профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 18

Повторение закона об уделе левитов. – Предохранение от идолослужения и увлечения ложными пророками. Обетование о пророке, подобном Моисею.

Втор.18:1. Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью;

Втор.18:2. удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.

Чис 18.20.

Втор.18:3. Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок;

Втор.18:4. также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему,

Втор.18:5. ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял [пред Господом, Богом твоим], служил [и благословлял] во имя Господа, сам и сыны его во все дни.

Ср. Исх 29:26–28; Лев.2:2, 10, 6:24–29, 7:6–14, 28–36, 9:31–38, 10:12–18, 14:13, 23:20; Чис 18:1.

С вступлением в землю Ханаанскую отменялось данное в пустыне повеление, чтобы всякое чистое животное закалалось пред скинией, как жертвенное (Втор 12), через что содержание священников сокращалось в значительной степени. Поэтому, сверх «груди потрясения" и "плеча возношения», включены также «челюсти и желудок». К числу приношений первых плодов прибавлены начатки шерсти от овец (Властов, Свящ. Лет.).

Втор.18:6. И если левит придет из одного из жилищ твоих, из всей земли [сынов] Израилевых, где он жил, и придет по желанию души своей на место, которое изберет Господь,

Втор.18:7. и будет служить во имя Господа Бога своего, как и все братья его левиты, предстоящие там пред Господом, –

Втор.18:8. то пусть они пользуются одинаковою частью, сверх полученного от продажи отцовского имущества.

Левит, навсегда покинувший пределы своего левитского города и перешедший на постоянную службу при скинии, получал содержание из средств последней, удерживая при себе и то, что «получал от продажи отцовского достояния» (ст. 8).

Втор.18:9. Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:

Втор.18:10. не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

Втор.18:11. обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;

Втор.18:12. ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;

Втор.18:13. будь непорочен пред Господом Богом твоим;

Втор.18:14. ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой.

Ср. Лев.19.31; Втор 18.10; «Проводящий сына своего или дочь свою через огонь», в честь богов язычества.

Втор.18:15. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –

Втор.18:16. так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.

Втор.18:17. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];

Втор.18:18. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;

Втор.18:19. а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;

Согласно указаниям новозаветного Писания (Ин 5:46; Деян 3:22, 23, 7:37) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных пророков, выступавших в Израиле после Моисея, никто не может быть сравнен с последним (Втор 34.10–12).

"Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты«. Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми, отличавшийся особенной близостью к Иегове (Чис 12.6–8); Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми, по Своему божественному естеству – Единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства.

Втор.18:20. но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

Втор.18:21. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»

Втор.18:22. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его.

Ср. Втор 13.1–5. В Втор 13.1–5 отмечается один признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.



Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. - 1055 с. / Книга Второзакония. 768-846 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Чисел – Глава 34 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толкование на книгу Второзаконие блаженный Феодорит Кирский

3. На книгу Второзаконие преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс