преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 46

Стужительные твои письма не мало меня оскорбляют: на всякое твоё письмо я должен давать ответ с обяснением и оправданием; теперь лежат на столе 50 писем (на которые должен отвечать; но не знаю, скоро ли могу их удовлетворить), но ни одного нет такого.

Что ж за беда, что месяц не имеешь ответа? Я имею, и по два месяца лежат письма; да еще и не одно случается: на два, на три одним могу отвечать; но стужения от них не вижу, и ответа не даю. При слабости глаз, так что почти не могу пера починить, бывает и слабость здоровья, так, что в день едва могу два, или три письма написать; а тут занятие с людьми; но ночью писать я уже неспособен! Оставя всех, я виноват пред одною только тобою, что долго не писал. До какой крайности велико твоё самолюбие: ты не уважаешь ни чьих нужд, только бы ты была удовлетворена. Ещё твердишь о скорби на тебя: уже о сем дело решено; когда ты спокойна совестью, то советую о сем замолчать; а ежели ещё будешь напоминать, то уже ни слова от меня не получишь.

Ты всё смущаешься за письма, что неверно могут доходить; однако ж, до сих пор, на опыте сего не видала, то и по истине должна себя укорять (что ты и делаешь, как сама удостоверяешь), и вопрошаешь, довлеет ли одно самоукорение, без всякого делания исполнения заповедей Божиих? Ежели истинно будет самоукорение, то принесёт и плод делания заповедей Божиих, а когда мнимое, то и оных не ожидай. Явно, что от самоукорения рождается смирение, а на оное Господь призирает и подаёт, силу к деланию; а по слову Исаака Сирина: «одно смирение и без дел благих может нас спасти; а напротив без, смирения дела бесполезны (сл. 46.). Прочти у св. аввы Дорофея о самоукорении, и у Каллиста и Игнатия можешь удостовериться; а ещё у св. Григория Синаита, гл. 117, в конце о смирении, чрез попущение падений даруемом.

Поздравляю мать О. с принятием ангельского образа и прошу её молить о мне, грешном. Да благословит её Господь, и да сподобит сохранить те чувства смиренные, которые имела, приготовляясь к пострижению. Только таковые дарования, без искушений весьма опасны; враг может обольстить святынею, а искушения смирят. Буди же воля Господня. Искушений устрашаться не должно, и не наскакивать на них; а какие пошлёт Бог, принимать с благодарением; в кресте познавается любовь Божия, а не в сладости утешения.

У В–на, кажется, ещё не совсем поняла, что жизнь монастырская есть тесный и прискорбный путь, вводящий в живот вечный. Почему же тесен и прискорбен путь? Не потому, чтобы он был таков в сущности, – что легче любви, кротости и смирения? – Но потому, что мы одержимы страстьми, и не можем им противиться: они-то и делают нам путь скорбным. Она, может быть, думала найти покой в монастыре, а средств к тому не предпринимает, которые Сам Господь нам преподал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29.). Впрочем, надежды не надобно терять, что она придёт в разум истинный, и какими-нибудь искушениями смягчится её нравственность; а тебе служит щеточкою, очищая ржавчины твоего серебреца; а то мы с тобою тогда только хороши, когда все раболепствует нам, и ничто не противится. И. М. 2 декабря 1844 года.



Источник: Издание козельской введенской оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет указанное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор архимандрит Фотий.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Евсхимон профессор Александр Павлович Лопухин

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

5. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Раскольники схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Письма – 516. Кто потерял веру к духовной матери – тот пал. Надо не оправдывать себя, а считать во всем виноватой преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Размышления на пути к вере протоиерей Вячеслав Резников

9. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Аммон, Инок митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Письма – 286. Сетование о том, что долго  не посещала духовная дочь преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Комментарии для сайта Cackle