Источник

Слово в третью неделю св. Великого поста64

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34).

Кому из христиан неизвестно это воззвание, которое Иисус Христос произнёс, призвав народы со ученики Своими? Думаю, не один раз случалось вам, братия, слышать его здесь во храме и самим читать в Евангелии; и однако ж как мало шествующих за Христом, судя по наружным делам! Одни не идут по неразумению воззвания, а другие – по своей привязанности к миру. Неужели первых не озарит когда свет истины Христовой, а вторых – не возбудит когда от усыпления сила её?

По случаю поклонения ныне Животворящему Кресту Господню воззвание повторялось в Евангелии. Объясним его для нашего назидания.

Иже хощет по Мне ити. Видите, Господь Иисус не приневоливает никого идти за Собою, а призывает, так сказать, охотников; не связывает нашей свободной воли Своим всемогущим повелением, а предлагает на выбор. Кажется, не великая черта в действиях души – желание; но как оно важно! Им начинается шествие ко Христу, им же должно продолжаться оно. Желание есть зародыш всякой добродетели и вместе – душа её.

Свободная воля наша есть дар Творца. Нигде в Евангелии не читаем, чтобы Иисус Христос делал какое насилие нашей свободе; напротив, везде видим Его внимание и уважение к дару Божию. Хотел ли Он, чтоб внимали учению Его и веровали в Него? Всегда поощрял к слушанию блаженством слушающих и хранящих, а к верованию – спасительным действием веры. Исцелял ли кого? Всегда спрашивал: хощеши ли цел быти (Ин.5:6), веруеши ли? Подобным образом и в настоящем воззвании: иже хощет по Мне ити, Он имеет в виду нашу свободную волю.

Куда зовёт нас Господь Иисус? Не на войну ли и на брань? А что ж, если бы и на войну: неужели должно отказываться – идти за Победителем смерти? Жизнь человека точно есть война, а сердце – поле брани. Кто из нас не находится чаще или реже, в более или менее трудном противоборстве с мыслями, желаниями, чувствованиями, страстями? Св. ап. Павел называет всех христиан, в лице возлюбленного своего ученика Тимофея, воинами Иисуса Христа, и заповедует, облещися во вся оружия Божия (Еф.6:11), дабы противустать нам плоти, миру и духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Господь Иисус призывает нас в Царство Божие, но призывает путём нужд, лишений, скорбей, страданий, бедствий, несчастий. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Мф.11:12).

Кто изъявил своё усердие – идти за Христом, тот должен отречься себя. Да отвержется себе (Мф.16:24).

В этом выражении естественный разум встречает недоумение, и спрашивает: возможно ли отвергнуться себя, и сообразно ли уничтожение себя с назначением человека? Бедный разум! Неужели он думает, что отвергнуться себя значит бросить свою душу и своё тело, как вещи, ничего не стоящие? Душа наша есть дыхание Вседержителя, а тело наше есть дело рук Божиих. Без них нельзя не только идти за Христом, но и существовать. Или он думает, что отвергнуться себя значит презреть свой ум и свою волю? Эти способности суть дары Божии, без которых также нельзя внимать учению Христову и исполнять заповеди Его. Господь Иисус пришёл не разрушить природу человека, но восстановить от падения, очистить от нечистот греховных, исправить от повреждения, возобновить все естественные способности и силы, и дать им прямое назначение и направление.

Отвергнуться себя значит возненавидеть в себе наш эгоизм, наше любостяжание, наше сластолюбие. С такою душею нельзя шествовать за Христом. Кто любит себя паче всего и выше всех, тот не может возлюбить Иисуса Христа, Его учение и жизнь. Кто пристрастен к земным благам, тот не способен решиться на понесение нужд и лишений; кто привязан к удовольствиям чувств, для того противны скорби и страдания. Посему, чтоб последовать за Христом, необходимо должно прекратить всякое пристрастие к своим познаниям, своим желаниям, своим благам и наслаждениям, дабы они не управляли нашим умом и нашей волей, дабы легко и свободно можно было бы нам покориться Христу.

Самоотвержение совершается не вдруг, но постепенно. Сперва возбуждается чувствование своих немощей и недостатков; потом пробуждается сознание ничтожности и суеты земных благ и чувственных удовольствий? далее проявляется жажда благ духовных и небесных; наконец происходит самое отвержение себя.

Некоторые жалуются на трудность самоотвержения. Подлинно, подвиг самоотвержения не лёгок. Но разве легче самопожертвование, которое делаем иногда в угождение миру? Чем не жертвуем мы духу времени, требованиям вкуса, обольщениям, так называемой, моды? Жертвуем и здравым рассуждением, и твёрдостью характера, и здравием тела, и последнею лептою, скажу более: жертвуем нарушением правил веры и требований церкви. Этих пожертвований мы не примечаем и не чувствуем, но они рано, или поздно отзовутся в нашем сердце горечью и страданием. Пожалеем, но потерянного не возвратим.

Кто отвергается себя, тот должен взять крест свой: и возмет крест свой (Мк.8:34). Взять крест значит взять подвиг какой-либо истинно христианской добродетели, на место отверженной страсти, или порока. Мужественно и терпеливо подвизаться в добродетели значит нести крест.

У каждого есть своя собственная страсть: у каждого должен быть и свой собственный крест. Кто отвергается гордости и тщеславия: берёт крест смирения и уничижения. Можно ли без страданий утвердить этот крест в духе, который своими мыслями парил в высотах почестей и славы? Кто оставляет пристрастие к богатству: берёт крест нелюбостяжательности и бескорыстия. Легко ли поставить этот крест в душе, которая жила в сокровищах мира? Кто бросает привязанность к наслаждениям и удовольствиям чувств: берёт крест строгого воздержания. Легко ли укрепить и этот крест в сердце, которое совершенно расслабло от забав и увеселений?

Видите, братия, страсти и пороки достойные распятия или отвержения: видите и кресты, распинающие страсти и пороки. Рассматривайте свое сердце, свои греховные наклонности и дела, и разбирайте кресты, если хотите идти за Христом.

Будем внимательны к воззванию Христову. Мало того, что слышим его в церкви и читаем в Евангелии: оно непрестанно напоминает нам о себе знамением креста, который вручила нам Св. церковь при купели крещения. Не будем забывать, что мы устами веры наших родителей уже изъявили желание идти за Христом, и, вписанные в воинство Христово, пойдёмте, хотя не спешно и не быстро, но твердо и неуклонно. Аминь.

* * *

64

Произнесено марта 10, 1846 года.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle