Святая равноапостольная Мария Магдалина
08 января 2012 г.
Своими страданиями Христос Спаситель искупил род человеческий, открыл вход в Царство Небесное. В Своём служении Он постоянно проповедовал всем следовавшим за Ним. Восприятие Слова Божия слушающими было различным, но среди них были такие, которые даяху плод обильный (Мф 13:8). К числу таковых следует отнести святую равноапостольную Марию Магдалину. Такое именование она получила от места своего проживания в городе Магдале. Этот город принадлежал колену Иссахарову и находился на западном берегу Тивериадского озера в Галилее, недалеко от Капернаума. Именование женщины по месту жительства свидетельствует о её зажиточности, так как в основу именования других, например, брались их родственные отношения: Мария Иакова, Мария Клеопова. Евангелист Лука говорит, как Христос проповедовал Царствие Божие, а за Ним следовали обанадесяте <…> и жены некия, яже бяху изцелены от духов злых и недуг: Мариа нарицаемая Магдалина, из неяже бесов седмь изыде <…> и ины многи, яже служаху Ему от имений своих (Лк 8:1–3).
Более всего сведений о Марии Магдалине в Евангелиях мы находим в описании страданий Христа Спасителя, когда проявилась её верность и преданность Божественному Учителю. Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина (Ин 19:25). Уже после кончины Божественного Страдальца на кресте бывший на страже сотник уверовал в Божество Христа Спасителя. Евангелист Матфей добавляет при этом: Бяху же ту и жены многи издалеча зрящя, яже идоша по Иисусе от Галилеи, служащя Ему. В нихже бе Мариа Магдалина, и Мариа Иакова и Иосии мати, и мати сыну Зеведеову (Мф 27:55–56). Затем праведный Иосиф Аримафейский испросил тело Божественного Страдальца и совершил Его погребение в новем своем гробе (Мф 27:60). Как отмечает Евангелист Матфей: Бе же ту Мариа Магдалина и другая Мариа, седяще прямо гроба (Мф 27:61). Евангелист Марк говорит, что Мариа же Магдалина и Мариа Иосиева зрясте, где Его полагаху (Мк 15:47). Затем минувшей субботе, Мариа Магдалина и Мариа Иаковля и Саломиа купиша ароматы, да пришедшя помажут Иисуса (Мк 16:1). Их затруднения о запечатанном гробе рассеялись сами собой, яко отвален бе камень (Мк 16:4) и во гробе они узрели светлого ангела, который возвестил им о Воскресении Господа Христа. Затем по Своём воскресении Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов. Она же шедши возвести с Ним бывшым, плачущымся и рыдающым (Мк 16:9–10). Евангелист Иоанн Богослов несколько иначе и подробнее говорит о событиях тех скорбных дней, ставших затем радостными. Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба (Ин 20:1). Она с поспешностью сообщает об этом апостолам Петру и Иоанну, которые поспешили ко гробу, где увидели ризы лежащя (Ин 20:5). Затем они возвратились к себе, Мариа же стояше у гроба вне плачущи <…> приниче во гроб и виде два ангела в белых ризах седяща, единаго у главы и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово. И глаголаста ей она: Жено, что плачешися? Глагола има: Яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его. И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть. Глагола ей Иисус: Жено, что плачеши? Кого ищеши? Она же мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его. Глагола ей Иисус: Марие. Она же обращшися глагола Ему: Раввуни, еже глаголется учителю. Глагола ей Иисус: Не прикасайся Мне, не убо взыдох ко Отцу Моему; иди же ко братии Моей и рцы им: Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему. Прииде же Мариа Магдалина поведающи учеником, яко виде Господа и сия рече ей (Ин 20:11–18). В воскресной службе святым жёнам мироносицам читаем: “Приидоша на гроб Магдалина, и другая Мариа ищуще Господа, и ангела видеша яко молнию седяща на камени, и глаголаша им: Что ищете Живаго с мертвыми; воскресе, якоже рече: в Галилеи Его обрящете”1.
После вознесения Господня Мария Магдалина, несомненно, была среди некоторых жен (Деян 1:14), единодушно пребывавших в молитве со святыми Апостолами и Богоматерью в горнице в ожидании сошествия Святаго Духа. Поздний путешественник описывает места во святом граде Иерусалиме. В храме во имя Константина и Елены “привели <…> где Христос сидел на камени, когда явился Марии Могдалыне <…> А камень, что стул, круглой, красной кремен”2. В храме Воскресения Христова “лежит камень, на коем Христос сидел и явился Марии Магдалыни”3.
Церковное предание сохранило сведения о её подвигах в столице тогдашней империи. «В Риме, явившись к императору Тиверию, святая Мария Магдалина поднесла ему красное яйцо со словами: “Христос воскресе!”. Затем она рассказала императору о крестных страданиях Спасителя. Поднесение яйца было обычно в то время как знак радости. Со времени святой Марии обмен яйцами в день Воскресения Господа между христианами вошёл в обычай»4. Об этом говорится в акафисте святой мироносице. В 11-м икосе читаем: “Достигши же даже до древняго Рима, мужески Тиверию кесарю предстала еси и тому образом краснаго яйца и мудрыми словесы живоносную силу Христа уяснила еси, лукаваго же Пилата и безбожнаго архиерея обличила еси, да по беззаконным делом своим достойная приимут <…> Радуйся, гнева кесарева не убоявшаяся; радуйся злобу и коварство врагов Христовых тому показавшая”5. Церковный историк Евсевий Памфил говорит о том, что римский император Тиверий (14–37) знал от Пилата о событиях в Палестине, о молве о воскресении Христа Спасителя “и не замышлял против Христова учения ничего несообразного”6. Более того, предполагается, что благодаря проповеди Марии Магдалины римский правитель предлагал сенату “включить Христа в сонм римских богов”7. Святая мироносица знала апостола Павла, которого Господь призвал к проповеди Евангелия уже после Своего преславного Вознесения и, очевидно, помогала ему в миссионерском служении. Поэтому апостол Павел в конце Послания к Римлянам пишет: Целуйте Мариамь, яже много трудися о нас (Рим 16:6).
В последующее время Мария Магдалина пребывала в Ефесе, где трудился святой Иоанн Богослов, который, в отличие от других Евангелистов, написал четвёртое Евангелие значительно позднее; в нём подробно говорится о воскресении Христа Спасителя и о Его явлении Марии Магдалине. Скончалась равноапостольная Мария Магдалина в Ефесе. Святитель Димитрий Ростовский (1709; пам. 28 окт.) сообщает, что она “положена бысть у вертепнаго входа, в коем вертепе послежде святи седмь отроцоцы уснуша”8. Разбирая западную версию о мощах святой Марии Магдалины в Провансе, архиепископ Сергий (Спасский)
Икона равноапостольной Марии Магдалины
отмечает, что “по житию святого Виллибальда (память его 7 июля) епископа Ейхштадского, путешествовавшего в VIII веке на Восток, гробница её показывалась в 745 году в Ефесе”9. Позднее её святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Льве VI Философе (886–912)10. Между тем игумен Даниил, путешествовавший из Киевской Руси во Святую Землю в начале XII века, в разгар крестовых походов, посетил также и Ефес. Он пишет о нём: “И ту есть близь пещера идеже лежат телеса 7-ми отроков <…> и гроб Магдалыни Марьи и глава ея”11. А неизвестный русский путешественник, посетивший Константинополь в конце XIII – начале XIV века, то есть уже после падения Латинской империи, так описывает святыни в столичной обители праведного Лазаря: “Лазарь святыи друг Божии, в правом столпе запечатан, а сестра его Марфа по левои руце туто лежит; туто ж <…> в левом столпе Марья Магдалыни замурована”12. Последующие путешественники, посещавшие этот монастырь, о мощах святой Марии Магдалины ничего не говорят13.
С принятием христианства на Руси начинает почитаться Мария Магдалина. Значительна иконография последовательницы Христа. Её изображение встречается на иконах Страстного цикла: среди предстоящих у распятия Спасителя14, Снятия со креста15, Положения в гроб16, Не рыдай Мене Мати17, а также в лике Жен мироносиц18 и др.19. На иконе XVII века Московской школы (?) святая держит в “правой руке – белый крест, в левой – золотой с чернью и цветными камнями алавастр”20. Написание святой Марии Магдалины на иконах избранных святых позволяет говорить, что её имя носила Мария Годунова, супруга первого выборного на Руси царя Бориса Годунова21, Мария Долгорукова, первая супруга царя Михаила из династии Романовых22. Строительство православных храмов также могло носить тезоименитый характер. До наших дней, например, сохранилась церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины в немецком Веймаре, построенная по завещанию дочери Павла I Марии Павловны (†1859), великой герцогини Саксен-Веймарской23. Проповедники XIX века в конце проповедей в день памяти равноапостольной Марии Магдалины говорили об именинницах-государынях24.
Интересна судьба святых мощей мироносицы. Очевидно, “во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарём Латеранского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находится во Франции, близ Марселя. Частицы святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме”25. Многие мощи древних святых в результате позорного четвёртого крестового похода, когда в 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь, оказались на Западе. За этим стоит в своём роде благочестие западных христиан-крестоносцев. Следует отметить, что до и после также были случаи, когда в силу различных обстоятельств мощи святых могли оказаться на Западе, например, мощи святителя Николая. Неизвестный суздалец, путешествовавший вместе с митрополитом Исидором в 1438 году из Москвы в Италию на униатский собор, так говорит о святынях Венеции: “Ту и сам святыи Марко лежит; а мощей святых много, иманы из Царяграда”26. Теперь, спустя века, в этом можно усмотреть особую промыслительность, так как мощи святых не погибли от турок при падении Византии27. Но за прошедшее время Западная Церковь пережила раскол внутри себя: появился протестантизм, в котором отрицается почитание святых мощей и икон. Это отразилось также и на католическом благочестии, в котором утратилось живое почитание и поклонение святым мощам и иконам. Впрочем, почитание определённых святых в отдельных регионах сохранилось и носит особый, торжественный характер, например, в южноитальянском городе Бари 9 мая торжественно чтут святителя Николая: в костюмах IX века несут через весь город его древнюю скульптуру и т. д. В написанном в XV веке “Исхожении Авраамия Суждальскаго на осмыи собор с митрополитом Исидором” описывается мистерия, совершавшаяся в Вознесенском храме во Флоренции в самый праздник Вознесения. Из женских персонажей при этом называются только Богоматерь и Мария Магдалина28.
Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (Лк 7:38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают их29. Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление её жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и поклонения30.
Скульптурное изображение Марии Магдалины
в базилике Сент Максимин
В храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Сент Максимин в центре северного нефа базилики находится вход в крипту, где были обретены мощи ученицы Христовой в 1279 году31. Было обнаружено, что из уст праведницы произрастал побег растения. Богословская мысль объяснила это как свидетельство о её особой миссии: она – “Апостол Апостолов”, так как именно она возвестила святым Апостолам благую весть о воскресении Христа Спасителя32. Инициатором обретения святых мощей ученицы Христовой был принц Карл II Анжуйский (†1309), наследный граф Прованса. С этого времени Мария Магдалина становится покровительницей Анжуйской династии и Прованса33 и её почитание приобретает особый, имперский характер34. Над её мощами была воздвигнута базилика. Здесь святая мироносица особенно почитается, в день её памяти – 22 июля по григорианскому календарю – совершаются городские торжества.
Реликварий с мощами равноапостольной Марии Магдалины
в базилике Сент Максимин
Важно отметить мнение одного западного исследователя, который “пришёл к выводу, что культ Марии Магдалины возник в Провансе не ранее середины одиннадцатого столетия”35, совершение богослужений ей началось на Западе “только в одиннадцатом или двенадцатом веке”36. На латинском языке стали затем создаваться жития святой равноапостольной Марии Магдалины: отшельническая редакция, апостольская редакция, затем обе редакции были соединены вместе. Позднее её житие вошло в состав западных агиографических и гомилетических сборников. Сподвижники и продолжатели трудов Иоанна Кассиана Римлянина (†435; пам. 29 февр.) содействовали распространению почитания святой равноапостольной Марии Магдалины в Европе37.
Поскольку на Западе мироносицу отождествляли с грешницей, омывшей слезами стопы Спасителю (Лк 7:38)38, а семь мучивших её бесов, которых изгнал затем Христос, воспринимались “как расплата за грехи”39, то в проповедях западного духовенства святая равноапостольная Мария Магдалина прославлялась как образец истинного покаяния40. Восточная же традиция считает, что это были две разных женщины и на Марии Магдалине явились дела Божия (Ин 9:3). “Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов её или родителей её, а Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией, явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветление её ума, привлечение её к вере в Христа Спасителя и к вечному спасению”41. Её почитание на Западе было многогранным. “Проявление Марией Магдалиной заботы о Христе вдохновило верующих на добрые – от её имени – дела”. Поэтому в средневековье появляются странноприимные дома, находившиеся “под покровительством Марии Магдалины”42, а также больницы, лепрозории. В честь мироносицы основывались монастыри, причём “монастыри имени Марии Магдалины по своей численности уступали только названным в честь Девы Марии, что свидетельствует о большом почитании этой святой”43. Она является также покровительницей ремесленников различных специальностей44.
Мощевик с частицей мощей равноапостольной Марии Магдалины
Большим почитанием святая мироносица пользуется и на Руси. В 2004 году в семинарский храм во имя преподобного Иоанна Лествичника из Троицкого собора была принесена частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Это способствовало в последующее время особому почитанию ученицы Христовой в семинарском храме, в котором поют учащиеся Регентской школы при Московской Духовной академии. Святая жена, сподобившаяся именоваться мироносицей, а также равноапостольной, постоянно поминается на литийных прошениях, на отпусте. В день памяти равноапостольной Марии на всенощном бдении вместо кафизм творится акафист на распев. Поскольку в современной богослужебной Минее служба равноапостольной Марии Магдалине дана в соединении с песнопениями священномученику Фоке, то из Иерусалима была доставлена более полная служба святой мироносице. В 2008 году в день памяти равноапостольной Марии Магдалины студия Троице-Сергиевой Лавры сделала в семинарском храме аудиозапись всенощного бдения и Литургии.
Пасхальное яйцо с изображением
равноапостольной Марии Магдалины
При жизни Божественного Учителя она отличалась верностью и преданностью Ему. Последовавшие позднее перенесения мощей святой мироносицы способствовали распространению её почитания в мире. Ныне ей возносят молитвы в разных странах и в разных Церквах. Её имя и подвиги свидетельствуют о воскресшем Христе Спасителе. В Синаксаре в Неделю святых Жен мироносиц говорится: “Магдалина же и яко оградника мнящи, Того о Самом вопрошаше. Многи убо быша мироносицы, но Евангелисти о нарочитых точию сотворше поминание, другие оставша. Бяху же сия первая всех Магдалина Мариа, из неяже и демонов седьм изгна, яже и по Христове вознесении в Рим пришедши, яко словом новым, смерти Пилата и архиереа предает, яже о Спасе Христе Тиверию кесарю возвестивши. Последи же во Ефесе умирает, и от Богослова Иоанна погребается; от Премудраго же Льва в Константин град приносится”45. Один из проповедников говорит: “Какой величественный образ благодарной любви к Господу представляет собою святая равноапостольная Мария Магдалина! И ты, душа христианская, подобно ей должна быть проникнута таким же крепким и неизменным чувством к Господу Иисусу. Силою искупительных заслуг Его и ты в Таинстве Крещения освобождена, подобно Магдалине, от власти духов лукавых, нечистых, гнездящихся в тебе и со времени греха прародительского имеющих доступ к человекам”46.
* * *
3-я стихира на литии // Триодь цветная. М., 1992. Л. 62; Славник на хвалитех в понедельник на утрени // Там же. Л. 78; Славник на Господи воззвах на вечерне в среду // Там же. Л. 84.
Хождение в Святую Землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703. М., 2008. С. 81, 186, 323.
Там же. С. 98, 215, 338.
Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти Апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. М., 2005. С. 359.
Акафисты святым женам. М., 2006. С. 76–77.
Памфил Евсевий. Церковная история. М., 1993. С. 49.
Там же. С. 50.
Святитель Димитрий Ростовский. Книги житий святых. Иуний, Иулий, Август. М., 1880. Л. 154 об.
Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Ч. 2 и 3. М., 1997. С. 280.
Там же. С. 280; Иванов Н. Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 7. С. 56.
Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 29; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век. СПб., 1997. С. 30, 31; Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников XII-XV века: исследование, тексты, комментарии. М., 2005. С. 165.
Книга хожений. С. 84–85; Малето Е. И. Антология хожений… С. 239, 249.
Малето Е. И. Антология хожений… С. 294, 297.
Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв.: Опыт историко-художественной классификации: В 2-х т. Т. 1: XI -начало XVI века. М., 1963. С. 143. № 92; С. 333. № 277; Там же. Т. 2: XVI-XVIII. М., 1963. С. 19. № 354; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 55. № 28; С. 94–95. № 131.
Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи… Т. 2. С. 206. № 621.
Там же. Т. 1. С. 152. Прим. 1; С. 155. № 106; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитьё. М., 2002. С. 268.
Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи… Т. 2. С. 318. № 792.
Там же. С. 138. № 527; С. 357. № 846; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. С. 56. № 32; Смирнова Э. С.; Лаурина В. К.; Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 338–339. № 75.
Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи… Т. 1. С. 259. № 218.
Там же. Т. 2. С. 294. № 759.
Там же. С. 185. № 588; С. 332. № 806.
Там же. С. 364–365. № 855.
Ма k а rij А rchi mа ndrit ( V е r е t е nnik о v ). Die Kirche der apostelgleichen Маriа Маgdalena zu Wеimar. Studuen zu ihrer Gеsсhichte (ОIKОNОМIА, Вd. 38). Еrlаngеn, 1999; Он же. Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре // Альфа и Омега. 2000. № 1(23). С. 109–127. Об алтарном образе Марии Магдалины, написанном немецким художником в западном стиле, см. Игумен Макарий. Памяти протоиерея Стефана Сабинина // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 4. С. 17. На титульном листе книжечки Е. Н. Воронцова имеется надписание “В память священного коронования ея Императорского величества государыни императрицы Марии Феодоровны”, см. Воронцов Е. Н. Житие святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. М., 1883.
Протоиерей Н. Раевский. Избранные слова и речи. СПб., 1861. С. 148–149; Архиепископ Павел. Слова и речи. Б. м., 1878. С. 478–487; Протоиерей А. Иванов. Проповеди, речи и беседы. Тула, 1887. С. 183–194; Епископ Екатеринославский и Таганрогский Августин. Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений. Вильна, 1893.
Памфил Евсевий. Церковная история. С. 50; Минея Июль. М., 1988. Ч. 3. С. 21.
Книга хожений. С. 148; Малето Е. И. Антология хожений… С. 323.
Начиная с XIV века на Русь ехали из Византии старцы, которые просили материальную помощь и везли на Русь святые мощи. Этот поток просителей и привозимых ими мощей становится наиболее интенсивным в XVII веке. Можно говорить, что греческая иерархия везла на Русь мощи святых и ранее: в Х и последующих веках. Это было необходимо для молодой Церкви при построении новых храмов, при освящении антиминсов и т. д. О древнем мощевике, заложенном под престол в Спасском Черниговском соборе, см. Холостенко Н. В. Мощеница Спаса черниговского // Культура средневековой Руси. Посвящается 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974. С. 199–202.
Книга хожений. С. 158–159; Малето Е. И. Антология хожений… С. 333.
Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 2: Святой Восток. Ч. 2 и 3. С. 279–280. Папа Григорий Великий Двоеслов (†604; пам. 12 марта) отождествляет трёх Евангельских Марий, см. Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. М., 2007. С. 44–47.
Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 279–285.
Там же. С. 26, 53–54.
Там же. С. 27.
Там же. С. 310.
Важной составляющей внешней политики отца принца, Карла I Анжуйского (†1285), была организация крестового похода против Византии и возрождение латинской империи на месте православной державы. Однако его мощь рухнула в 1282 году после “сицилийской вечерни”, которая была организована дипломатическими усилиями императора возрождённой Византии Михаила VIII Палеолога, см. Дворкин А. Роль византийско-арагонского тайного союза в подготовке “Сицилийской вечерни” // Альфа и Омега. 1994. № 2. С. 83–100.
Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 20.
Там же. С. 47.
В конце ХХ века возрастает число западных работ о равноапостольной Марии Магдалине, см. Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 22–23.
В Четье Минее святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.) на 21 марта имеется такой текст: “В той день память жене излиавшеи миро на главу Христову в доме Симона прокажена. – Стих: Жена възлиавши на тело Господне миро, никодимово помазание предваривши, еже смирну с алоемь”. – Великие Минеи Четьи Митрополита Макария. Успенский список. 12–25 марта. Weiher Freiburg, I. BR., 1998. С. 1126.
Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 46.
Там же. С. 14.
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1910. Кн. 11. С. 507.
Янсен Кэтрин Л. Мария Магдалина. С. 118.
Там же. С. 126.
Там же. С. 246.
Триодь цветная. М., 1992. Л. 70.
Беседа двадцать девятая. Святая равноапостольная Мария Магдалина // Воскресные беседы. 1879. № 29. С. 115.