Источник

Глава 20

Притча о расплате с работавшими в винограднике (Мф.20:1–16). Новое предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении (Мф.20:17–19). Ответ на просьбу матери сынов Зеведеевых и наставление ученикам о смирении (Мф.20:20–28). Исцеление слепцов иерихонских (Мф.20:29–34).

Мф.20:1–2. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

«Царство Небесное подобно» (см. прим. к Мф.13:24,18:23) «хозяину дома»: в царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином. – «В виноградник свой»: в Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей ее. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов. – «Рано по утру»: день у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера. – «По динарию» (см. прим. к Мф.18:28) «на день»: это была обычная плата поденщикам (Тов.5:15), равно как обычное жалованье римскому воину.

Мф.20:3–7. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, полýчите.

«Около третьего часа»: около 9 часов утра по нашему счислению. – «Стоящих на торжище»: на месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому постоянно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ. – «Праздно»: не по их воле, а потому что их никто не нанимал. – «Сколько следовать будет»: определенной цены труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить труд их по своему усмотрению. – «Около шестого часа»: около 12 часов по нашему исчислению. – Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату. – «Около одиннадцатого часа»: около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.

Мф.20:8–15. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

«Когда наступил вечер»: когда прошло 12 часов дневной работы, в 6 часов вечера по нашему, когда давался расчет поденщикам. – «Управителю своему», который занимался счетами и расчетами с работниками. Это был обыкновенно самый доверенный слуга дома. – «Начав с последних»: для цели притчи именно важно замечание – «начав с последних», потому что если бы первые получили награду сначала, то ушли бы совершенно удовлетворенные подрядною платою, не высказали бы того, что далее высказали, и цель притчи не достигалась бы. – «Получили по динарию»: за один час работы.– «Думали, что они получат больше , потому что дольше трудились; видя щедрую расплату с последними, они подумали, что плата будет им дана не по заключенному условию, но по продолжительности труда, сравнительно с последними, прибывшими на работу. – «Тягость дня и зной»: целый день работали под палящим солнцем и зноем, тогда как последние работали всего один час, и притом в прохладе вечера, когда работать не так тяжко, как в зной и жар дневной. – «Одному из них», а в лице его и всем, выразившим недовольство за несправедливую, по их мнению, расплату. – «Не за динарий ли» и пр.: я плачу тебе условленную плату, и тебе обижаться не следует. Если я хочу дать столько же другому, который меньше трудился, это – мое дело и до тебя нисколько не касается. Я верен условию с тобою; возьми свое и иди. С другими расчет другой; что хочу и дам; я властен распоряжаться, как хочу, моим добром. – «Или глаз твой завистлив»: собственно глаз твой зол. Слово злой евреи прилагали к глазу для обозначения человека завистливого (Втор.15:9; Притч.23:6), потому что зависть весьма сильно отражается в глазах, более заметно, чем другое какое-либо расположение душевное.

Мф.20:16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

«Так будут последние первыми» и пр.: в этих словах выражается смысл притчи. Выразим его подробнее. Под виноградником разумеется церковь Христова; домохозяин – Бог или Христос; время делания – настоящая жизнь: делатели – различным образом и в различное время призванные в церковь Христову; вечер и расчет – суд по смерти и главным образом – день всеобщего воздаяния; утро, третий, шестой и одиннадцатый часы означают или разные возрасты призванных и получающих воздаяние за труды свои, или – разное время призвания в церковь Христову. Будут люди, которые в порядке времени и возраста придут последними в царство Христово, но получат такие же награды, как и ранее призванные, даже еще большие, если угодно будет Богу, который властен раздавать награды человекам по своей милости соответственно их заслугам, так что после призванные могут быть первыми, могут получить высшие награды, и прежде призванные – последними, получить меньшие награды. – «Много званных, а мало избранных»: призван в царство Христово весь мир, но не все спасутся, а только избранные, которых сравнительно мало; а потому и позднее призванные заслуживают, чтобы их вознаградить столько же, сколько и первых, и даже, если они совершеннее, то и более. – Относительно некоторых подробностей этой притчи св. Златоуст замечает: «Первые оные, которые столь прославились и угодили Богу и весь день с особенною ревностью провели в трудах, не заражены ли сильнейшею страстью злобы, – завистью и рвением? Видя, что и пришедшие после них получают такую же награду, они говорили: «сии последние работали один час», и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной... И сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок пред человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и величайшей зависти (Мф.13:15). Итак, чему научают нас таковые притчи? Не в сей только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, как говорит притча, когда увидел, что распутный брат его удостоился великой чести и даже большей, нежели он... Что же мы на сие скажем? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который производил бы такие споры и жалобы, и быть не может, ибо там нет места ни зависти, ни рвению. Ежели святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил свое слово? Это притча, а в притчах не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу и более ничего не испытывать. Для чего же изображена так притча сия и какая цель оной? Та, чтобы сделать ревностнейшими людей, которые в глубокой старости переменяют образ жизни и делаются лучшими, и чтобы освободить их от того мнения, будто они ниже других (в Царстве Небесном)... Притча сия сказана как для тех, кои в первом возрасте жизни своей, так и для тех, кои в старости и позже, начали жить добродетельно: для первых, чтобы они не возносились и не упрекали тех, кои пришли в одиннадцатый час; для последних, чтобы они познали, что и в короткое время можно все приобресть» (Злат.). «Церковь – в разные времена, ибо в который день и час кто уверовал, с того самого и обязан трудиться. Потом, пришедшие прежде, хотя больше сделали пожертвования, если мерить труд, но не больше, если мерить произволение; а может быть, последние и большие заслужили, хотя такое суждение и странно несколько. Причиной позднего вступления в виноградник было позднее призвание к деланию оного» (Григ. Б. 3, 291).

Мф.20:17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

«Восходя в Иерусалим»: собственно – приближаясь к Иерусалиму. Вероятно, это было дорогою около Иерихона (ср. Мф.20:29). – «Отозвал двенадцать учеников одних»: по дороге в Иерусалим пред большими праздниками обыкновенно шло множество путешественников, и Иисуса Христа, как прославленного чудотворца и учителя, вероятно, сопровождало множество народа. Но Господь не хотел открывать теперь народу то, что хотел еще раз (ср. Мф.16:21,17:22) открыть своим ближайшим ученикам; а потому отзывает от народа учеников своих одних. «Он рассуждает с ними о сем наедине и – не без причины. Ибо не должно было распространять о сем молвы в народе и говорить открыто, потому что отсюда не произошло бы никакой пользы. Если ученики, слыша сие, возмущались, то гораздо более возмутился бы простой народ» (Злат.) «Потому не должно было говорить о сем народу, чтобы не соблазнился он» (Евф. Зиг.).

Мф.20:18–19. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

«Первосвященникам и книжникам» (ср. прим. к Мф.2:4,17:22), которые вместе со старейшинами составляли Синедрион, верховное судилище иудейское по важнейшим вопросам церковного и народного управления. – «И осудят Его на смерть»: иудеи не имели права предавать кого-либо смертной казни; это право обладатели их, римляне, оставили за собою; но они могли поставить смертный приговор и требовать исполнения его от римского прокуратора; это и случилось с Иисусом Христом (ср. Мф.26:66,27:2). – «Предадут Его язычникам»: римским властям для исполнения смертного приговора над осужденным; разумеются здесь именно Пилат прокуратор и его войска. – «На поругание, и биение, и распятие»: см. Мф.27:26–30. – «И в третий день воскреснет»: см. Мф.28.

Мф.20:20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

«Тогда»: как бы в доказательство того, что и теперь еще как и прежде (Мф.16:21 и дал. Мф.17:22 и дал.), даже самые довереннейшие ученики Христовы не вполне понимали смысл речей Его о своем страдании, смерти и воскресении. – «Мать сынов Зеведеевых»: мать Иакова и Иоанна апостолов, по имени Саломия (Мк.10:35, 15:40, 16:1).

Мф.20:21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

«Чего ты хочешь»: «Христос спрашивает не потому, чтобы не знал (предмета прошения), но чтобы вынудить их самих (Саломию и сынов ее) к ответу и открыть рану и после дать лекарство» (Злат.). – «Сели у Тебя один по правую» и пр.: заняли первые места по царе в царстве Мессии (ср. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1; Иосиф. Ant. 6, 11. 9). «Откуда им пришла такая мысль? Они видели себя в большей чести пред другими и потому надеялись, что Господь исполнит сие их прошение... Они находились близ Иерусалима и представляли, что царство Божие уже открывается, потому и предложили оную просьбу. Они думали, что оно близко, что оно чувственно, и что если они получат то, чего просят, то не подвергнутся никаким неприятностям... Впрочем, никто не должен смущаться, видя апостолов столь несовершенными, ибо крест еще не совершился, благодать Духа не была еще им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь и увидишь, что они были выше всех страстей. Господь для того открывает недостатки их, чтобы ты узнал впоследствии, сколь великими они сделались по получении благодати. Итак, отсюда видно, что они не просили ничего духовного, даже не имели и понятия о высшем царстве... Словом «скажи» – понуждают Его» (Злат., ср. Феофил.). Сыны Зеведеевы, вероятно, буквально поняли недавно высказанное Христом обетование апостолам, что они в царстве Мессии будут сидеть на 12 престолах и судить колена Израилевы (Мф.19:28), и, может быть, от них узнала сие и мать их Саломия. Отсюда в них и могло явиться желание занять первые из сих престолов.

Мф.20:22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

«Не знаете, чего просите»: не имеете еще вы надлежащего понятия о Моем царстве, а потому предлагаете странную просьбу, смысла которой вы сами не разумеете; «не знаете, как чуден, как непостижим для самых горних сил предмет ваших требований» (3лат., ср. Феофил.). – «Пить чашу»: выражение это нередко употребляется в Священном Писании для обозначения страданий или божеского наказания (Ис.51:17–22; Пс.74:9). Образ заимствован от обычая восточных царей, которые осужденным на казнь посылали иногда чашу с ядом. Так представляется, что и Отец небесный посылает чашу смерти Сыну своему, осужденному на страдания и смерть (Ин.18:11). – «Крещением креститься»: выражение той же мысли о страданиях и смерти. Перенесение скорбей, и страданий, и смерти за веру представляется как бы погружением в них человека, очищающим его подобно водам крещения. Впрочем выражение сие в этом смысле употребляется только в настоящем месте и параллельных у евангелистов Марка и Луки, и еще в указанном месте Евангелия от Иоанна (о чаше – Ин.18:11). «Вы напоминаете Мне о чести и венцах, говорит Он, а Я говорю о подвигах и трудах, вам предлежащих. Еще не наступило время наград, и не теперь откроется оная слава моя; настоящее время есть время смерти, браней и опасностей. Потом, чтобы привлечь их к сему, присовокупляет: «которую Я буду пить», дабы чрез сие общение с собою возбудить в них более усердия» (Злат.).– «Говорят Ему: можем». Не потому так отвечали они Господу, что не понимали смысла Его иносказательной речи (ср. Мф.20:18 и дал.), но «в жару усердия, не зная того, что сказали, надеялись услышать согласие на свое прошение» (Злат., ср. Феофил.).

Мф.20:23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

«Чашу Мою будете пить» и пр.: претерпите бедствия, страдания и злоключения за имя Мое. Господь знал их любовь к себе и предвидел, что какие бы испытания ни предлежали ей, она будет тверда и останется непоколебимою, предвидел и предсказал будущую земную участь двух братьев-апостолов. Св. Иаков, после усердных апостольских трудов своих, был усекнут мечом за имя Христово, по повелению Ирода (Деян.12:2); а Иоанн, вышедши невредимым из котла с кипящим маслом, претерпел заключение на острове Патмос. Так исполнилось предсказание Христово! – «Не от Меня зависит, но кому уготовано» и пр.: Господь все может, как мог дать Петру ключи царствия (Мф.16:19), и если говорит здесь, что не от Него зависит, то говорит так с особенным намерением. «Дает ответ сообразно разумению вопрошавших, снисходя их слабости. Они не понимали, что за престол, что это за седение одесную Отца. Ибо не знали того, что гораздо ниже сего, того, что каждодневно было внушаемо; они искали только первенства, чтобы стать выше прочих и никого не иметь выше себя при Нем» (Злат.). Смысл слов такой: получить особенные почести в Царстве Небесном могут только те, кому определено от Отца Моего, и Я могу дать их только тем, кому определит Отец Мой небесный. Какова бы ни была любовь Моя к вам, но об особенных почестях в царстве Моем вы не должны помышлять. Почести предопределены всем апостолам, и они будут розданы в предопределенное время самим Христом, Царем, сообразно воле Отца небесного (Мф.25:34 и д.). О некоторой неясности сего изречения св. Златоуст замечает: «если Господь и неясно сказал о сем, ты не удивляйся тому. Удаляя их искусным образом от того, чтобы они безрассудно и напрасно не наскучивали Ему исканием первенства, так как они побуждены были к тому страстью человеческою, и вместе не желая опечалить их, Он достигает того и другого сею неясностью»; а между тем сим изречением побуждает «учеников своих к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах». «Ибо от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, кто может дать сие, хотя бы и несправедливо было прошение» (Вас. В. 3, 177–178).

