митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю ваий79

Радуйтеся всегда о Господе: Господь близ. Ни о чем же пецытеся: но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4, 6).

Сие наставление мы слышали в Апостольском чтении настоящего праздника. Как оно назидательно для празднующих!

Праздник Господень сопровождается радостию. Чтобы радоваться достойно праздника, Св. Апостол учит: радуйтеся всегда о Господе. Радость всегда бывает живее, выразительнее и продолжительнее, когда присутствует виновник праздника. Апостол извещает о присутствии виновника: Господь близ. Пред праздником и в праздник многие заботятся, суетятся и домогаются, как бы провести день праздничный с приятностию и с удовольствием. Апостол воспрещает всякую суетную заботу: ни о чем же пецытеся, а заповедует всегда в молитве и прошении открывать свои желания к Богу: но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу.

Не трудно, скажете, исполнить Апостольское наставление в праздник, который посвящается исключительно молитве и прославлению имени Божия; но возможно ли исполнять оное во всякое время? Как всегда радоваться и всегда благодарить, когда большей частью живем в скорбях и среди горестей? Как всегда молиться, когда у нас так много предметов, развлекающих наше внимание?

Чтобы разрешить сии вопросы, вникнем в побуждения всегдашней радости и благодарности к Богу и воззрим на близость Божию к нам.

Чтобы всегда радоваться духовною радостию и всегда быть благодарными к Богу, надобно иметь побуждения самые сильные, живые и очевидные; и мы имеем их в необъятном множестве. Это безчисленные Божии благодеяния к нам, которыми мы живем и без которых жить не можем. Кто даровал бытие и жизнь человеку в начале? Господь. И кто сохраняет и поддерживает бытие и жизнь? Он же. Наша душа не есть ли дыхание уст Вседержителя, а тело – дело рук Божиих? Наш ум, сердце, воля и чувства не суть ли дары благости Божией? Земля, которая доставляет нам жилище, одеяние и пищу; вода, которая нас поит и омывает; огонь, который нам светит и согревает; воздух, которым мы дышим, – все это Божие устроение, Божия собственность, но вместе не есть ли необозримое благодеяние Божие к человеку? Наконец, наше возрождение в духовную жизнь, наше просвещение светом веры Евангельской, Божие слово, всегда открытое для питания нашей души и сердца, Христовы таинства, всегда готовые на обновление и освящение нашей духовной жизни, все это суть безценные, неизъяснимые, неописанные дары благодатного искупления. Вот немногие, но самые сильные и великие побуждения всегдашней радости и благодарности к Богу. При воззрении на такие благодеяния Божии легко понять, как можно всегда радоваться и всегда благодарить Господа; но трудно представить, как можно не всегда радоваться и не всегда благодарить?

Чтобы всегда радоваться и всегда благодарить, надобно только всегда памятовать, кем мы созданы, и кто сохраняет жизнь нашу, как можно чаще обозревать те дары и блага, которыми мы украшены и которыми наслаждаемся, размышлять о благодеяниях Божиих, которыми мы живем во времени, и будем жить в вечности. Научась всегда воспоминать, разсматривать и размышлять, мы никогда не выйдем из воспоминания и размышления, не ощутив духовной радости и благодарности, и никогда не выйдем из молитвенного состояния духа и сердца. Ибо постоянное воспоминание и размышление о благодеяниях Божиих есть постоянное представление в мыслях Его могущества, премудрости и благости. Представляя Бога в мыслях своих, мы не можем не благоговеть пред Ним и не стремиться к Нему всем существом своим. Что же это значит, как не всегда молиться Ему духом и истиною? Сущность молитвы внутренней состоит в том, чтобы всегда возноситься к Богу умом и сердцем. Правда, скорби, страдания, бедствия иногда могут подавлять чувства радости, благодарности и ослаблять молитву; но это бывает только в таком случае, когда скорби, страдания, бедствия приписываем разным случаям и обстоятельствам, не веруя, или мало веруя в премудрый и всеблагий Промысл, который недоведомым нам образом распоряжает нашею судьбою. Напротив, кто во всех скорбных и бедственных случаях видит, как и должно, знамение Божия благоволения, сознает во всем благость Божию, исполнен твердой веры и упования, для того скорби, страдания, бедствия не могут служить преградою и препятствием к всегдашней радости, благодарности, молитве; для того они служат благодеянием любви Божией: его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Таковых мыслей и чувствований о скорбях и страданиях были исполнены: Иов, который среди своего злополучия благословлял имя Господне, – Царь-Пророк, который, быв окружен и тесним врагами, с веселием и спокойствием души призывал Бога на помощь, – Св. Ап. Павел, который хвалился скорбями и радовался в страданиях. Не такие ли же мысли и чувствования должны иметь и мы, по примеру Св. Божиих? Всегдашняя радость о Господе, непрестанная молитва и постоянная благодарность возможны только при спокойствии души и при мире в сердце. А что водворяет в душу и сердце мир и спокойствие? Смиренная преданность воле Божией и твердое упование на Его благость. Посмотрите на двух несчастных страдальцев: один из них спокойно и свободно исправляет своп дела, а другой ничего делать не может, а если и делает что, то неохотно и как попало. От чего происходит такое различие? От того, что один покорен судьбам Всевышнего, а другой недоволен судьбою своею, мрачен, грустен, уныл, безпокоен, раздражителен, и следовательно болен всем существом своим – душою и телом.

Воззрим на близость Господа к человеку. Господь близ. Где же? Камо пойду, говорит Пророк, от Духа твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Но есть места, в которых особенно Господь являет Свою близость.

Господь близ в окружающей нас природе, в которой, как в зерцале, видим совершенства Божии, Его премудрость, всемогущество, благость и величие. Господь близ в душе нашей. Гласом совести Он побуждает нас к творению добра, или осуждает за соделанное нами зло. Господь близ в письменах своего закона, который, по выражению Пророка, есть светильник ногам нашим и свет стезям нашим. Господь близ в храме. О храме он Сам возвещает: будут очи Мои ту и сердце Мое по вся дни. Здесь мы видим Его в священных изображениях и слышим Его Божественные глаголы. Господь близ в таинстве причащения, в котором верующие не только приближаются к Нему, но и соединяются с Ним. Вот несколько мест особенной близости Божией к нам! Будь же внимателен, Христианин, к таким местам, и старайся приблизиться к Господу, в природе – созерцанием всемогущества и премудрости Божией, в душе – вниманием гласу совести, в законе – поучением в оном, в храме – молитвою и вниманием проповедуемому здесь слову Его в таинстве причащения, – приступая к нему с верою и любовию, очистив совесть.

Господь близ к нашим немощам, нуждам, помышлениям, чувствам и действиям. Страждет ли кто от скорбей? Он низпосылает Свое благодатное утешение и облегчение. Изнемогает ли кто в подвигах благочестия? Он подает силу и крепость. Ищет ли кто духовного просвещения? Он низпосылает Духа премудрости. Раскаивается ли кто во грехах? Он прощает и разрешает Своею благодатию. Просит ли кто чего молитвою и молением? Он внемлет и исполняет. Скажем короче: Господь близок всем и каждому; ибо Он не хочет смерти грешника, но желает ему жизни вечной и блаженной.

Но так ли близки мы к Богу, как Он близок к нам? Не часто ли удаляем сами себя от Него своими земными помыслами и чувствованиями и своими греховными делами? Не часто ли смежаем свои очи, дабы не видеть Его величия и славы, и замыкаем уши, дабы не слышать Его спасительных глаголов? Но не таков к нам Господь! Как бы мы ни удалялись от Него, Он никогда не удаляется от нас, – приближаясь к нам, или во гласе совести, или во гласе скорбей и лишений и т. под. Благо тому, кто услышит глас Его и восчувствует свое удаление. Господь не замедлит приблизить его к Себе и соединиться с ним.

Не удаляйся же, Христианин, от Господа Бога твоего, но более и более приближайся к Нему всем существом твоим; приближайся умом – в поучении слова Божия, сердцем – в молитве, молении и благодарении, телом –в пощении и говении; приближайся верою и любовию. Паки и паки скажу с Апостолом: Господь близ. Аминь.

* * *

79

Произнесено 4 апреля, 1848 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Алексия, человека Божия митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 180. Сочинения его. Содержание замечательных бесед. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. В стране священных воспоминаний – 18-е Июня. Воскресение. В Архипелаге. митрополит Арсений (Стадницкий)

4. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Феодор преподобный Исаак Сирин Ниневийский

5. Слова и речи – 65. РЕЧЬ Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, пред вступлением Его Величества в Успенский Собор для священнаго... святитель Филарет Московский (Дроздов)

7. Слово из вечности – Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

8. Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия – [Окружное послание Собора Архиереев РПЦЗ от 15/28 августа 1932 г. против масонства.] архимандрит Пантелеимон (Нижник)

9. Из Румелии – Афины. 4 июля 1865. Воскресение. архимандрит Антонин (Капустин)

10. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

Комментарии для сайта Cackle