Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)

святитель Андрей Критский
  1. В поне­дель­ник пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го поста
  2. Во втор­ник пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го поста
  3. В сре­ду пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го поста
  4. В чет­верг пер­вой сед­ми­цы Вели­ко­го поста
  5. В сре­ду (вече­ром) пятой сед­ми­цы Вели­ко­го поста

Аудио и видео

Толкования:

Переводы:

Тесты:

 

Вели­кий канон — выда­ю­ще­е­ся литур­ги­че­ское про­из­ве­де­ние уми­ли­тель­но­го, пока­ян­но­го харак­те­ра, чита­е­мое в Церк­ви за бого­слу­же­ни­ем в опре­де­лён­ные дни Вели­ко­го поста. Осно­во­по­ла­га­ю­щая роль в напи­са­нии тек­ста кано­на при­над­ле­жит свя­то­му Андрею Крит­ско­му.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Пер­во­на­чаль­ный текст Вели­ко­го кано­на, состав­лен­ный крит­ским свя­тым, впо­след­ствии был вос­пол­нен дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми авторами.

Несмот­ря на то, что это про­из­ве­де­ние и само по себе отли­ча­лось высо­ким худо­же­ствен­ным досто­ин­ством, име­ло высо­кое бого­слов­ское и духов­но-нрав­ствен­ное зна­че­ние, после­ду­ю­щие цер­ков­ные писа­те­ли нашлись, чем обо­га­тить и укра­сить его, дове­дя до уров­ня высо­чай­ше­го литур­ги­че­ско­го образца.

Счи­та­ет­ся, что ори­ги­наль­ный вари­ант был напи­сан Андре­ем Крит­ским под вли­я­ни­ем лич­ных пере­жи­ва­ний и поис­ков, глу­бо­ко­го пока­ян­но­го сокрушения.

Вели­кий канон — одно из послед­них про­из­ве­де­ний пре­по­доб­но­го Андрея, напи­сан им уже в ста­ро­сти. Это под­твер­жда­ет­ся харак­тер­ны­ми дета­ля­ми в тек­сте само­го кано­на: «Повер­же­на мя, Спа­се, пред вра­ты Тво­и­ми, поне на ста­рость не отри­ни мене во ад тща» (1‑я песнь, 13‑й тро­парь; нуме­ра­ция тро­па­рей дает­ся по пол­ной вер­сии кано­на в чет­верг 5‑й сед­ми­цы поста), «От юно­сти, Хри­сте, запо­ве­ди Твоя пре­сту­пих… уны­ни­ем пре­идох житие» (1‑я песнь, 20‑й тро­парь), «Исчез­о­ша дние мои, яко соние воста­ю­ща­го: тем­же яко Езе­кия сле­зю на ложи моем, при­ло­жи­ти­ся мне летом живо­та» (7‑я песнь, 20‑й тропарь).
Утвер­жда­ют, что канон был напи­сан им для себя. Одним из моти­вов к состав­ле­нию кано­на, как пола­га­ют, мог стать эпи­зод из био­гра­фии свя­то­го. Визан­тий­ский импе­ра­тор Филип­пик Вар­дан (711–713) был убеж­ден­ным моно­фе­ли­том и в 712 году заста­вил неко­то­рых епи­ско­пов, в том чис­ле и пре­по­доб­но­го Андрея, под­пи­сать осуж­де­ние VI Все­лен­ско­го Собо­ра. Вско­ре нече­сти­вый импе­ра­тор был сверг­нут, пра­во­сла­вие вос­ста­нов­ле­но, но пре­по­доб­ный Андрей не мог не пере­жи­вать по пово­ду сво­е­го мало­ду­шия и свое рас­ка­я­ние выра­зил в тек­сте Вели­ко­го канона.

Таким обра­зом, при­ни­мая мне­ния о том, что свя­той Андрей соста­вил свой канон в пре­клон­ном воз­расте и что собы­тия 712 года мог­ли стать допол­ни­тель­ным сти­му­лом к напи­са­нию Вели­ко­го кано­на, мож­но для само­го про­из­ве­де­ния пред­ло­жить рас­ши­рен­ную дати­ров­ку: 720–730‑е годы.

Каков был пер­во­на­чаль­ный объ­ем кано­на, состав­лен­но­го пре­по­доб­ным Андре­ем? С одной сто­ро­ны, в том, что пока­ян­ные тро­па­ри (их боль­шая часть) явля­ют­ся автор­ски­ми, никто не сомне­ва­ет­ся. С дру­гой сто­ро­ны, одно­знач­но мож­но ска­зать, что тро­па­ри в честь пре­по­доб­ной Марии и пре­по­доб­но­го Андрея были добав­ле­ны после XI века. Одна­ко в вопро­се о про­ис­хож­де­нии ирмо­сов, Тро­ич­ных и Бого­ро­дич­ных иссле­до­ва­те­ли рас­хо­дят­ся. Архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский) пола­гал, что ирмо­сы не при­над­ле­жат свя­то­му Андрею, а их поз­же доба­вил к кано­ну пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. И.А. Кара­би­нов счи­тал, что ирмо­сы состав­ле­ны самим пре­по­доб­ным Андре­ем, но в отно­ше­нии его кано­нов в целом гово­рит: «Тро­ич­ны и боль­шая часть Бого­ро­дич­нов в кано­нах св[ятого] Андрея едва ли при­над­ле­жит ему, ибо встре­ча­ют­ся такие руко­пи­си, где Тро­ич­нов нет, а Бого­ро­дич­ны постав­ле­ны дру­гие. Быть может, и Тро­ич­ны, и часть Бого­ро­дич­нов, при­над­ле­жать перу св[ятого] Фео­до­ра Сту­ди­та». Нако­нец, наш совре­мен­ник про­то­ди­а­кон В. Васи­лик гово­рит: «Вели­кий канон — изна­чаль­но целост­ное про­из­ве­де­ние, позд­ни­ми явля­ют­ся толь­ко тро­па­ри, посвя­щен­ные само­му Андрею Крит­ско­му и Марии Еги­пет­ской… все осталь­ное при­над­ле­жит свя­то­му Андрею».

Почему канон назван Великим?

Прин­ци­пи­аль­ным отли­чи­ем Вели­ко­го кано­на от про­чих явля­ет­ся объ­ём его содер­жа­ния: в совре­мен­ной Три­о­ди сам Вели­кий канон име­ет 213 пока­ян­ных тро­па­рей. Если к это­му чис­лу доба­вить 11 ирмо­сов, 18 тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Марии, 9 тро­па­рей в честь авто­ра кано­на, 10 Тро­ич­ных и 11 Бого­ро­дич­ных, то полу­чим все­го 272 пес­но­пе­ния во всем каноне в том его виде, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в служ­бе чет­вер­га 5‑й седмицы.

Меж­ду тем Вели­ким он назван не толь­ко за обшир­ность содер­жа­ния, но и за поэ­ти­че­ское совер­шен­ство, глу­би­ну и воз­вы­шен­ность изло­жен­но­го мате­ри­а­ла, про­ник­но­вен­ность отоб­ра­жа­е­мых чувств. Иссле­до­ва­те­ли Вели­ко­го кано­на отме­ча­ют боль­шое коли­че­ство парал­ле­лей в его содер­жа­нии с тво­ре­ни­я­ми отцов Церк­ви: мч. Иусти­на Фило­со­фа, свт. Гри­го­рия Бого­сло­ва, свт. Васи­лия Вели­ко­го, свт. Иоан­на Зла­то­уста, Ева­грия Пон­тий­ско­го, преп. Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка, преп. Рома­на Слад­ко­пев­ца и мно­гих других.

В исто­ри­че­ском отно­ше­нии линия кано­на раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вдоль всей исто­рии Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов: от жиз­ни Ада­ма и Евы через эпо­ху пат­ри­ар­хов, царей и про­ро­ков до жиз­ни Хри­ста и Его после­до­ва­те­лей. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство тро­па­рей 1–8 пес­ней повест­ву­ют о собы­ти­ях Вет­хо­го Заве­та, тогда как ново­за­вет­ная тема­ти­ка при­сут­ству­ет лишь пол­но­стью в 9‑й пес­ни и в заклю­чи­тель­ной части неко­то­рых пес­ней с 1‑й по 8‑ю. При этом есть пес­ни, где аллю­зии на Новый Завет вооб­ще отсут­ству­ют (7‑я песнь), или они едва замет­ны (3‑я песнь). В 8‑й пес­ни есть чет­кая гра­ни­ца меж­ду «вет­хо­за­вет­ны­ми» и «ново­за­вет­ны­ми» тро­па­ря­ми: тро­парь «Вет­ха­го Заве­та вся при­ведох ти душе, к подо­бию…» как бы под­во­дит чер­ту вет­хо­за­вет­ной тематике.

В тема­ти­че­ском плане Вели­кий канон затра­ги­ва­ет такие важ­ней­шие раз­де­лы пра­во­слав­но-хри­сти­ан­ско­го уче­ния как дог­ма­ти­че­ский, нрав­ствен­ный, аске­ти­че­ский, высве­чи­ва­ет мер­зость и опас­ность гре­ха, явля­ет кра­со­ту добродетели.

Начи­на­ясь сло­ва­ми, выра­жа­ю­щи­ми надеж­ду и упо­ва­ние на Бога как на Помощ­ни­ка и Покро­ви­те­ля, канон вос­про­из­во­дит плач пока­ян­ной души о гре­хах. Тема глу­бо­ко­го лич­но­го пока­я­ния соче­та­ет­ся с темой вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­ве­ка вооб­ще, и вме­сте — с темой лич­но­го пре­об­ра­же­ния и обо­же­ния. Таким обра­зом каж­дый отдель­ный бого­мо­лец ста­вит­ся в целост­ную связь с судь­ба­ми мира.

Канон при­во­дит мно­же­ство нази­да­тель­ных при­ме­ров, заим­ство­ван­ных из жиз­ни участ­ни­ков биб­лей­ской исто­рии: от гнус­но­сти, нече­сти­во­сти, без­за­ко­ния до сокру­ше­ния серд­ца, само­от­вер­же­ния и хри­сти­ан­ско­го подви­га. При этом эпи­зо­ды вет­хо­за­вет­ной исто­рии гар­мо­нич­но пере­пле­та­ют­ся с фраг­мен­та­ми Ново­го Заве­та, обра­ще­ни­я­ми к Гос­по­ду Иису­су Христу.

Через обна­же­ние духов­но­го состо­я­ния греш­ни­ков и пра­вед­ни­ков, через очер­чи­ва­ние их вза­и­мо­от­но­ше­ний с Созда­те­лем канон настра­и­ва­ет слу­ша­те­ля или чита­те­ля на вдум­чи­вое осмыс­ле­ние соб­ствен­ной жиз­ни, погру­же­ние в нрав­ствен­ный само­ана­лиз; осте­ре­га­ет от зла, ори­ен­ти­ру­ет на доб­ро, рев­ность о доб­ро­де­те­ли; учит не забы­вать о Боже­ствен­ной Прав­де и Мило­сер­дии, Дол­го­тер­пе­нии и Любви.

Глав­ная цель твор­че­ско­го поры­ва свя­ти­те­ля Андрея и авто­ров, допол­нив­ших текст, состо­я­ла в том, что­бы рас­по­ло­жить греш­ни­ка к сер­деч­ной молит­ве, непри­твор­но­му, искрен­не­му пока­я­нию, твёр­дой, непо­ко­ле­би­мой надеж­де на Бога, про­бу­дить (или уси­лить) стрем­ле­ние к вос­хож­де­нию от состо­я­ния душев­но­го мра­ка в состо­я­ние свя­то­сти; от пре­не­бре­же­ния Божьей бла­го­да­тью к дове­рию, люб­ви и пол­но­му послу­ша­нию Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Употребление канона за богослужением.

Суще­ству­ет пре­да­ние, что рас­про­стра­нен­ная цер­ков­ная прак­ти­ка чте­ния кано­на за бого­слу­же­ни­ем сфор­ми­ро­ва­лась и утвер­ди­лась после силь­ней­ше­го зем­ле­тря­се­ния, слу­чив­ше­го­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в 790 году.

Тогда, обе­ре­га­ясь от дей­ствия зем­ле­тря­се­ния, мона­хи­ни, упо­вая на Гос­по­да, чита­ли этот канон в част­ном поряд­ке. Со вре­ме­нем к нему ста­ли при­бе­гать и дру­гие хри­сти­ане, исполь­зуя его в дни наступ­ле­ния бед­ствий, а потом его ста­ли читать широ­ко, во вре­мя Вели­ко­го поста.

В совре­мен­ной прак­ти­ке Вели­кий канон чита­ет­ся за бого­слу­же­ни­ем два­жды: отдель­ны­ми частя­ми в пер­вые 4 дня 1‑й сед­ми­цы поста и цели­ком в чет­верг 5‑й сед­ми­цы Вели­ко­го поста (если в чет­верг слу­чит­ся Бла­го­ве­ще­ние или пре­столь­ный празд­ник, то служ­ба Вели­ко­го кано­на пере­но­сит­ся на втор­ник 5‑й седмицы).

* * *

Свя­ти­тель Андрей Крит­ский Свя­то­оте­че­ская библиотека

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

11 комментариев

  • Lidia, 07.03.2020

    Thank you!

    Ответить »
  • Мари­на, 20.02.2020

    Свя­ти­тель Андрей Крит­ский и пре­по­доб­ный Андрей Крит­ский- два раз­ных свя­тых. Отче­го пута­ни­ца в текстах? Начи­на­ет­ся с того, что автор Вели­ко­го пока­ян­но­го кано­на свт.Андрей, два-три абза­ца и речь уже о прп­мч. Андрее. Пре­по­доб­ный Андрей тоже име­ет отно­ше­ние к напи­са­нию Кано­на? Это ошиб­ка? Объ­яс­ни­те, мне пожа­луй­ста. Спа­си Господь.

    Ответить »
    • Кирилл, 21.02.2020

      Авто­ром Вели­ко­го Пока­ян­но­го кано­на явля­ет­ся свя­ти­тель Андрей Крит­ский. Дей­стви­тель­но, не сто­ит путать его с пре­по­доб­но­му­че­ни­ком Андре­ем Крит­ским. При этом сле­ду­ет иметь в виду, что в каноне свя­ти­тель Андрей Крит­ский име­ну­ет­ся пре­по­доб­ным (Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас!), так как в гре­че­ском язы­ке сло­во ὅσιος озна­ча­ет не толь­ко “пре­по­доб­ный”, но и, в первую оче­редь, “свя­той”.

      Ответить »
  • Вале­ра Иньков, 24.10.2019

    Спа­си Господи!

    Ответить »
  • Мари­на, 15.03.2019

    Спа­си Гос­подь, за то что дали воз­мож­но­сти дома читать это вели­кое тво­ре­ние , тем кто по обсто­я­тель­ствам не может посе­тить Службу.

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 14.03.2019
    1. 5. В сре­ду пятой сед­ми­цы Вели­ко­го поста? — Раз­ве не в чет­верг пятой сед­ми­цы Вели­ко­го поста? /// Как же пра­виль­но? Мир Вам. 

    Ответить »
    • Кирилл, 14.03.2019

      По цер­ков­но­му кален­да­рю эта служ­ба совер­ша­ет­ся в чет­верг, фак­ти­че­ски — в сре­ду вече­ром, т.к. бого­слу­жеб­ные сут­ки начи­на­ют­ся с вечера.

      Ответить »
  • Елена0603, 14.03.2019

    Бла­го­да­рю

    Ответить »
  • Вера, 14.03.2019

    Бла­го­да­рю 🙏🏼

    Ответить »
  • Мира Мир, 12.03.2019

    спа­си­бо

    Ответить »
  • Юлия, 11.03.2019

    Спа­си­бо за очень полез­ную и важ­ную информацию !

    Ответить »
«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки