митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в третью неделю св. Великого поста64

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет.

Кому из Христиан неизвестно это воззвание, которое Иисус Христос произнес, призвав народы со ученики Своими? Думаю, не один раз случалось вам, братия, слышать его здесь во храме и самим читать в Евангелии; и однако ж как мало шествующих за Христом, судя по наружным делам! Одни не идут по неразумению воззвания, а другие – по своей привязанности к миру. Неужели первых не озарит когда свет истины Христовой, а вторых – не возбудит когда от усыпления сила её?

По случаю поклонения ныне животворящему кресту Господню воззвание повторялось в Евангелии. Объясним его для нашего назидания.

Иже хощет по Мне ити. Видите, Господь Иисус не приневоливает никого идти за Собою, а призывает, так сказать, охотников; не связывает нашей свободной воли Своим всемогущим повелением, а предлагает на выбор. Кажется, не великая черта в действиях души – желание; но как оно важно! Им начинается шествие ко Христу, им же должно продолжаться оно. Желание есть зародыш всякой добродетели и вместе – душа её.

Свободная воля наша есть дар Творца. Нигде в Евангелии не читаем, чтобы Иисус Христос делал какое насилие нашей свободе; напротив, везде видим Его внимание и уважение к дару Божию. Хотел ли Он, чтоб внимали учению Его и веровали в Него? Всегда поощрял к слушанию блаженством слушающих и хранящих, а к верованию – спасительным действием веры. Исцелял ли кого? Всегда спрашивал: хощеши ли цел быти, веруеши ли? Подобным образом и в настоящем воззвании: иже хощет по Мне ити, Он имеет в виду нашу свободную волю.

Куда зовет нас Господь Иисус? Не на войну ли и на брань? А что ж, если бы и на войну: неужели должно отказываться – идти за Победителем смерти? Жизнь человека точно есть война, а сердце – поле брани. Кто из нас не находится чаще, или реже, в более, или менее трудном противоборстве с мыслями, желаниями, чувствованиями, страстями? Св. Ап. Павел называет всех Христиан, в лице возлюбленного своего ученика Тимофея, воинами Иисуса Христа, и заповедует, облещися во вся оружия Божия, дабы противустать нам плоти, миру и духовом злобы поднебесным. Господь Иисус призывает нас в Царство Божие, но призывает путем нужд, лишений, скорбей, страданий, бедствий, несчастий. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е.

Кто изъявил свое усердие – идти за Христом, тот должен отречься себя. Да отвержется себе.

В этом выражении естественный разум встречает недоумение, и спрашивает: возможно ли отвергнуться себя, и сообразно ли уничтожение себя с назначением человека? Бедный разум! Неужели он думает, что отвергнуться себя значит бросить свою душу и свое тело, как вещи, ничего не стоящие? Душа наша есть дыхание Вседержителя, а тело наше есть дело рук Божиих. Без них нельзя не только идти за Христом, но и существовать. Или он думает, что отвергнуться себя значит презреть свой ум и свою волю? Эти способности суть дары Божии, без которых также нельзя внимать учению Христову и исполнять заповеди Его. Господь Иисус пришел не разрушить природу человека, но восстановить от падения, очистить от нечистот греховных, исправить от повреждения, возобновить все естественные способности и силы, и дать им прямое назначение и направление.

Отвергнуться себя значит возненавидеть в себе наш эгоизм, наше любостяжание, наше сластолюбие. С такою душею нельзя шествовать за Христом. Кто любит себя паче всего и выше всех, тот не может возлюбить Иисуса Христа, Его учение и жизнь. Кто пристрастен к земным благам, тот не способен решиться на понесение нужд и лишений; кто привязан к удовольствиям чувств, для того противны скорби и страдания. Посему, чтоб последовать за Христом, необходимо должно прекратить всякое пристрастие к своим познаниям, своим желаниям, своим благам и наслаждениям, дабы они не управляли нашим умом и нашей волей, дабы легко и свободно можно было бы нам покориться Христу.

Самоотвержение совершается не вдруг, но постепенно. Сперва возбуждается чувствование своих немощей и недостатков; потом пробуждается сознание ничтожности и суеты земных благ и чувственных удовольствий? далее проявляется жажда благ духовных и небесных; наконец происходит самое отвержение себя.

Некоторые жалуются на трудность самоотвержения. Подлинно, подвиг самоотвержения не легок. Но разве легче самопожертвование, которое делаем иногда в угождение миру? Чем не жертвуем мы духу времени, требованиям вкуса, обольщениям, так называемой, моды? Жертвуем и здравым рассуждением, и твердостью характера, и здравием тела, и последнею лептою, скажу более: жертвуем нарушением правил Веры и требований Церкви. Этих пожертвований мы не примечаем и не чувствуем, но они рано, или поздно отзовутся в нашем сердце горечью и страданием. Пожалеем, но потерянного не возвратим.

Кто отвергается себя, тот должен взять крест свой: и возмет крест свой. Взять крест значит взять подвиг какой-либо истинно христианской добродетели, на место отверженной страсти, или порока. Мужественно и терпеливо подвизаться в добродетели значит нести крест.

У каждого есть своя собственная страсть: у каждого должен быть и свой собственный крест. Кто отвергается гордости и тщеславия: берет крест смирения и уничижения. Можно ли без страданий утвердить этот крест в духе, который своими мыслями парил в высотах почестей и славы? Кто оставляет пристрастие к богатству: берет крест нелюбостяжательности и безкорыстия. Легко ли поставить этот крест в душе, которая жила в сокровищах мира? Кто бросает привязанность к наслаждениям и удовольствиям чувств: берет крест строгого воздержания. Легко ли укрепить и этот крест в сердце, которое совершенно расслабло от забав и увеселений?

Видите, братия, страсти и пороки достойные распятия, или отвержения: видите и кресты, распинающие страсти и пороки. Рассматривайте свое сердце, свои греховные наклонности и дела, и разбирайте кресты, если хотите идти за Христом.

Будем внимательны к воззванию Христову. Мало того, что слышим его в Церкви и читаем в Евангелии: оно непрестанно напоминает нам о себе знамением креста, который вручила нам Св. Церковь при купели крещения. Не будем забывать, что мы устами веры наших родителей уже изъявили желание идти за Христом, и, вписанные в воинство Христово, пойдемте, хотя не спешно и не быстро, но твердо и неуклонно. Аминь.

* * *

64

Произнесено марта 10, 1846 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Вознесения Господня митрополит Никанор (Клементьевский)

3. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

7. Sermons – Confession Антоний, митрополит Су́рожский

8. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

9. Православная Церковь и сектанты – Второе пришествие Христово протоиерей Димитрий Владыков

10. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбой с расколом – 1881-й год профессор Николай Иванович Субботин

Комментарии для сайта Cackle