митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю о слепом88

Светильник телу есть око, говорит Спаситель (Мф. 6, 22).

Скучно быть без светильника во мраке ночи; скучно быть и с светильником, который не горит и не светит.

Два слепца, упоминаемые ныне в Евангелии, шли за Иисусом и вопияли: помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов (Мф. 9, 27). О чем вопияли сии слепцы? Они просили себе светильников, скорбя о мраке, в котором держали их закрытые, или может быть и открытые, но темные, незнакомые со светом очи. Иисус прикоснуся очию их: и отверзостася очи их.

Нужно ли доказывать, почему око названо светильником телу? – Когда указывают нам на свет, мы не требуем доказательств, что это точно свет. Мы сами видим его; он светит нам. Так и око, которым видим, само собою доказывает, что оно есть светильник телу. Но вот вопрос: один ли только сей светильник дарован человеку? Нет ли других светильников? Нельзя ли видеть слепым глубже и дальше зрячих? Сей вопрос разрешим следующим образом: есть светильник у души – разум, и есть светильник у разума – слово Божие.

Разум человека, происходя от разума разумов, от Отца светов (Иак. 1, 17), подлинно есть око души. Не сим ли оком видим мы в тварях премудрость Божию, Его всемогущество и благость? Не им ли различаем вещи одни от других, полезные от вредных, приятные от неприятных, нужные от излишних? Не им ли смотрим, ходя среди происшествий и приключений мира? Не им ли действуем, упражняясь в науках, художествах и искусствах?

Так, назначение разума есть светить душе. Но долго ли он светил человеку? – С той минуты, как человек вкусил запрещенного древа, его разум померк. Как малейшая пылинка разстроивает часы и малейшая песчинка затмевает наше зрение; так одно обольстительное слово: будете, яко Бози, помрачило светильник души, запорошило разум. Пять тысяч лет протекло от падения человека до пришествия в мир Спасителя, и разум, усиливавшийся в течении сего времени доискаться истины, состарел только в своем невежестве. Не он ли изменил славу нетленного Бога во образ тленна человека и птиц и четвероногих и гад (Рим. 1, 23)? Не он ли обратил истину Божию во лжу, покланялся и служил твари, вместо Творца своего (25)? Не он ли ставил памятники страстям человеческим? Времена язычества суть времена невежества и заблуждений. Разум не светил тогда в познании живой истины, а ходил сам ощупью.

Благость Божия, видя, что орган духовного зрения испортился в человеке, даровала ему другой светильник. Что это за светильник? Это слово Божие, изреченное святыми Пророками. Царь Давид восклицает: светильник ногама моими закон Твой, Господи, и свет стезям моим (Пс. 118, 105); не с меньшею ясностию и выразительностию говорит к верующим и Апостол Петр: Имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу, сияющу в темном месте, добре творите, дóндеже день озарит и денница возсияет в сердцах ваших (2Пет. 1, 19). Если таково слово Пророков, то каково должно быть слово нашего Спасителя? – Евангелие есть свет самый чистый и ясный, проходящий сквозе духи разумичные. Кто озарен сим светом, тот, по изречению Апостола, сам делается светом. Вы были некогда тьма, говорил Апостол Ефесеянам, но ныне свет о Господе (Еф. 5, 8).

Слово Божие есть светильник разума. Оно исправило и просветило наши понятия о верховном Существе. Оно изъяснило нам истинный способ Богопочитания. Оно раскрыло назначение и цель нашего здесь существования. Оно поставило нас на путь истины и правды, на путь спасения.

Но, рассуждая таким образом, не унижаем ли мы достоинство разума? Нимало. Мы охотно предоставляем ему честь быть оком души: только око сие не иначе может видеть, как при свете. В самом деле, дабы око могло видеть, необходимо нужно, чтобы свет подействовал на него. В темноте, даже с зорким и быстрым зрением ничего нельзя усмотреть. В жилище, куда не проникают лучи солнца, среди дня царствует глубокая ночь. Следственно, глаз не светит, но освещается. Тоже самое можно сказать о разуме. Он не имеет ныне собственного света, для созерцания духовных предметов, но заимствует оный из Божественного откровения; он светит в делах спасения чужим светом.

Кто хочет ходить в свете Божием, тот должен ходить в свете веры. Для очей плотского разума глаголы откровенной истины навсегда останутся непроницаемою тайною: ибо они, по слову Спасителя, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63).

Помраченный наш разум в глубине премудрости Божией ничего не видит, а светоносная вера зрит в ней правду, освящение и избавление (1Кор. 1, 23. 30). Иудеи и Еллины имели помраченный разум, когда Апостол возвещал им о кресте Господа Иисуса. Проповедь Апостола показалась для одних – юродством, для других – была соблазном. И удивительно ли? Есть больные, у которых в глазах все кажется желтым. Так, у кого ум не очищен от предрассудков и суеверия, для того чистая, святая истина не имеет цены.

Слово Божие, сообщая свет уму, столь же благотворно действует и на сердце человека. Сердце наше есть источник желаний, и сии желания имеют нужду в благом направлении. Сердце есть вместилище страстей, и сии страсти требуют обуздания. Посему необходима для нас сила, которая удерживала бы сердце наше в пределах долга; нужны правила жизни твердые и непреложные, которые управляли бы нашими поступками. А где заключается сия сила, сии правила, как не в слове Божием?

Мы созданы для неба; что же земное может насытить наше сердце? Любовь к добродетели? Но какая добродетель может быть во всякое время постоянною и чистою, сильною и высокою, если не основывается на Вере? Искренно ли прилепляемся к ней, если чтим ее не в Боге и не для вечности? Не спорим, что закон справедливости положен в совести нашей, и человек, пока останется человеком, всегда будет чувствовать долг не делать другим того, чего от других себе не желает. Но не одна ли Вера облекает сии законы силою и властию, призывая людей к добродетели побуждениями могущественными? В языческом мире были люди добродетельные. Но из какого источника исходили их добродетели? Из тщеславия. И чем оканчивались? Безнадежностию. Одна только Вера учит нас истинной добродетели; одна она есть только светильник нашим чувствованиям и желаниям.

Видите, братия, что Бог даровал нам три светильника: один для тела – это око, другой для души – это разум, третий для разума – это слово Божие. Одним видим предметы вещественные, другим разбираем их внутренния свойства, отношения, действия и последствия; а третьим созерцаем предметы духовные – небесные. Счастлив, кто имеет телесный светильник чистым и ясным, но более счастлив тот, у кого чист и ясен светильник душевный. Без очей телесных войти в Царствие можно, но без очей духовных невозможно.

Господи! Ты рек: Аз есмь свет миру. Во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя и ищущим Тебя, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

88

Произнесено в 1836 году.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 168. Деятельность его в сане пресвитера: а) с 388 г. до Великого Поста 388 г. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

4. Собрание слов. Том II – Отделение дополнительное митрополит Сергий (Ляпидевский)

5. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Слава преподобный Исаак Сирин Ниневийский

6. В стране священных воспоминаний – 10–е Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. митрополит Арсений (Стадницкий)

7. Слова и речи – 65. РЕЧЬ Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, пред вступлением Его Величества в Успенский Собор для священнаго... святитель Филарет Московский (Дроздов)

9. Из Румелии – Athenae Atticae. Понедельник. 5 июля 1865. архимандрит Антонин (Капустин)

10. Слово из вечности – Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Комментарии для сайта Cackle