митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Преподобного Сергия 53

Ищите прежде царствия Божия(Лк. 12:31).

Кто не знает, что земные блага ничего не значат в сравнении с благами небесными? Кто не знает, что Царствие Божие должно быть единственным предметом всех наших мыслей, желаний и действий? Кто не знает, что попечение о спасении души нужнее чем попечение о теле?

Казалось бы, не нужно было занимать внимание настоящего собрания теми истинами, которые всем и каждому известны; не нужно бы говорить христианам о том, чему учит их христианство. Но что делать! Опыт свидетельствует, что мы более печемся о стяжании благ чувственных, нежели о приобретении благ духовных, более занимаемся угождением плоти, нежели спасением души, более подвизаемся для времени, нежели для вечности. Опыт понуждает намеренно внушать и повторять: ищите прежде царствия Божия.

Иисус Христос не требует от нас только знания, но исполнения. Он требует подвига: ищите; заповедует искать преимущественно пред всеми благами мира: ищите прежде (Мф. 6:33) и обнадеживает нас приобретением всего нужного для временной жизни: и сия вся приложатся ваш.

Празднуя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, который действительно искал царствия Божия и искал прежде всего и паче всего, чем иным можем ублажить кончину жительства его, как не подражанием его святому примеру в искании царствия Божия? Поучимся убо, где должно искать царствия Божия и как искать?

Господь Иисус Христос, возвещая нам царствие Божие, показывает, где должно искать оного. Царствие Божие, говорит Он, внутрь вас есть (Лк. 17:21). Почему нет нужды переходить с одного места на другое, из одной страны в другую ради царствия Божия. Оно внутрь нас. Не нужно искать его в чувственных удовольствиях, в земных сокровищах, в почестях и славе: оно внутрь нас. Не нужно искать его в любви друзей, в благорасположении богатых, в милости сильных земли: оно внутрь нас. Но где царство, там, без сомнения, и Царь. Мы живем в Боге, как говорит Апостол, о Нем живем и движемся есмы (Деян. 17:28), и Бог живет в нас, по слову того же Апостола, когда мы достойны того. Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13). Мы во Иисусе Христе: всu бо вы Сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит Апостол (Гал. 3:26–27), и Христос в нас: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56). Видите, как понятие о царстве соединяется с понятием о Царе.

Внутреннее царствие Божие есть царство духовное. Оно состоит в дарах и благах Божественных. Сии дары и блага поколику происходят от Бога, суть плоды и действия царствия Божия. Так первоначальный свет, которым просвещается всякий человек, грядущий в мир (Ин. 1:9), есть залог царствия. Так закон Божий, начертанный на скрижалях сердца нашего, есть залог царствия. Так вера во Иисуса Христа, действующая любовию (Гал. 5:6), которая от Бога (Ин. 4:7), есть залог царствия. Кто имеет сии блага, сии дары и им подобные, тот близок к царствию Божию. Впрочем оно не в каждом из нас в одинаковой степени. В ином, как читаем в притче Евангельской, оно так мало, как зерно горушно (Мф. 13:31); в другом подобно древу, в ином еще развивается, а в другом уже возросло. Но есть и такие, в которых семя царствия Божия подавлено нечестием. У таковых стоит Господь, толкая в двери сердец их, то словом Евангелия, то гласом совести, то скорбями и болезнями, то бедствиями и несчастиями.

Скажут некоторые: для чего же искать царствия Божия, когда оно в нас находится? Конечно, не нужно бы было искать его, если бы оно не выходило из мыслей наших и желаний; не нужно бы искать, если бы оно не сокрывалось никогда в нас и для нас. Но когда мрак заблуждений и предрассудков облежит ум наш, когда шум страстей заглушает глас совести, когда искушения плоти и мира ослабляют силу нашей веры: то нужно уже искать в себе того света, которым просвещены при вступлении в мир, того закона, который вложен у нас в сердцах, той веры, которую сообщила нам Благодать Божия в возрождении? Как не искать жизни, которою живем о Боге? Как не искать царствия Божия? Оно в нас, но мы не видим его при затмении чувств; оно в нас, но не постигаем его при рассеянии мыслей. От чего происходит, что мы иногда долгое время ищем какой-либо вещи, между тем как лежит она и пред глазами и пред руками? От глубокого устремления мыслей на другой предмет. От сего же глубокого устремления сердца к благам земным происходит и то, что мы не видим и не ощущаем внутрь себя царствия Божия.

Царствие Божие внутрь нас есть залог и основание не токмо того царствия Божия на земле, которое состоит, по слову Апостола, в правде, мире и радости о Дусе Святе (Рим. 14:17), но и того на небеси, которое откроется в вечной жизни, в вечном блаженстве и вечной славе.

Царствие Божие на земле есть правда, мир и радость. Но кто оправдывается заслугами Иисуса Христа, если не верует в Него всем сердцем своим и всею душею своею? Верова Авраам Богови и вменися ему в правду, говорит Апостол (Рим. 4:3). Кто приобретает мир, как не оправдившийся верою? Оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, вещает тот же Апостол (Рим. 5:1). Кто радуется радостию Божественною во всех обстоятельствах жизни своей, как не тот, в котором обитает Сам Господь? Так радовался во страданиях своих Апостол Павел; но сия радость, без сомнения, происходила от единения его со Христом. Он говорит: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

Царствие Божие на небеси есть царство вечной жизни и вечной славы. Чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо нужно иметь здесь семя небесной жизни. Ибо только сеющий в дух от духа пожнет живот вечный, а сеющиии в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. 6:8). Чтобы быть участником вечной славы, необходимо нужно еще здесь положить восхождения в сердце своем, обновиться благодатию, усердно понести труд служения Богу, преуспевать день от дня в подвигах брани с врагами спасения и в делах угождения Богу, под руководством Церкви, под знаменем креста Христова: ибо один только Христос есть упование славы нашея (Кол. 1:27) и только духом Его, мы преобразуемся от славы в славу (2Кор. 3:18), имея получить каждый мзду по своему труду.

Ищите прежде – прежде всего, что потребно для тела, очищайте прежде ум свой от заблуждений и предрассудков, дабы просиял в нем свет Божий; очищайте прежде сердце свое от грехов, дабы сила закона внутреннего и вспомоществующей вам благодати могла иметь свое действие; очищайте веру свою от суеверия и любовь к Богу от любви к миру. Таким образом, когда очистите в себе семя духовной жизни, семя царствия Божия, старайтесь возгревать (2Тим. 1:6) его, развивать и возращать. Ищите усильно: ибо только усильным искателям оно обещано. Царствие небесное нудится и нуждницы восхищают е, говорит Христос (Мф. 11:12). Нужно ли проходить путь скорбей и страданий? Не ужасайтесь сего пути: многими бo скорбьми подобает внити в царствие Божие (Деян. 14:22). Нужно ли умерщвлять плоть свою? Умерщвляйте ее постом и бдением: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Нужно ли отвергнуться собственных удовольствий, собственных благ, собственной чести? Отвергайтесь и сего: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, вещает Христос (Мк. 8:34). Словом: ищите царствия Божия так, как искали доселе ничтожных удовольствий и тленных сокровищ мира сего, – не взирая ни на какие труды и опасности. Если чего не можем сделать собственными силами; то силу свою в немощах наших совершит Господь. Невозможная у человек, возможна суть у Бога, говорит Христос (Лк. 18:27). Ищите неуклонно. Идя по тесному пути к царствию Божию, вы отнюдь не должны озираться вспять: ибо обратный путь удаляет нас от спасительной цели шествия, и мы своим возвращением вспять, возвращением к миру, во зле лежащему, разрушаем начатое дело спасения. Лучше бо бе, говорит Апостол, не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя нам святыя заповеди (2Пет. 2:21). Идя по пути к вечному животу, вы не должны даже озираться на предметы, позади себя оставленные, дабы в рассеянности не потерять из виду узких врат, вводящих в живот. Никтоже, говорит Иисус Христос, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие (Лк. 9:62). В продолжении всего пути вы должны искать благ царствия Божия в постоянном направлении духа своего к Богу, в полной, сыновней преданности Ему всех мыслей, желаний и сил, в непрестанном содействии святым намерениям Его о вас, в неутомимом исполнении Его воли и в сладостном свидетельстве совести, что вы чада Его.

Вот как должно искать царствия Божия! Кто так ищет, тот, без сомнения, обретает его и на земле, и на небеси. Кто же обретает, тот имеет уже все, по непреложному обетованию Господа. Божественный Апостол признавался о себе и о других подвижниках спасения, что мы и алчем и жаждем и наготуем и страждем и скитаемся и труждаемся делающе своими руками (1Кор. 4:11–12), и в тоже время уверял: яко нищи, а многих богатяще: яко ничтоже имуще а вся содержаще (2Кор. 6:10). Кто же из обилующих благами мира сего может сказать о себе, что он всем обладает? Кто из нуждающихся в пищи и одеянии может сказать о себе, что многих обогащает? Нет! – так говорить и чувствовать могут одни только те, кои обрели царствие Божие, правду, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17).

Христиане! Будем искать царствия Божия. Будем вселять Христа в сердца свои верою, да с Ним воцаримся и прославимся на небеси. Аминь.

* * *

53

Произнесено 25 сентября 1827 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Sermons – Epiphany Антоний, митрополит Су́рожский

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Елиаким профессор Александр Павлович Лопухин

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Библейская энциклопедия – Послание к Галатам архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Фотий, Митрополит Киевский митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Послания – Послание 310(498). Чадам Еводию и Иоанну преподобный Феодор Студит

7. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

8. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 175. Златоустый толкователь Нового Завета: общие черты толкований; достоинства частные; его обозрение Свящ. Писания. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Женские подвиги и добродетели в живых рассказах священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle