митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца 54

Приидите ко Мне в cu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим . Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11:28–30).

Так читаем в Евангелии, когда совершаем память Преподобного Отца нашего Сергия.

Что за намерение приложения слов Христовых к памяти Его угодника? Намерение то, чтобы, слышав призывание Христово, мы видели того, который уже пришел к Нему, по гласу Его, и слышав обещание успокоения, видели того, который уже обрел в Нем успокоение от трудов своих и подвигов. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, отвергнув заблуждения и предрассудки века сего, обременяющие наш дух, поучались живым и спасительным истинам в Слове Божием, и, презрев правила и обычаи мира сего, отягощающие наше сердце, следовали правилам и заповедям Господним. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, сложив с себя тяжкое бремя грехов, забот и скорбей, пришли ко Иисусу Христу и, взяв благое и легкое иго Его, обретали в Нем покой и радость.

Намерение святое! Сам Господь внушил его пастырям и учителям святой Церкви, – Сам Он научил их возвещать при прославлении Святых и то учение, которому последовали они, и те заповеди, на которых основались их духовные подвиги. Посему мы должны взирать на их жизнь, как на самое учение Христово, приведенное ими в исполнение, и внимать словам Христовым, как делам святых Божиих.

Итак не оставим без внимания, что во внимании у самой Церкви: не оставим без размышления, что внушает нам Господь в чтенном ныне Евангелии. Рассмотрим, кто труждающиися и обременении, в чем состоит иго Христово, почему оно благо и легко, и как успокоивает Иисус Христос приходящих к Нему.

Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии.

Кого так призывал Иисус Христос? Он призывал Иудеев, которые изнемогали под игом работы (Гал. 5:1), были отягощены человеческими преданиями (Mк. 7:8) и обременены учением фарисейским (Мф. 23:4); призывали язычников, которые сидели во тьме идолослужения (Мф. 4:16), были порабощены владычеству постыдных страстей и обременены самыми грубыми пороками (Рим. 1:26); призывали всех грешников, искавших везде своего спасения и нигде не обретавших его. Не приидох бо, говорит он, призвати праведныя, но грешныя на покаяние (Мф. 9:13), взыскати и спасти погибшаго (Мф. 18:11), не судить мирови, но спасти мир (Ин. 3:17). Очевидно, что призывание Христово было всеобще, относилось ко всем чадам Адамовым, ко всему миру. Но есть ли оно всеобще для всех времен? Не заключалось ли только в пределах времени земной жизни Христовой? – Нет, – оно объемлет грешников всех времен. Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки (Евр. 13:8). Он призывал, призывает и ныне, и будет призывать до скончания века. Ибо всегда были труждающиися и обремененнии, есть и ныне, и будут до скончания века.

Кого призывает Он ныне? – призывает нас, христиане, которые труждаемся под игом греха, нас, которые обременены заботами и попечениями земными, нас, которые изнемогаем от скорбей и болезней.

Мы труждаемся под игом греха. Рождаясь во грехе, мы не можем не иметь его, доколе живем здесь на земле. Тот грешит и грешит опасно, кто думает о себе, что он безгрешен, свят и праведен. Аще речем, говорит св. Иоанн, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас (1Ин. 1:8). Когда Апостол чувствовал живущий в себе грех (Рим. 7:17) и находил закон в членах своих, противный закону ума своего (Рим. 7:23): то не в большей ли силе сей грех чувствуем мы, которые и в духе веры немощны, и в силе любви слабы? Не находимся ли даже во власти греха? Не попускаем ли ему действовать в нашем сердце и владычествовать над нами? Подлинно, каждый из нас творит грех или мыслями, или чувствами, или словом, или делом. Иногда желали бы мы избавиться от нечистых мыслей и нечистых чувствий, но, работая греху, можем ли остановить действия его в сердце? Иногда желали бы остановить пагубную страсть и бросить порочное дело; но, находясь в оковах страсти, в силах ли расторгнуть оные одним желанием? Иногда желали бы отказаться от некоторых правил и некоторых обычаев мира, чувствуя от них тягость и скуку, но живя и дыша духом мира, как дерзнем отказать его требованиям? И потому, труждаясь под игом греха, ничего не можем сделать, что бы не было проникнуто его ядом.

Мы обременены заботами и попечениями. Грех есть такой властелин, который налагает на рабов своих заботы за заботами, попечения за попечениями. Если владычествующий грех есть гордость житейская: то побуждает заботиться о снискании славы, почестей и отличий. Если похоть очес: то заставляет пещись о стяжании богатства. Если похоть плотская: то влечет к удовольствиям чувств. Но это только общии заботы, в которых обыкновенно погрязают все пленники греха. Сколько же есть у каждого собственных забот и нужд, порождаемых собственными прихотями и желаниями! Иной печется об удовольствии в пище и питии, другой – об украшении себя одеждою и уборами. Иной заботится о великолепии и богатстве дома, другой о пышности и блеске колесниц. Иной печется, как сохранить доброе имя, не жалея своего имущества, другой – как больше собрать сокровищ, не жалея своего здоровья и чести имени. Иной заботится, чтобы угодить другим, другой – чтобы угождали ему другие. Словом – нет человека, который бы прожил свой век без забот и трудов. Самый ленивый имеет свои дела, и самый беспечный имеет также свои заботы.

Мы изнемогаем от скорбей и болезней. Грех есть такой мучитель, который, изнуряя нас заботами, изнуряет еще скорбями и болезнями. Кто не сетует, когда не достигает цели своих намерений и действий? Кто не печалится, когда теряет приобретенное благо? Кто не скорбит, когда встречается с неприятными случаями и обстоятельствами жизни? Но сию скорбь и печаль производит грех, живущий в нас. Есть скорби, которые причиняет совесть. Предваряя греховное дело увещаниями, сопровождая его угрозами и преследуя упреками, она приводит грешника в стыд, страх и омерзение к самому себе. Сколько бы он ни старался успокоить ее и усыпить; она рано или поздно пробуждается, и напоминает ему о грехах и пороках, представляет пагубные их следствия, беспокоит его и терзает – Сверх скорбей, от которых страждет душа, еще есть разного рода болезни, от которых страждет тело. Так одной болезни подвергается сын гордости и надмения, другой сын корыстолюбия и зависти, в одну впадает невоздержный в пище и питии, в другую – роскошный и распутный. – Правда, что не каждый грех и порок зараждает в нас свою собственную болезнь, однако ж каждый грех и порок, если не зараждает новой болезни, то усиливает и умножает уже зародившиеся в нас. Сколь истинно то, что оброцы греха смерть (Рим. 6:23), столь же несомненно и то, что болезни и недуги телесные суть, хотя малые, но оброки того же греха.

Итак, не видите ли, христиане, что мы действительно те самые, которых призывает к себе Иисус Христос? Не видите ли, как мы нуждаемся в свободе духа, в успокоении и утешении сердца? Последуем же гласу Спасителя нашего. Пойдем к Нему; упокоимся в Нем.

Но как пойдем, находясь в оковах плоти и мира? Как приблизимся к Господу, имея сердце, оскверненное грехами? – Сей вопрос разрешает Он Сам: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, говорит Он. Что это за иго?

Иго Христово есть наше покаяние. Иисус Христос, призывая к себе Иудеев, требовал, чтобы они нелицемерно раскаялись во грехах своих. Покайтеся, вещал им (Мк. 1:15). Сего покаяния требует Он и от нас. Покайтеся, вещает Он; войдите в самих себя; рассмотрите дела свои и поступки; сознайтесь в бедности и окаянстве, в слепоте ума и бессилии воли. Покайтеся: восчувствуйте всю гнусность грехов своих; пролейте горячии слезы искреннего раскаяния; очистите ими всякую скверну плоти и духа. Покайтеся: обратитесь ко Мне всею душею, твердо решитесь не делать того, что удаляет вас от Меня; обновитесь в мыслях и желаниях; возродитесь силою таинств Церкви Моей. Вот иго Мое! возмите его на себе.

Иго Христово есть наша вера. – Иисус Христос, призывая к покаянию Иудеев, обязывал их и к вере. Покайтеся и веруйте во Евангелие (Mк. 1:15). Сию веру соединять с раскаянием повелевает и нам. Вы, вещает Он, хотя веруете во Евангелие, но веруете только устами; хотя исповедуете Меня Спасителем своим, но исповедуете только словами. Лицемеры! Что предсказал Пророк Исаия об Иудеях, то относится и к вам: приближаются Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15:7–8). Если желаете приблизиться ко Мне, то веруйте во Евангелие, с сердечным принятием его, с живейшею уверенностию в спасительности учения: глаголы, яже Аз глаголю, дух суть и живот суть (Ин. 6:63). Веруйте в Меня с совершенным покорением разума и сердца, с искренним исполнением Моих заповедей. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7:21). Вот иго Мое! Возмите его на себе.

Иго Христово есть наше самоотвержение. Иисус Христос, поучая вере, заповедует отвергнуться самого себя. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8:34). Сие иго предлагает и нам. Вы, учит Он, любите все земное паче Мене: возлюбите Мене паче всего, вам любезного. Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Вы привязаны к собственной чести, собственной выгоде или собственному удовольствию: отвяжитесь от них, как от предметов земных, временных и ничтожных. Если приходит к вам честь, без вашего домогательства, обращайте ее к чести и славе Божией, исповедуя пред Ним и человеками свое смирение и недостоинство. Если приходит к вам богатство, без вашего искания, разделяйте его с теми, которые нуждаются в пище и одеянии, и владейте им во благо, живя так, как бы не имели богатства. Если приходят удовольствия, без вашего желания, смотрите на них, как на суету мирскую. Вас презирают, ненавидят, гонят? – ответствуйте на все сие любовию и благотворением. Вас постигает нищета и бедность, поражают скорби и несчастия? Переносите равнодушно и терпеливо с твердым упованием на всеблагий промысл Божий. Вот иго Мое! возмите его на себе.

Таково учение Божественного учителя о Его иге! Как Он кроток и смирен сердцем, то и в учении Его одна кротость и смирение. Как Он весь исполнен любовию к человеку, то и учит одной любви.

Любовь есть сущность ига Христова. Она должна оживлять покаяние грешника, оплодотворять его веру и одушевлять крест самоотвержения. На что взирает Иисус Христос в раскаянии грешника? На любовь к Нему. Так, когда грешница помазала миром ноги Его, омыла их слезами и отерла власами своими, Он, не смотря на то, что она обременена была множеством грехов, разрешает ее, глаголя: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много (Лк. 7:47). Чего требует от веры? Любви. Так Он требовал от одного из Апостолов Своих, прежде того получившего одобрение своему твердому исповеданию, троекратного подтверждения любви к Нему (Ин. 21:15). Что нужно Ему в самоотвержении? Полная и всецелая любовь, по реченному: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца своего и от всея души твоея и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим (Лк. 10:27). Таким образом все иго Христово состоит только в том, чтобы любовь к самим себе и к миру, обратили мы в любовь к единому Богу. Сия бо есть любовь Божия, утверждает св. Иоанн, да заповеди Его соблюдаем: и заповеди Его тяжки не суть (1Ин. 5:3).

Теперь не трудно усмотреть, почему иго Христово легко и благо. Благо: ибо предлагается Подателем всякого блага, вводит нас в спасительное познание самих себя, открывает в нас благие намерения, благие действия и благие чувства и влечет к верховному благу. Легко: ибо не обременяет заботами земными и попечениями житейскими, не отягощает совести и не требует сил, каких не имеем. Тяжело ли, например, оставить множество излишних забот и иметь одну заботу, как угодить Богу? Тяжело ли, сохранить смирение на высоте славы и почести, сохранить кротость при оскорблениях от других? Тяжело ли довольствоваться тем, что имеешь? Тяжело ли воздерживаться от греховных удовольствий чувственных? Если исполнение сих обязанностей тяжело, то скажите, легче ли заботиться непрестанно о том, что никогда не насыщает глада желаний? Легче ли быть в страхе всегда, чтобы не быть уничиженным? Легче ли предаваться гневу и злобе, страдать от алчбы и жажды и убивать себя невоздержанием? Нет, – иго Христово несравненно легче, чем иго греха, плоти и мира. поелику душа ига Христова есть любовь: то она и дает силу несущему иго и творит самое иго легким в ношении. И, притом, неужели сам Господь не поможет тому, кто, похитив слабое сердце из мира, полагает его в силу Господню? Иисус Христос уверяет нас, что вся возможна верующему (Mк. 9:23). Апостол Павел свидетельствует, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28). Так же и Апостол Петр, что Бог даровал нам вся Божественныя своя силы, яже к животу и благочестию (2Пет. 1:3).

И Аз упокою вы: и обрящете покой душам вашим.

Когда сие последует? При ношении ли ига здесь на земле? – или, по сложении его, там – на лебеси? Господь исполняет Свое обещание и на земле, и на небеси.

На земле: кто несет иго сердечного раскаяния во грехах своих, тот не может не чувстовать в себе духовного утешения. Ибо Господь, приемля сокрушенного и уничиженного грешника, очищает его от грехов и беззаконий Своею святою кровию. Аще исповедуем грехи наша, говорит св. Иоанн, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Ин. 1:9). Кто несет иго живой веры, тот наслаждается Божественным покоем. Ибо вере обещано спасение: вера твоя спасе тя (Мф. 9:22), говорит Иисус Христос тем, над которыми совершал чудесные исцеления. Но где спасение, там, без сомнения, и успокоение. Кто несет иго самоотвержения постоянно и неуклонно, тот имеет сокровен живот свой со Христом в Бозе (Кол. 3:3); ибо не ктому себе живет, но умершему за него и воскресшему (2Кор. 5:15). Чего же не ощущает он, когда всем существом своим погружен в любовь Божию?

На небеси: если подвижники веры обретают успокоение своего духа во времени, по мере приближения своего ко Христу, по мере отображения Его жизни в своей жизни: то, без сомнения, обретут покой нескончаемый и всесовершенный в вечности, когда увидят Его лицем к лицу. Входим в покой веровавшии, свидетельствует Апостол (Евр. 4:3). Сей покой есть покой совершеннейший, ничем не прерываемый и ничем не возмущаемый. И отымет Бог всяку слезу от очию их и смерти не будет ктому, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому, говорит Святый Иоанн в откровении (Откр. 21:4).

Итак, труждающиеся и обремененные христиане! грядите ко Иисусу Христу с сокрушенным сердцем; грядите с живою верою и пламенною любовию; грядите, пока зовет вас: приидите ко Мне. Будет день, в который всем, непослушавшим Его гласа, Он скажет: отыдите от Мене. Аминь.

* * *

54

Произнесено 23 сентября 1829 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Введение в Новозаветные книги Священного Писания епископ Михаил (Лузин)

2. Слова и речи. Том I – Слово в неделю двадцать четвертую митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Фотий, Митрополит Киевский митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Дионисии архиепископ Суздальский профессор Александр Павлович Лопухин

6. Послания – Послание 9(197). К Феоктисту пустыннику преподобный Феодор Студит

7. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

8. Дневник: Т. 1. 1880-1901 – Список сокращений библиографических названий митрополит Арсений (Стадницкий)

9. Судьба и грехи России – Трагедия древнерусской святости профессор Георгий Петрович Федотов

10. Религиозно-нравственные стихотворения (юношеские) архимандрит Порфирий (Виноградов)

Комментарии для сайта Cackle