Источник

IV. Славное состояние Господа нашего Иисуса Христа на земле, от Его Воскресения до Вознесения

1. В первый день недели Чудо воскресения. Мироносицы у гроба Спасителя получают от Ангела весть о воскресении. Петр и Иоанн не находят во гробе тела Спасителя. Явления воскресшего Господа: 1-е – подле гроба, Марии Магдалине; 2-е – прочим Мироносицам, на возвратном пути их от гроба; 3-е – двум ученикам, на дороге в Эммаус; 4-е – Петру; и 5-е – в Иерусалиме, десяти Апостолам и другим, с ними, ученикам (Мф. 28, 1–24)

В ночи, при гробе Христа Спасителя сделалось сильное землетрясение. Потому что Ангел Господень, сшедший с неба, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Вид его был, точно молния, и одеяние его так бело, как снег. Воины, которые держали стражу, до того были устрашены этим явлением, что сделались, как мертвые.

Мф. 28:1, 5–8; Ин. 20:1, 2; Мк. 16:2–8; Лк. 24:1:11

Только что начала заниматься заря первого дня недели, когда еще было темно, Мария Магдалина, другая Мария, жена Алфея или Клеопы, и Саломия, с приготовленными благовониями пошли ко гробу. К ним присоединилась и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова.

Дорогой, они были озабочены: «кто отвалит им камень от двери гроба?» (Камень был очень велик). Но, подходя, они увидали, что камень отвален.

Стало появляться солнце. Мария Магдалина, тотчас же, побежала назад; приходит к Симону Петру и к любимому ученику Христову, Иоанну, и говорит им: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Между тем, прочие Мироносицы вошли внутрь пещеры, и действительно не нашли тела Господа Иисуса. Когда же они не знали, что подумать об этом отсутствии тела Господня, вдруг приметили в пещере двух юношей в белых блистающих одеждах. Они ужаснулись, и, в страхе, потупили взоры в землю. Тогда Ангел, который сидел на правой стороне, сказал женам: «не ужасайтесь! я знаю, что вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Нет Его здесь. Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите, вот место, где Господь положен был. И пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых, и встретит всех в Галилее: там Его увидите, так как Он сказал вам; (что теперь и) я вам сказываю. Вы вспомните, Он, еще будучи в Галилее, говорил вам, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешных, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». И точно, они вспомнили, что Иисус Христос говорил это им. И, вышедши поспешно из пещеры, они побежали от гроба.

Хотя они получили и радостную весть; но чувство радости было погребено под ощущениями страха и ужаса; и потому, они на пути никому ничего не могли сказать. Они рассказали, что узнали, тогда, когда пришли к Апостолам и к другим ученикам, находившимся вместе с ними. Впрочем, им не поверили; почли рассказанное ими за нелепость.

Ин. 2:3–10; Лк. 24:12

Только Петр и Иоанн, услыхавши теперь во второй раз, что при гробе Спасителя произошло что-то необыкновенное, тотчас, встали, и поспешили ко гробу. Они побежали вместе; но Иоанн (был моложе, потому) бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. Он наклонился в отверстие пещеры и увидел – лежат одни пелены, но в пещеру не вошел. И, вслед за ним, приходит Симон Петр, и входит во гроб: и он видит – лежат одни пелены, и особо лежит свитый плат, который был на главе погребенного Иисуса. Тогда вошел и Иоанн, увидел и поверил, что воскрес Христос. После этого, оба они возвратились к себе.

Ин. 20:11–18; Мк. 16:9–11; Мф. 28:8–10

Между тем, Мария Магдалина опять возвратилась в сад Иосифов; она стояла подле гроба, и плакала. И когда плакала; наклонилась посмотреть во гроб. И видит: два Ангела, в белом одеянии, сидят, один в головах, а другой в ногах (у того места), где лежало тело Иисусово. От Ангелов послышался голос: «что ты плачешь?» Мария отвечала: «взяли моего Господа, и не знаю, где положили Его». Говоря это, (она заметила некоторое благоговейное движение в Ангелах, которых взор устремлен был в это время на что-то вне пещеры)38. Она оборотилась назад, и увидела: стоит человек. Это был Сам Господь Иисус; но она не узнала Его. Господь говорит ей: – «что ты плачешь? кого ищешь?» – Полагая, что (в такую раннюю пору) некому здесь быть, кроме садовника, она говорит Ему: «господин! если ты взял Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». (И потом, опять оборачивается к Ангелам, чтобы узнать причину, что заставило их принять такое благоговейное положение?39 Но вдруг слышит позади себя знакомый голос): Иисус Христос говорит ей: – «Мария!» – Она, обратившись, воскликнула: «Раввуни (Учитель)!» (И бросилась к ногам Его. Но) Он говорит ей; – «не прикасайся ко Мне (и не останавливай Меня), потому что Я еще «не отхожу к Отцу Моему: а пойди к братиям (ученикам) Моим, и скажи им, (что, спустя несколько времени), Я взойду к Отцу Моему, Который есть и ваш Отец, и к Богу Моему, Который есть и ваш Бог». – Мария Магдалина пошла, и возвестила бывшим с Ним ученикам Его (которые все еще печалились и плакали), что она видела Господа, и Он вот что сказал ей. Но они, хотя и услыхали, что Он жив, и что она видела Его, не поверили.

Прочим мироносицам (которые от одних учеников переходили к другим с вестью о том, что случилось при гробе), Иисус Христос явился на пути, и приветствовал их: – «радуйтесь!» – Они приступили, припали к ногам Его, и воздали Ему поклонение (они были в страхе). Тогда Иисус Христос говорит им: – «не бойтесь; пойдите, возвестите братиям (ученикам) Моим, чтобы они собирались в Галилею: «там они увидят Меня».

Мф. 28:11–15

В эту самую пору, когда разносилась весть между учениками Иисуса Христа о Его воскресении, некоторые из стражей, пришедши в город, донесли первосвященникам обо всем, что случилось в виду их при гробе Иисуса. По этому поводу собрался Синедрион; и, по общему совету, дали довольно денег воинам, наказавши им разглашать повсюду, что ученики Его ночью пришли и украли Его, во время сна их. «Если же, –говорили члены Синедриона воинам, – эти слухи дойдут до Пилата; мы уговорим его, и вас выведем из беды». Те, взявши деньги, поступили, как были научены. И эта лживая молва долго носилась между неверующими Иудеями.

Лк. 24:13–35; Мк. 16:12, 13

В тот же день двое из учеников, из которых один был Клеопа, а другой, как полагают, Лука, шли в селение Эммаус, отстоявшее на 60 стадий40 от Иерусалима; и разговаривали между собою обо всем, что случилось в последнее время. Между тем, как они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус Христос, подошедши, пошел с ними. Они посмотрели, но не узнали Его. Он спросил их: – «что это за происшествие, о котором вы, идучи, рассуждаете между собою? и от чего вы печальны?» – Клеопа отвечал Ему: «неужели Ты один, бывши в Иерусалиме, не знаешь, что там случилось в эти дни?» Он спросил: – «а что такое?» – Они сказали Ему: «а об Иисусе Назарее, Который был пророк, прославившийся чудесами и учением пред Богом и всем пародом? – как наши первосвященники и начальники предали Его для осуждения на смерть, и распяли Его. Мы, было, надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля, но, за всем тем, уже третий день ныне, как это случилось. А, между тем, некоторые женщины, из наших, изумили нас. Бывши в раннюю пору у гроба, они не нашли тела Его; и, пришедши, сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, будто Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили: но Самого не видали». Тогда Иисус Христос сказал им: – «как вы трудно понимаете, и как вы медленны своим сердцем для того, чтобы веровать всему, предсказанному пророками! не надлежало ли Христу (именно) пострадать и (потом уже) войти в славу Свою?» – И, начавши с Моисея, из всех пророков (приводил и) изъяснял им места, заключающие пророчества о Нем.

Между тем, приблизились к тому селению, в которое шли ученики; и Он показал вид, что хочет идти далее. Но они стали Его удерживать, и просили Его: «останься с нами; потому что уже поздно, и день склоняется к вечеру». Он вошел за ними в дом. И, когда возлежал с ними за столом; то (сверх обыкновения, точно, как хозяин дома) взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тут (только) отверзлись у них очи, и они узнали Его. Но Он стал невидим. Тогда они сказали друг другу: «не горело ли в нас сердце, когда Он говорил с нами на дороге, и изъяснял нам Писания?» И, тотчас же, вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли там почти всех Апостолов вместе, и других с ними учеников, которые уверяли, что Господь точно воскрес, и уже являлся Симону Петру. Рассказали и они о том, что произошло с ними на пути, и как они узнали Господа Иисуса в преломлении хлеба.

Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–25; Мк. 16:14

Был уже вечер. Апостолы и ученики возлежали за столом. Двери дома, в котором они собрались, были заперты, по опасению от Иудеев. В то самое время, как шел разговор о воскресении Господа Иисуса, вдруг, Он Сам стал посреди учеников, и сказал: – «мир вам!» – Они испугались; и в смущении думали, что это дух. Но Он сказал им: «что «вы смутились, и что это за мысли у вас на сердце? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я Сам; осяжите Меня, и рассмотрите: дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». – И, сказавши это, Он показал им руки и ноги и бок Свой. Когда же они все еще не верили, но уже от радости, и дивились, Он сказал им: – «есть у вас здесь что-нибудь из съестного?» – Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел при них. Тут ученики обрадовались, удостоверившись, что это (не дух, а Сам воскресший) Господь. И сказал им Господь: – «вот именно, о чем Я вам говорил, когда жил вместе с вами, что надобно исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и пророках, и псалмах». – Тогда отверз им ум, так, что они поняли Писание. И сказал им: – «теперь вы знаете, что написано, и понимаете, что Христу надобно было пострадать, и воскреснуть из мертвых в третий день, и надобно, чтобы во имя Его проповедано было покаяние п прощение грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Вы же должны быть (перед целым миром) свидетелями (и проповедниками) всего этого».

Потом Он в другой раз сказал им: – «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылал вас». – Сказавши это, дунул, и присовокупил: – «примите «Дух Святый. Кому (действием сего Духа) простите грехи – тому простятся; на ком оставите – на том останутся». – (С этими словами, Иисус Христос простился с учениками). Свидетелям этого явления Христова из Апостолов было только десять: в отсутствии был Фома. Когда потом другие ученики сказали ему, что они видели Господа; он отвечал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в место, пронзенное гвоздями, и не вложу руки моей в бок Его; не поверю».

2. В восьмой день после Воскресения. 6-е явление Иисуса Христа для уверения Фомы (Ин. 20:26–29)

Прошло семь дней со дня воскресения; наступил опять первый день недели. Все Апостолы, не исключая и Фомы, находились в одном доме. Двери дома опять были заперты. Вдруг, Иисус Христос стал посреди их, и приветствовал: – «мир вам!» – Потом говорит Фоме: – «поднеси сюда свой перст; посмотри на Мои руки; поднеси свою руку, и вложи в бок Мой; и не оставайся в неверии, но верь». – Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: – «ты поверил, когда уже увидел Меня; блаженны те, которые, не видевши(Меня), уверовали!»

3. В продолжение тридцати одного дня. Явления воскресшего Иисуса Христа в Галилее: 7-е – семи учениками на Тивериадском море; 8-е – на одной горе, одиннадцати ученикам; и 9-е – Апостолу Иакову (Ин. 21:1–33)

В следующий раз явился Иисус Христос ученикам Своим на Тивериадском море; и явился таким образом: – Апостолы, согласно данному им повелению, отправились в Галилею. Случилось, что собрались вместе Петр, Фома, Нафанаил, (вероятно, Варфоломей), что из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и двое других учеников. Симон Петр говорит им: «пойду ловить рыбу». Говорят ему: «пойдем и мы с тобою». Пошли, и, тотчас, вошли в лодку: но в эту ночь ничего не изловили. Когда уже настало утро; Иисус Христос показался на берегу: впрочем, ученики не узнали, что это Он. Тогда Иисус Христос говорит им: – «дети! нет ли у вас чего-нибудь из съестного?» – Отвечают Ему: «нет». Он сказал им: – «закиньте сеть по правую сторону лодки, и изловите». – Они закинули; и уже не могли тащить сети от множества рыбы. Тут Иоанн говорит Петру: «это Господь».

Симон Петр, услыхавши, что это Господь, опоясался одеждою (потому что он был раздет), и бросился в море. А прочие ученики, находясь от берега в расстоянии не более двухсот локтей41, поплыли на лодке, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на берег, видят: разложен огонь, на углях лежит рыба, и, при этом – хлеб. Иисус Христос говорит им: – «принесите рыбы, которую вы теперь поймали». – Симон Петр пошел; и вытащили на берег сеть, наполненную большими рыбами. Их было сто пятьдесят три; и, несмотря на такое множество, сеть не прорвалась. Иисус Христос говорит им: – «пойдите сюда, обедайте». – Тут все ученики увидели, что это Господь. Он подходит, берет хлеб, и дает им, также и рыбу. В то время, как они обедали, Иисус Христос говорит Симону Петру: – «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, чем они?» – Петр отвечает: «так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус Христос говорит ему: – «паси агнцев Моих». – Опять спрашивает: – «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Петр отвечает: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус Христос говорит ему: – «паси овец Моих». – Спрашивает его в третий раз: – «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» – Петр смутился при этом новом вопросе.

(Ему пришла на мысль недавняя самонадеянность: он вспомнил, как настойчиво уверял, что не оставит своего Учителя, и не отречется от Него, хотя бы довелось из-за Него в темницу, и на смерть идти; и, как легко впал в искушение. К тому же, его могла озаботить мысль, не провидит ли Господь нового испытания, и, притом, не менее, как прежнее, опасного для его любви?)

И сказал Ему: «Господи! Тебе все известно: Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус Христос говорит ему: – «паси «овец Моих». (Таким образом, троекратным изъявлением любви своей ко Христу, Петр загладил свое троекратное отречение, и, в присутствии прочих Апостолов, восстановлен был в достоинстве Пастыря и Учителя Церкви. После чего, Иисус Христос продолжал говорить Петру:) «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то подпоясывался сам, и ходил, куда хотел (надеялся на свои силы, и думал управлять своей судьбой), а, когда состаришься, (потеряешь веру в свое мужество, и предашь себя, вполне, водительству Промысла Божия), то прострешь руки твои, и другой тебя препояшет, и поведет, куда не хочешь».

Иисус Христос этим дал разуметь, какой смертью Петр прославит Бога (то есть, что он умрет, простерши руки свои на кресте). Потом Он сказал: – «иди за Мною». – Петр, оборотясь, видит, что и любимый ученик Христов, Иоанн, идет за Ним; и спрашивает о нем Иисуса Христа: «Господи! а с ним что будет? (не разделит ли и он моей судьбы?)» Иисус Христос говорит ему: – «когда Я хочу, чтобы он оставался до Моего пришествия; что тебе до того? ты иди за Мною». – На основании этого слова, пронесся слух между верующими во Христа, что Иоанн не умрет.

Мф. 28:16–20; 1Кор. 15:6, 7

Неизвестно, при этом ли случае, или в другое время, Иисус Христос назначил собраться Апостолам и другим ученикам Своим на одной Галилейской горе. Кроме одиннадцати Апостолов, туда собралось более пятисот, веровавших во Христа, Апостолы и самая большая часть из верующих, увидавши Господа, поверглись пред Ним на землю, и воздали Ему поклонение; но некоторые усомнились, (прилично ли воздавать Ему Боголепное поклонение?)42 Иисус Христос, приблизившись, сказал им; – «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите, внушите это всем народам, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Я заповедал вам. А Я (Моим содействием и благодатью) пребуду с вами во все дни до скончания века».

После этого торжественного явления великому собору верующих, Иисус Христос являлся еще Апостолу Иакову; но, ни место, ни обстоятельства этого явления неизвестны.

4. В сороковой день по Воскресении. Последнее явление Иисуса Христа Апостолам в Иерусалиме; и вознесение Его (Мк. 16:15–19; Деян. 1:4–12; Лк. 24:49–53)

В сороковой день по воскресении Своем, Иисус Христос собрал учеников Своих в Иерусалиме; и, в последний раз, дал им следующие наставления: – «вы идите по всему миру, и проповедайте Евангелие (без различия) всем людям. Кто уверует и примет крещение, тот будет спасен; а кто не уверует, тот подвергнется вечному осуждению. Уверовавшие (в Меня), получат власть совершать чудеса: через призывание Моего имени, будут изгонять бесов; начнут говорить новыми языками; (без опасения) могут брать руками змей; и, хотя бы принуждены были выпить что-либо смертоносное, останутся невредимыми; станут возлагать руки на больных, и те выздоровеют. Вы же не отлучайтесь из Иерусалима, пока не облечетесь силою свыше. Вот (вскоре) Я пошлю на вас, обещанное от Отца Моего, о чем вы слышали от Меня. Потому что Иоанн крестил водою; а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». – Ученики стали спрашивать Его: «Господи! не в это ли самое время Ты восстановишь и царство у Израиля?» Он отвечал: – «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, по сошествии на вас Духа Святого; и будете свидетелями обо Мне в Иерусалиме, и по всей Иудее, и в Самарии, и даже до пределов земли».

После этого, Иисус Христос вывел их вон из Иерусалима на гору Масличную, напротив Вифании; и, поднявши руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них, и в их глазах подниматься от земли; наконец, облако взяло Его из виду их. Таким образом, Господь вознесся на небо, и воссел одесную Бога. Ученики все еще смотрели вслед вознесшегося Господа, как предстали пред ними два мужа в белой одежде, и сказали: «Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, восходящим на небо». Тогда они воздали Ему, как Господу Богу, служебное поклонение; и возвратились в Иерусалим с великой радостью. После того, постоянно пребывая в храме, прославляли и благословляли Бога.

* * *

38

См. в 86 Беседе Златоуста на Иоанна.

39

Там же.

40

В стадии 1/40 географической мили. Значит, в 60 стадиях почти 10 верст с половиной.

41

В 200 локтях, почти, 44 сажени.

42

См. Афанасия В. Беседы на Матфея. 12, 31.


Источник: Священная история Нового Завета / Сост. законоучителем Имп. Уч-ща правоведения протоиереем Михаилом Богословским (ныне главным священником армии и флота). - Изд. 3-е. - СанктПетербург : В тип. Якова Трея, 1866. - 339, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle