Источник

Карпократ

Карпократ – гностик, происходил из Александрии и жил еще в первой половине второго столетия, так как его ученица Марцеллина пришла в Рим при папе Аниките (155–166 г.), а по блаж. Феодориту – даже при императоре Адриане. О его учении сообщает, главным образом, Ириней Лионский (Прот. ерес. 1, 25). Позднейшие писатели ересеологи основываются преимущественно уже на этом свидетельстве: Ипполит – в Синтагме (с. 9) и в Философуменах (7, 32), Евсевий (Ц. И. 4, 7:9), Епифаний (Ерес. 27). Филастрий (История 35), блаж. Феодорит (Ерес. 1, 5).

В основе учения Карпократа лежал платонизм. Карпократ учил, что в начале было высочайшее неведомое и неизглаголанное Существо, основа и причина всех вещей. Через эманацию (или саморазвитие) из него произошло множество ангелов, или эонов. Эти ангелы, которые стоят далеко ниже Бога безначального (ἀγένητος) и нерожденного (ἀγέννητος), и образовали мир. В начале души находились в общении, или в обращении (περιφορά) с Богом, но пали, и в наказание должны были перенести страдания: – эонами они были заключены в тела до тех пор, пока выстрадают все свои грехи и через то удостоятся освобождения. Для действительного достижения этой цели души нуждаются в довольно продолжительном и неоднократном прохождении через тела. Почти немыслимо, чтобы души при однократном своем появлении в мире – в телах – могли достигнуть освобождения; однако каждый человек должен стремиться в своей личной земной жизни исполнить требуемые условия, дабы его душа не была вынуждена вернуться снова к земной жизни в новом теле, если ее свободе будет чего-нибудь не доставать по разлучении с телом. В этом смысле истолковывал Карпократ слова Иисуса Христа – Лк.12:58; Мф.5:25: «соперник» – диавол – один из ангелов, который влечет души к первому, и начальствующему, из димиургов; этот последний через служебных ангелов заключает их в другие тела до тех пор, пока они не отдадут последней «полушки», т. е. пока не достигнут той свободы, которая даст им возможность вознестись к тому Богу, Который возвышается над всеми ангелами-мирообразователями. Души имеют возможность во время своего земного странствования вспоминать о том состоянии, в котором они находились до своего заключения в тела. Но не все они фактически достигают такого воспоминания. Иисус, сын Иосифа, тем и отличался от других людей (будучи одинаков с ними в других отношениях), – что Его чистая и сильная душа хранила живое воспоминание о своем Боге и видела себя в общении с небесным Отцом. За это Бог послал Ему силу, которая дала Ему возможность освободиться от уз мира и воспарить к Богу. Воспитанный в иудейских нравах, Он, однако, презирал их. Благодаря такому образу жизни, Иисус достиг такой силы, которая уничтожила все лежащие на людях наказания в виде страдания. Тот, кто, подобно Иисусу, презирает князей мира сего, – достигает одинаковой с Ним силы и может совершить то же самое, и даже большее. Искупление достигается через веру и любовь. Все прочее безразлично. Добро и зло покоятся только на мнении человека; по природе нет ничего злого. На основе этого учения последователи Карпократа приписывали себе господство над димиургом и всеми вещами мира, склоняясь, в той или другой степени, к антиномизму. Они имели у себя изображение Христа, которое ставили наряду с изображениями Пифагора, Платона, Аристотеля и других философов, воздавая всем им божеское почитание. Известие о Марцеллине показывает, что секта Карпократа распространилась до Рима. Особенным успехом это еретическое учение пользовалось в Кефалонии, одном из островов Ионийского моря (см. «Ионийские острова» в «Энц.» II), где находилась родина жены гностика. По свидетельству Климента Александрийского (Strom. 3, 2), Карпократ имел сына Епифана, которому дал энциклопедическое образование, наставив его особенно в философии Платона. 17-ти лет Епифан уже заявил себя в литературе, явился затем основателем новой секты, которая выделилась из ереси Карпократиан. Епифан учил о полнейшем коммунизме, – даже в общении с женами, – и в этом отношении превзошел, кажется, своего отца. Секта исчезла, по-видимому, уже в IV столетии. Епифаний Кипрский, по крайней мере, уже не упоминает о ней, как о существующей, и краткость полемики, которую он ей посвящает, может свидетельствовать о том, что названная секта к его времени уже исчезла.

Источники. Игизипп у Евсевия Ц. И, 4, 22:5; Цельс у Оригена Cels. 5, 62; Ириней Adv. haer. I, 25 и ср. I, 26. 2, 28:2. 2, 31:1. 2, 32:5; Климент Александр. Strom. I, 5–9; Тертуллиан De anima 23, 35; Ипполит Philos. 7, 32; блаж. Августин Наеr. 6 и 7; Епифаний Наеr. 27; Дидим Александрийский De trinit. 3, 42; блаж. Феодорит Наеr. fab. I, 5. Пособия. Prof. Ad. Harnack, Geschichte der altchristl. Litteratur bis Eusebius I (Lpzg 1893). 161 ff. Prof. A. Hilgenfeld, Ketzergeschichte des Urchristenthums (Lpzg 1884), S. 397–408. [Herzog-Hauck, R. E. X3, 97–99. Smith and Η. Wace, A. Dictionary of Christian Biography I. p. 407–409, Wetzer und Welte, Kirchenlexikon VII2, 196–198. F. Lichtenberger, Encyclopédie II, 650. Vacant et Mangenot, Dictionnaire de théologie catholique II, 1800–1803].

С. Зарин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle