игумен Марк (Лозинский)

Пресвитер

См. также: Беснование. № 17; Блудная брань. № 67; Кончина детей. № 327; Кончина праведника. № 349; Неосуждение. № 641; Осуждение пресвитера. № 690; Священство. № 1005.

897. Пресвитер Петр по смирению всегда становился позади других

Петр, пресвитер Диосский, когда бывал на общественной молитве, то, хотя его и принуждали стоять впереди всех из уважения к его священству, по смирению своему всегда становился сзади других, исповедуя свои грехи. Делал он это, никого не оскорбляя. (Достопамятные сказания. С. 242).

898. Отшельник не принял оклеветанного пресвитера, приносившего ему Святые Дары, и был вразумлен видением, что вода в золотом колодце не изменяется оттого, что черпает ее прокаженный

См. также: Причастие.

К некоему отшельнику приходил пресвитер из ближней церкви и преподавал ему Святые Тайны. Кто-то, придя к отшельнику, наговорил ему на пресвитера, и когда пресвитер по обычаю пришел, чтобы преподать Святые Тайны отшельнику, тот, объятый соблазном, не отворил ему дверей. Пресвитер, увидев это, ушел. И вот был к отшельнику голос: “Восхитили себе человеки суд Мой.” После этого отшельник пришел в исступление. Он увидел как бы золотой колодец, золотой сосуд, золотую вервь и воду особенно хорошего достоинства. Увидел он при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял ею сосуд. Отшельник хотел пить, но не мог потому именно, что черпавшим был прокаженный. И опять был к нему голос: “Почему ты не пьешь эту воду? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд.” Отшельник, придя в себя и рассмотрев значение видения, призвал пресвитера и, как прежде, просил его преподать ему Святое Причастие. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 500. № 109; Древний патерик. 1914. С. 25. № 5).

899. Пресвитер, совершавший литургию, пребывая в грехе блудодеяния, был наказан болезнью; преподобный Макарий исцелил его только после того, как он исповедал свой грех и дал обещание никогда больше не литургисать

См. также: Блуд; Исцеление; Наказание; Рак.

Однажды я пришел к Великому Макарию и увидел, что какой-то пресвитер из селения лежал вне его келии. Голова у него была так изъедена болезнью, называемой раком, что обнажилась кость на темени. Он пришел к Макарию, чтобы получить исцеление, но тот и на дух не хотел принять его. Я стал упрашивать Макария и говорил ему: “Молю тебя, умилосердись над этим страдальцем, дай ему, по крайней мере, какой-нибудь ответ.” Святой отвечал мне: “Он недостоин исцеления, Господь послал ему такую болезнь для его вразумления. Если хочешь, чтобы он исцелился, так посоветуй ему с этого времени отказаться от совершения Таинств.” Я спросил: “Молю тебя, скажи, почему так?” Он отвечал мне: “Этот пресвитер совершал литургию в грехе любодеяния и за это теперь наказывается. Если он по страху прекратит то, что дерзал делать по небрежности, Бог исцелит его.” Когда я пересказал это страждущему, он обещал с клятвой более не священнодействовать. Тогда Макарий принял его и сказал: “Веришь ли ты, что есть Бог, от Которого ничто не скрыто?” Он отвечал: “Верю.” Потом Макарий сказал ему: “Ты не должен был посмеиваться над Богом.” Он отвечал: “Не должен, господин мой.” Великий Макарий сказал: “Ежели ты сознаешь свой грех и Божие наказание, которому подвергся за этот грех, то исправься на будущее.” Пресвитер исповедал свой грех и обещал более не грешить и не служить при алтаре, но стать в ряду мирян. Затем святой возложил на него свои руки, и он в несколько дней выздоровел, оброс волосами и возвратился домой здоровым, прославляя Бога и благодаря Макария Великого. (Лавсаик. С. 66).

900. Пресвитер не начинал литургии, пока не видел Святого Духа, нисшедшего на престол

См. также: Дух Святой; Литургия.

