митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю ваий75

Се Царь твой грядет тебе кроток (Мф. 21, 5).

Когда подобная весть доходит до верноподданных Царя земного: они радуются и готовятся встретить Царя своего. Тем более должен радоваться Христианин, услышав о шествии к нему Царя небесного.

Воспоминаемый ныне Царский вход Господень в Иерусалим был предвозвещен. Пророк Захария задолго предвидел это событие и возбуждал дщерь Сионову к радости: Радуйся зело, дщи Сионя: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича. К подобной радости приглашает и нас, Христиане, Св. Апостол в чтенном ныне послании: радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся. Господь близ (Флп. 4, 4). Что значит такое призывание к радости? Не возвещает ли Апостол о шествии к нам того Самого Царя, который шел в Иерусалим, сидя на жребяти осли? Господь близ. Не шествует ли где недалеко от нас? Господь близ. Не ныне ли, не завтра ли посетит нас? Господь близ. Есть ли чистая и убранная храмина для принятия Его? Вот сколько заботливых мыслей возбуждают в нас два слова Апостольские: Господь близ! Можно ли оставаться в безпечности? Не нужно ли озаботиться принятием Царя? Приготовься же, Христианская душа, в сретение. Се Царь твой грядет тебе кроток.

Кто этот Царь? Это Господь наш Иисус Христос. Он Царь над всею вселенною, как Бог, по праву сотворения. Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще силы, аще власти; всяческая Тем и о Нем создашася. Он Царь над всем христианским миром как Начальник и Совершитель нашего спасения. Дадеся ми, говорит Он, всяка власть на небеси и на земли. Он Царь над всеми Ангелами и Святыми на небеси, как Победитель греха и смерти. Се Царь твой, христианская душа, Богочеловек! Ты вся принадлежишь Ему, кроме греха; все дары и блага у тебя – Его, и все твое блаженство в деснице у Него же.

Господь и Царь наш Иисус всегда грядет к нам грешным; но во дни поста и покаяния, можно сказать, Он усугубляет Свое благодатное шествие, в Своем слове крестном, с утешительным воззванием: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Подлинно, Господь близ. Ибо, о чем чаще всего слышим в храмах, особенно в настоящие дни, как не о кресте? Что обыкновенно чаще всего видим в домах наших, на торжищах и на путях, как не крест? Что носим на персях своих, как не тот же крест? Чем знаменуем себя в молитвах, прошениях и благодарениях к Богу, как не им же? Взирая на крест, не можем не воспомянуть о Распятом, не помыслить о своем спасении и не вздохнуть. Но где помышление о Нем и чувство нужды в спасении, – там Он Сам, – стоит при дверех и толцет. Слышишь ли, христианская душа, хотя изредка слово крестное, призывающее тебя к Спасителю твоему? Чувствуешь ли Его приближение? Се Царь твой грядет тебе кроток!

Есть шествие Царя в другом виде. Он шел в Иерусалим, седя на жребяти осли, – а к нам грядет в таинстве причащения. Иерусалиму Он нес грозное предсказание: приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обымут тя отвсюду (Лк. 19, 43); а нам несет утешительное обетование таинственного общения с Ним. Так говорит Он Сам о сем неизреченном общении: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ты ежедневно видишь, христианская душа, приношение безкровной жертвы во храме, и слышишь слово твоего Спасителя: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Примечаешь ли таинственное шествие Его к тебе в совершении таинства? Се Царь твой грядет тебе кроток!

Иудеи встречали Господа Иисуса с ваиями и восклицаниями: осанна! С чем встретим мы Его, грядущего к нам в таинстве причащения? С ваиями, но растущими на древе поста и покаяния; вместо восклицаний – с воздыханиями души, выражающими чувства нашей духовной бедности и недостоинства.

Чтобы достойно принять Господа в храмину души, нужно, чтобы сия храмина была чиста и убрана. Между тем, чем она у нас не загромождена? Какого нет в ней греховного хлама и нечистот? Во время пощения нашего выбросим весь этот хлам и омоем храмину слезами сердечного раскаяния во грехах; и эти слезы будут у нас вместо ваий. Чтобы спасительно приобщиться Его Божественного тела и Его Божественной крови, нужно приступать с твердою верою и пламенною любовию к Спасителю. Нельзя сказать, чтобы не было в нас веры и любви. Есть вера, но не так сильна; есть и любовь, но не так горяча. Что же делать? Сила веры и пламень любви суть дары благодати. Будем просить и молить Господа, да приложит нам веру и обильно излиет в сердца наши любовь; и эти моления будут у нас вместо восклицаний.

Как наши ваии возрастают в сокрушении сердца, и наши восклицания возбуждаются чувством нашей греховности: то великого ли труда стоит принять Господа? Тяжкие ли грехи затруднят? Но что они значат пред безпредельным человеколюбием и милосердием Божиим? Пред ним, если мы истинно каемся, это капли, падающие в море! В уповании на милосердие Господа дерзнем просить: гряди, Господи Иисусе, гряди, и свидетельствовать пред Ним: готово сердце наше, готово! Аминь.

* * *

75

Произнесено марта 19, 1844 года, в Варшаве.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Едем профессор Александр Павлович Лопухин

3. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

4. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иродион, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

5. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

6. Sermons – Myrrh-Bearing Women Антоний, митрополит Су́рожский

7. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

8. О покаянии: беседы пред великим постом и в пост, по воскресным дням архиепископ Игнатий (Семенов)

9. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

10. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 105. Просвещение и сочинения его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle