митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Праведного Лаврентия 47

Ищите царствия Божия, говорит Иисус Христос (Лк·. 12:31).

Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царство Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий?

Казалось, не нужно бы занимать внимание ваше благоч. слушатели, предложением такой истины, которая всем и каждому известна, не нужно бы говорить христианам, чему учит самое христианство. Но что делать, опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт заставляет напоминать: ищите Царствия Божия.

Празднуя память праведного Лаврентия, который пекся только о стяжании благ духовных, не заботясь о приобретении каких-либо благ чувственных, и – стяжал, – который занимался только делом спасения души, убегая угождения плоти и – спас, – и который подвизался ради только вечного блаженства, забывая все временное, и получил блаженство в небесах; – празднуя память сего Угодника Христова, – чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не размышлением о необходимости искания Царствия Божия, размышлением не для удовлетворения любознательности ума, но для назидания и утешения сердца? Приступим к размышлению.

Видимый мир есть царство Божие. Творец его есть Царь, разумные существа суть служители Царя, все твари суть подданные, силы, по коим действуют служители и подданные, суть законы в царстве сем. Но сего ли царствия искать заповедует нам Господь? Очевидно, что есть другое царство Божие, которого должно искать.

Христианский мир есть Царство Божие. В нем Христос есть Царь, верующие в Него суть подданные, заповеди Христовы суть законы. Но и сие ли царство имеет в виду Господь, заповедуя нам искать царствия? Не сие ли царствие должно быть предметом наших исканий? Не о том ли мы должны заботиться, чтобы открылось в нас это царствие, о котором сказано: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21)?

Господи! сколь велика милость Твоя к нам грешным, что Ты благоволил открыть так близко к нам Твое царство! Имея врожденное стремление к счастию и блаженству, мы стали бы искать его в разных странах и местах, но теперь знаем, что оно внутрь нас; могли бы полагать его в чувственных удовольствиях, в земных сокровищах, в почестях и славе, но теперь видим, что оно внутрь нас.

Для чего ж, скажут некоторые, искать царствия, когда оно внутрь нас? Кто знает по опыту, что душа человеческая покрыта язвами и струпами греховных болезней, тот не поколеблется принять и согласиться, что царство Божие, хотя внутрь нас, но закрыто грехами, как зерно терниями и волчцами, содержится под наростом мирских обычаев и привычек, как жемчужина под корою, подавлено страстями, как золото землею, и заключено в теснине сердца, как огонь в кремне. Хотя уподобления сии взяты с природы чувственной, но тем не менее они показывают, что в нас, облеенных плотию, но под покровом плоти носящих дух, есть сокровенная сила, или царствие Божие, потому-что и Сам Спаситель наш, поучая тайнам царствия Божия, уподоблял оное то зерну горушному (Мф. 13:31–32), то сокровищу, сокровенному на селе (Мф. 13:44), то бисеру многоценному (Мф. 13:46), и пр. Если трудолюбивый земледелец увидит, что его нива зарастает былием, то не ищет ли посеянного своего семени посредством непрестанных очищений прорастающего былия? и если неутомимый испытатель природы узнает, что грунт земли, который измеряет своими шагами, обнаруживает некоторые признаки сокровенных в оном сокровищ, то занимаемое собою место оставляет ли он без розысканий и углублений в подземелье? Подобно сему и мы, слушатели, зная, что царствие Божие внутрь нас, должны искать, где сокрывается в нас такой свет, которым просвещается всякий человек, приходящий в мир (Ин. 1:8)? Кто скажет, что закон Божий в нас имеет полную силу и свет Божий не померк? впрочем есть еще отблеск сего внутреннего света. Итак станем искать в себе царствия Божия, то чрез озарение своего ума чистым и живым светом Евангельского учения, то чрез образование своего сердца в правилах христианской жизни. Как свет чувственный доводит нас до сокровенностей, в которых заключены сокровища, так и свет веры Евангельской откроет нам, что человек малым чим умален от Ангел (Пс. 8:6); что мы во Христе чада Божия, и храмы живущаго в нас Духа Божия (1Кор. 6:19–20). И как удобрение и очищение земли содействует влиянию света и теплоты в развитии семян, в их возращении и умножении плодов: так и очищение сердца от злых навыков и страстей способствует действию христианского учения в открытии в нас царствия Божия.

Таким образом искать внутрь себя царствия Божия значит искать, при свете и помощи Божией благодати, останков первобытного света в уме и первобытной святости в воле. Для чего пришел Сам Единородный Сын Божий на землю? Для того, чтобы восставить образ Божий в человеке!

Как восстановитель внутреннего Божия царства есть Иисус Христос: так и распространитель его есть Он же. Его учение озарило ум человека боговедением; Его пример оживил нравственную любовь к добру; Его заслуги исходатайствовали безчисленные дары благодати; новые силы к добру и новые блага дарованы человеку туне, без всяких его заслуг.

Не нужно объяснять вам, братия, сколь важно, драгоценно и необходимо в нас внутреннее благодатное царство – царство Иисуса Христа. Как в царстве природы мы не можем, по слову Апостола, иначе жить, двигаться и существовать, как только Богом (Деян. 17:28): так и в царстве благодати можем действовать только силою Христовою: ибо пребывание Его в нас и наше в Нем есть необходимое условие, без которого мы не можем быть христианами: как розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: так и мы не можем ни о чем добром помыслить и ничего доброго сделать, аще в Нем не пребудем (Ин. 15:4).

Кто нашел царствие Божие, тот нашел все, правду, мир и радость о Дусе (Рим. 14:17). Можно ли найти сии блага в мире? Да, он даст славу и честь, – но – правда? Он осыплет сокровищами земли; но сумеет ли дать душевный мир? Он предложит все дары удовольствий, но не отъимет ли вместе с тем истинную радость. Итак не ищи, слушатель мой, не ищи благ мира сего, но ищи благ царствия Божия. Первые, в веществе своем, пагубны и смертоносны, а последнии, по действиям их на духовную нашу природу, благотворны и спасительны. Внемли, как Св. Апостол ценил сокровище царствия Христова: вменяю, говорит Он, вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, егоже ради всех оттщетихся: и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу, и обрящуся в Нем (Флп. 3:8–9).

Никто не думай, что Бог откроется ему во свете славы, если ему и на мысль не приходила слава сия, и что Бог просветит его ум, и очистит его сердце, если ему до света и чистоты и дела нет. Кто не чувствует голода, тому не подают пищи. Удовлетворяют требованию там, где есть требование. Проси и получишь, ищи и найдешь, стучись и отворят тебе; но проси доброго, и ищи святого, потому-что Господь не дает ничего, что не служит ни во спасение, ни в пользу ближнему, ни к славе имени Его. Но когда просишь и не получаешь, и когда ищешь и не обретаешь, тогда не унывай, возлюбленный , но ожидай с терпением, как земледелец ждет от земли драгоценных для него плодов, и терпит, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5:7).

Господи! Ты рек некогда: се стою при дверех и толку; аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3:20). Слышим глас Твой, слышим, и открываем сердца наши. Вниди убо и воцарися в нас. Аминь.

* * *

47

Говорено в Калужском Лаврентьевом монастыре, 10 марта 1833 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов. Том II – Отделение дополнительное митрополит Сергий (Ляпидевский)

2. Слова и речи. Том I – Очерк жизни преосвященнейшего митрополита Никанора митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СЛОВО святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 137. Содержание третьей книги против Евномия и достоинства всего сочинения. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Письма и статьи – ВОСПОМИНАНИЯ ЕПИСКОПА ОНУФРИЯ О ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ В г. ХАРЬКОВЕ И О ПЕРВЫХ ДНЯХ ССЫЛКИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

6. Душеполезные поучения – СПОР преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

7. Письма – 467. Больше смиряйся да себя укоряй Помыслами не услаждайся, а отгоняй их молитвой преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Огласительные поучения и завещание – Поучение 57 преподобный Феодор Студит

9. Отечник Проповедника – Знание игумен Марк (Лозинский)

10. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Рай схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle