Источник

Глава 6

Проповедь Господа в синагоге Назаретской (1–6). Послание апостолов на проповедь и наставления им (7–13). Мнение Ирода о Христе и сказание об убиении Крестителя (14–29). Чудесное насыщение народа в пустыне (30–44). Укрощение бури (45–52). Иисус Христос в Геннисарете (53–56).

Мк.6:1. «Оттуда» и пр.: следуя своему особенному способу повествования, ев. Марк и здесь опускает некоторые события, о которых повествуют другие евангелисты, и потому представляется, что Христос пришел в Назарет из дома Иаира, тогда как другие евангелисты событие сие поставляют в связи не с этим, а с другими происшествиями (ср. Мф.13и дал., Лк.4и дал.). – «В отечество свое»: Назарет, где Он был воспитан (ср. прим. к Мф.13:54. О Назарете см. прим. к Мф.2:23).

Мк.6:2–3. «Суббота»«в синагоге»: см. прим. к Мф.4:23. Объяснение события в синагоге назаретской см. в прим. к Мф.13и дал. Некоторое незначительное различие в речах назаретян о Христе по сказаниям ев. Матфея и Марка объясняется очень легко тем, что передается говор толпы, а не речь одного; одни говорили так, другие несколько иначе, но смысл говора был один, который верно передают оба евангелиста. – «Руками Его», или вообще Им, Его повелением, словом, силой и действием, или в частности Его руками, их возложением, прикосновением и пр. Руками знакомого им плотника совершаются необыкновенные чудеса, – они в ослеплении своем не понимали, как это может быть, и соблазнялись. – «Не плотник ли Он?» Одни говорили – «не плотников ли Он сын» (Мф.13:55), другие – не плотник ли? Из этого видно, что Христос не только воспитывался в доме плотника, но и сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся между прочим у мученика Иустина (разг. с Трифон, гл. 88), Оригена (прот. Цельса 6, 4. 3), Феодорита (Церк. Ист. 3, 23). – «Брат»«сестры»: не родные (см. прим. к Мф.1:25, 12:46–47).

Мк.6:4–5. «Не мог совершить там никакого чуда»: не то значит выражение, что Господь Иисус всемогущий, Творец и Владыка природы, не смог сотворить здесь никакого чуда, но то, что неверие и блазнение о Нем соотечественников не позволило Ему совершить чудес, так как со стороны людей, над которыми совершаются чудеса, необходима вера, которой не было в назаретянах (ср. прим. к Мф.13:58). «Не потому не сотворил, что не мог, а потому что в них не было веры» (Феофил.). «Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего: то по недостатку одного делалось невозможным и другое» (Григ. Б. 3, 87). Впрочем, в ком из них хотя мало было веры в Господа, те удостоились Его чудотворений: возложив на некоторых больных руки свои, Он исцелил их от недугов их.

Мк.6:7–13. О послании апостолов на проповедь и о наставлениях, данных им по сему случаю, подробно повествует ев. Матфей (гл. Мф.10); ев. же Марк – весьма кратко, указывая только на существенное в этих наставлениях; впрочем некоторыми чертами и он восполняет сказание ев. Матфея. – «Начал посылать»: это в первый раз теперь, что Спаситель поручает им дело своей проповеди одним, в отсутствии Его, приучая их к самостоятельному действованию. – «Посылать их по два»: черта, восполняющая сказание ев. Матфея, – посылать по два: черта, свидетельствующая о благости и мудрости Господа. Дело для апостолов новое, двоим идти на него и безопаснее и охотнее; взаимная поддержка двоих в этом случае и уместна и нужна («по два посылает, дабы они были смелее; иначе, если бы Он послал их по одному, то один не так бы смело мог действовать» Феофил.). Небольшими же группами послал их Господь для того, чтобы послать их в более по возможности мест, чтобы большему числу людей проповедать учение Его (ср. Феофил.). Можно догадываться о высшей цели этого послания по два. По закону Моисееву (Втор.19:15) не менее двух свидетелей нужно было, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо; проповедь апостолов должна была быть свидетельством против иудеев в случае неверия их (ст Мк.6:11; ср. Мф.10:18) и вообще свидетельством об истине их учения. Таким образом посланием по два исполнялся закон Моисеев о свидетелях истины и, в случае неверия иудеев, они даже и по закону их должны были быть безответны и, следовательно, обвинены законом, или оправданы в вере их. Ев. Марк умалчивает о повелении Господа апостолам не ходить до времени к язычникам, может быть, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их сказанием о сем повелении, которое притом же в последствии было отменено (Мф.28:16).

Кроме одного посоха»: ср. прим. к Мф.10:10. Смысл этих наставлений относительно одежды, обуви и денег тот, что они не должны заботиться о себе, о внешних удобствах, а совершенно предаться воле Божией (ср. прим. к Мф.10:10).– «Если где войдете в дом: оставайтесь в нем», убедившись наперед, что дом тот достоин того, чтобы проповедники Христовы остались в нем, что хозяин того дома и домочадцы добры, благочестивы, благорасположены к Христу и Его посланникам и Его учению (ср. Мф.10:11). – «Проповедывали покаяние»: вступив в открытое служение роду человеческому, Господь сам начал свою проповедь проповедью о покаянии (Мк.1:15; ср. Мф.4:17); и апостолы Его начали с того же, так как покаяние должно было предшествовать или начинать вступление в Царство Мессии, и потому требовалось слово о нем прежде всякого другого слова.

«Многих больных мазали маслом и исцеляли»: помазывание маслом больных было делом не необыкновенным у евреев, как и вообще на Востоке, так как масло имеет свойство утолять боль, особенно от ран происходящую (ср. Лк.10:34). Нельзя, впрочем, думать, что здесь речь идет о естественной целебной силе масла, что апостолы Христовы употребляли его только как естественное целебное средство; против такого понимания говорит связь речи, в которой говорится о чудотворных действиях апостолов, следовательно, и исцеление больных посредством помазания маслом надобно понимать как действие чудотворное. Помазание маслом здесь только символ или образ сообщения помазуемым благодати Божией, отпущающей грехи их и тем исцеляющей их от болезней телесных. Это такое же действие, как возложение на больных рук Господа или помазание глаз слепого брением (ср. Ин.9:6. Мк.8:23) и исцеление их через то. Несколько позднее таковое помазание маслом больных сделалось особенным обрядом, в который облеклось таинство, как такое священное действие, в котором под видимым образом помазания больного елеем от рук пресвитеров церкви или священников, при молитве их, сообщается болящему благодать Святого Духа, врачующая немощи телесные и душевные (Иак.5:14). Это – таинство елеопомазания, – одно из семи таинств православной церкви.

Мк.6:14–16. Мнение Ирода об Иисусе Христе (см. прим. к Мф.14:1–3). – «Царь»: «не в строгом смысле употребляет (евангелист) имя царя» (Феофил.); собственно – тетрарх, а не царь (ср. Мф.14:1); но народ нередко безразлично прилагает к высшим правителям название царя, как бы собственно и точнее они ни назывались, и евангелист следует в этом случае народному обычаю. – «Ибо имя Его стало гласно»: гласно частью чрез Его собственное учение и необыкновенные дела учеников Его, о чем выше была речь у евангелиста. – «Другие говорили» и пр.: см. прим. к Мф.11:14, 16:14, 17:10.

Мк.6:17–29. Сказание об убиении Иоанна Крестителя (см. прим. к Мф.14:3–12). – «Иродиада же, злобясь» и пр.: некоторое различие этого сказания Маркова от сказания ев. Матфея о сем примиряется без труда, – стоит только иметь в виду слабохарактерность Ирода, которая ясно видна из сказаний о нем евангельских и Иосифа Флавия. Злая женщина, против которой восставал Иоанн и которая могла лишиться царской власти, если бы обличительные речи Крестителя подействовали на Ирода и Он развелся с ней, – Иродиада злобилась на Крестителя и желала убить его, но своей властью не могла этого сделать. Без сомнения, она подущала к тому Ирода, и он поддавался по временам наговорам своей сожительницы, и имел иногда намерение, хотел убить Иоанна, имея, может быть, на то и свои причины, но не решался привести в исполнение это намерение во-первых потому, что боялся народа (Мф.14:5), а во-вторых и потому, что боялся самого Иоанна, зная его святость. Это невольное уважение развратника к строгой добродетели и эта боязнь пред народом боролись в нем с злыми наговорами Иродиады и возбужденным ими подчас желанием избавиться от строгого обличителя и держали его в нерешительном состоянии: он берег Иоанна от злых умыслов Иродиады, готовой, если бы была ее воля, тотчас же лишить Иоанна жизни, и в то же время сам заключил его в темницу; лишить же его жизни опасался.

«Многое делал» и пр.: пояснительное замечание о том, почему Ирод не решился, хотя по временам и имел желание, умертвить Иоанна, – замечание, метко обрисовывающее характер Ирода. Он делал много доброго, слушаясь Иоанна, и с удовольствием слушал его проповедь, но требования Иоанна относительно Иродиады, тем не менее однако же, не исполнял и самого проповедника заключил и держал в темнице. Он, как видно, входил в сделки со своей совестью, как поступают обыкновенно люди бесхарактерные: он надеялся некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех, против которого особенно вооружался Иоанн, и – не отставал от того греха, и преследовал самого проповедника. Он с удовольствием даже слушал Иоанна, но от греха не отставал, как опять делают люди слабохарактерные: они охотно слушают добрую речь, находят в ней удовольствие, расчувствуются и расплачутся, а потом – опять за свое, и не прочь даже сделать зло проповеднику, но опять нерешительно, колеблются, смущаются, боятся, пока какой-нибудь решительный случай не подвигнет их, опять же против их воли, на то или другое. Таков, как видно из сказаний евангельских, был и Ирод Антипа, что подтверждается и сказаниями о нем Иосифа Флавия.

«Удобный день»: удобный для исполнения умысла Иродиады – лишить жизни ненавистного ей проповедника Иоанна Крестителя. – «Вельможам своим» и пр.: слово означает вообще людей, облеченных высшим саном и властью в государстве, людей именитых и власть имущих. – «Тысяченачальникам», т. е. властям военным, «и старейшинам», т. е. властям гражданским. – «Даже до половины моего царства», которое однако ж и сам-то получил как милость из рук римского Императора. Очевидно, это речь восточного деспота, распаленного вином и сладострастием, – обещать очаровавшей его и гостей юной развратнице то, чего исполнить не в силах и не вправе. – «Оруженосца»: латинское слово (написанное греческими буквами), употребленное здесь, означает собственно телохранителя царского. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя.

Мк.6:30–44. Сказание о чудесном насыщении пятью хлебами 5000 человек (см. прим. к Мф.14:13–21). – «И собрались Апостолы» и пр.: возвратившись с проповеди, на которую послал их Господь, о чем выше речь (ст. Мк.6:7–13). В то же время, как видно из связи повествования, дошел до Господа слух о том, что во дворце Ирода идет о Нем молва и – как Ирод и другие о Нем думают, и что Ирод желал бы видеть Его (ср. Лк.9:7–10 и дал.). К этому же, наконец, времени относится и пришествие учеников Иоанновых к Господу с рассказом о смерти его (ср. Мф.14:12–13). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное место, тем более, что народ теснился около них и не давал им отдохнуть (ст. 31), когда отдых так необходим был возвратившимся с проповеди Апостолам, и самому Господу нужно было уединение ввиду только что полученных Им известий.

«Пойдите вы одни в пустынное место»: это не значит, что Господь остался тут один, отпустив учеников одних; нет, Он и сам с ними отправился, как видно из дальнейших слов этого же сказания (ст. 33: «и собрались к Нему») и особенно из сказания о том же ев. Луки (Лк.9:10. ср. Мф.14и дал.); «вы одни»: означает только – без народа, без учеников наших, вы одни 12. Сам же Иисус отплыл с ними же. – «Много было прходящих» и пр.: Господа всегда окружал народ, но в это время особенно много было его, так что он не давал Господу с его учениками подкрепить себя не только отдыхом, но и пищей. Потому ученики и отправились «в пустынное место» в окрестностях Вифсаиды (Лк.9:10) одни, т. е. без народа, но вместе с Господом. – «Народ увидел» и пр.: народ узнал, что они отправились и – как видно – куда они отправились и пошел пешком, и как они «бежали», с поспешностью шли, то и предупредили их, и когда Господь с учениками «вышли» из лодки, отдохнув по крайней мере на пути в лодке, одни без народа, то народ встретил его. Милосердый, Он сжалился над народом (см. прим. к Мф.9:36) и, как бы позабыв о потребном отдыхе, снова начал поучать его, и поучал много.

–-«Динариев на двести»: динарий около 20 коп. серебр., двести динарьев около 40 руб. серебр. Такая небольшая сумма, собираемая через пожертвования и хранившаяся в общем ящике (ср. Ин.12:6. Мф.26:8–9. Лк.8:3), вероятно, в то время была налицо в малом и бедном обществе учеников Господа, и Филипп с некоторыми как будто беспокойством говорит, нужно ли ее употребить на покупку хлеба народу, да если и употребить ее всю, то все же не достанет ее, будет мало (ср. Ин.6:7); лучше же, по его мнению, пусть сам народ разойдется по окрестным деревням и селам и купит себе хлеба. – «На зеленой траве»: это было перед пасхой (Ин.6:2), весной. – «Рядами, по сто и по пятидесяти»: для удобства в раздавании чудесно-умноженных хлебов.

Мк.6:45–52. Укрощение бури (см. прим. к Мф.14:22–33). «На другую сторону к Вифсаиде», т. е. к прибрежной Вифсаиде, отечеству Апостолов Андрея и Петра: ибо пустыня, в которой совершилось это чудесное насыщение народа, была около другой Вифсаиды (Юлии), так что к Вифсаиде прибрежной от нее нужно было переплывать часть моря или озера Геннисаретского. – «Посреди моря»: усиленное выражение, означающее только то, что лодка была далеко от берега, впрочем, так, что Господу она была видна с берега. – «Чрезвычайно изумлялись и дивились»: новому чуду – хождению по водам Господа вместе с ап. Петром (Мф.14:28, 31) и чудесному укрощению бури. – «Ибо не вразумились» и пр.: причина, почему ученики пришли в такое изумление. Они не вразумились, что Тот, Кто чудесно напитал пятью хлебами такое множество народа, имеет власть и силу творить и такие чудеса, как хождение по водам и укрощение бури. – «Сердце их было окаменено»: причина, почему они не вразумились чудом над хлебами и сейчас сотворенными чудесами. Выражение не значит, что ученики не веровали этим чудесам Господа, или отвергали их чудесный характер, а просто, что они были в том состоянии духа, когда человек не понимает важности и значений совершающихся пред его глазами событий. Впрочем, это окаменение, как видно, недолго продолжалось: ученики поняли скоро величие лица, производящего такие чудеса, и исповедали Его Сыном Божьим (Мф.14:33).

Мк.6:53–56. Иисус Христос в земле Геннисаретской и исцеление там многих больных (см. прим. к Мф.14:34–36).


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle