профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 6

1–8. Враги уже под стенами Иерусалима. 9–21. Глубина нравственного падения иудеев. 22–26. Опасность, угрожающая Иерусалиму. 27–30. Заключение.

Иер.6:1–8. Положение дел в Иудее становится все тревожнее и тревожнее. Небезопасно уже оставаться даже и в Иерусалиме – и отсюда нужно бежать, – конечно, к югу, так как враг идет с севера. Неприятели спешат к Иерусалиму, чтобы разрушить этот город.

Иер.6:1. Бегите, дети Ве­ниаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою и дайте знать огнем в Бефкареме, ибо от севера по­являет­ся беда и великая гибель.

«Дети Вениаминовы». Так названы жители Иерусалима потому, что первоначально Иевус или Иерусалим принадлежал Вениаминову колену (Нав 15.8) и вениамитяне составляли в древности большую часть населения города (Суд. 1.26). – "Фекоя" – селение к юго-востоку от Вифлеема, лежало на горах и оттуда поэтому удобно было подавать сигналы (вероятно, огнем). Тоже можно сказать и о Бефкареме, под именем которого блаж. Иероним разумел местность гористую между Фекоею и Иерусалимом.

Иер.6:2. Разорю Я дочь Сиона, красивую и изнежен­ную.

Иер.6:3. Пастухи со сво­ими стадами при­дут к ней, раскинут палатки вокруг нее; каждый будет пасти свой участок.

Иерусалиму угрожает нашествие вражеских полчищ. – "Пастухи" – военачальники.

Иер.6:4. Приготовляйте про­тив нее войну; вставайте и пойдем в по­лдень. Горе нам! день уже скло­няет­ся, распростирают­ся вечерние те­ни.

Иер.6:5. Вставайте, пойдем и ночью, и разо­рим чертоги ее!

Враги ободряют друг друга. Нужно скорей идти, – иначе ночь застанет в дороге. И они идут несмотря на полуденный зной… – «Приготовляйте... войну» – точнее: «освящайте войну». Война у восточных народов рассматривалась часто как священный подвиг, как своего рода богослужение (ср. 1Цар 21.5; Исх 19.10; Нав 3.5). Распространяются вечерние тени. С близостью ночи тени от предметов становятся длиннее.

Иер.6:6. Ибо так говорит Го­с­по­дь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь про­тив Иерусалима: этот город должен быть нака­за­н; в нем всякое угнете­ние.

Иер.6:7. Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слы­шно насилие и граби­тель­ство, пред лицем Мо­им всегда обиды и раны.

Иер.6:8. Вра­зу­мись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою.

Теперь Сам Иегова ободряет врагов к скорейшему завладению Иерусалимом, потому что Иерусалим не может удержаться от злодеяний, как источник не может перестать источать из себя воду. Однако Иегова все еще приглашает жителей Иерусалима исправить свою жизнь.

Иер.6:9–21. Грехи иудеев чрезвычайно велики и потому гнев Божий обрушится и на взрослых и на детей. Они, иудеи, не хотели слушать никаких предостережений Божиих и за это их постигнет погибель.

Иер.6:9. Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: до конца доберут остаток Израиля, как виноград; работай рукою твоею, как обиратель винограда, наполняя корзины.

«Остаток Израиля – т. е. царство Иудейское, которое во дни Иеремии еще сохраняло свою независимость, тогда как большее, чем оно, царство Израильское уже было опустошено.

Иер.6:10. К кому мне говорить и кого увеще­вать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезан­ное, и они не могут слушать; вот, слово Го­с­по­дне у них в по­смеянии; оно неприятно им.

Отсюда (до 16-го стиха) говорит пророк. Он не видит никакой надежды для Иудейского царства. Он напрасно бы стал обращаться к народу иудейскому с призывами к раскаянию. У иудеев ухо необрезанное, т. е. как бы заросло кожею и они не способны внимать учению пророка, а только смеются над ним.

Иер.6:11. Поэтому я пре­исполнен яростью Го­с­по­днею, не могу держать ее в себе; изолью ее на детей на улице и на собрание юношей; взяты будут муж с женою, по­жилой с отжив­шим лета.

Иер.6:12. И домы их пере­йдут к другим, равно по­ля и жены; по­тому что Я про­стру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Го­с­по­дь.

Пророк сам до того исполнен жаром божественного гнева, что не может более удержать его в себе и теперь будет всем возвещать гибель.

Иер.6:13. Ибо от малого до большого, каждый из них пред­ан корысти, и от про­рока до священ­ника – все дей­с­т­ву­ют лживо;

Иер.6:14. врачуют раны народа Моего легкомыслен­но, говоря: «мир! мир!», а мира нет.

Иер.6:15. Стыдят­ся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдят­ся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время по­сеще­ния Моего будут по­вержены, говорит Го­с­по­дь.

Даже священники и пророки (ложные) – все поступают против требований чести и совести. Они обещают народу мир, т. е. примирение с Богом и отсюда полную внешнюю безопасность, тогда как теперь не может быть и речи о таком мире.

Иер.6:16. Так говорит Го­с­по­дь: остановитесь на путях ваших и рас­смотрите, и рас­спросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете по­кой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».

Иер.6:17. И по­ставил Я стражей над вами, ска­за­в: «слушайте звука трубы». Но они сказали: «не будем слушать».

Господь внушал народу идти древним путем, т. е. подражать патриархам, угодившим Богу. Он поставил стражей, т. е. пророков, которые время от времени звуками трубы должны были предупреждать неосторожных путников, желавших идти новыми путями. Но ничто не действовало на иудеев!

Иер.6:18. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет.

Иер.6:19. Слушай, земля: вот, Я при­веду на народ сей пагубу, плод по­мыслов их; ибо они слов Мо­их не слушали и закон Мой отвергли.

Иер.6:20. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благо­вон­ный трост­ник из дальней страны? Всесожже­ния ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне.

Иер.6:21. Посему так говорит Го­с­по­дь: вот, Я по­лагаю пред народом сим пре­ткнове­ния, и пре­ткнут­ся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и по­гибнут.

Все народы приглашаются выслушать приговор Божий над иудеями. Иудеи не слушали слов Иеговы, думая покрыть все свои преступления принесением отборных курений и жертв («ладан... из Савы» или Счастливой Аравии и «благовонный тростник» из заграницы не были обязательными приношениями). Поэтому Бог положит пред иудейским народом преткновения, т. е. пошлет на них народы с севера.

Иер.6:22–26. Господь возвещает иудеям о приближении к Иерусалиму страшного народа с севера и иудеи приходят в ужас от этой вести. Пророк с своей стороны приглашает народ свой к сетованию.

Иер.6:22. Так говорит Го­с­по­дь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимает­ся от краев земли;

Иер.6:23. держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды, голос их шумит, как море, и несут­ся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Сиона.

Пророк имеет здесь, очевидно, в виду вавилонян (ср. Иер 1.15; Иер 4.15) «Дочь Сиона» – главным образом население Иерусалима.

Иер.6:24. Мы услы­шали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах.

Иер.6:25. Не выходите в по­ле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон.

Это говорит народ, живущий на Сионе.

Иер.6:26. Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и по­сыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти един­ствен­ного сына, горько плачь; ибо внезапно при­дет на нас губитель.

Пророк приглашает иудеев оплакивать свою гибель как вполне несомненную.

Иер.6:27–30. В заключение пророк говорит, что, по повелению Божию, он исследовал нравственное состояние своего народа и нашел, что этот народ вполне заслужил отвержение от Бога.

Иер.6:27. Башнею по­ставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их.

"Башнею" – точнее с евр.: испытателем (по слав. искусителем) если вместо bochon ­­ башня читать: bochen. – "Столпом" – по евр.: mebazer. Это выражение, очевидно, параллельное выражению bochen, но точное значение его установить нельзя.

Иер.6:28. Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они раз­вратители.

Это слова пророка. По его наблюдениям, иудеи представляют, собою только медь и железо и не могут быть сравнены с какими-либо благородными металлами.

Иер.6:29. Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились;

Иер.6:30. отвержен­ным серебром назовут их, ибо Го­с­по­дь отверг их.

Сравнивая свой народ с металлическою рудою, пророк, подобно плавильщику, хотел отделить шлаки или примеси от серебра. Но все было напрасно – шлаки или злые люди не отделились – все иудеи оказались совершенно однородною массою. Один свинец!


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009. / Т. 4. : Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с. ISBN 978-5-485-00273-2

Комментарии для сайта Cackle