В Киликии есть город Эги. На расстоянии 10 тысяч шагов от него есть селение Мардард. В том селении – храм во имя святого Иоанна Крестителя. Священником при этом храме был старец, великий перед Богом и исполненный добродетели. Однажды жители селения пришли к епископу города Эги с просьбой: “Возьми от нас этого старца, – он не угоден для нас. В воскресный день он совершает литургию в девятом часу и не соблюдает установленного чина Божественной службы.” Епископ, призвав старца, спросил его: “Зачем ты так поступаешь, старец? Или не знаешь устава Святой Церкви?” – “Поистине так, Владыко, – отвечал старец, – и ты справедливо говоришь. Но я не знаю, что мне делать. В воскресные дни от самой полунощницы я нахожусь у Святого Престола и не начинаю литургии, пока не увижу Святого Духа, нисходящего на Святой Престол. Когда же увижу наитие Святого Духа, немедленно совершаю литургию.” Епископ подивился добродетели старца. Вразумив жителей селения, он отпустил их с миром и хвалой Богу. (Луг духовный. С. 36).

901. Отрок видел, что Крещение его совершил светоносный муж, пресвитер же в это время был связан и находился вне храма

См. также: Ангел; Видение; Запрещение; Крещение; Литургия.

Во времена царей Льва и Александра один князь, живший в Пелопоннесе, купил себе отрока родом из скифов и отдал его пресвитеру, чтобы прислуживать тому в домашней церкви. Когда мальчику исполнилось 12 лет, выяснилось, что он не крещен. Князь призвал пресвитера и повелел ему окрестить мальчика. По совершении Таинства: отрок пришел к своему господину, держа свечу. Князь попросил мальчика пригласить к нему крестившего его пресвитера. Отрок, придя в церковь, увидел там священника и, вернувшись, возвестил князю, что того, кто крестил, в храме нет. Князь удивился этому и послал другого отрока позвать пресвитера. Когда священник пришел, то выяснилось, что он был в храме. Князь сказал новокрещенному, почему он говорил, что в храме нет того, кто крестил его. Отрок же сказал, что не этот пресвитер крестил его, ибо тот, кто совершал Таинство над ним, светился, как солнце, а лицо его блистало, как молния. И когда служил тот страшный муж, этот священник стоял вне храма, связанный железными цепями по рукам и ногам, и держали его два страшных изувера, пока не кончил служение солнцеобразный муж. Услыхав это, князь удивился и его объял страх. Взяв священника за руку, он ввел его в свою комнату и спросил, что значат слова отрока? Пресвитер, упав пред князем на колени, со слезами сказал: “Так как Господь и Бог мой не скрыл от тебя обо мне, то выслушай следующее. На своей родине, соблазненный врагом душ наших, я впал в согрешение. Когда узнал об этом мой епископ, то дал мне епитимию – более не священнодействовать. Я же, будучи беден и без служения не имея на что жить, пришел в эту страну. Ты же, господин мой, умилосердился надо мной и принял меня в свой дом. Я же, окаянный, поправ свою совесть и правила Божий, забыв вечные и страшные муки, служил до сего дня. Но так как Бог открыл тебе обо мне, я уже более не достоин взирать на тебя, моего господина.” Князь сказал ему на это, что полезнее было бы для него просить себе хлеба, чем ради временной жизни попрать заповедь Божию и дерзнуть приступить к божественному служению. “Но так как Бог человеколюбив и принимает искренне кающихся, то иди в монастырь и кайся все остальное время своей жизни, да милостив будет к тебе Господь за твое нечестие. Я же думаю, что нет тяжелее греха, когда иерей, будучи запрещен, дерзнет служить литургию.” Сказав это, князь отпустил иерея в монастырь. (Пролог. Январь. 5 день. С. 13).

902. Повесть о посещении святителем Василием Великим добродетельного Анастасия и его жены Феогнии и об исцелении им болящего мужа

См. также: Доброделание; Исцеление; Литургия; Огонь Божественный; Подвиг тайный; Подвиг; Прозорливость; Супруги; Целомудрие; Чистота.

Однажды святитель Василий Великий сказал своим клирикам: “Чада мои, пойдемте со мной и увидим славу Божию.” Они пошли из города и направились в дом к добродетельному пресвитеру Анастасию. Этот пресвитер не принимал пищи в течение недели, а в субботу и воскресенье вкушал только хлеб и воду. Ночи он проводил в молитвах вместе со своей женой. Отличался редкой кротостью, благостностью и милосердием к убогим. Узнав силой Святого Духа приход святителя Василия, Анастасий сказал своей нареченной жене, на самом же деле – сестре, что он идет на поле пахать, а она чтобы прибрала комнату и в девятый час, взяв кадильницу с фимиамом и зажженную свечу, встретила архиепископа Василия, ибо он идет в их дом. Она сделала, как ей было сказано. Жена пресвитера считалась неплодной, на самом же деле она была девой, ибо они жили в чистоте уже сорок лет и строго хранили свою тайну. Встретив святителя Василия Великого с великой честью и сотворив ему поклонение, жена взяла у него благословение. Благословив ее, святитель Василий сказал: “Здорова ли ты, Феогния?” Она удивилась, что святитель назвал ее по имени, и ответила: “Здорова, святой отче, раба твоя.” Спрашивает ее святитель: “Где Анастасий, брат твой?” Она ответила, что ее муж ушел пахать. Но святитель Василий опять сказал, что Анастасий – ее брат, и этим привел ее в трепет, ибо проник в тайну их жизни. Когда святитель Василий встретился с Анастасием, пресвитер умыл его ноги и они приветствовали друг друга о Господе. Затем святитель Василий направился в храм и стал убеждать пресвитера совершить службу. Но пресвитер Анастасий говорил, что меньший от большего благословляется, и поэтому не дерзал начинать службу. Василий Великий сказал ему на это: “Ко всем своим добрым делам приложи и послушание,” – и этим убедил его совершить литургию. За службой во время пресуществления Святых Даров достойные видели, что Святой Дух в виде огня окружал пресвитера и святой алтарь. Причастившись, все воздали славу Богу и пошли к пресвитеру вкусить пищи. Святитель Василий начал расспрашивать пресвитера о его жизни и добродетелях. Анастасий называл себя грешником и по смирению говорил, что он недостоин никакой добродетели, что вместе с женой своей он трудится, чтобы платить подати и для пропитания нищих и странников. Святитель Василий сказал пресвитеру, чтобы он звал свою жену сестрой, ибо она – его сестра. Так как пресвитер умалчивал о своих добродетелях, то святитель Василий, встав, направился к одной из комнат в доме пресвитера. Пресвитер стал просить святителя не входить в эту комнату, говоря, что в ней хранится их имущество. Святой же Василий сказал, что потому он и пришел, что в этой комнате их имение. Так как пресвитер все же не отпирал дверей, то архиепископ своим словом отворил двери, вошел в комнату и увидел там тяжело больного мужа, о котором никто не знал, кроме пресвитера и его жены. И спросил святитель пресвитера: “Почему ты хотел скрыть свое богатство?” Анастасий отвечал, что он боялся, чтобы болящий не согрешил против архиепископа словом, ибо он гневлив и сварлив. Архиепископ сказал пресвитеру, что он хорошо потрудился для болящего, но в эту ночь он сам хочет послужить ему, чтобы получить награду вместе с пресвитером. Оставшись на ночь с больным, врач недугов – святитель Василий – молил Бога, исцеляющего все недуги и все болезни, об исцелении болящего. Утром он вывел болящего совершенно здоровым, прославляющего Бога, святого Василия и добронравного пресвитера Анастасия. (Пролог. Февраль. 27 день. С. 116).


Вам может быть интересно:

1. Охридский пролог – 1. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София святитель Николай Сербский

2. Епархии Константинопольской церкви в XV-XVIII веках профессор Иван Иванович Соколов

3. Отповедь полкового священника на "Солдатскую памятку российской социал-демократической партии" протопресвитер Евгений Аквилонов

4. Слова и речи – 491. Слово по освящении храма во имя Святителя Димитрия Ростовского чудотворца в Песношском монастыре святитель Филарет Московский (Дроздов)

5. Вернувшийся домой: жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Том 2 – Основные источники иллюстративного материала митрополит Нестор (Анисимов)

6. Из Румелии – Акарнания. 25 июня 1865. Пятница. архимандрит Антонин (Капустин)

7. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – IV. Variationes профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Письма – 493. Смирение заменяет недостаток дел преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VIII – Канон – епитимия профессор Александр Павлович Лопухин

10. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

Комментарии для сайта Cackle