Орос

См. раздел КАНО­НИ­ЧЕ­СКОЕ ПРАВО

***

О́рос — (от греч. ὅρος (орос) — гра­ница, рубеж, предел; отсюда: опре­де­ле­ние) — опре­де­ле­ние дог­ма­ти­че­ского харак­тера, сфор­му­ли­ро­ван­ное и утвер­жден­ное на Все­лен­ском или Помест­ном Соборе, при­знан­ное пол­но­той Церкви.

***

Если оросы состав­ля­лись на Все­лен­ских Собо­рах, то не значит ли это, что при­ни­мая их, Цер­ковь зани­ма­лась изоб­ре­те­нием и вве­де­нием в оборот новых, допол­ни­тель­ных дог­ма­тов?

При­сту­пая к состав­ле­нию оросов, участ­ники Все­лен­ских Собо­ров, не ста­вили себе целью при­ду­мы­вать и вво­дить в обиход новые дог­ма­ти­че­ские истины.

В основе веро­уче­ния Церкви лежит не изоб­ре­та­тель­ский гений чело­ве­че­ского духа, а Еван­гель­ская про­по­ведь Христа и Его апо­сто­лов. Сам Гос­подь засви­де­тель­ство­вал, что пере­дал уче­ни­кам пол­ноту спа­си­тель­ных знаний (Ин.15:15). Апо­столы, следуя Его запо­веди, пере­дали вве­рен­ные им знания Церкви (Мф.28:19–20).

Само собой разу­ме­ется, что знания, сосре­до­то­чен­ные в Ново­за­вет­ном Писа­нии, пред­став­лены там не в полном, но в сжатом изло­же­нии (Ин.21:25). В Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви учение Спа­се­ния пред­став­лено более полно.

Тем не менее, и оно не даёт полной ясно­сти отно­си­тельно вопро­сов веры. Ввиду глу­бины и воз­вы­шен­но­сти дог­ма­ти­че­ских истин, содер­жа­ние каждой из них может вызвать такие вопросы, на кото­рые трудно найти без­уко­риз­нен­ный исчер­пы­ва­ю­щий ответ.

Стрем­ле­ние раз­ре­шить труд­ный вопрос само­сто­я­тельно, без опоры на Пре­да­ние Церкви, может при­ве­сти к заблуж­де­нию, что нередко и про­ис­хо­дило в исто­рии хри­сти­ан­ства. Слу­ча­лось, что заблуж­де­ния так похо­дили на правду, что при­вле­кали массы людей. Так воз­ни­кали ере­ти­че­ские общины.

В эпоху Все­лен­ских Собо­ров внут­рен­ний мир и един­ство Все­лен­ской Церкви с особой ощу­ти­мо­стью нару­ша­лись сто­рон­ни­ками таких лже­уче­ний как ари­ан­ство, несто­ри­ан­ство, моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, ико­но­бор­че­ство и др.

Бывало, что ситу­а­ции с рас­про­стра­не­нием ересей раз­ви­ва­лись настолько мас­штабно и настолько стре­ми­тельно, что тре­бо­вали без­от­ла­га­тель­ного вме­ша­тель­ства со сто­роны Церкви. В этих слу­чаях Цер­ковь Созы­вала Все­лен­ские Соборы, участ­ники кото­рых пред­став­ляли её пол­ноту.

На Собо­рах отцы (по боль­шей части — епи­скопы) при­сту­пали к тща­тель­ному озна­ком­ле­нию и иссле­до­ва­нию вопро­сов, слу­жив­ших камнем раз­дора между ере­ти­ками и веру­ю­щими.

При­бе­гая к сокро­вищ­нице Небес­ной муд­ро­сти — Свя­щен­ному Писа­нию и Пре­да­нию, — отцы Собо­ров под­би­рали необ­хо­ди­мые им ука­за­ния, вни­ма­тельно их обсуж­дали, ана­ли­зи­ро­вали, а затем фор­му­ли­ро­вали ясные, чёткие веро­оп­ре­де­ле­ния. После того, как опре­де­ле­ния одоб­ря­лись и утвер­жда­лись Собо­ром (Собо­рами), они при­об­ре­тали дог­ма­ти­че­ский авто­ри­тет.

Сле­до­ва­тельно, Все­лен­ские Соборы не вво­дили в веро­уче­ние Церкви ничего суще­ственно нового, отлич­ного от апо­столь­ского учения, но лишь рас­кры­вали и разъ­яс­няли те истины, кото­рыми Цер­ковь вла­дела со вре­мени её осно­ва­ния Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки