митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю св. жен Мироносиц83

Кто отвалит нам камень от дверей гроба (Мк. 16, 3)?

Так говорили между собою св. Жены, спеша ко гробу возлюбленного Учителя своего с ароматами!

Вход в пещеру, где было положено пречистое тело Иисусово, был завален камнем. Св. Жены спешили покрыть благоуханными мастями тело Его; но как войти в пещеру? Камень бе велий зело. Они хотели излить в погребальной пещере свое горе, слезы, сокрушение, и изнести оттуда для себя хотя искру утешения; но кто отвалит камень от дверей гроба? С такою заботою и безпокойством приблизившись к пещере, вдруг видят они камень отваленным, гроб праздным, во мраке свет, на гробе сидящего юношу в белой одежде и вещающего: воста, несть зде. Возможно ли было им, слабым женам, при таком неожиданном событии не испытать в то же время внезапной перемены в своих помыслах и чувствах? – И изшедше скоро из гроба, говорит Евангелист, со страхом и радостию велиею, текосте возвестити учеником Его (Мф. 28, 8).

Что произошло с св. Мироносицами, то происходит и с нами, Христиане, на путях шествия к небу. Не часто ли, идя к царствию Божию, мы встречаем на пути огромные камни затруднений и препятствий? Вникнем в тайный голос собственного сердца, и мы услышим жалобный вопль, подобный воплю св. жен Мироносиц.

Грехи для многих бремя нечувствительное и ноша легкая; но для того, в ком чувство нравственное не завяло и совесть жива, для того они составляют бремя тяжкое. Чем более размышляет кто, сколько его обидами исторгнуто вздохов, сколько его несправедливостями выжато слез, сколько раз его неразумие, зависть, суетность, злоба, гордость бывали причиною соблазна или несчастия для ближних, тем сильнее чувствует бремя, тяготеющее над ним, тем заботливее ищет способов к облегчению себя от сердечной скорби. Кто отвалит ему сей камень? – Но успокойся, отягченный сознанием своим грешник! С камнем, отваленным от дверей гроба отвален и тот камень, который лежит на твоей совести и душе. Внимай, что говорят св. Апостолы: Иисус Христос предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше. Имамы избавление кровию Его и оставление грехов. Кровь Его очищает нас от всякаго греха. – Можно ли после сих Апостольских утешительных удостоверений вопиять: кто отвалит нам камень? Шествуй, возлюбленный собрат, безбоязненно во врата царствия Божия: только неси в сосуде сердца своего слезы покаяния, проникнутые благоуханием веры, надежды и любви.

Любовь к добру в нас врождена. Все мы желали бы делать одно добро, но к величайшей горести находим в себе расположение ко злу (Рим. 7, 31); желали бы ходить с чистым сердцем пред Господом, но усматриваем в себе влечение к нечистоте, – возлететь к высочайшему благу своему, но греховные помыслы препятствуют всякому высшему стремлению, всякому приближению сердца ко Всесвятому и всякому упражнению в молитве. Чем тягостнее для нас сие положение, тем с большею скорбию, тем с большим воплем взываем: кто отвалит нам камень? Но не скорбите, престаньте! Сей камень, который препятствует вашему стремлению к добру и заставляет вас держаться во зле, – сей камень, после того, как воскрес Христос, уже отвален. Вы немощны? – Но сила воскресшего Иисуса совершается в наших немощах. Вы делаете зло против воли? – Но идеже умножися грех, преизбыточестова благодать. Только умейте каяться.

Заботливость о будущем нам врождена. Я не буду говорить о той заботливости, которая мучит человека суетными прихотями, вымышленными нуждами, воображаемыми опасениями. Такие жалобы почти не стоят внимания и утешения. Но есть заботливость справедливая, основательная, стоящая всякого участия и утешения. Для многих будущее действительно покрыто смутными огорчениями, мучительными заботами, мрачным предзнаменованием. Так удержание за собою той степени безпорочности и благосостояния, какого достигли мы, – кого не озабочивает? Уничтожение препятствий к верному выполнению долга – кого не безпокоит? Воспитание детей и устроение их благосостояния – у кого не лежит на душе? Подлинно, все это, как камень, лежит на сердце нашем. Кто отвалит нам его от сердца? Не безпокойтесь. Камень уже отвален. Иже своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует? Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, ходатайствует о нас. Видите, братия, как заботливость наша о будущем облечена ходатайством о нас воскресшего Господа, как небесная помощь готова для нашей защиты, пособия и утешения. Остается только нам веровать в нашего Божественного Ходатая, уповать на Его заслуги и любить Его всем сердцем.

Несчастие есть камень для малодушия. Кто отвалит нам его, взывают люди несчастные, когда подавляют их неизлечимые, тяжкие недуги, неотразимое убожество при всем нашем трудолюбии, упорное гонение со стороны других при всей нашей честности, сокрушительные пожары, язвы, наводнения и проч? – Скажите нам, плачущие! какого вы ищете себе счастия? – Земного? – в сем случае ваши бедствия точно суть камни, преграждающие вход в храм истинных радостей. Небесного? – в сем случае ваши скорби суть, по слову Спасителя нашего, хотя узкия, но врата, и хотя тесный, но путь, ведущий в жизнь вечную: их скорбьми подобает нам внити в царствие Божие. Не напрасно ли заботитесь о камне, когда он вовсе не существует? Не лучше ли совершенно предать себя воле Божией и идти путями скорбей и страданий с верою, надеждою и любовию? – Часто мы говорим со слезами: нет человека, да егда возмутится вода ввержет нас в купель исцеления, – и вдруг получаем способность взять одр и ходить! Часто мы жалуемся на Аманов, которые в угоду своей злобы строят орудия смерти для добродетельных Мардохеев, и вдруг видим их самих умерщвляемых их же орудиями! И кто озлобит вас, аще благому подобницы будете? Но аще и страждете правды ради, блажени есте (1Петр. 3, 14), говорит Апостол.

Мрак гроба есть камень для маловерия. Кто отвалит нам камень? – вопиют люди, желающие узреть жизнь вечную за пределами сего временного. Как оживут кости человеческие, которыми так давно и так много усеяна земля наша? Как воскреснут мертвые, в каком теле приидут, когда тело теперешнее распадется в прах, развеется по воздуху, войдет в состав других тварей? Кто отворит нам сей гробовой камень? – Сей вопрос возмущает наш покой и наши радости. Но да не смущается сердце наше! Непременно разверзнется могила для нашего погребения; непременно разверзнется она и для нашего воскресения. Гроб и смерть были виною страха и отчаяния человеческого; ныне, когда воскрес Христос, гроб обращен в источник надежды и смерть в переход к безсмертию. Неизвестно, как и теперь облекается дух наш сею плотию; неизвестно, как и тогда оденет его Бог тем же телом, только обновленным, духовным, прославленным: но что будет так, это несомненно. Воскресение Иисуса Христа доказало ясно и ощутительно, как легко Тому, кто обладает живыми и мертвыми, смертию и жизнию, отвалить камень смерти, облечь дух плотию! Теперь, не обинуясь, можно Апостольским словом отвечать всякому сомневающемуся в воскресении наших тел: безумне, ты еже спеши, не оживет, аще не умрет; и еже спеши, не тело будущее спеши, но голо зерно; Бог же дает ему тело, якоже восхощет (1Кор. 15, 36–39). Теперь несомненно можем исповедовать с Апостолом: якоже о Адаме вси умираем, такожде и о Христе вси оживем (–, ст. 22).

Памятуя все сии истины, непреложность коих очевидна всякому, перестанем, братия, вопиять: кто отвалит нам камень земных помыслов и житейских попечений, камень скорбей и страданий, камень сомнений и недоумений на сем пути жизни? Не внушает ли нам наш воскресший Спаситель: не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим во что облечется: не душа ли больши есть пищи, и тело одежди (Мф. 6, 25)? Не внушает ли нам Он, что только узкие врата и тесный путь ведут в жизнь вечную. Не обещает ли Он верующим в Него жизнь вечную, славу и блаженство на небе? – Так, братия! Иисус вчера и днесь, той же и во веки! Аминь.

* * *

83

Произнесено апреля 13, 1841 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. The City of God – The City of God (Book IV) блаженный Аврелий Августин

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Алексия, человека Божия митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава четвертая. География Иван Кузьмич Кондратьев

5. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

6. The Stromata – BOOK V пресвитер Климент Александрийский

7. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

8. Письма – 467. Больше смиряйся да себя укоряй Помыслами не услаждайся, а отгоняй их молитвой преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Отечник Проповедника – Наставник игумен Марк (Лозинский)

10. Selected Works and Letters – On the Holy Spirit. святитель Амвросий Медиоланский

Комментарии для сайта Cackle