митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в пятую неделю св. Великого поста71

Не веста, чесо просита (Мк. 10, 38).

Выслушав Евангелие, которое читалось за час пред настоящею минутою, спросим самих себя, братия, какие слова и мысли особенно подействовали на наше сердце?

По моему чувству, упрек Спасителя, сделанный двоим ученикам за неприличное прошение, и наставление Его, как нужно достигать высших степеней славы, весьма поучительны. Вникнем и увидим.

Двое учеников, как выше сказали, Иаков и Иоанн просили себе первых мест в Царствии небесном. Даждь нам, говорили они, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей (Мк. 10, 37). Прошение было не без основания. Просить заповедал Сам Учитель; искать Царствия Божия, и искать прежде всего приказал Он; посадить их на двенадцати престолах в Царствии Своем обещал Он же. За что бы, казалось, упрекать учеников в незнании? Все это так по суду нашему, но не так по суду Христову. Прошение их оказалось несообразным ни с духом смирения, коему учил Спаситель, ни с обстоятельствами, в которых они находились. Прилично ли вам, как бы так говорил Учитель, прилично ли вам желать первенства пред другими? Не Я ли говорил, когда вы спрашивали Меня, кто больше в Царствии небесном, – не Я ли говорил вам, что кто умалится, как дитя, тот и больше (Мф. 18, 1–5)? Не внушал ли, что всяк возвышающий сам себя, унизится; а унижающий себя, возвысится (Лк. 18, 14)? Но вы позабыли. Не веста, чесо просита. Притом время ли теперь просить первых мест в славе Моей, когда настает время страданий и смерти? Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет Архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему (Мк. 10, 33). Сколько раз Я говорил вам, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его (Мк. 9, 31). Но вы забыли. Не веста, чесо просита.

Сколь справедливо был сделан упрек ученикам, столь же справедливо может он быть приложен и к нам. Не часто ли мы просим и ищем, чего сами не знаем? Так, одни домогаются вольности, тогда как жить под надзором и распоряжением доброго и благоразумного господина гораздо спокойнее и безопаснее, нежели жить по своей необузданной воле; другие желают иметь более и более сокровищ, тогда как некуда девать и того, что имеют; одни просят лучших, выгоднейших мест, имея у себя все выгоды и удобства в жизни; другие ищут иноземных произведений природы и искусств, имея обилие в своих родных произведениях, не менее полезных и приятных. Что сказали бы вы таковым просителям и искателям, если бы они стали просить у вас, или чрез вас, об удовлетворении своих желаний? Не знаете, чего просите.

Иисус Христос, отказав ученикам в прошении, спрашивал их: можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, им же Аз крещаюся, креститися (Мк. 10, 38.), то есть, можете ли участвовать в моих страданиях и кресте? Сказали решительно можева. Но что случилось? Когда Иисус Христос отходил на молитву и говорил им: пождите зде, и бдите со Мною (Мф. 26, 38), они не могли и единого часа пробыть с Ним во бдении; а когда Иудеи возложили на Него руки, тогда они вместе с прочими оставльше Его, бежаша (Мк. 14, 50). Где обещание? и куда девалась возможность?

Как часто недостаток в знании себя и меры своих сил и способностей примечается во многих просителях и искателях! Спросите их: можете ли выполнять со всею точностью ту должность, которую просите? Можем. Имеете ли к тому силы и способности? Имеем. Но определите их к должности по их желанию, и увидите, как многие из них пусты и далеки от возможности. Позволительно просить лучших, выгоднейших мест, искать высших степеней чести и могущества, – только надобно и знать хорошо, чего просим и ищем, и уметь хорошо тем владеть и пользоваться, что получим и найдем. Рабам нравится свобода, которою пользуются их владельцы; но сделайте их свободными, они испортятся, не зная, как управлять собою. Людям незнатным нравится быт благородных людей; но сделайте их благородными, они потеряются среди приличий света, не зная, в чем состоит истинное благородство духа. Не давайте меча, кто не умеет владеть им; не давайте пера, кто не умеет писать им. Тот и другой не знают, чего просят. Пусть силы и способности будут выше звания; но никогда не должно домогаться звания выше сил и способностей. Должность по силам приятна, а должность сверх сил скучна и изнурительна. Опыт говорит: не бери на себя тяжести, под коею падешь; разум говорит: не принимайся за дело, которого сделать не умеешь; слово Божие говорит: высших себе не ищи (Сир. 3, 21). Как все это нужно и полезно знать людям, которые просят и ищут!

Ученики, Иаков и Иоанн, пожелав первых мест, нарушили мир между прочими учениками. И слышавше десять, начаша негодовати о Иакове и Иоанне (Мк. 10, 41). Вот каково желание первенства! Возродясь в двоих, оно потрясло десятерых. Не видно, что говорили они искателям первых мест, но вероятно, обличали их в неблаговременном стужении Учителя, а может быть представляли и свои права на получение первенства.

Не подобное ли негодование происходит и между нами, когда видим в ком, особенно равном себе, дух превозношения и честолюбия? Этот дух всегда соприкасается нашему самолюбию. Чем оно сильнее, тем прикосновение его чувствительнее. Мы не любим превозношения в других, равно и другие не любят в нас. От этого никогда не бывает взаимной любви между людьми честолюбивыми. Один другого ненавидит; один другому не уступает; один другого старается очернить и низринуть; и за что? За один шаг вперед, за одно первое место впереди. О! Как мало ума в человеке, который оскорбляется мелочами! Неужели может существовать когда равенство во всем между людьми? Надобно же быть первым кому-либо одному; а всем быть первыми невозможно.

Иисус не оставил искушения, коему подвергались Апостолы, без уврачевания. Он дает им наставление: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (43), и поставляет Себя в пример: ибо Сын человечь не прииде, да послужат ему, но да послужит, и даст душу Свою избавление за многи (45).

Видишь ли, Христианин, какая высокая мысль сияет в наставлении Спасителя? Видишь ли, какая высокая добродетель светит в Его примере? Чтобы быть первым, надобно быть последним; чтобы быть старшим, надобно быть слугою всех. Вот каково врачевство противу духа превозношения и преобладания!

В самом деле, в чем должно состоять истинное величие Христианина, как не в смирении духа? В чем должно заключаться преимущество наше и совершенство, как не в преимуществе служения нашего пред другими благу ближнего? Для чего поставлены разные степени власти и чести, одна другой выше? Для того, дабы удобнее видеть в них нужды ближнего и помогать ему. Для чего возводят нас с одной степени на другую? Дабы возводить нам ближнего от одной добродетели к другой. Благо ближнего должно предшествовать благу собственному, – и ближний должен быть всегда выше нас в наших заботах, какое бы место ни занимали мы в обществе.

Вот сколько мыслей доставило нам чтенное ныне Евангелие! Вспомним об них, если вздумаем просить чего и искать, и воспользуемся ими, если выпросим что и найдем. Утешительно быть в чести у ближнего, но утешительнее быть в любви у него. Послужим, братия, друг другу любовию, честию друг друга больша себе творяще (Флп. 2, 3). Аминь.

* * *

71

Произнесено апреля 4, 1837 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Для клира и народа – Начало Великого поста Иван Георгиевич Айвазов

2. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Симеон, некто из суздальских духовных митрополит Евгений (Болховитинов)

3. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 180. Сочинения его. Содержание замечательных бесед. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Простые и краткие поучения. Том 10 протоиерей Василий Бандаков

6. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

7. Слова и речи. Том II – Слово в день Преображения Господня и день рождения Благоверной Великой Княжны Марии Николаевны митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Sermons – Sunday Of Orthodoxy Антоний, митрополит Су́рожский

9. Православная Церковь и сектанты – Признаки второго пришествия протоиерей Димитрий Владыков

10. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Мангазеи и Енисея Михаил Владимирович Толстой

Комментарии для сайта Cackle