Мф.20:24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

«Услышав сие»: то, о чем просила мать Иакова и Иоанна Зеведеевых. – «Десять»: прочие апостолы, кроме упомянутых двух. – «Вознегодовали»: на честолюбивое желание двух учеников возвыситься над ними. «Десять позавидовали двум ученикам, просившим первенства» (Евф. Зиг.). «Видишь ли, сколько все были несовершенны, как сии, желавшие возвыситься над десятью, так и те, завидовавшие двоим... но посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех сих страстей» (Злат., ср. Феофил.).

Мф.20:25–27. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

«Позвав их»: «так как они смутились, то Господь, прежде словесного убеждения, успокаивает их самым призыванием и повелением подойти к нему ближе, ибо два оные ученика, отделившись от десяти, стояли ближе к Иисусу, разговаривая с Ним наедине. Он подзывает и прочих, дабы сим самым, а равно и тем, что желает открыть всем сказанное наедине, умерить страсть и тех и других» (Злат., ср. Феофил.). Господь открывает им всем основное правило нравственности членов Его царства – смирение и самоотвержение, вопреки правилам нравственности языческой. – «У народов» (собственно – язычников ἐβνῶν), или вообще в мире, так бывает, что князья господствуют над подчиненными им и вельможи властвуют над своими рабами. Но в Моем царстве не так: больший и первый должен быть слугою и рабом всем, – должен сознавать себя ниже всех и должен быть готов на всякое самоотвержение. Это не значит, что в церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни начальствуемых, ибо сам же Господь дал апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную; это изречение указывает только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви. Господь «показывает сим, что желать первенства свойственно только язычникам, ибо страсть сия слишком насильственна; она постоянно стужает людям и великим, потому требовала и сильнейшего поражения. Посему-то и Он поражает их в самой глубине сердечной, постыждая надмевающийся дух их сравнением с язычниками. В одних уничтожает зависть, в других гордость» (Злат.).

Мф.20:28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

В доказательство сказанного, Господь указывает высочайший пример на Себе Самом. – Сын Человеческий: см. прим. к Мф.8:20. «Не для того пришел» и пр.: будучи Богом, Он пришел к людям в образе раба, совершая Свое служение (Флп.2:6–7, ср. Рим.15:3); пришел не в славе и великолепии, но как простой человек и с самого времени пришествия не требовал, чтобы Ему служили люди так, как служат царям и вельможам земным. Он Сам служил всем, благотворя всем, помогая в нуждах просящим у Него помощи, служил особенно в деле спасения Своим учением и чудесами, и главным образом послужил Своею искупительною смертью. – «Отдать душу Свою»: т.е. жизнь Свою (ср. Мф.16:25). – «Для искупления многих»: искупление (λυ’τρον) – собственно выкуп, сумма, какую платили в древности за взятых в плен на войне, иначе они оставались в плену и гибли для отечества. Под этим образом представляется и дело спасения человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. Все люди по самому естеству пленники, рабы греха и виновника греха – дьявола, и посему все состоят под клятвою и осуждением (Гал.3:10; Рим.3:9–23; Еф.2:3; 1Ин.5:19) и должны были бы все погибнуть, подвергнуться смерти вечной (Рим.2:6–9; Мф.25:46), если бы не было никакого средства выкупить их из этого плена, освободить от проклятия и вечной погибели и смерти. Но таковым средством, по определению Божию, имела быть крестная смерть воплотившегося Сына Божия Он один должен был умереть за всех грешников, и эта смерть принята Богом, как выкуп за все человечество, и таким образом люди стали смертью Единого искуплены от греха, проклятия и смерти. – «Многих»: Спаситель пришел умереть за всех людей и следовательно, искупить всех (Рим.5:18; 1Тим.2:6; 1Ин.2:2); но так как не все уверуют в Искупителя, так как и верующие в Него не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел, то в Писании и выражается мысль, что Спаситель умер только за многих или искупил многих (Мф.26:28; Евр.9:28). «У нас не то, что у язычников; «князья народов господствуют над ними», а у Меня последний есть первый. А что Я говорю это не просто, смотри доказательство тому в Моей жизни. Я сделал более, нежели сколько сказал. Будучи царем высших сил, Я восхотел быть человеком и подвергнуться презрению и поруганию; но и сим не удовольствовался, но пришел и на самую смерть... Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал во искупление, и за кого же? За врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь твою чрез это. Ибо сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка Твой. Однако сие уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его... Посему не опасайся потерять честь твою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя, она есть дверь к царствию» (Злат.).

Мф.20:29. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

«Из Иерихона»: Иерихон, большой в то время город иудейский, находился верстах в 20 к северо-востоку от Иерусалима и верстах в 7 к западу от Иордана, город важный для иудеев по многим священным воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли чрез Иордан, когда шли из Египта для завоевания Палестины (Нав.3:16). Это был первый город, взятый чудесно евреями по переходе их чрез Иордан (Нав.6:20). Впоследствии здесь были училища пророческие (4Цар.2:5); здесь пророк Елисей сотворил чудо, усладив воды, дотоле горькие (4Цар.2:21). Иерихон назывался некогда «городом пальм», по причине множества растущих в окрестностях его пальмовых деревьев (Суд.1:16,3:13; 2Пар.28:15). Окрестности города, стоявшего на равнине, окруженной возвышающимися одна над другой горами, были чрезвычайно приятны; растительность роскошная, климат превосходный. Но далее от него к Иерусалиму лежала скалистая и мрачная пустыня, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь в святой город небезопасным (ср. Лк.10:30 и дал.). Ныне это – небольшая и бедная арабская деревня Риха. – «Множество народа»: Господа постоянно окружало множество народа; теперь же особенно много должно было быть; приближался праздник Пасхи, на который в Иерусалим собиралось несметное количество богомольцев. Богомольцы Галилеяне не ходили обыкновенно прямым путем чрез Самарию, из-за народной вражды между иудеями и самарянами; а отправлялись по восточному берегу Иордана и, переходя эту реку недалеко от Иерихона, чрез этот город или так называемою Иерихонскою дорогою шли в Иерусалим. Когда божественный Чудотворец шел тою же дорогой на праздник, то очень естественно, что великое множество народа окружало Его.

Мф.20:30. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

«Сидевшие у дороги»: как был обычай (и теперь есть) сидя у дороги просить милостыню у проходящих, особенно у богомольцев. – «Сын Давидов»: т.е. Мессия (ср. Мф.1:1,22:42). – «Помилуй нас»: это восклицание свидетельствовало само собою о силе и живости их веры в Господа Иисуса, как Мессию, который может силою Своею помочь им в их скорбной участи (ср. Злат.).

Мф.20:31. Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

«Народ заставлял их молчать»: чтобы они не беспокоили Иисуса Христа. Вероятно, Иисус Христос в это время поучал народ, и народу не хотелось, чтобы великий Учитель прервал Свою беседу ради слепцов». – «Еще громче стали кричать»: новое свидетельство их сильной веры и надежды на помощь Спасителя, и Господь внял этой вере и молению их.

Мф.20:32–33. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

«Чего вы хотите от Меня»: «для чего Он сделал таковой вопрос слепцам? – Дабы кто не подумал, что Он дает совсем не то, чего они хотят» (Злат.).

Мф.20:34. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

«Умилосердясь»: «это милосердие было единственною причиною всех врачеваний; по нему-то Он и в мир пришел. Однако Иисус Христос, сия воплощенная милость и благодать, искал достойных. А что слепые были достойны, сие видно как из их усиленного вопля, так и из того, что они, получив исцеление, не отстали от Иисуса Христа, как делали многие, непризнательные к благодеяниям Его... но пошли вслед за Ним... Отсюда научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были бедны и отвержены, но с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Поревнуем и мы сим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои; пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотри на слепцов, и ты увидишь, что ни нищета, ни слепота, ни мысль, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (Злат.).


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х

Комментарии для сайта Cackle