смута, возбужденная в народе ремесленником Димитрием, понудила Апостола бежать из Ефеса (Деян.19; 2Кор.1–8). Он направился в Троаду, думая найти там Тита, ожидаемого из Коринфа; но ожидал его напрасно (2Кор.2–13) и не дождавшись пошел в Македонию. Здесь он встретил наконец Тита (2Кор.7–6), который обрадовал его вестью о любви к нему народа в Коринфе. Однако вместе с тем узнал он, что есть люди, которые, возмущаясь против него, преследуют его клеветой и наговорами. Все это побудило Апостола написать второе послание, в коем, благодаря свою паству за любовь и преданность, он защищает личный характер свой и власть апостольского служения от коварных нападок и наговоров.

Глава 1

Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат – церкви Божией сущей в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии.

Благодатное утешение в скорби и страданиях

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения.

От Него утешение нам во всякой скорби, да возможем и мы сущих во всякой скорби утешить утешением, егоже нам самим посылает Бог.

Ибо, как прибывает доля страданий Христовых в нас, так прибывает силою Христовой и утешение наше.

Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения: и будет его совершение в вас, когда в терпении испытаете те же страдания, какия и мы терпим.

И надежда наша о вас крепкая неподвижно. И утешаемся мы для вашего утешения и спасения, зная, что, как и в страданиях общение ваше с нами, так и в утешении.

Не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии: были мы в великой тяготе, свыше силы нашей, так что не надеялись остаться и в живых.

И сами в себе ощущали уже верную смерть, так что уже не оставалось никакой надежды на себя, но только на Бога, восставляющего от смерти.

И Бог избавил нас от такой близкой смерти, и избавляет, – и на Него же надеемся, что и впредь еще избавит, когда содействует и ваша за нас молитва.

И тогда от многих вознесется благодарение за благодать, многими молитвами низведенную на вас.

В том наша слава, по свидетельству совести нашей, что мы в простоте и в искренности Духа Божия жили в мире, особливо же у вас, и не по плотской мудрости, но по благодати Божией.

И когда пишем вам, не иное что пишем, а то же, что вы читаете или разумеете.

И надеюсь, что вы до конца уразумеете, как уже отчасти уразумели об нас, что мы будем вам славою, как вы нам славою будете в день Господа нашего Иисуса Христа.

Почему умедлил Апостол идти к Коринфянам

И в этой уверенности хотел я прежде всего идти к вам, чтобы вторично принесть вам радость, и через вас пройти в Македонию,

а из Македонии опять придти к вам, а вы проводили бы меня в Иудею.

Когда таково было мое намерение, в чем же тут легкомыслие? Или, думаете вы, когда я что задумал делать, только по плотскому побуждению задумал, и у меня то: ей-ей, то: ни-ни?

Нет, верен Бог, что слово наше к вам не было такое – то ей-ей, то ни-ни.

Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, таков не был: ей-ей и ни-ни, но в Нем Самом было: ей неизменное.

Все обетования Божии в Нем ей, и в Нем аминь, глаголем, во славу Божию.

Утверждает же нас с вами во Христе Бог – и помазал нас

и запечатлел нас и дал обручение Духа в сердца наши.

Бога призываю в свидетели на душу мою, что, щадя вас, не приходил еще я в Коринф.

Не потому, будто хотели бы мы иметь власть над верою вашею: нет, мы хотим помогать радости вашей в вере же стоите вы твердо.

Глава 2

Но я рассудил в себе не приходить к вам опять с огорчением.

Если я приношу вам скорбь, то кто и меня обрадует, разве кто огорчен мною?

Об этом самом и писал я вам: опасно было, если приду, чтоб не иметь огорчения от тех, о ком должно бы мне радоваться; а о всех вас я был уверен, что моя радость – радость и для всех вас.

От великой скорби и от стесненного сердца писал я вам со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, но, чтобы познали вы, как превозмогает любовь моя к вам.

Если же кто меня опечалил, то не меня одного, но отчасти (чтобы не сказать много) и всех вас.

И довольно такому человеку наказания от многих,

так что лучшее уже вам наоборот простить его и утешить, чтоб не был он удручен чрезмерною печалью,

и потому молю вас оказать ему любовь.

И писал я вам для того, чтоб узнать на опыте, будете ли вы во всем послушны.

Кому вы в чем отпущаете, тому и я отпущаю: и я, если кому что простил, ради вас простил от лица Христова,

чтобы не обошел нас на зло сатана, ибо не безызвестны вам его умыслы.

Когда я пришел в Троаду проповедовать Евангелие о Христе, отверста была мне дверь благовестия о Господе,

но не было покоя духу моему, так как не нашел я там Тита брата моего; и так, простившись с ними, пошел в Македонию.

Но – благодарение Богу! Он всегда дает нам победу о Христе, и во всяком месте проносит чрез нас сладостный дух познания Божия.

Ибо мы Христово благоухание, к Богу восходящее и в спасаемых, и в погибающих:

для одних – дух смертоносный на смерть, а для других – дух жизни на жизнь. И кто бы к сему был способен!

Не подобимся мы многим, нечисто проповедующим слово Божие, но со всею искренностью, как от Бога (призванные), пред Богом вещаем, во Христе.

Глава 3. Слава Закона и слава Евангелия

Неужели нам снова знакомиться, предупреждая вас о себе? Неужели нужны для нас, как для иных нужны, известительные письма к вам или от вас?

Вы – наше послание, написанное в сердцах наших, знаемое и читаемое всеми человеками.

И всем явно, что вы – послание Христово, чрез служение наше написанное – не чернилом, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Таковую уверенность имеем мы в Боге, от Христа.

Но то, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, будто своею силою, но способность наша от Бога.

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не по букве, но по духу; ибо буква убивает, а дух животворит.

Если же смерть носящее служение букве, начертанное на камнях, было так славно, что не могли сыны Израилевы взирать на лице Моисеево, ради славы лица его преходящей, –

то не много ли бо́льшая слава будет служению духа?

Если служение осуждения в славе, то тем больше сияет славою служение оправдания.

То, прежде прославленное в части своей, утратило славу, когда явилась превосходящая слава:

если преходящее славно было, тем более славно пребывающее.

Имея такое упование, действуем мы с великим дерзновением:

не так, как Моисей, когда полагал покрывало на лице свое, чтобы не могли взирать сыны Израилевы на конец (на истощение) преходящего.

Но – ослеплены помышления их, и доныне то же покрывало лежит неснятое при чтении Ветхого Завета: снимает его Христос.

Доныне, когда читается Моисей, лежит у них на сердцах покрывало;

но, когда обратятся ко Господу, снимается покрывало (Исх.34).

Дух есть Господь, а где Дух Господень, там свобода.

Мы же все, открытым лицем, как в зеркале взирая на славу Господню, в тот же образ (Его) преобразуемся от славы в славу, как от Духа Господня (силою Духа Господня).

Глава 4

Итак, взысканы милостью Божией на такое служение, не унываем;

но, отвергнув тайну срамных дел, чужды всякого лукавства, и не искажая лестью слова Божии. являем людям истину, и в том представляемся совести всякого человека пред Богом.

Если же и покровено завесою благовествование наше, то покровено для погибающих, для неверующих,

у коих бог века сего ослепил разум, чтоб не воссиял им свет благовествования о славе Христа, Иже есть образ Бога невидимого.

Не сами же себя мы проповедуем, но Христа Иисуса Господа, сами же мы – рабы ваши Иисуса ради.

Сам Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, воссиял в сердцах наших, чтобы сподобились мы во свете явить познание славы Божией в лице Иисуса Христа.

Человеческая немощь и сила в ней Христова

Но сокровище сие носим мы в скудельных (глиняных) сосудах, дабы превосходящая сила не наша видима была, но Божия.

Отовсюду мы терпим притеснение, но не озлоблены; пребываем в смущении, но не отчаиваемся;

гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

Всегда носим в теле своем смертность Господа Иисуса, да явится и жизнь Иисусова в смертной плоти нашей.

И мы живые непрестанно предаемся на смерть Иисуса ради, да явится и жизнь Иисуса в смертной плоти нашей,

так что смерть действует в нас, а жизнь в вас действует.

Но в том же духе веры, как писано: «веровах, темже возглаголах» (Пс.115), и мы веруем и от того говорим, зная,

что Воскресивший Господа Иисуса и нас со Иисусом воскресит и поставит пред Собою с вами.

Ибо все сие для вас, чтобы благодать, умножаясь в людях, многие еще сердца преисполняла благодарностью во славу Божию.

Посему не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется;

и легкое бремя временного страдания нашего уготовляет нам в безмерном преизбытке достояние вечной славы.

Мы же не на видимое взираем, но на невидимое; ибо видимое временно, невидимое же вечно.

Глава 5

Ведомо же нам, что, когда земная наша храмина тела разорится, мы имеем создание Божие, храмину нерукотворенную, вечную на небесах.

О сем и воздыхаем, желая облечься в жилище наше небесное,

только бы нам и облеченным не оказаться нагими.

Ибо, оставаясь в теле сем, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься (в небесное тело) так, чтобы смертное поглощено было жизнью.

На сие самое (на такое преобразование) и создал (уготовил) нас Бог, на то и дал нам обручение Духа.

Итак мы всегда в уверенности: знаем, что, живя в теле, мы странствуем от Господа,

ибо верою ходим, а не видением;

посему имеем дерзновение и желаем лучше оставить тело свое и водвориться к Господу,

и к тому стремимся, чтоб и входя и отходя быть угодны Ему.

Ибо все мы должны явиться (как есть) на судище Христовом со всем, что сделал каждый в теле своем и доброго и злого, дабы каждый приял себе достойное.

Во Христе сила апостольского служения

Итак, зная страх Господень, мы наставляем людей, Богу же открыты сердца наши; надеюсь, что открыты и совести вашей.

Не снова себя похваляем перед вами, но даем вам повод хвалиться нами, чтобы могли вы дать ответ тем, кои хвалятся лицом (внешним видом), а не сердцем.

Если мы выходим из себя, то Бога ради; если же в тихом разуме, то ради вас.

Ибо любовь Божия объемлет нас, когда рассуждаем так: если один умер за всех, то все умерли.

Христос же за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Посему, отныне мы ни о ком не хотим разуметь по плоти (по плотскому суждению); если же прежде и Христа разумели по плоти, то ныне уже так не разумеем.

Ныне, кто во Христе, тот новая тварь; древнее, что было, миновало: все стало новое.

Все же от Бога (дело Божие): Бог в Иисусе Христе примирил нас с Собою и дал нам служение примирения;

ибо Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и положил на нас слово примирения.

Итак – мы посланники именем Христовым, и как бы Сам Бог взывает чрез нас. Именем Христовым молим вас: примиритеся с Богом.

Не ведавшего греха сотворил Он грехом за нас, да будем мы в Нем оправданы пред Богом.

Глава 6

Мы же, как споспешники (Божии), молим вас, чтоб не напрасна была в вас приятая вами благодать Божия.

Сказано: «во время благоприятное услышал Я тебя и в день спасения помог тебе» (Ис.49). Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения.

Никому ни в чем мы не полагаем претыкания, да будет беспорочно служение наше;

но во всем себя являем как служители Божии, во многом терпении, в скорбях, в бедах,

в теснотах, в ранах, в темницах, среди мятежной толпы, в трудах, в бдениях,

в пощениях; в чистоте, в разуме, в долготерпении, в благости, в святости Духа, в любви нелицемерной,

в слове истины, в силе Божией;

нося оружие правды и десною и шуйцею, в чести и в бесчестии, в поношении и благохвалении, слывем за обманщиков и являемся истинны.

Мы будто незнаемы, и становимся известны; будто при смерти лежим, и вот, мы живы; несем наказания, но не убиты.

В скорби непрестанной, и всегда радуемся; нищи, но многих обогащаем; ничего не имеем, но всем обладаем.

Предостережение от сообщества с язычниками

Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше открыто.

Вам не тесно в нас, но нам в сердцах ваших тесно.

Тем же, что мы, и вы отвечайте нам – говорю вам как детям – и вы откройте нам сердца ваши.

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?

Какое может быть согласие у Христа с Велиаром? Какое соучастие верного с неверным?

Какое совмещение храма Божия с идолами? Ведь вы храм Бога живого: таков был голос Божий: «вселюся в них и похожду в них, и буду им Бог, и они будут люди Мои.

Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Я прииму вас,

и буду вам во Отца и вы будете Мне в сыны и дщери, – глаголет Господь Вседержитель» (Лев.26).

Глава 7

Имея же такие обетования, возлюбленные, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святую жизнь, в страхе Божием.

Вместите нас (в сердцах ваших): мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

Не в осуждение говорю: и прежде сказал, что вы в сердцах наших – и на смерть и на жизнь вместе с вами.

Великая моя уверенность в вас, много хвалюсь вами, исполнен утешения и, при всех скорбях наших, всем сердцем радуюсь.

Радость Апостола о своей пастве после бывших опасений

Когда пришли мы в Македонию, не было нимало покоя плоти нашей; в скорби отовсюду: от вне – нападения, в душе – страхи.

Но Бог, утеха смиренных, утешил нас прибытием Тита,

и не только прибытием его, но и тем утешением, коим вы его утешили: он рассказал нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, и я еще более возрадовался.

Итак, если я опечалил вас посланием, не жалею о том, хотя и готов был пожалеть – ибо вижу, что опечалило вас то послание, впрочем, на время.

Ныне же радуюсь – не тому, что опечалились вы, но что опечалились к раскаянию, опечалились по Божьему, так что ни в чем не потерпели от нас.

Печаль же Бога ради приводит в покаяние непреложное ко спасению, мирская же печаль к смерти приводит.

И смотрите, то самое, что опечалились вы Бога ради, какое произвело в вас усердие, и еще сколько вызвало извинений, какое возбудило негодование, какой страх, какое желание, какую ревность, какой порыв к отмщению вины! И по сему показали вы себя чистыми в этом деле.

Если же и писал я вам, то не ради оскорбившего, и не ради оскорбленного, но, чтобы явно было вам попечение наше об вас, перед Богом.

Посему утешены были мы утешением вашим; особливо же обрадовала нас радость Титова, что вы все успокоили дух его.

Итак, если я перед ним хвалился вами, то не остался в стыде; но как мы все говорили вам воистину, так и пред Титом явилась воистину похвала наша.

И еще умножилась сердечная любовь его к вам, когда вспоминал он, какое все явили ему послушание, и как его приняли со страхом и трепетом.

Радуюсь я, что во всем такую имею уверенность в вас!

Глава 8. Пример церквей Македонских

Извещаем вас, братия, о милости Божией, данной церквам Македонским,

как, посреди многих и скорбных испытаний, изобилует в них радость, и глубокая нищета их источает богатый дар великодушия.

Я свидетель, как они доброхотны не только по силам своим, но и сверх силы,

и с каким усердием просили они нас принять дар их и участие в служении святым.

И не только то, чего мы надеялись, но сами себя отдали они прежде всего Господу, и, по воле Божией, нам.

Посему просили мы Тита, чтобы он, как прежде начал, так и довершил бы у вас это благое дело.

А как вы всем преисполнены – и верою и словом и разумом и всяким усердием и любовью вашею к нам, таковыми явите себя и в сем благом деле.

Докончание сбора в Коринфской церкви

Говорю не как приказ вам, но, указывая на усердие других, тем испытываю искренность и вашей любви.

Знаете вы благодатную любовь Господа нашего Иисуса Христа, что Он богат суще обнищал ради вас, чтобы вы нищетою Его обогатились.

И это мое вам внушение, на пользу вам: вы приступили к делу, но вы же еще в прошедшем году стали желать этого.

Довершите же теперь самое дело, чтобы то, чего вы усердно желали, и исполнено было по мере вашего достатка,

ибо, когда есть усердие, то благоприятен дар, судя по достатку каждого, а не тому, чего не имеет.

Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тягота, но чтобы одно с другим уравнивалось:

ныне от вашего избытка их недостаток восполняется, а затем от их избытка будет восполнение и вашему недостатку, так чтобы равномерно было.

Так написано: «кто много собрал, не приумножил себе, а кто мало собрал, своего не умалил» (Исх.16).

Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

И я сам просил его, но он, от своего усердия, по своей воле пошел к вам.

С ним послали мы также брата, о коем по всем церквам добрая слава за дело благовестия.

Притом и поставлен он от церквей – ходить с нами ради сего доброго дела, коему мы служим во славу Самого Господа и по усердию нашему.

Но остерегаемся, чтоб не подвергнуться от кого нареканию в сем служении ради множества даров, которое нам поверено.

Мы же промышляем все на доброе не только пред Богом, но и пред людьми.

Итак, послали мы с ним и брата нашего, коего старание во многом испытали мы много раз, ныне же он еще более стараться будет, по великой уверенности в вас.

О Тите же скажу, что он мне товарищ и сотрудник для вас; а братья наши – это посланники от церквей, слава Христова.

Итак пред лицем церквей явите им свидетельство любви вашей и оправдание нашей хвалы об вас.

Глава 9

Впрочем излишне мне писать вам о вспоможении святым:

я знаю усердие ваше, и хвалюсь вами перед Македонянами – говорю им, что Ахаия готова была еще с прошедшего года, и ревность ваша возбудила многих.

Братьев же послал для того, чтобы похвала моя об вас не оказалась в этом напрасною, но чтоб вы оказались готовы, по моему слову,

и когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, чтобы мы, – не говорю вы, – не остались в стыде, похвалившись с такою уверенностью.

Итак почел я за нужное уговорить братьев, чтоб они наперед пошли к вам, и чтобы возвещенная уже благостыня ваша была готова, и как благостыня, а не как сбор по наказу.

В каком духе должно быть благотворение

Вспомните, что сказано: «кто скудно сеет, скудно и пожнет, а кто щедро сеет, щедро и пожнет» (Притч.11:19).

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением, не от принуждения: «доброхотнаго дателя любит Бог» (Втор.15).

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, дабы вы, имея всегда и во всем всякое довольство, богаты были на всякое доброе дело,

как написано: «расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки» (Пс.111).

Дающий же семя сеющему и хлеб в снедь – подаст обилие семени вашему и умножит плоды правды вашей.

И вы всем богаты будете на всякую щедроту, а от нее, чрез нас, многое истечет благодарение Богу.

Ибо дело сего служения не только восполняет скудость святых, но и порождает обильно многие благодарения Богу.

Ибо, видя в сем оправдание служения нашего, они станут прославлять Бога за нашу верность в нашем исповедании Евангелия Христова и за простоту в общении с ними и со всеми,

и будут молиться о вас, от сердечного к вам желания, за премногую благодать Божию, явленную в вас.

Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Глава 10. Власть и похвала апостольства

Сам я Павел, смиренный, когда лицем к лицу с вами, дерзновенный, когда в отсутствии обращаюсь к вам, молю вас кротостию и тихостию Христовой, –

смотрите, когда приду к вам, чтоб не пришлось мне употребить дерзновение на иных, помышляющих об нас, что мы плотским обычаем действуем.

Нет, мы по плоти живем, но не по плоти воинствуем.

Оружия нашего воинствования не плотские, но в силе Божией, на разрушение твердынь.

Ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякий разум в послушание Христу;

и готовы наказанием воздать за всякую непокорность вашу, когда придет в полноту ваше послушание.

Или судите вы только по наружности? Кто в себе уверен, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

А я, если бы и излишне в чем-либо похвалился властью нашею, ее же дал нам Господь на созидание, а не расстройство ваше (веры вашей), то не остался бы в стыде.

Не думайте, однако, что я хочу устрашать вас посланиями.

Говорят: «послания его строгия и внушительныя, а когда он на лицо, слаб и речь его незначительна».

Но кто так говорит, пусть знает, что, каковы на словах заочно в посланиях, таковы и лично на деле.

Мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, что сами себя выставляют: они сами собой себя мерят и сравнивают себя с собою неразумно.

А нам не без меры будет хвалиться, но по мере удела, какой назначил нам Бог, в такую меру, чтобы дойти и до вас.

Не напрягаем же мы себя, как будто к вам не приходим: ведь мы дошли до вас благовестием Христовым31.

Не без меры хвалимся мы, и не чужими трудами; но надеемся, как возрастать будет вера ваша, еще и далее распространить у вас удел учения нашего,

то есть, и еще за пределами вашими проповедовать Евангелие, и не хвалиться в чужом уделе тем, что там уже подготовлено.

«Кто хвалится, хвались о Господе» (Иер.9).

Не тот удостоен, кто сам себя хвалит, а кого похвалил Господь.

Глава 11

Снисходили бы вы сколько-нибудь к моему неразумию! Но вы, правда, и терпеливы бываете ко мне.

Ведь я ревную по вас ревностию Божией: обручил вас единому мужу, как бы представить чистою девою Христу.

Но боюсь: как змий Еву прельстил лукавством своим, так и ваши умы не отпали бы от простоты во Христе.

А если бы кто пришелец стал проповедовать иного Иисуса, не того, кого мы проповедали, или прияли бы вы иного Духа, не того, кого вы прияли, или иное благовествование, не то, что прияли вы, потерпели бы вы то охотно!

Но думаю, что я ни в чем не менее высших Апостолов.

Хоть и не искусен я в слове, но не в познании; впрочем, все это везде и во всем стало вам известно.

Или согрешил я тем, что смирял себя, чтобы вас возвысить: безмездно проповедовал вам Евангелие Божие.

От других церквей отнимал, получая от них содержание, чтобы служить вам; а когда был у вас, и нужду терпел, но никого не обременял собою:

недостаток мой восполняли братия, пришедшие из Македонии. И во всем соблюдал себя и буду соблюдать без тяготы вам.

По истине Христовой о мне, скажу, что похвала сия не отнимается у меня во всем Ахайском (Греческом) крае.

От чего? От того ли, что не люблю вас? Ведает Бог (что люблю).

Но как до сих пор было, так и впредь делать буду, чтобы не дать повода тем, кто ищет повода (завинить меня): пусть они, в чем хвалятся, окажутся такими же, как и мы32.

Таковы лживые апостолы, лукавые делатели; они принимают вид Апостолов Христовых.

И не удивительно: сам сатана преобразует себя в Ангела света,

и потому не великое дело, когда служители его принимают образ служителей правды. Но конец им будет по делам их.

Оправдание Апостола в жизни и трудах его

И еще скажу: не сочти меня кто-нибудь неразумным; если же не так, то примите меня хотя как неразумного, чтоб и мне сколько-нибудь похвалиться.

А что скажу, скажу не по разуму Господнему, но как сказал бы неразумный, с такой отвагой на похвалу.

Как многие хвалятся по плоти, то и я стану хвалиться.

Ведь вы, люди разумные, охотно терпите неразумных.

Терпите, когда кто вас порабощает, кто объедает, кто обирает, когда кто бьет вас в лицо, кто над вами величается.

К стыду моему, сознаюсь, что мы слабы были. Но об чем бы кто ни дерзал хвалиться, – скажу по неразумию моему, – дерзаю и я.

Евреи они? тоже и я. Семя Авраамово они? тоже и я.

Христовы служители? В безумии скажу: и я тем более. Больше, чем они, был в трудах, много более в ранах, более в темницах, много раз при смерти.

От рук Иудейских пять раз потерпел по сорока без одного ударов.

Три раза бит был бичами (палками), однажды камнями побивали, три раза был в кораблекрушении, ночь и день во глубине (морской) пробыл.

Много раз в путешествиях: беды были на реках, беды от разбойников, беды от своего племени, беды от язычников, опасности в городах, опасности в пустыне, опасности в море, опасности во лжебратии.

В труде и в изнурении, много проводил бессонных ночей, часто был в голоде и жажде, часто в пощении, в стуже и наготе.

И не говоря о многих внешних делах, у меня ежедневно обстояние, ежедневное бремя заботы о всех церквах.

Кто изнемогает, и я с ним не изнемогаю?

Кто соблазняется, и я с ним не разгораюсь? И если хвалиться мне, стану немощью моею хвалиться.

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа – благословен во веки! Знает Он, что я не лгу.

В Дамаске владыка края, правитель царя Ареты, окружил стражею город Дамаск, чтобы схватить меня, и я в корзине спущен был из окна по стене и избежал от рук его.

Глава 12. Откровения и видения

Надобно хвалиться! Но не полезно хвалиться мне: прихожу к видениям и откровениям Господним.

Знаю человека о Христе: назад тому четырнадцать лет – в теле ли, вне ли тела, не знаю, Бог ведает – восхищен он был до третьяго небеси.

И знаю о том человеке – в теле ли или – вне тела, не знаю,

Бог ведает – что восхищен был он в рай и слышал неизреченные глаголы, каких не может человек изглаголать.

Таковым похвалюся, о себе же не похвалюсь, разве о немощах моих.

Если же захочу похвалиться, не буду неразумен: истину скажу; но удерживаюсь, чтоб кто не подумал обо мне больше, чем во мне видит или слышит что от меня.

И за премногие откровения, чтобы не превозносился ими, дано мне жало в плоть, ангел сатанин, – томить меня, чтоб не превозносился.

О сем трикраты молил я Господа,

чтобы тот отступил от меня, но рек мне Господь: довольно тебе благодати Моей: сила Моя в немощи совершается. Итак, рад я похвалиться лучше немощами моими, да вселится в мне сила Христова.

Посему благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда немощен я, тогда и силен.

Упрек и оправдание

Дошел я, хвалясь, до неразумия: вы меня понудили. Вам бы следовало хвалить меня, ибо нет у меня ни в чем недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

Знаки апостольства моего оказались пред вами во всяком терпении, в знамениях и чудесах и силах.

И чего у вас недостает пред прочими церквами, разве того, что я не был вам в тягость? Такую вину простите мне.

Вот, в третий раз готов я идти к вам, и не стану отягощать вас, ибо не ищу вашего, но вас ищу. Не дети повинны собирать имение родителям, а родители детям.

Я рад буду все свое истощить и себя истощить за души ваши, хотя бы, безмерно любя вас, я был менее любим вами.

Разве скажете, что я не обременял вас, но, коварен будучи, лукавством забирал вас?

Но пользовался ли я в чем от вас чрез кого-либо из посланных к вам?

Я упросил Тита и послал с ним одного брата. Тит воспользовался ли чем от вас? Не в том же ли духе жили мы с ним? И не теми ли же путями ходили?

Не думаете ли еще, что мы пред вами оправдываемся? Нет, пред лицем Бога и во Христе говорим, и все к вашему утверждению:

боюсь, как бы, придя к вам, не найти вас такими, какими не желаю, и у вас не таким явиться, как вы желаете; не найти бы у вас раздоров, зависти, злобы, ссор, клеветы, ябеды, гордости, беспорядков.

Чтобы опять, когда приду, не смирил меня Бог мой у вас, и не оплакивать бы мне многих согрешивших прежде и не покаявшихся в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Глава 13. Прощальное увещание

В третий раз иду к вам: при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

Я вперед говорил вам и опять скажу, так как был у вас во второй раз, и теперь отсутствуя пишу прежде согрешившим и всем прочим: когда приду опять, не пощажу.

Христос говорит во мне: или ищете вы доказательств на Христа? Не бессилен в вас Христос: нет, сила Его в вас действует.

Хотя и был Он распят в немощи, но жив силою Божией: и мы в немощи Его немощны, но живы будем с Ним силою Божиею в вас.

Испытайте самих себя, в вере ли вы? Сами себя исследуйте. Или не узна́ете вы о себе, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не тем окажетесь, чем должны быть (разве не устои́те на испытании).

Но, надеюсь, – о нас узнаете, что мы не окажемся в недостатке.

Молим Бога, чтоб вы не делали никакого зла, и не для того, чтоб нам оказаться твердыми на испытании, но чтоб вы добро творили, хотя бы мы и оказались нетверды,

а мы не сильны против истины, но за истину сильны.

Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны: о сем и молимся, о вашем совершенстве.

Для того и пишу сие в отсутствии, чтобы, когда приду, не поступить мне строго по власти, данной мне от Господа к созиданию, а не к разорению.

Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомудренны, мирствуйте, и Бог любви и мира будет с вами.

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вас святые все.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

* * *

31

Смысл этих стихов 13–14, в связи с ст. 9 и последующими, может быть таков: «Говорят, будто я только издали строг и потому теперь усиливаю строгую речь. Но зачем ее усиливать? Если бы я сам не приходил к вам, это еще было бы понятно. Но я у вас бываю и вы достаточно знаете меня – ведь я же принес вам благовестие Христово».

32

Можно так разуметь: пусть явятся в истинном свете как они и есть, так же, как и мы являемся.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle