профессор Александр Павлович Лопухин

Глава 1

1–11. Пророк оплакивает бедственное положение Иерусалима. 12–19. Сам Иерусалим присоединяется к плачу пророка. 20–22. Пророк снова жалуется на безвыходное положение своего народа.

(Плч.1:1–11.) Положение Иерусалима возбуждает глубокую скорбь в душе пророка. Город, некогда имевший многочисленное население, сидит теперь как одинокая вдова. Город, некогда стоявший высоко над другими как князь, стал в положение рабыни. Позор и унижение его так велики, что он ни днем, ни ночью не перестает проливать слезы. У него нет друзей, которые бы помогли ему. Прошли уже те дни, когда тысячи иудеев спешили в город на великий праздник. Улицы пусты, у ворот никого нет. Священники воздыхают и девицы в печали. Но Иерусалим сам виноват в своем падении; торжествующие над ним враги его – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. Издревле Иерусалим имел у себя много хорошего, но это не могло спасти его от грехов. Теперь еще большую печаль чувствует он, вспоминая об этих, утраченных им, благах в эти дни унижения. Поэтому он жалуется на свою судьбу пред Господом и просит у Него помощи.

Плч.1:1. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделал­ся дан­ником.

Иерусалим теперь одинок, как бездетная вдова. Раньше, во дни Давида и Соломона, он имел высокое значение в глазах окружающих Иудею народов – моавитян, еламитян, арабов, филистимлян и др. – и иногда становился в положение князя для разных областей языческих, какие подчиняли себя цари иудейские. Теперь он стал на степень раба, обязанного служить своим победителям, доставлять им дань хотя бы разными произведениями полей (натуральная повинность).

Плч.1:2. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любив­ших его; все друзья его изме­нили ему, сделались врагами ему.

Народы, которые, по-видимому, любили иудеев, теперь показали свое вероломство и стали даже с своей стороны теснить несчастных иудеев (ср. Пс 136:7; Иер. 25:3, 6, 40:14).

Плч.1:3. Иуда пере­селил­ся по причине бедствия и тяжкого рабства, по­селил­ся среди язычников, и не нашел по­коя; все, пре­следовав­шие его, настигли его в тесных местах.

«Иуда переселился» – правильнее: «Иуда уведен в плен». – «По причине бедствия и тяжкого рабства» – правильнее: «от бедствия и страшной тяготы». Пророк говорит, что вслед за разными бедствиями, причиненными иудейскому государству нашествиями то египтян, то халдеев, совершилось отведение иудеев в плен вавилонский. – «Поселился» – точнее: «они (иудеи) живут теперь среди язычников». – «И не нашел» – «и не находят покоя». Значит, и переселение в плен было еще не последним наказанием для иудеев; и в плену иудеи продолжают страдать как загнанные в теснину врагами, которые делают с ними, что хотят. Пророк имеет здесь в виду отчасти иудеев, переселенных в Вавилон еще до разрушения Иерусалима, отчасти же тех, которые только что отправлены в плен.

Плч.1:4. Пути Сиона сетуют, по­тому что нет идущих на праз­дник; все ворота его опустели; священ­ники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому.

«Пути Сиона» – правильнее: «пути, ведущие к Сиону». – «Нет идущих» – По закону Моисееву, все мужское население обязано было являться на большие три праздника к скинии свидения (Исх 23:17), и, в силу этого, в Иерусалим пред большими праздниками тянулись целые толпы богомольцев. – При воротах обыкновенно собирался народ для покупки разных товаров, привозимых в город. Здесь также происходили судебные разбирательства разных дел. – «Священники» и "девицы". О первых пророк упоминает в связи с предыдущим. Раз нет богомольцев, которые являлись с жертвами и приношениями разного рода, священники остаются без дела и без доходов. Отсюда можно видеть, далее, что халдеи увели в плен не всех священников. Некоторые из них оставались в стране и приходили посмотреть на развалины храма. О девицах пророк говорит потому, что они нередко своим пением и игрою на музыкальных инструментах увеличивали радость и торжество праздника.

Плч.1:5. Враги его стали во главе, неприятели его бла­го­ден­ствуют, по­тому что Го­с­по­дь наслал на него горе за множе­с­т­во беззаконий его; дети его по­шли в плен впереди врага.

«Впереди врага» – т. е. враги подгоняли детей иудейских вперед, чтобы они не отстали от каравана.

Плч.1:6. И отошло от дщери Сиона все ее великолепие; князья ее – как оле­ни, не находящие пажити; обессилен­ные они по­шли вперед по­гонщика.

«Олени не находящие пажити» – олени, которые давно не ели и не пили, едва передвигают ноги.

Плч.1:7. Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий сво­их, о всех драгоцен­ностях сво­их, какие были у него в пре­жние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не по­могает ему; неприятели смотрят на него и смеют­ся над его субботами.

Драгоценности, какие имел Иерусалим раньше, это, прежде всего, – храм, затем – царская власть, переходившая в Давидовом потомстве преемственно и т. д. Обо всем этом с горем припоминает Иерусалим именно теперь, когда он находится в унижении. – «Над его субботами». У евреев были и субботние дни, и субботние годы, посвященные Иегове. Язычники теперь насмехаются над этими праздниками и, вообще, над религией иудейской, указывая на то, что все это не могло спасти иудейское государство. – По пер. Вейсцеккера: «смеются над его низложением».

Плч.1:8. Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделал­ся отврати­тель­ным; все, про­славляв­шие его, смотрят на него с пре­зре­нием, по­тому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивает­ся назад.

«Сделался отвратительным» – точнее: «стал как женщина, имеющая на себе нечистоту». – Наготу его – т. е. его срам, его грехи и пороки, которые оскверняли его. – «Отворачивается назад», т. е. ему стыдно глядеть на людей.

Плч.1:9. На подоле у него была нечистота, но он не по­мышлял о будущности своей, и по­этому необыкновен­но унизил­ся, и нет у него утешителя. «Воззри, Го­с­по­ди, на бедствие мое, ибо враг воз­величил­ся!»

«Воззри, Господи…» – впереди этого нужно бы прибавить: «и потому Иерусалим восклицает».

Плч.1:10. Враг про­стер руку свою на все самое драгоцен­ное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое.

Язычникам было запрещено участвовать в богослужебных собраниях иудеев (Втор 23:3; Иез 44:7–9), а они теперь входят даже в самое святилище храма!

Плч.1:11. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоцен­ности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Го­с­по­ди, и по­смотри, как я унижен!»

И во время и после осады положение жителей Иерусалима было весьма тяжело. У них не было хлеба. – «Подкрепить душу» – подкрепить свои силы.

(Плч.1:12–19.) Воздыханием Сиона к Господу заканчивается первая часть первой главы. Этим пророк, в тоже время, делает переход ко второй части, в которой выводится говорящим уже сам Сион. Он обращается ко всем проходящим мимо него и просит их самих убедиться в том, как велико его бедствие: как будто огонь проходит по костям его, а ноги его запутались в сеть. Таким образом, Сион карается за грехи свои. Он предан на волю своих врагов, у него нет войска, и враги поступают с ним как работники, топчущие виноград. Как не плакать Сиону в такое тяжкое время? Пророк сам свидетельствует, что Сион не найдет себе ни у кого помощи, а потом Сион опять начинает говорить и исповедуется в своих преступлениях, но вместе указывает и на глубину своих страданий.

Плч.1:14. Ярмо беззаконий мо­их связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Го­с­по­дь отдал меня в руки, из которых не могу подняться.

«Ярмо беззаконий» – правильнее с евр.: «тяжким сделал Ты иго грехов моих Своею рукою», т. е. грехи Иерусалима Бог возложил на него Своею могучею рукою как тяжелое иго, какое надевают на быка. – «Они сплетены» – правильнее с евр.: «они привязаны друг к другу и взвалены мне на спину». – «Господь отдал» – правильнее: «Господь выдал меня тем, пред кем я не могу устоять».

Плч.1:15. Всех сильных мо­их Го­с­по­дь низложил среди меня, созвал про­тив меня собрание, чтобы истребить юношей мо­их; как в точиле, истоптал Го­с­по­дь деву, дочь Иуды.

Образ точила нередко встречается у пророков, ср., напр., Ис. 63:1–6.

Плч.1:17) Сион про­стирает руки свои, но утешителя нет ему. Го­с­по­дь дал по­веле­ние о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделал­ся мерзостью среди них.

Голос плачущего Сиона на минуту стихает, и пророк теперь сам подтверждает факт крайнего бедственного состояния Сиона.

Плч.1:18–19. Праведен Го­с­по­дь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен.

Зову друзей мо­их, но они обманули меня; священ­ники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.

Мысли Сиона обращаются в другую сторону, и он начинает исповедывать свою виновность пред Богом. Он сознает и неосновательность своих прежних надежд на помощь союзников: никто не помогает иудеям, и даже священники и почтенные старцы остаются без пищи.

(Плч.1:20–22.) На основании такого признания Божественной справедливости и своей виновности, Иерусалим обращается теперь к Богу с молитвою о том, чтобы Он с высоты призрел на Свой город и наказал врагов Иерусалима, радующихся его падению.

Плч.1:20. Воззри, Го­с­по­ди, ибо мне тесно, волнует­ся во мне внутрен­ность, сердце мое пере­вернулось во мне за то, что я упорно про­тивил­ся Тебе; отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть.

«Отвне обесчадил». Это выражение заимствовано из кн. Втор 32:25, но выражение как – лишнее. Нужно читать просто: «внутри (домов) – смерть», т. е. чума.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Плaч Иеремии – Глава 2 профессор Александр Павлович Лопухин 13,9K 

2. Толкование на книгу Плaч Иеремии – Глава 3 профессор Александр Павлович Лопухин 13,9K 

3. Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 50 профессор Александр Павлович Лопухин 135,1K 

4. Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 52 профессор Александр Павлович Лопухин 135,1K 

5. Толкование на плач Иеремии блаженный Феодорит Кирский 4,4K 

6. На некоторые места «Плача Иеремии» преподобный Ефрем Сирин 4,2K 

7. Плач Иеремии – Глава 1 профессор Павел Александрович Юнгеров 4,7K 

8. Книга пророка Иеремии – Глава 1 преподобный Ефрем Сирин 36,6K 

Комментарии для сайта Cackle