Источник

Киреев А. А.

Киреев Александр Алексеевич – генерал от кавалерии, известный «светский» богослов, писатель, из потомственных дворян, родился в 1833 г. в Москве. Его мать, Алябьева, происходит от того Алябьева, который был близким помощником кн. Д. М. Пожарского в деле изгнания поляков из России. Родители предназначали его на дипломатическое поприще и готовили ко вступлению в московский Университет, к чему и сам Александр Алексеевич стремился. Но в 1849 году, по приказанию Императора Николая I, Киреев был назначен пажом Высочайшего Двора. В 1853 году он вышел из Пажеского корпуса и, поступив в конную гвардию – в тот же полк, где служил когда-то и А. С. Хомяков, – оставался в нем до 1862 года, когда был назначен адъютантом к Великому Князю Константину Николаевичу, которому было поручено управление Царством Польским. С 18561 до 1859 г. А. А. Киреев, оставаясь в полку, был вольным слушателем с.-петербургского Университета. С 1864 до 1869 г. он был одним из наиболее деятельных земцев московской губернии. С 1872 по 1877 г. состоял секретарем с.-петербургского «Общества любителей духовного просвещения». С этого времени он сблизился с главными руководителями старокатоличества – Деллингером, Лангеном, Рейнкенсом, Мишо и др., с которыми вел и ведет оживленную переписку.

Литературную деятельность свою А. А. Киреев посвятил преимущественно разработке вопросов политических и богословских – первых с точки зрения славянофильства, вторых с точки зрения древней вселенской церкви.

[Во внутренней политике А. А. Киреев держится строго славянских взглядов, исповедуя то положение, что «свободный совет принадлежит народу, а решение царю». В международных отношениях он является убежденным защитником славянства, о чем писал немало (см., напр., брошюру «Россия и славяне»). Впрочем, такова священная традиция всей этой фамилии, в которой брат Александра Алексеевича – Николай Киреев, выдающийся славянофил, кровью запечатлел свою преданность славянскому делу, ибо в 1876 г. положил свою жизнь на войне за единокровных и единоверных славян. Равно его сестра – известная писательница О. А. Новикова (вдова ген.-лейтенанта И. Новикова попеч. спб. учебн. округа брата русского посла в Вене) имела несомненное влияние на политику Англии и много способствовала тому, что в близкое к славяно-турецкой войне время (1867–1868 гг.) английский курс, благодаря Ольге Алексеевне, принял направление, благоприятное России и славянству.]

Первым литературным трудом А. А. Киреева была брошюра, озаглавленная: «Избавимся ли мы от нигилизма?» Она была представлена Императору Александру II в 1879 году и одобрена им, а напечатана потом в Аксаковской «Руси». Большинство других сочинений А. А. Киреева, написанных на. русском языке – характера критического и полемического; наиболее крупные – полемика с † Вл. С. Соловьевым («Славянофильство и национализм»), † проф. А. Ф. Гусевым, † проф. кн. С. Н. Трубецким («Спор с западниками настоящей минуты»), † К. Н. Леонтьевым («Народная политика, как основа порядка»), публицистом В. В. Розановым, преосвящ. Сергием (Страгородским, ныне архиепископом финляндским), проф. В. А. Керенским и др. Перу А. А. Киреева принадлежит также много статей и брошюр по старокатолическому вопросу; о веротерпимости, отзывы о всех старокатолических международных конгрессах; статьи об условиях сближения церквей; о расторжении браков (в Англии и по поводу нового закона об этом в России); Res tua agitur: «об догматизме»; «религиозные задачи России»; энциклика Льва XIII о соединении церквей, об унии (против † Вл. С. Соловьева); о вселенском соборе и о поместном (русской церкви); речи в торжественных собраниях Славянского Благотворительного Общества; критика на сочинение проф. Губера (об ордене иезуитов); критические заметки на «Московский Сборник» К. П. Победоносцева; статьи об условиях примирения с Польшей [где считается возможным удовлетворяющее решение только на основании этнографическом; к такому убеждению А. А. Киреев давно пришел, когда во время службы в Варшаве, при В. К. Константине Николаевиче – близко, de visu, познакомился с польским вопросом], по поводу событий японской войны и друг.

Еще в молодых годах А. А. Киреев сблизился с вожаками славянофильства. Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин и другие представители этого направления были постоянными посетителями дома его родителей и сильно влияли на восприимчивую душу юноши. А. А. Киреев и ныне служит верой и правдой той же славянофильской идее, с которой тогда познакомился. Посему, в продолжение долгих лет А. А. Киреев был деятельным членом «Славянского Благотворительного Общества»; принимал близкое участие в редакции «Известий» этого Общества, начиная с 1883 г. и напечатал в них, между прочим, «Принципы славянофильства», вызвавшие горячую полемику в немецкой прессе, несколько статей «по вопросу о классическом образовании» и статьи: «Россия и славяне», «Россия в начале XX столетия».

Из брошюр и статей Александра Алексеевича на иностранных языках следует отметить: [Brief an J. Т. Ossinin (в 1872 г., ответ против «Moniteur de Rome»); деятельная переписка (в 70-х годах XIX ст.) по-итальянски с итальянскими богословами либерального направления]; «Lord Halifax and the Reunion of the Chueches», «Réponse a M-r Naville sur le nouovean dogme du 1870» [целая серия писем по-английски (в органе «Anglo-Continental Sоciety») к Мейрику об иконопочитании]; «Zur papstlichen Unfehlerbarkeit». Последняя брошюра переведена на языки: русский, английский, французский, греческий и польский. A. А. Киреев состоит постоянным сотрудником «Revue Internationale de Théologie », где он поместил много переводных и оригинальных статей; старается знакомить иностранную публику с произведениями русских богословов и с этой целью написал на страницах названного журнала, например, подробные отзывы о сочинениях проф. Глубоковского, Бриллиантова и др.

Во всех своих сочинениях, касающихся религиозных вопросов, A. А. Киреев заявил себя православным мыслителем, осведомленным в Свящ. Писании, церковных канонах и святоотеческих творениях [почему еще в 1903 г. был избрав почетным членом московской Духовной Академии, а в 1906 г. назначен членом Высочайше учрежденного Присутствия при Св. Синоде по предварительной разработке вопросов для поместного Всероссийского Собора и о ходе дел на нем давал отчеты как в русской литературе, так и в «Revue Internationale de Théologie».

Вся – продолжительная и неутомимая – деятельность A. А. Киреева является идейным служением, которое определялось чистыми побуждениями даже и в тех случаях, когда представляется нам некоторым увлечением (напр., в старокатолическом вопросе) или направлено на защиту спорных для нас положений, напр., о дуэлях.]

Свящ. Н. В. П-вН. Н. Г.).


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle