Библиотеке требуются волонтёры

митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 56

Блажени нищии Духом (Мф. 5:3).

Три торжества стеклись в настоящий день: праздник воскресения Христова, память угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая, и тезоименитство Помазанника Божия, Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. Каждое из сих торжеств имеет свой собственный предмет прославления; но в каждом предмете один верховный действователь – Господь. Он освятил и прославил сей день Своим воскресением из гроба; Он исполнил Святителя теми духовными дарованиями, за которые днесь ублажаем Его; Он благословил именем Его Царя нашего, которого днесь от всего сердца приветствуем, как дети чадолюбивого Отца, желанием здравия и долгоденствия. Он один есть источник настоящей радости; и к Нему единому должны быть обращены наши сердца. Святая Церковь, ублажая Святителя и Чудотворца Николая, прославляет Господа, и, прославляя Господа, Она молит Его и просит чрез сего Святителя, как близкого к Его Престолу, да прославит паче и паче победоносное имя Монарха нашего ко благу Церкви и к славе Отечества. Чем безусловнее наша покорность и преданность к Царю, тем молитвы наши пред Богом действительнее; а чем угоднее Богу молитвы, тем торжество блистательнее.

Видите, братия христиане, как торжество Церкви соединяется с торжеством гражданства, как вера входит в обязанности граждан к Царю, и как, празднуя день Угодника Христова, празднуем вместе и день Помазанника Божия, в одном духе веры и к единой славе Господней. Что ж извлечем из совокупности предметов настоящего торжества, и близкое к предметам, и полезное для души? Что скажем в наставление наше? То, чему учит нас Господь в чтенном ныне Евангелии, – то, за что Церковь ублажает Святителя. Господь учит: блажепи нищии духом, а Церковь воспевает, что Святитель стяжал нищетою богатая. Итак, нет другого наставления, столь сообразного с торжеством, столь полезного для празднующих и столь близкого к умилению молящихся о Царе, как то, которое внушает в слове Своем Господь и которое предлагает нам в жизни Его Угодник.

Когда собралось ко Иисусу Христу множество народа послушати Его, как говорит Евангелист, и изцелитися от недуг своих (Лк. 6:18): то первый взор Его – на нищих, первое слово Его – к нищим, и первым им усвояет Он Царствие Небесное. Узрев народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к нему ученицы Его: и отверз уста Своя, учаше их глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное (Мф. 5:1–3).

Кто ж были нищие духом? – Это были люди, малоизвестные по своему роду и малозначительные по состоянию; это были рыбари, непросвещенные по уму, но способные к принятию света Евангельского, не образованные по сердцу, но готовые к возвышенным чувствованиям и впечатлениям; это были ученики Христовы при самом начале избрания их в Апостольство. И той возвед очи Своя па ученики Своя, глаголаше: блажени нищии духом: яко ваше есть Царствие Божие (Лк. 6:20).

Почему же они названы нищими? Потому ли, что были бедны в духовных силах? Но сия бедность, в которой обыкновенно рождаются все люди, есть наказание за грех. Или потому, что были скудны силою и действием того самого греха, который по падении остался в нашем духе, и в нем господствует. Так! Это самое разумеет Иисус Христос под нищетою духа. Он смотрит не на бедность в духовных познаниях, и в духовных чувствованиях, но на скудость в высокомерии, самонадеянии и непокорности.

Дух наш и нищ, и богат. Нищ: ибо враг Божий выкрал из него сокровище небесное. Богат: ибо тот же враг оставил в нем свое имущество – гордость и непослушание. – Нищ: ибо лишен света – познавать истину, и лишен силы – творить добро. Богат: ибо обилует заблуждениями и пороками. Таковый дух, созданный для обладания премудростию и святостию, но обладаемый грехом, – может ли быть угоден своему Создателю? Кто благодетельствует бедному – богатому? Кто любит нищего – гордого? Представим, например, двоих из обыкновенных в мире нищих. Оба нуждаются в пище, одеваются кое-как, и живут кое-где; оба бродят по миру и просят милостыню. Но один прост и искренен, смирен и кроток, трудолюбив и набожен; другой, напротив, лукав и скрытен, горд и сварлив, ленив и невоздержен. Кому из них оказываем свою милость и охотнее, и скорее? Очевидно, кто живет истинно по христиански. Не так ли поступает с нами Господь, когда не всем нам сообщает Свои Божественные блага? Никто, кроме кротких и послушных, Ему неугоден. Он говорит чрез Пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2); и никому, кроме уничижающих себя, не подает даров благодати: зоне Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3:34). Ничему, кроме смирения и кротости, не заставляет Христос учиться у Него: научитеся от Мене, говорит он, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29); и ничего, кроме глубочайшего смирения и послушания не представляет в Своей жизни: иже во образе Божий сын, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:6–8).

Посмотрим на самих нищих духом, учеников Христовых. Что в них особенно замечательно и особенно важно? Смирение и покорность духа, чистота и готовность сердца. Им сказал Христос: грядита по Мне. Кто бы из людей самомечтательных поверил скоро словам Наставника, который Сам нигде не учился? Кто бы из людей своекорыстных поручил себя охотно такому Вождю, который Сам ничего не имеет? Кто бы из людей, привязанных к удовольствиям чувств, пошел быстро за таким человеком, который недавно вышел из пустыни и любит поститься? Всякий прежде, нежели решился бы следовать, спросил бы призывающего: что за цель призывания? каких выгод можно надеяться от него? легок ли и приятен ли самый путь? Но простодушные рыбари поступили совсем иначе: поверили Христу искренно, как дети отцу, и пошли за Ним скоро, как нищие за раздаятелем милостыни; оставив все, свои сети и ладьи, свои дома и даже отцов. Вот нищие духом!

И мы, братия мои, нищи. С каким смирением и уничижением испрашиваем почестей и отличий для насыщения алчущего честолюбия! Как охотно и скоро оставляем свои дома и свои семейства для утоления жаждущего корыстолюбия, чтобы приобрести сокровища в отдаленных краях света! Как усердно и поспешно идем на зрелища для наслаждения своих чувств разного рода удовольствиями и забавами! Но сколь близко сходствуем с духовными нищими с одной стороны, столь далеко отстоим от них с другой. Просим, ищем, домогаемся – и чего же? земных благ и чувственных удовольствий, камней и металлов, воздушных огней и полевых цветов. И где же думаем найти совершенное удовлетворение во всех своих нуждах? – В мире, любовь к коему запрещена (1Ин. 2:15), в мире, который по сказанию св. Иоанна, весь во зле лежит (1Ин. 5:19), в мире, который по свидетельству Ап. Петра, сберегается огню (2Пет. 3:7). Стало быть, мы нищи плотию, а не духом, нищи пред миром, а не пред Богом.

Подлинно, что мы за духовные нищие, когда дух наш наполнен заблуждениями и сомнениями в Божественной вере, холодностию к св. Церкви и отвращением от св. ее уставов и постановлений? – Духовные нищие в исповедании веры – тверды, в усердии и ревности к Церкви – постоянны, и в соблюдении ее правил – нелицемерны. Что за духовные нищие, когда хвалимся своим умом, своими добродетелями, своею знатностию и благородством? Духовные нищие называют себя землею и пеплом, видят в себе одни грехи и хвалятся одними недостатками и немощами. Что за духовные нищие, когда обилуем страстями и прихотями? Духовные нищие распинают свои страсти, и живут без прихотей. Нет! мы нищие – богатые. По одним чертам похожи на того фарисея, который молился сам в себе, так: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодеи (Лк. 18:11), а по другими – на того богача, который говорит о себе: богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую (Откр. 3:17). Но припомним, братия, что первый не удостоился получить оправдания, а последнему сказано было от Господа: изблевати тя от уст Моих имам (Откр. 3:16).

Впрочем, как бы кто ни был богат высокомерными мыслями, не может не видеть иногда, что он окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг. Что значит тупость ума в познании вещей духовных, ума, который остр, плодовит и изобретателен в предметах роскоши? Что значит слабость воли в побеждении гнусных страстей, воли, которая сильна и могуща в преодолении даже самых стихий? Без сомнения, это суть ясные признаки естественной нищеты духа, нищеты в умственных и нравственных его силах. Также, как изъяснить тяжкие и глубокие воздыхания сердца, когда нет ни скорбных мыслей, ни горестных воспоминаний, ни печальных пред их глазами предметов? Как изъяснить ту пустоту духа и ту тоску сердца, которые чувствуем, возвратясь в самих себя от рассеяния? Как бы кто ни изъяснял таковое состояние духа, увидит наконец, что воздыхает в нас и скорбит сей самый дух, подобно бедному и нищему, оставленному без всякого призрения.

О, если бы каждый из нас, сколь можно чаще внимал тайному голосу своего духа, сколь можно яснее понимал слова его, и сколь можно живее чувствовал свои недостатки и несовершенства! Перестал бы мечтать, что он что-либо знает и что-либо значит. Сознание и чувствование своей греховности смиряет нас, делает кроткими, покорными, терпеливыми, богобоязненными, делает духовными нищими.

Вот наставление для празднующих память Угодника Христова! – Какое же наставление нам от торжества тезоименитства Помазанника Божия? – То же самое, что и для первых. Чего требует Царь от своих подданных? Безусловного повиновения и безусловной покорности. Что ж это, если не духовная нищета? Чего требует Начальство от вверенных смотрению его граждан? того, чтобы были менее порочны, бегали преступлений; но быть таковыми не то же ли значит, что быть нищими духом? Гражданин общества, кто бы он ни был, есть вместе и христианин. Следственно он везде и во всяком случае должен быть нищ страстями и пороками, и богат благими чувствованиями, и добрыми делами.

Заключим слово наше молитвою: Господи! мы охотно желаем быть по слову Твоему нищими духом; но не можем исторгнуть из себя любимых страстей и привычек. Помоги убо нам вседетельною благодатию. О сем молим и просим Тебя чрез Твоего Угодника, Святителя и Чудотворца Николая. Аминь.

* * *

56

Произнесено 6 декабря, 1831 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle